ЛЕНИНСКИЙ ПРИНЦИП ПОДЧИНЕНИЯ БОРЬБЫ С РЕЛИГИЕЙ ОСНОВНЫМ ЗАДАЧАМ СТРОИТЕЛЬСТВА НОВОГО ОБЩЕСТВА

Борьба против религии для коммунистов никогда не была главной, самодовлеющей задачей. Она одна из подчиненных задач борьбы за социализм и коммунизм. Вместе с тем эта борьба всегда была одной из важных задач партии и проводиться должна так, чтобы сохранять единство трудящихся в решении политических и экономических задач социалистической революции, строительства социализма и коммунизма.

 

То, что объединяет трудящихся-атеистов с трудящимися, не освободившимися от религиозных предрассудков,— общие классовые интересы в борьбе за счастливую жизнь на земле, неизмеримо сильнее и больше того, что их отличает и отделяет друг от друга. Искусственное деление народных масс на атеистов и верующих выгодно лишь для врагов коммунизма, которые хотели бы посеять вражду на религиозной почве, отвлечь массы от коренных задач революционной борьбы, социалистического и коммунистического строительства.

 

Религиозная вера не является непреодолимым препятствием для участия трудящихся в борьбе за демократию, национальную независимость, социализм и мир, в которой могут участвовать прогрессивные деятели церкви и конфессиональных организаций. Сотрудничество с ними в политике не должно вести к примирению марксистской и религиозной идеологий.

 

Объединение всех прогрессивных сил в совместной борьбе против империализма, за мир, демократию, национальную независимость и социализм независимо от пх отношения к религии и атеизму является объективной необходимостью. Поэтому и сегодня так актуально ленинское требование о подчинении атеистической пропаганды основной задаче марксистской партии — «развитию классовой борьбы эксплуатируемых масс против эксплуататоров»1.

 

К. Маркс и Ф. Энгельс впервые вскрыли корни религии, показали ее социальную функцию в эксплуататорском обществе и пути преодоления. Знаменитые слова Маркса «религия есть опиум народа» В. И. Ленин назвал краеугольным камнем всего миросозерцания марксизма в вопросе о религии. Маркс и Энгельс видели в религии «вздох угнетенной твари», отражение бессилия людей перед господствующими над ними в их повседневной жизни природными и общественными силами. Вся совокупность социальных отношений эксплуататорского общества порождает и поддерживает религиозность масс. Поэтому лишь преобразование общества на социалистических началах, ликвидация того экономического и политического строя, продуктом которого и является религия, устранят необходимость в религиозном утешении масс.

 

Но отсюда вовсе не следует, что марксисты отказываются от идейной борьбы с религией, от проведения атеистической пропаганды. Это означает, что партия рабочего класса не должна выдвигать борьбу с религией на первое место и считать ее в качестве самодовлеющей задачи, не связанной с классовой борьбой пролетариата.

 

К. Маркс и Ф. Энгельс выступали против оппортунистических извращений принципов научного социализма в отношении к религии в любых проявлениях, и в частности против примирения религиозной идеологии с социалистической. Вместе с тем классики марксизма выступали против попыток насильственными методами навязывать верующим атеистические идеи, запретить религию в законодательном порядке, вести борьбу с религией административными средствами.

 

Не приемлемыми для марксизма были предложения бланкистов и анархистов, считавших борьбу с религией одной из самых основных задач революции. Намечая программу деятельности будущего революционного правительства, Бланки подчеркивал, что оно «должно раздавить все построенные на откровении религии...»1. Анархисты считали, что, прежде чем освободить человека от социальных бедствий, нужно «свергнуть бога», так как в религии они видели основную причину всех земных зол. Один из основоположников и идеологов анархизма, М. А. Бакунин, считал, что «социальная революция, одна, будет иметь власть одновременно запереть все кабаки и все церкви»2.

 

К. Маркс выступил против предложения Бакунина запретить религию и отменить религиозный культ, а в своей работе «Анти-Дюринг» Ф. Энгельс подверг критике аналогичную попытку Е. Дюринга.

