Показано материалов: 2721-2725
Здравый смысл с точки зрения философии. Кратко
В философии есть немало спорных положений, подвергавшихся критике на том основании, что их смысл противоречит «здравому смыслу». «Здравый смысл» твердит нам, что мы видим окружающее ясным взором и воспринимаем мир таким, каков он есть на самом деле. Недаром же «здравый смысл» привлекали к тому, чтобы доказать несостоятельность платоновского представления о высшей реальности, непостижимой для наших органов чувств. |
Добро в философии. Кратко
Наш язык таит в себе немало поводов для заблуждений. И слово «хороший» - один из примеров, заслуживающих внимания в данной связи. Мы употребляем его во множестве значений, и прежде всего - как прилагательное. Мы говорим о «хорошем человеке» или о «хорошем деле», а иногда о «хорошем фильме» или «хорошем автомобиле». Ну и так далее. Легко заметить, что в подобных случаях мы хотим указать на некое качество - на нечто «хорошее», что характерно для всех явлений и предметов, ассоциируемых с представлением о чем-то хорошем. Но очевидно, что речь при этом не идет о внутреннем свойстве. Отзываясь о ком-то как о хорошем человеке или вспоминая чей-то хороший поступок, мы выступаем с моральной оценкой. Оценивая фильм как хороший, мы судим с позиций эстетики. Говоря, что автомобиль хорош, мы одобряем его функциональность, комфорт или экономичность. |
Гуманизм с точки зрения философии. Кратко
В широком смысле слова гуманизм - такое отношение к действительности, в котором главное место отведено человеку. До Сократа греческих философов волновало преимущественно устройство мироздания, тогда как для Сократа, Платона и Аристотеля, с их интересом к политике и этике, в центре всего - человеческое существо. |
Воображение с точки зрения философии. Кратко
Воображение - это наша способность мысленно рисовать то, чего мы не видим, и даже представлять себе вещи, не существующие во внешнем мире. В первом случае эта способность отчасти перекликается с нашей памятью, во втором - ассоциируется с даром творчества. |
Аффективное заблуждение в философии. Кратко
Запасайтесь носовыми платками, потому что придется рыдать», - советовал в 1834 году французский композитор Габриэль Форе одному из друзей, отправлявшемуся в Байрейт на фестиваль оперной музыки Вагнера. «И прихватите с собой успокоительное, - продолжал Форе, - потому что экзальтация может достигнуть степени белой горячки!». Однако, по мнению других, музыка немецкого композитора навевает невыносимую скуку. «Лондонский музыкальный мир», например, в 1885 году напечатал такой отзыв: «Уж лучше бы пребывать там в беспамятстве». Именно столь впечатляющий контраст эмоциональных откликов на произведение искусства и побудил американских литературных критиков Монро Бердсли и Уильям Уимсатта выступить в 1954 году с предупреждением «о недопустимости смешивать содержание литературного [или любого другого] художественного произведения с его влиянием на аудиторию, поскольку смысл и производимое впечатление - не одно и то же». Эту «коллизию» критики назвали «аффективным заблуждением». В дальнейшем данная концепция была признана излишне упрощенной, потому что сила художественного произведения в известной мере зависит от его способности вызывать в нас глубокий эмоциональный отклик. |