Звание реалиста было мне присвоено так же, как людям 1830 года звание романтиков. Названия никогда не давали правильного понятия о вещах; если бы дело обстояло иначе, произведения были бы излишними. |
Господа и дорогие собратья!
Вы решились открыть мастерскую живописи, где вы могли бы свободно продолжать свое художественное образование, и вам было угодно предложить мне взять на себя руководство ею. |
Гюстав Курбе г-ну Морису Ришар, министру изящных искусств в Париже, 23 июня 1870. Г-н министр! Находясь в Иль-Адане, у моего друга Жюля Дюпрэ, я узнал о напечатанном в «Журнале Офисиель» приказе о награждении меня орденом Почетного легиона. |
[...] Сегодня я обращаюсь к художникам, к их сознанию, к их чувству, к их совести. Мы должны снова обрести моральную жизнь поднять человеческое достоинство каждой личности. Самыми жестокими пруссаками, эксплуататорами бедняка оказались версальцы. Пусть каждый из нас бескорыстно примется за работу. Это наш долг в отношении наших братьев-солдат, этих героев, которые умирают за нас. Париж — интернациональный город, покажет непреходящий поря док, созданный его гражданами. Прощай, старый мир с его дипломатией! |
Курбе, Гюстав родился в Орнане (Дубе) 10 июня 1819, начал свое образование в семинарии родного города, закончив его в Коллеж Ройаль в Безансоне. (Во время занятий по философии в Безансоне часто посещал г. Флажуло, который был учеником Давида и Гро. Это было началом его знакомства с историей искусства, начиная < французской школы.) Затем он провел год у профессора математики г. Делли, который, вопреки семье, поощрял его призвание к живописи. Его отец предназначал его к юридической карьере. Приехав в Париж, он сильно разочаровался, увидев картины французской школы, и заявил своим товарищам, что если бы живопись состояла в этом, он никогда не сделался бы художником. Он осмотрел в Париже все, что имело отношение к живописи, и привел в по-аядок свои мысли. Он приступил к серьезному и продуманному тзучению, последовательно знакомясь с каждой школой. Его лич-юсть представлялась его товарищам очень странной и оригиналь-шй, так что они постоянно следовали за ним, повторяя его слова. )н был красноречив и ловко пользовался теми небольшими зна-шями, которые у него были. Ему дали прозвище: «Курбе пропо-:едник». Его товарищи нарочно затащили его в Люксембург, чтобы вставить говорить. Они подвели его к (картинам) Делакруа и на опрос, что он о них думает, получили смелый ответ: «Если бы я ешился, я завтра сделал бы так». Что касается Энгра, он ничего е понял в нем сперва и лишь несколько позднее увидел, что все ти люди имели свое значение и хотели утвердить искусство во >ранции. Видя все эти усилия, он сказал самому себе: «Остается олько как бомба пронестись мимо этого». |