 

В противовес правым и левым оппортунистам основатели научного коммунизма определили единственно правильную линию борьбы с религией — связать ее с борьбой трудящихся за социалистическое переустройство общества, в ходе которой вести пропаганду научных знаний, воздействовать на чувства и разум верующих людей с целью их постепенного отхода от религии и церкви.

 

В. И. Ленин указывал, что тактика марксизма по отношению к религии глубоко последовательна и продумана Марксом и Энгельсом, она есть прямой и неизбежный вывод из диалектического материализма. В. И. Ленин развил дальше марксистскую теорпю атеизма, разработал научные основы политики Коммунистической партии в отношении религии и церкви. Ленин всегда решал вопросы религии в зависимости от задач, выдвигаемых перед рабочим классом и его партией обстановкой классовой борьбы. Его высказывания о религии тесно связаны с непосредственными задачами, стоящими перед пролетариатом.

 

Применительно к повой исторической эпохе Ленин развил марксистское учение о корнях религии, объяснил причины религиозности масс в современном капиталистическом обществе. Он указывал, что «религии возникли не беспричинно, держатся они в массе народа при современных условиях вовсе не случайно...»3.

 

Причины появления и существования такого общественного явления, как религия, невозможно понять без анализа способа производства материальных благ, обусловливающего в конечном счете все социальные, политические и духовные процессы, происходящие в данном обществе.

 

Капиталистический базис характеризуется отношениями эксплуатации, господства и подчинения, анархией производства и стихийностью общественного развития. Такие объективные условия порождают бессилие и страх перед стихийными силами общественного развития, которые человек и фетишизирует.

 

Социалисты-утописты объясняли религиозность масс невежеством и считали единственным средством борьбы с религией просвещение народа. И до сих пор некоторые буржуазные идеологи придерживаются подобной точки зрения.

 

Только материалистический подход к пониманию общественной жизни ведет к признанию определяющей роли революционной практики в изменении сознания люден. Борьба с религией неразрывно связана с ликвидацией социальных корней религии, уничтожением эксплуататорского строя. Значение просвещения велико, но одного его еще недостаточно для полного краха религиозного мировоззрения. В «Немецкой идеологии» Маркс и Энгельс отмечали, что для массового порождения коммунистического сознания необходимо массовое изменение людей, которое возможно лишь в практическом движении, в революции. Только в революции свергающий класс «может сбросить с себя всю старую мерзость и стать способным создать новую основу общества»1.

 

Вслед за Марксом и Энгельсом основатель первого в мире социалистического государства В. И. Ленин указывал, что не в религии кроются причины человеческих бедствий, а что сама религия является фантастическп извращенным отражением условий материальной жизни людей. Поэтому необходимо прежде всего ликвидировать общественные условия и отношения, порождающие веру в сверхъестественные силы.

 

В. И. Ленин развил марксистскую идею о неразрывной связи процесса преодоления религии, атеистического воспитания с практикой классовой борьбы, революционного преобразования капиталистического общества в социалистическое. На первое место должны выдвигаться задачи пролетарской солидарности, пропаганды и агитации по наиболее актуальным политическим и экономическим вопросам, организационная работа партии, направленная на объединение трудящихся для борьбы за социалистическое переустройство общественной жизни. Участие в процессе организованной борьбы против капитализма, за социализм играет важнейшую роль в атеистическом воспитании масс.

 

В. И. Ленин считал, что классовая борьба воспитывает эксплуатируемый класс, открывает ему меру его сил, расширяет кругозор, поднимает способности, проясняет ум и выковывает волю1. Только в совместной политической и экономической борьбе могут быть устранены причины, порождающие у трудящихся масс такие чувства, как страх, отчаяние, беспомощность, неуверенность в своих силах. Именно в совместных действиях верующих и неверующих трудящихся подрывается религиозное сознание.

 

Сплочение всех сил трудящихся в борьбе за пх жизненные права приводит к изменениям в наиболее мобильном элементе общественной психологии — в сфере социальных чувств. На смену угасающим чувствам бессилия, безысходности положения и надежды на помощь бога приходит чувство уверенности в своих силах, в силах рабочего класса и его союзников. Все это приводит к отходу от религии трудящихся, принимающих активное участие в революционном преобразовании общества. Но если в ходе этой борьбы не будет сформировано пролетарское мировоззрение у трудящихся, отход от религии может оказаться недостаточно прочным, осознанным, ибо в первую очередь он затрагивает область эмоций — устраняет чувство страха перед стихийными социальными силами.

