Главная » Статьи » Наука и Техника

Иллюзия контроля, или Как управлять своей жизнью

Иллюзия контроля, или Как управлять своей жизнью

Заблуждение: вы знаете, в какой мере вы управляете окружающим вас миром.

Истина: вы часто приписываете себе контроль над случайными или многофакторными событиями, исход которых предсказать сложно.

Если монета пять раз ляжет орлом, то интуиция подскажет: в следующий раз непременно выпадет решка. Так должно быть. Потому что вы рассчитываете на выравнивание вероятностных моделей.

 

Неправильное понимание случайности событий, которое сейчас было продемонстрировано, называется ошибкой игрока, или ложным выводом Монте-Карло — вторая часть названия связана со знаменитым случаем 1913 года, когда в местном казино 26 раз подряд на рулетке выпало черное. Нетрудно догадаться, что ставки на красное росли по мере того, как черное появлялось в 15-й, 16-й, 17-й раз. Происходило нечто немыслимое: игроки думали, что вероятность очередного выпадения черного становится все меньше, еще меньше, почти исчезающе мала, что сейчас непременно выпадет красное и мировой порядок будет восстановлен. Но возбуждение игроков, их вздохи и вскрики, сопровождавшие метавшийся по колесу рулетки шарик, — все это лишь порождение иллюзии, ибо вероятность не менялась, и черное могло выпасть в 27-й раз с той же вероятностью, что в первый.

Участник азартной игры — сидит ли он за «одноруким бандитом», ставит ли на рулетку или на карты — присматривается к своим удачам или неудачам и верит в черную и белую полосу. Для вас все становится приметой, и вы говорите себе: «Скоро карты переменятся». Сменился банкомет — к выигрышу, кто-то из игроков покинул стол — меняется ход игры. Автомат выдал вам две вишенки — надо сыграть еще разок, выпадут все три, и уж конечно, если десять раз выпадало черное, ставить будем на красное.

 

Возможно, вы даже разработали систему, чтобы повысить свои шансы: никогда не садитесь с краю, играя в «очко»; играете только в тех автоматах, где имеются ручки, а не эти дурацкие кнопки; дуете на кости, прежде чем их метнуть на стол. Все эти ухищрения, разумеется, никак не влияют на вероятность. Вероятность определена раз и навсегда, а вы пытаетесь ее обмануть, потому что вы недостаточно умны.

 

Вы наблюдаете, как кто-то 20 минут скармливал однорукому бандиту монетки и отошел ни с чем, вы спешите занять его место, потому что теперь, после стольких проигрышей, автомат выдаст джекпот — а он не выдает. В этом и заключается ошибка игрока: рассчитывать вероятность очередного события исходя из прежних событий. Разумеется, за достаточно длинный период времени вероятностные модели уравновесят друг друга, но на короткой дистанции господствует случай. Если подбрасывать монету 500 раз подряд, то в итоге количество выпавших орлов и решек окажется приблизительно равным, но это равенство сложится в том числе из «полос», иногда очень длинных, только орлов или только решек. Если монету бросить всего пять раз, вероятность «полосы» существенно возрастает. На этом и зарабатывают казино: когда человеку везет, он не спешит отходить от игорного стола, но чем дольше он играет, тем больше выравниваются выигрыши и проигрыши. Никто не может предсказать начало и конец «полосы». Ваши предки ухитрялись из поколения в поколение прожить довольно долго, чтобы найти партнера и породить потомство, потому что они прекрасно умели распознавать схемы. Хищники и жертвы, друзья и враги распознавались сразу, потому что наши предки умели различать среди шума тревожные сигналы. Унаследовав от них эту способность, мы не можем ее отключить. Ваш мозг постоянно ищет модели и системы, он прямо-таки счастлив, когда ему удается различить осмысленный узор, который может оказаться столь же случайным, как лицо среди облаков.

 

Допустим, вы бросаете игральную кость, и выпадает одно очко, затем два, затем три. С математической точки зрения вероятность выпадения четырех очков остается все той же — один к пяти. Но разве вам не покажется, будто так и должно было быть? Привычка распознавать модели затмевает трезвый расчет. Каждый бросок костей статистически независим от предыдущих, и тем не менее в 1967 году исследование Джеймса Хенслина показало, что игроки бросают кости с большей силой, когда «добиваются» больших очков, и стараются облегчить бросок, если им нужны небольшие числа. В тот миг, когда вы бросаете кости, контроль переходит к вам, и возникает иллюзия, будто вы влияете и на исход броска, управляя случайным исходом событий.

 

Случалось ли вам скрестить пальцы на удачу, когда ваша баскетбольная команда бросала решающий мяч? Случалось ли вам пожелать кому-то неприятностей, а потом узнать, что человек и вправду влип? В 2006 году Эмили Пронин и Сильвия Родригес в Принстонском университете, а Дэниел Вегнер и Кимберли Маккарти — в Гарвардском провели лабораторное исследование этого феномена. По их просьбе студенты приняли участие в наблюдении над психосоматическими симптомами, которые возникают от одной мысли, будто ты болен. На самом деле цель эксперимента была иной: ученые хотели проверить, могут ли при определенных обстоятельствах нормальные люди поверить, будто их мысли способны причинить другому человеку пользу или вред.

