Показано материалов: 8276-8280
Потакать. Значение и происхождение слова Слово потакать означает «потворствовать кому-либо в чем-либо или чему-либо». Например, мы говорим: она потакает малышу в шалостях или скажем она потакает шалостям малыша. Это слово свойственно живой разговорной речи, мы произносим его обычно с оттенком неодобрения. В русской народной речи слово потакать имеет множество производных. В словарях приводится, кроме потакать, еще и глагол потачать с тем же значением. В крестьянской речи можно услышать выражение «испотачили ребенка», то есть избаловали, постоянно исполняя все его прихоти. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля указаны еще и названия действия по глаголам потакать, потачить и потакнуть — это слова по таканье, потака, потачка, даны пояснения к ним: «попущенье, поноровка, поблажка, повадка». Приводятся примеры на употребление этих слов в живой речи вроде такого: «У них дети потачкой изважены!» Человека, который во всем потакает, потворствует кому-либо, называют потакальщик, потакальщица, еще пота-ковник или потаковщик с соответствующими женскими формами. Есть у В. И. Даля и слово потатчик в этом же значении и потатчица. Часть этих слов, вероятно, очень старые в русском языке. По крайней мере в письменных документах XVII века слово потаковщик встречается довольно часто, особенно в челобитных, в жалобах. В. И. Даль приводит в своем словаре прекрасную поговорку: «Не люби друга потаковщика, люби встречника». Происхождение у слова потакать прозрачное: здесь приставка по- и корень так. В старинном русском языке это наречие тако. Значит, потакать — это первоначально «говорить так», то есть «соглашаться, одобрять». Мы бы теперь сказали: «поддакивать». Тот же корень мы находим в старинном русском слове стак, что значит «сговор» и в глаголе стакнуться, что значит «сговориться, вступить в сговор». Все эти слова имеют оттенок неодобрения, означают действия предосудительные. Так надо понимать и строку из стихотворения Т. Кузовлевой: Не потакай себе — Потатчики найдутся, Потатчики — те, кто будет соглашаться во всем с тобой, не перечить тебе. Как у Даля: «Не люби друга потаковщика, люби встречника». |
Что такое пажити? Значение слова В известном стихотворении К. Симонова, обращенном к А. Суркову и начинающемся словами «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины», есть такие строки: «Мы вас подождем!» — говорили нам пажити, «Мы вас подождем!» — говорили леса.
Словом пажить (или чаще в форме множественного числа _ пажити) называют луга с густой, сочной травой, пастбищные угодья. В толковых словарях современного русского литературного языка слово пажить сопровождается обычно стилистическими пометами «устарелое», «областное» или «традиционно-поэтическое». Как приметный поэтизм существительное пажить (или пажити) нередко встречается в стихах А. С. Пушкина, К. Н. Батюшкова, Е. А. Баратынского, Н. М. Языкова, И. С. Никитина и других русских поэтов. Вспомним строки из пушкинского стихотворения «Вновь я посетил...», где поэт говорит об озере: Меж нив златых и пажитей зеленых Оно, синея, стелется широко... Слово пажить восходит к древнерусскому существительному, которое звучало точно так же и имело общее значение «луг». Этимологически (и по смыслу) слово пажить находится в историческом родстве с глаголом жить, живу. В Словаре В. И. Даля слово пажить определяется как «луг или поле, где пасется скот; пастбище». В отличие от выгона, который прямо за околицей, пажить — это дальний и кормовой выгон, где обычно скот и ночует. В старину в русском языке существовало и прилагательное к слову пажить, а именно — пажитный. Например, об угодьях, содержащих пажить или относящихся к пажити, говорили: пажитные места. Прилагательное пажитный впервые отмечено в словаре «Российский целлариус, или этимологический российский лексикон», изданном в Москве в 1771 году.
|
Косить траву или сено? Как правильно? В современной устной и в письменной речи применяются оба сочетания косить траву и косить сено. При этом они оба традиционны. Вот, например, еще у Жуковского: Вплоть до вечерней зари мы траву луговую косили. А вот строки из Крылова: Хозяин с ней и сено косит, И рубит с ней дрова, и воду носит. Иногда можно услышать такое решительное утвеожпе ние: сено косить нельзя. Косят ведь растущую на лугах' траву. Только потом, когда эту траву высушат, ее и можно называть сеном.
С первого взгляда такое утверждение кажется справедливым. Однако это только с первого взгляда... Дело в том, что слова в языке многозначны, а главное, значения разных слов не отделены друг от друга жесткими перегородками. Точно так же, как и понятия, значения слов переливаются, переходят одно в другое, накладываются одно на другое и т. д. Ведь с помощью слов и языка в целом мы обозначаем буквально все явления духовной жизни человека и материального мира. Эти переливы значений и создают богатство языка, делают его совершенным орудием человеческого общения.
Как в нашем примере? Слово сено, действительно, означает скошенную и высушенную траву, которая идет на корм скоту. Например: сухое сено, копна сена, сено заготовлено на зиму и т. п.
Однако сеном называют также траву, которая предназначена для заготовки такого корма. У прекрасного русского писателя Слепцова, обладавшего большим чувством народного языка, можно прочитать такой диалог:
«— Экое место! — вслух сказал проезжающий.