 

Кроме фантазии в религии В. И. Ленин видел и другую крайне важную «практическую» сторону — поиск выхода из невыносимого положения, защиты, помощи и т. п. К вере в бога чаще всего приводит чувство безысходности, переходящее в отчаяние, в потребность облегчить страдания, утешить себя религиозными иллюзиями. Такие чувства в эксплуататорских обществах порождаются повседневными тяжелыми условиями жизни трудящихся, капиталистическими производственными отношениями, обрекающими народные массы на нужду и лишения. Участвуя в революционном преобразовании общества, люди преодолевают страх перед неизбежностью таких социальных явлений, как безработица, обнищание п разорение, неуверенность в завтрашнем дне. Трудящиеся познают истинные причины этих социальных явлений и на собственном опыте убеждаются, что их можно устранить не молитвами, а объединенными усилиями рабочего класса и его союзников. Только революция пробуждает политическую активность всех слоев рабочего класса и крестьянства, обостряет их революционные чувства.

 

Быстрее всего происходит отход от религии в среде рабочего класса, и в этом огромная роль принадлежит марксистской партии, соединяющей идеи научного социализма с рабочим движением. Практика революционной борьбы проходит через сознание активной части рабочего класса при содействии социалистической идеологии. Процесс отхода рабочих от религии начинает принимать в полном смысле осознанный характер. Познание объективных законов общественного развития разрушает представления о божественном происхождении эксплуататорского государства, о вечности деления людей на бедных п богатых. Участие в классовой борьбе оказывает большое воздействие на религиозные представления трудящихся и основательно подрывает религиозную веру.

 

В. И. Ленин указывал, что воспитание масс не может быть отделено от самостоятельной политической, и в особенности от революционной, борьбы самой массы. Просвещает рабочий класс в первую очередь его собственная борьба против капитализма. «Единство этой действительно революционной борьбы угнетенного класса за создание рая на земле важнее для нас, чем единство мнений пролетариев о рае на небе»1. Для рабочих и всех трудящихся несравненно важнее реальный союз здесь, на земле, во имя завоевания общих земных целей, чем разногласия относительно существования иного мира на небесах. Только классовая борьба рабочих масс, вовлекая широкие слои трудящихся в сознательную и революционную общественную практику, в состоянии на деле освободить угнетенные массы от гнета религии.

 

Опыт трех революций в России полностью подтвердил предвидение вождя. Трудящиеся — активные участники революционных движений в значительной степени освободились от религиозных предрассудков. Борьба против царизма и капитализма явилась для них лучшей атеистической школой. Об этом убедительно свидетельствуют данные социальных исследований, проведенных в СССР в конце 20-х — начале 30-х годов. В 1929—1930 гг. был проведен опрос нескольких тысяч московских рабочих на ряде крупных заводов и фабрик, во время которого выяснилось, что около 40% обследованных неверующих рабочих отошли от религии до 1917 г., в период нарастания революционных боев1. Аналогичное изучение в Ленинграде, проведенное в 1930 г., показало, что большинство рабочих перестало верить в бога главным образом в результате участия в революционном движении и гражданской войне. Например, из 1583 рабочих, ответивших на вопрос анкеты «Когда стал неверующим в бога?», 215 человек заявили, что перестали верить в бога до 1905 г., 316 — в 1905—1907 гг., 125 — в 1914—1916 гг., 503 человека — в 1917—1918 гг. На вопрос анкеты «Почему и как стал безбожником?» из 1382 человек опрошенных 568 ответили, что перестали ве-верить в бога в период Великой Октябрьской социалистической революции, 125 — во время первой мировой войны2.