 

Студентам говорили, что они работают с партнером, тоже студентом, но из другого колледжа, но он был подсадной уткой. В одной группе партнер являлся с десятиминутным опозданием в футболке с надписью «Тупицам размножаться запрещено», грубил руководителю эксперимента и жевал резинку, не закрывая рта. Во второй группе партнер был приятным и вежливым человеком. Почитав статьи о вуду, участники эксперимента тащили из шляпы бумажки с распределением ролей. На самом деле на обеих бумажках было написано «колдун», но студентам говорили, будто на другой бумажке написано «жертва» — эту роль брал на себя актер.

 

Студентам вручали куклу вуду и велели втыкать в нее булавки, представляя себе при этом своего партнера. Вскоре партнер начинал жаловаться на головную боль. Как вы, вероятно, догадываетесь, те участники эксперимента, у которых актер сознательно вызвал неприязнь к себе, чаще убеждали себя, будто они и вызвали у него мигрень. В обеих группах большинство к колдовству относились скептически, однако в группе, воспринимавшей актера негативно, скептицизм снижался: люди видели некое следствие и, учитывая все вероятности, допускали, что возможной причиной этого следствия стали их мысли и чувства.

 

Во втором цикле эксперимента участники наблюдали за тем, как спортсмен забрасывает мячи в баскетбольную корзину. Глаза у спортсмена были завязаны, но на самом деле он мог видеть сквозь эту повязку. Одну группу попросили перед каждым броском сосредоточиваться и представлять себе, как мяч попадает в корзину, а другую группу просили представить себе, что баскетболист поднимает гантели. Перед началом игры баскетболист несколько раз на глазах у зрителей бросал мяч и промахивался. Затем он бросал по корзине восемь раз и шесть раз попадал, что и впрямь удивительно для человека с повязкой на глазах. Две группы зрителей воспринимали это «чудо» по-разному. Большинство сохранили свой скептицизм и не думали, будто мысли влияют на событие, однако среди тех, кого просили представить себе, как мяч попадает в корзину, нашлось вдвое больше «добрых волшебников», уверенных, что помогла их молитва. Люди хотят верить в добрые чудеса, во вмешательство потусторонних сил и магию.

 

Исследователи пришли к следующему выводу: большинство людей в той или иной степени поддаются архаическому мышлению, то есть верят, будто их мысли способны повлиять на события вне их сферы воздействия, именно тогда и возникает иллюзия контроля. Причем участники эксперимента знали, что их изучают, а потому держались настороженно и проявляли изрядную долю скептицизма. В подходящих условиях скептицизм исчезает. Например, заядлый болельщик не может не поверить, что его телепатическая поддержка оказывает позитивное влияние на исход матча. Вы приписываете себе часть заслуг за победу любимой команды. Иллюзия контроля заставляет учителей верить, что благодаря им ученики так хорошо подготовлены к экзаменам, а жителей в зонах военных действий толкает обзаводиться амулетами и совершать оберегающие их жизнь ритуалы. Во время серьезной болезни всех знакомых просят помолиться о страдальце или передать ему добрые пожелания.

 

Эллен Лангер в 1975 году провела серию наблюдений над участниками азартных игр. В одних видах участники никак не могли контролировать ход игры, в других обладали частичным контролем. В карточных играх она усаживала участников эксперимента с «нервничающим» и «самоуверенным» партнером и убедилась, что даже когда участники никак не могут влиять на игру, те, кто считал своего оппонента неуверенным и слабым, делали более высокие ставки. Далее одним участникам предлагались лотерейные номера на выбор, другим номера назначались. Испытуемые, которые сами выбирали число, требовали больше денег, когда у них пытались выкупить лотерейный билет. Участников просили бросить монетку и предсказать результат. На самом деле команда психологов подтасовывала результат и сообщала части испытуемых, что они 15 раз угадали правильно в начале игры, другим — что они угадали правильно 15 раз подряд под конец, а у третьей группы 15 «выигрышей» распределялось равномерно — по 30 попыткам. Те, у кого было удачное начало, высказали уверенность, что им стоит попрактиковаться и в следующий раз получится еще лучше; те, кому выигрыш выпадал под конец или случайным образом чередовался с проигрышем, не чувствовали подобной уверенности. Процент правильных догадок был у всех одинаков, но те, кого похвалили в самом начале, возомнили, будто контролируют ситуацию. Они поверили, что шансы на их стороне.

 

Лангер пришла к выводу, что основной фактор — дать участнику понять, будто от него в игре требуется некое умение. Если есть возможность выявить какие-то закономерности, ближе познакомиться с правилами игры, если есть выбор стратегии, то возникает иллюзия контроля и человеку начинает казаться, будто он может обмануть случайность и теорию вероятности. Вот почему люди гораздо охотнее играют в те игры, где они сами могут хоть что-то определять, например номер лотерейного билета или число в рулетке. Вам кажется, будто холодные длани судьбы утрачивают крупицу своего всемогущества, если вы сами решаете, в какой форме эту судьбу испытать.

