Типологическая структура СМИ. Кратко. Типология помогает понять место изданий в системе СМИ, способствует их взаимодействию, развитию здоровой, нормальной конкуренции, высвечивает место СМИ в медиапространстве страны. Правильное понимание типологии помогает изданию действовать наиболее эффективно, разумно, экономически рационально и учетом интересов аудитории.Типологические признаки СМИ носят не формальный и не частный характер. Изменение хотя бы одного параметра меняет запускает новую цепь преобразований. Это преобразование происходит непрерывно и связано с особенностями медиапотребления. Признаки можно условно разделит на 2 основные категории: качественно-количественные (тип издания, содержание, язык, периодичность, тираж, формат и т.д.) и способ распространения (подписка, продажа, раздача, платно или бесплатно, печатное издание или телепередача). Учитывается география - центральное издание, местное, республикканское ит.д. По аудитории: возраст, пол, соцстатус, образование, физические характеристики. |
Особенности функционирования отечественных СМИ на современном этапе. Кратко Факторы, повлиявшие на развитие СМИ. 1) Перемены в соц. структуре общества 2) Технологические изменения медиаконьюнктуры. Особенности - изменилась структура от вертикальной и партийной - к горизонтальной и коммерческой. На смену партийной прессе пришли коммерческие издания. Управление через холдинги, банки, корпорации. Деление прессы - элитарная, финансовая, массовая. Появление качественных изданий - Коммерсант, РБК, Форбс. Важной частью журналистика осталась аналитика, интерпретация событий, публицистика. Тенденция - развивается местное радио. Возникновение частных местных телекомпаний в конце 90-х годов. СМИ переходят на рельсы конвергенции. Инфомация переупаковыывается и преподносится на разных площадках, в зависимости от самой площадки. Слияние ТВ и Интернета (яндекс. тв). Давление на журналистов, убийства. Начиная с 1991 года в России убили 320 журналистов, из них 205 - в период правления Путина. Снижается уровень доверия к СМИ. Количество зрителей ТВ падает. |
Форматно-жанровая система теле- и радиожурналистики. Журналистские профессии на телевидении и радио. Кратко Формат – один из самых популярных терминов в лексиконе современных журналистов. В широком смысле его понимают как форму представления информации. Формат (от лат. forma – форма) – совокупность отличительных особенностей радиопередачи, телепрограммы, определяемая формой подачи сведений, манерой изложения, подбором тем. Базовые форматы - разговор, шоу и сюжет. (По Дедову, кек). Разговорный формат - это говоряющие головы, сейчас на ТВ таких очень мало. Шоу - концерты, конкурсы, спортивные и праздничные репортажи. Достижение эффекта присутствия и эмоции. Сюжет - используется в телевещании, в новостях, аналитике и просветительских программа. телевизионный сюжет состоит из ряда компонентов, «упакованных» в единое целое; видеоряд, закадровый текст, синхроны, лайфы объединены единым сюжетом, историей, которую рассказывают зрителю авторы. В формате сюжета создаются репортажи, фичер стори, портреты и очерки, материалы других жанров. Как правило, используются натурные съёмки. Сюжетом может быть и новостной репортаж, и телевизионный документальный фильм: при разное продолжительности и стилистических особенностях по формату они принципиально не отличаются. Более того: при создании телесюжетов используется опыт кинодокументалистики. Профессии и специализации на ТВ - репортёр, редактор, шеф-редактор, продюссер, ведущий телепрограммы, оператор |
СМИ в пространстве Интернета. Онлайн – СМИ России: основные характеристики. Кратко Первые интернет-издания в России стали возникать в конце 90-х годов. Наибольшую популярность приобрёла Lenta.ru (1999 год). В этом же году возникает Газету.ру. Основные характеристики интернет-СМИ сводятся к подсчёту аудитории и их взаимодействую с контентом. Изменения медиапотребления повлияли на интернет-СМИ. Вынуждены быстро перестраиваться. Появляется интерактивность, обратная связь - моментальная. Конвергентность и игра с форматами. Ведущие издания - RT, Ведомости, Life, Медуза, Лента, Интерфакс, MASH. Интеграция с телеграм-каналами. |
Отечественная журналистика в годы демократизации и гласности (1985 – 1991 гг.). Кратко Журналистика начинает освещать негативные процессы и явления, которые ранее замалчивались. Получают огласку многие судебные дела. Запускается кампания по пропаганде "социализма с человеческим лицом"в СМИ. Публикуются запрещенные произведения Булгакова, Солженицына, Пастернака. Главные издания - "Известия", "Комсомольская правда", журнал "Огонёк". Толстые журналы - Новый мир и Знамя. Создаётся новая служба новостей ТСН, давала самые достоверные новости. Зарождение российского телевидения. Листьев и Любимов создают первую телекомпанию "Вид" на базе в составе Молодежной редакции ЦТ СССР. Возвращается КВН, закрытый в 70-е годы. Выходит "Поле чудес", "Что где когда". К началу 1993 года картина резко изменилась: число вещательных и продюсерских телеорганизаций в России достигло тысячи. Некоторые, правда, действовали лишь на бумаге - получили лицензии. Тем не менее, переход России к рыночным отношениям активизировал частную инициативу в сфере ТВ. В 1990 году образован холдинг ВГТРК. Самым первым частным коммерческим стал канал 2Х2 в 1989 году. НТВ - 1993 год. Первый канал - 1995 г. РЕН-ТВ - 1997 г. После 1991 года - отмена цензуры. Свобода слова. С января 1991 по сентябрь 1992 число газет и журналов, выходящих в Петербурге и Ленинградской области, возросло с 240 до 805. Появление частных и акционерных телерадиокомпаний, возникновение издательских домов и холдингов. Преобладание развлекательного контента. Снижение тиражей газет. Снижение доверия к СМИ. |