 

По мере роста организованности пролетариата и его участия в борьбе против буржуазии, политического воспитания происходит рост классового самосознания рабочих, они быстрее освобождаются от религиозных иллюзий. Ленин считал важным для партии пролетариата разоблачение реакционной классовой роли церкви и духовенства, являющихся апологетами политики эксплуататорских классов. В эпоху империализма церковь стала играть большую роль в политической жизни и открыто переходить на позиции клерикализма. Эта тенденция является показателем слабости империалистической буржуазии, которая стала выдвигать церковь на арену политической борьбы как учреждение, внешне кажущееся надклассовым.

 

Однако В. И. Ленин подходил к оценке политического лица представителей духовенства с классовых позиций. В интересах классовой борьбы пролетариата следует использовать политическую неоднородность духовенства. Прогрессивная политическая позиция части духовенства не вытекает из существа проповедуемой им религиозной идеологии. Политическое лицо духовенства определяется не религиозной догматикой, а классовыми интересами. По практическим делам нужно уметь распознавать истинные намерения религиозных деятелей. Для партии рабочего класса вовсе не безразлично, какие практические шаги предпринимают те или иные представители духовенства в конкретной политической ситуации, если они даже прикрываются религиозными идеями. Если их действия ведут к объединению сил верующих и неверующих трудящихся в главном — в борьбе за свободу, демократию, то коммунисты готовы к политическому сотрудничеству с духовенством. В плане идеологической борьбы коммунисты не скрывают своего отрицательного отношения к религии.

 

В. И. Ленин развил учение марксизма о классовой солидарности трудящихся независимо от атеистических и религиозных убеждений и показал, что против рабочих объединены капиталисты всех наций и религий, а рабочих и крестьян стараются разделить религиозной или национальной враждой. Он учил срывать любые попытки нарушить единство трудящихся в совместной борьбе против эксплуататоров путем разделения рабочих и крестьян по религиозной принадлежности. Нарушение единства трудящихся не только вредит делу революции, но и мешает преодолению религии, нередко приводит к религиозной вражде, к разжиганию религиозного фанатизма. И наоборот, укрепление такого единства является лучшей школой атеистического, воспитания.

 

В. И. Ленин восстановил и защитил марксистскую теорию научного атеизма от ее искажений ревизионистами и оппортунистами. Ленинская позиция требовала быть непримиримым в отношении двух враждебных марксизму тенденций — правооппортунистической и левооппортуни-стической, извращавших марксистское атеистическое учение. Ленин выступил против оппортунистического тезиса о том, что религия является «частным делом» для рабочей партии. Борясь против примиренчества оппортунистов по отношению к религии, Лепин в то же время выступал и против позиции анархистов, требовавших запретить религию и взрывать церкви. Он раскрыл вред анархистской проповеди войны с религией. Такая война закрепит религиозный фанатизм, а это в свою очередь будет тормозить освобождение трудящихся от экономического и политического гнета. Выдвижение религиозного вопроса на первый план может привести к преувеличению его значения, к раздроблению сил пролетариата и всех демократических сил, что будет на руку только реакции. «Анархист, проповедуя войну с богом во что бы то ни стало, на деле помог бы попам и буржуазии (как и всегда, анархисты на деле помогают буржуазии)»1.

 

Марксистская партия должна вести терпеливую пропаганду научно-атеистических знаний, не противопоставляя ее солидарности трудящихся, не разжигая разногласий по религиозному вопросу.

С победой Великой Октябрьской социалистической революции была претворена в жизнь ленинская программа партии, обеспечившая подлинную свободу совести. Декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», составленный при личном участии В. И. Ленина, впервые в истории провозгласил и законодательно закрепил не только свободу вероисповедания, но и свободу атеизма. В Программе РКП (б), принятой VIII съездом партии в 1919 г., по вопросу об отношении к религии было записано, что партия «не удовлетворяется декретированным уже отделением церкви от государства и школы от церкви...», а стремится к «фактическому освобождению трудящихся масс от религиозных предрассудков...». Программа поставила задачу организации самой широкой научно-просве-тительной и антирелигиозной пропаганды2.

