Показано материалов: 6571-6575
М. А. Бакунин и бакунизм В революционном народничестве влиятельную силу представляло течение, связанное с именем М. А. Бакунина. |
Рост товарности земледелия и увеличение сельскохозяйственного производства в 60-70-е годы 19 века Строительство железных дорог, а также прогресс судоходства содействовали удовлетворению спроса на хлеб и другие сельскохозяйственные товары со стороны внутреннего и внешнего рынка. Спрос внутреннего рынка рос благодаря развитию промышленности и приливу населения в города. Спрос внешнего рынка увеличивался вследствие индустриализации стран Западной Европы. |
Народники 70-х годов и международное революционное движение Связи народничества 70-х годов с международным революционным движением были гораздо шире, чем в предшествующее время. Революционные события на Западе оказывали непосредственное влияние на русское движение 70-х годов. Это относится особенно к Парижской Коммуне, к деятельности I Интернационала. Русские революционеры 70-х годов с растущим интересом следили за теоретической работой вождей международного пролетарского движения К. Маркса и Ф. Энгельса. Некоторые из них поддерживали личную связь с основоположниками научного коммунизма. Издание на русском языке первого тома «Капитала» Маркса в 1872 г. (перевод был начат Г. А. Лопатиным, в большей же части выполнен, после нового его ареста, Н. Ф. Даниельсоном) превратилось в весьма крупное событие общественной и культурной жизни страны. Отдельные элементы учения Маркса и Энгельса входили в сознание семидесятников-револю-ционеров. Среди них были и люди, готовые признать себя учениками, последователями Маркса. Но как целостная теория учение научного социализма не было воспринято. Эклектизм, «причудливое сочетание», говоря словами Энгельса ', различных идейных влияний было характерно для народничества 70-х годов. Это подмечали иногда сами участники движения того времени. Лопатин в 1878 г. писал Энгельсу, что русские социалисты из числа его друзей «ухитряются подчас соединять воедино вещи совершенно несовместимые и делают общую смесь (правда, весьма крепкую и весьма революционную) из Прудона, Маркса и Дюринга...»1 2 Значительным было, если говорить только о западных источниках, и влияние Ф. Лассаля, воззрения которого обычно не отделялись от марксовых. Исключительно велико было также воздействие русских мыслителей и деятелей, как предыдущего поколения (революционеров 50—60-х годов во главе с Чернышевским), так и современных. Бакунин и Лавров были крупнейшими авторитетами в глазах молодежи. Серьезное влияние оказывали Михайловский, Флеровский. Для известной части революционеров привлекательны были взгляды Ткачева. Не следует забывать и об огромном идейном воздействии русской художественной литературы («Что делать?» Чернышевского, сатира Щедрина, поэзия Некрасова, романы Тургенева, произведения Глеба Успенского и т. д.). |
Разложение крестьянства в 60-70-е годы 19 века в России Крупные изменения, происходившие в социальном облике пореформенной деревни, В. И. Ленин назвал разложением крестьянства. Этот процесс состоял в том, что за счет сокращения численности середняцкой массы формировались два новых типа сельского населения — сельская буржуазия и сельский пролетариат. Экономической основой этого процесса было, с одной стороны, неуклонное развитие торгового земледелия, что давало возможность зажиточной верхушке деревни расширять свое хозяйство, с другой — рост рынка рабочей силы, предъявившего спрос на рабочие руки деревенской бедноты. |
П. Н. Ткачев и русские народники-бланкисты Антианархистскую линию в движении 70-х годов отстаивали так называемые якобинцы (точнее — народники-бланкисты). Зарождение бланкистской тенденции в русском революционном движении относится к 60-м годам. В первой половине 70-х годов в эмиграции возник небольшой русско-польский бланкистский кружок, в центре которого стоял Касиер-Михал Турский (к его возникновению был причастен Нечаев). С 1874—1875 гг. во главе течения русских «якобинцев»-бланкпстов находился П. Н. Ткачев (1844—1885 гг.). Это течение имело за рубежом свой печатный орган «Набат» (1875—1881 гг.). Ткачев, одаренный литератор, активно участвовал в революционном движении 60-х годов, привлекался к суду по делу «нечаевцев», в конце 1873 г. бежал за границу. Он разделял веру в силу общинных традиций русского крестьянства, но, в отличие от бакунистов и лавристов, отвергал принцип «освобождение народа посредством народа», считая, что сам народ «не может провести и осуществить в жизни идеи социальной революции». Такие задачи он возлагал на заговор «революционного меньшинства» из интеллигенции. Это меньшинство должно было, используя «разрушительно-революционную силу народа», захватить власть, создать «революционное государство» и положить основание «новому разумному порядку общежития». В своей «реформаторской» деятельности захватившее власть революционное меньшинство, по мнению Ткачева, не могло рассчитывать на активную поддержку народа. Признание идеи революционного государства отделяло Ткачева и его последователей от Бакунина и бакунистов, с которыми он, однако, сходился в утверждении, что народ всегда готов к революции. Он находил, что осуществление социальной революции в России пока не представляет никаких затруднений, так как русское государство еще является «фикцией», висит в воздухе (эти взгляды Ткачева были подвергнуты исчерпывающей критике Энгельсом). Однако «огонь, экономического прогресса* 1*», как выражался Ткачев, имея в виду рост «форм буржуазной жизни», ведет к изменению соотношения сил и подрывает шансы на победу социальной революции. Вследствие этого он настойчиво призывал использовать «настоящий исторический период». «Наша непосредственная цель,— писал Ткачев, — революция... именно теперь, в ближайшем к нам настоящем» '. |