Руссо — глава художников-пейзажистов барбизонской школы. Он решительно и смело порвал с традиционным историческим пейзажем и утвердил национальный реалистический пейзаж. |
Любителю живописи [...] Надо ли вам говорить, что я предпочитаю ему [Энгру] Делакруа, с его преувеличениями, его недостатками, его явными падениями, потому что он представляет дух, форму, язык своего времени, быть может, болезненный и слишком нервный, потому что его искусство более с нами; потому что и в его преувеличенных воплях и его громких успехах всегда чувствуется его дыхание, его крик, его боль, которая есть и наша боль. Мы уже не живем во времена олимпийцев, как Рафаэль, Веронезе и Рубенс, и искусство Делакруа — это мощное искусство, подобное голосу Дантова ада, ада нашего века. Вот почему я Делакруа предпочитаю Энгру, я говорю тут только о духовной области, но не о технике. [...] |
Можно назвать великое слово, которому все должны повиноваться, — это свет. Каждый человек, будь то самый пылкий, безумно влюбленный в свои вымыслы, самый вялый в своем воображении, самый примитивный или самый дикий в своей работе, выражает и поражает, едва только он вводит свет. Если он сумел извлечь из своей палитры искру огня, он — художник, он должен быть признан, он имеет право жить в великой семье художников, ибо свет, претворенный в произведении искусства, — это всеобщая жизнь, это весь мир... В нем отличительная черта искусства. Без света нет и творения, все — хаос, мертво или однообразно. Вопреки нашим несогласиям, нашим спорам, мы должны отдать справедливость даже тем школам, которые мы отвергаем, если в них есть дыхание света. Период упадка, начавшийся с Карраччи и завершившийся эрой Давида, насчитывает немало уродов, заблудших, беспринципных кривляк; и все же все они еще владеют секретом Прометея — по их упадочным произведениям разлит солнечный луч. Все эти малые мастера Голландии и Фландрии, искавшие счастья в Италии и раздражающие нас своими произведениями — Берхем, Карель Дюжар-ден, Герман Сванвельт, Пейнакер и другие, — сохранились лишь благодаря секрету их освещения. |
Анри Реньо, представитель позднего романтизма, родился 30 октября 1843 года в Париже. Отец его был известным химиком. Сначала Анри учился рисованию у Ламота, затем, с 1860 года, в Школе изящных искусств у Кабанеля. В 1866 году он получает Римскую премию за картину «Фетида приносит Ахиллесу оружие, выкованное Вулканом», после чего едет в Рим. Здесь он выполняет предписанные Академией программы, посылает отчетные работы в Париж («Автомедон укрощает коней Ахилла» и другие). В то же время он пишет портреты, среди которых выделяется «Дама в красном», выполняет иллюстрации для книги «Рим» Франсиса Вейя, с удовольствием делая для этого наброски с натуры жанровых сцен из римской жизни. |
Эманюэлю де Эссарт. Январь 1865 г.
[...] Чем больше я читаю древнюю историю, тем больше я вижу, что из наших современников ее понимали только двое — это ЭНГР и Делакруа2. Почти все ее сюжеты писались по тысячу раз, но, по-моему, они все еще новы и всегда будут новы, могут быть изображены теперь и будут интересны для всех. Античность так прекрасна! [...] |