 

Ставя такую задачу, партия и в условиях победившей революции не выдвигала борьбу с религией на первый план, так как это могло привести к раздуванию разногласий по религиозному вопросу и ослабить союз рабочего класса и крестьянства. ЦК РКП (б.) требовал согласовать политику в данном вопросе со всей экономической политикой партии, сущность которой заключалась в установлении действительного соглашения между пролетариатом и мелкобуржуазными массами крестьянства1.

 

В. И. Ленин не раз указывал на трудности построения социалистического общества в одной стране, находящейся в капиталистическом окружении. Отсталость, доставшаяся в наследство от старого общества, не могла быть ликвидирована одним ударом. «Начав коммунистическую революцию,— писал Ленин,— рабочий класс не может одним ударом сбросить с себя слабости и пороки, унаследованные от общества помещиков и капиталистов, от общества эксплуататоров п мироедов...»2 Ленин предостерегал от неправильных методов борьбы с религией, от попыток одним махом покончить со всеми пережитками прошлого и считал единственно правильным методом борьбы метод убеждения. Он писал, что самое важное — «это суметь заинтересовать совсем еще неразвитые массы сознательным отношением к религиозным вопросам и сознательной критикой религий»3.

 

В. И. Ленин требовал от коммунистов не вносить остроту в борьбу с религией: «Внося остроту в борьбу (с религией.—В. J5), мы можем озлобить массу; такая борьба укрепляет деление масс по принципу религии, наша же сила в единении»4. Он советовал избегать всякого оскорбления религии. В письме по поводу циркуляра ЦК партии о празднике 1 Мая Ленин в апреле 1921 г. писал: «Если память мне не изменяет, в газетах напечатано письмо или циркуляр ЦК насчет 1 мая, и там сказано: разоблачать ложь религии или нечто подобное.

 

Это нельзя. Это нетактично. Именно по случаю пасхи надо рекомендовать иное: не разоблачать ложь, а избегать, безусловно, всякого оскорбления религии.

Надо издать дополнительно письмо или циркуляр. Если Секретариат не согласен, то в Политбюро».

Необходимость подчинения антирелигиозных задач общим классовым задачам диктатуры пролетариата и учета момента неоднократно подчеркивалась в постановлениях ЦК партии. В директивах ЦК РКП (б) советским и партийным органам по вопросу об отношении к сектам и политики в отношении религиозных групп вообще (1921 г.) особо обращалось внимание на то, что «переживаемый нами период меньше всего является удобным для выдвигания на первый план антирелигиозной борьбы...»1.

 

В 1921 г. секретарь ЦК РКП (б) Ем. Ярославский составил проект циркуляра для партийных организаций о постановке антирелигиозной пропаганды. В то время некоторые местные партийные работники по-разному решали этот вопрос: одни выпячивали борьбу с религией на первое место, другие ее совсем не вели. В. И. Ленин, ознакомившись с циркуляром, еще раз обратил внимание на то, что не надо борьбу с религией выпячивать на первое место, а ее надо связывать со всей нашей борьбой за социализм, за улучшение материального и культурного положения рабочих и крестьян, с пропагандой естествознания2.

 

Первоначальный проект резолюции Пленума ЦК РКП(б) (1921 г.) о пункте 13 Программы партии требовал: поставить вопрос об отношении партии к религии «перед всеми ячейками и комитетами партии. Агитпропотделу разработать предварительно и разослать тезисы доклада. Протоколы собраний, как и вообще все материалы, относящиеся к этому вопросу, обязательно собрать на местах, прислать в ЦК и разработать для доклада XI съезду РКП» (пункт 7). В проекте также говорилось о необходимости вести самую решительную борьбу с попытками «отдельных служителей культа создать новую организацию церкви»3, приспособив ее к государственной организации (пункт 10).

 

В. И. Ленин, ознакомившись с проектом, предложил переделать его «в направлении таком, чтобы не выпячивать вопроса о борьбе с религией... Борьбу с религией поставить научнее», исключить из проекта 7-й и 10-й пункты4.