— Место потное,— от себя заметил ямщик.— Годом бывает — сена родятся богатые».
Казалось бы, речь должна бы идти о травах. Но для крестьянина это не просто трава, а именно будущий корм для скота, сено. Живой язык дает возможность как бы спрямить способ выражения, назвать сразу же сеном то, что им и станет, траву, которая для этого предназначена.
Такие обозначения в языке обычны. Мы, например, говорим: покупать хлеб, есть хлеб, называя этим словом хлеб готовое изделие из муки. И в то же время мы говорим: сеять хлеб. А это ведь, собственно зерно. И убирать хлеб — тоже говорим. А это уже «растение».
Итак, выражения косить траву и косить сено оба применяются одинаково. Мало того, именно от сочетания косить сено образованы в нашем языке многочисленные производные. Например: сенокос и сенокошение, сенокосилка и т. п. |
Что такое лебеда? Возникновение названия «Посеял лебеду на берегу...» — упоминание о лебеде в популярной русской народной песне не случайно. В русском языке лебедой называют различные растения семейства маревых, или, по старой русской терминологии, семейства лебедовых. В нашей стране насчитывается около 35 видов этих растений. В основном это сорняки, растущие в хлебных посевах, в огородах, на неудобьях. Часть этих растений употребляется на корм скоту, некоторые из них съедобны. В народе давно были замечены полезные свойства лебеды. Большой и разнообразный материал о ней можно найти в «Словаре русского языка XI—XVII веков». О приготовлении хлеба из лебеды говорится в древнерусских памятниках письменности по крайней мере с XIII века. В старинных лечебниках можно найти сведения о лекарственных свойствах некоторых видов лебеды. В народных пословицах, поговорках и в песнях лебеда упоминается довольно часто. Известный писатель-этнограф С. В. Максимов в книге «Куль хлеба и его похождения» писал о том, что во многих губерниях России в неурожайные годы лебеду постоянно употребляли в пищу. Читаем в этой книге С. В. Максимова: «Не то беда, что во ржи лебеда, а то беда, когда ни ржи, ни лебеды, говорят бедные крестьяне». М. Е. Салтыков-Щедрин бедного крестьянина назвал «человеком лебеды». И он же писал: «Лебеда, как и голод, суть выражения фигуральные, дающие место для всякого множества представлений». В Словаре В. И. Даля и в «Словаре русских народных говоров» можно найти сведения о том, что в некоторых губерниях лебеду квасили как капусту, из нее варили щи. Скажем еще несколько слов о произношении этого слова и о его происхождении. В разных славянских языках и в диалектах русского языка известно несколько вариантов произношения этого названия: это лебеда, лобода, лобуда и некоторые другие. В русском просторечии у формы лобуда развилось переносное значение «вздор, пустяки». По мнению языковеда В. А. Меркуловой, которая исследовала историю наименований растений в русском языке, это значение связано с названием пустого супа, щей с лебедой. Происходит название лебеда от древнего индоевропейского слова, которое обозначало понятие белого цвета. Тот же самый корень у нас сохранился и в названии птицы лебедя. Действительно, листья лебеды белого цвета, как будто обсыпаны мукой. |
По щучьему веленью. Возникновение выражения Это выражение мы употребляем в том случае, когда хотим сказать, что какое-то событие, действие совершается само собой, как будто чудесным образом. Чаще всего это выражение употребляется в сравнительных оборотах: как по щучьему веленью или словно по щучьему веленью.
У А. В. Кольцова есть такие шутливые строки: Не родись богатым, А родись кудрявым, По щучью веленью Все тебе готово. А вот серьезное — из поэмы А. Твардовского «Василий Теркин»: И до малого селенья Та родная сторона Не по щучьему веленью Вновь сполна возвращена, По веленью нашей силы, Русской, собственной, своей.
В общую речь выражение по щучьему веленью вошло из народных сказок. Один из очень популярных сюжетов русской волшебной сказки — сказка про Емелю. Ее читают и рассказывают детям на Руси уже не одно столетие. Жил в деревне парень Емеля, который любил только спать на печи и ничего не делать. Большого труда стоило послать его однажды на речку по воду. И здесь, в речной проруби удалось Емеле прямо руками поймать щуку. Хотел он нести ее домой, но щука заговорила вдруг человеческим голосом и попросила отпустить ее. А в награду научила Емелю волшебным словам. Сказал Емеля эти волшебные слова и ведра с водой сами домой пошли, и вода не расплескалась. Произнес их Емеля — и топор сам собой дрова рубит, а дрова сами к печке бегут. И много разных чудес совершалось с помощью волшебных слов. А звучали они просто: «По щучьему веленью, по моему хотенью, пусть будет то-то и то-то». Так очень популярная в народе волшебная сказка и стала источником крылатого выражения, обогатившего русскую фразеологию.
Мы применяем его теперь и в шутливой речи, и всерьез. И не думаем, конечно, о ленивом Емеле. Но мудрость народной сказки, ее образ навсегда запечатлен в самом строе этого оборота, в его стилистической окраске. И в этом секрет той выразительности, которую придают нашей речи такие народные пословицы, поговорки и крылатые слова. |