 

Орлянка и покер сравнительно просты по сравнению с такими многофакторными играми, как биржа и войны, слияние корпораций и организация семейного отпуска, однако многие люди полагают, будто они в состоянии предсказывать ход событий и даже управлять ими. Стоит человеку заполучить власть, как его начинают мучить бредовые идеи расширить пределы своего могущества как можно больше.

 

Натаниель Фаст и Дебора Грюнфилд из Стэнфордского университета в 2008 году провели ряд экспериментов с целью установить источник феномена иллюзии контроля. Более ранние исследования видели причину в высоком социоэ-кономическом статусе или предполагали, что способность предсказывать будущее чаще приписывают себе выходцы из тех культур, где превыше всего ценятся власть и влияние. Люди с университетским дипломом даже меньше боятся смерти. Но Фаст и Грюнфилд решили пойти другим путем и просто попросить человека представить себя всемогущим.

 

Они разделили испытуемых на три группы. Одна группа писала воспоминания о том периоде своей жизни, когда они чувствовали себя лидерами, другая — о той поре, когда они выступали в роли ведомых. Третья, контрольная группа, описывала поход в супермаркет. После работы над сочинением в каждой группе проводили игру в кости, предлагая участникам угадать, сколько очков выпадет. Верная догадка приносила пять долларов. Участник сам решал, бросать ему кости или поручить это другому.

 

Разумеется, группа, писавшая о себе как о лидерах, была настолько захвачена иллюзией контроля, что абсолютно все участники захотели сами бросить кости. Из «ведомых» этой чести добивалось только 58%, а в контрольной группе 69% участников предпочли бросить кости сами, а не поручить это другому. Разумеется, костям безразлично, кто их бросает, но капитан большого мощного корабля проникается уверенностью, будто обладает особым даром. Вы принимаете решения и строите планы, пренебрегая случайностью; случайность — это отговорка для неудачников. Иллюзия контроля — явление довольно специфическое, обладающее мощным эффектом, который повышает вашу самооценку и убеждает, что вы сами управляете своей судьбой.

Под действием этой иллюзии вы способны, при определенном усилии, добиться многого. Это сверхоптимистическое представление подталкивает вас к действию, помогает выдержать удар и шагать вперед всему вопреки. Иными словами, вера способствует успеху. Но большинство людей рано или поздно получают от жизни удар под дых, и тем хуже, если удар будет нанесен поздно — в тот момент, когда вас, после многократных удач, захлестнет волна амбиций, когда вы обретете мощную власть, чтобы всерьез навредить себе и другим. Так проигрывают войны, обрушивают рынки, инициируют политические скандалы, которые выплескиваются в прессу. Власть подпитывает самоуверенность, а самоуверенность не убережет от непредсказуемого ни в покере, ни в управлении страной.

 

Психологи предупреждают, что подобные эффекты иллюзии контроля не должны вас отпугивать и вынуждать к пассивному созерцанию. Как ни странно, люди, не признающие некоторые печальные стороны реальности, имеют больше шансов преуспеть именно потому, что верят в свои возможности и довольно жестко добиваются желаемого. Нельзя сидеть и раздумывать, как мало вам дано власти над событиями, — это прямая дорога к чувству беспомощности, что в итоге приводит к депрессии. Определенный контроль над своей жизнью необходим, иначе вы разучитесь управлять самим собой. Лангер убедилась в этом, исследуя ситуацию в доме престарелых: где пациентам разрешали самим принимать какие-то решения, например выбирать себе мебель и поливать растения, там они жили дольше, чем в заведениях, где пожилых людей полностью опекали, обслуживали и все за них решали.

 

Познакомившись еще с одним когнитивным заблуждением — с иллюзией контроля, — вы не должны слабовольно отказываться от попыток добиться чего-то на избранном вами поприще. Единственная гарантия неуспеха — полное бездействие. Делайте все, что в ваших силах, но не забывайте о факторе непредсказуемости. Учитесь сосуществовать с хаосом, учитывайте его при построении планов. Всегда допускайте возможность неудачи: хоть вы и славный парень, но тоже можете оступиться, а хуже всего тем, кто не допускает мысли о провале и не готовит план Б. Некоторые вещи и события вполне предсказуемы и управляемы, но чем дольше вы тянете с решениями, тем быстрее ситуация уходит из-под контроля. А чем дальше вы отстраняетесь от ситуации, тем больше людей в нее вовлекается — и тогда практически от вас уже ничего не зависит. Представьте, можно ли проконтролировать миллиард бросков триллиона костей? Слишком много факторов и слишком сложные комбинации. Ход нашей жизни столь же непредсказуем, как очертания облаков на небе. Не замахивайтесь на столь крупные явления, старайтесь держать под контролем то, что действительно важно для вас, накапливайте удачи и счастливые воспоминания, а управление большим и сложным миром, безусловно, иллюзия.

Категория: Наука и Техника | Добавил: fantast (02.01.2017)
Просмотров: 238 | Теги: Когнитивные искажения, манипуляции, психология | Рейтинг: 0.0/0