 

«Не выпячивать на первое место» отнюдь не означало, что задача борьбы с религиозными предрассудками есть задача второстепенная. Но это следовало понимать так, что в подходе к вопросу о религии требуется соблюдать осторожность. Поэтому ЦК партии рекомендовал, во-первых, антирелигиозную работу строить так, чтобы она не оскорбляла чувств верующих и не давала повода нашим врагам говорить, что мы преследуем людей за их веру; во-вторых, к антирелигиозной пропаганде приступать не с «налету», а во всеоружии научных знаний и глубокого понимания трактуемых вопросов. Критику религии в каждом отдельном случае основывать на местном материале, учитывая особенности быта и культурного развития данной народности. В крестьянской среде избегать методы грубого издевательства над попами, так как они обыкновенно не достигают цели, а лишь озлобляют верующих крестьян н делают их неподатливыми на антирелигиозную пропаганду1.

 

Нельзя было не учитывать, что расшатанные и подорванные жизнью религиозные предрассудки будут еще долго сохраняться. Распространение материалистического мировоззрения и освобождение трудящихся от религии не кратковременная кампания, а длительная и настойчивая работа.

 

Коммунистическая партия добивалась, чтобы церковь не вмешивалась в дела государства и школы, а занималась только отправлением религиозного культа. Но вместе с тем она давала решительный отпор тем, кто полагал, будто церковь и религию в социалистическом государстве нужно запретить, кто допускал административное вмешательство во внутрицерковную деятельность или оскорбление чувств верующих. Верхушка религиозных организаций не сразу заняла лояльные позиции по отношению к социалистическому государству. Враждебная позиция части духовенства в отношении Советского государства вела ко все большей ее изоляции от верующих трудящихся. Церковь не могла не учитывать эту ситуацию, она вынуждена была приспосабливаться к изменившимся социально-политическим условиям. К моменту построения основ социализма и ликвидации эксплуататорских классов в СССР большинство духовенства перешло на лояльные позиции по отношению к государству диктатуры пролетариата. В. И. Ленин советовал особенно осмотрительно и вдумчиво подходить к вопросу о преодолении религиозных предрассудков на национальных окраинах. В записке Г. В. Чичерину Ленин одобрил его предложение разработать циркуляр к партийным организациям республик и областей с мусульманским населением о необходимости при проведении антирелигиозной пропаганды соблюдать тактичность и не оскорблять религиозных чувств мусульман1.

 

Советское правительство опубликовало обращение «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока», в котором говорилось: «Отныне ваши верования и обычаи, ваши национальные и культурные учреждения объявляются свободными и неприкосновенными»2.

 

Советское правительство внимательно откликнулось на просьбы верующих мусульман. По просьбе краевого мусульманского съезда Петроградского национального округа о выдаче во владение мусульман священного Корана Османа, находившегося в Государственной публичной библиотеке, Совет Народных Комиссаров постановлением от 9 декабря 1917 г. за подписью В. И. Ленина решил немедленно выдать его съезду. В январе 1918 г. был учрежден Комиссариат по делам мусульман.

 

Внимательное отношение было проявлено и к верую-щим-сектантам. В частности, XIII съезд РКП (б) рекомендовал партийным организациям быть особо внимательными к сектантам, многие из которых подвергались жесточайшим преследованиям со стороны царизма. «Умелым подходом надо добиться того, чтобы направить в русло советской работы имеющиеся среди сектантов значительные хозяйственно-культурные элементы. Ввиду многочисленности сектантов работа эта имеет большое значение. Задача эта должна разрешаться в зависимости от местных условий»3.

 

Значение ленинского принципа подчинения борьбы с религией основным политическим и экономическим задачам партии разъяснялось активу Союза воинствующих безбожников в выступлениях руководителей партии и государства. В докладе на I Всесоюзном съезде безбожников в 1925 г. И. И. Скворцов-Степанов говорил: «...для нас борьба против религиозного мировоззрения — не самоцель, мы борьбу против религиозного мировоззрения не станем так выпячивать, чтобы ей, этой борьбе, подчинялась вся наша деятельность. Для нас антирелигиозные задачи соподчиняются общим классовым задачам... прежде всего — борьбе за укрепление диктатуры пролетариата, поддерживаемой крестьянством. Это — основная задача, с этой точки зрения мы должны смотреть и на нашу антирелигиозную деятельность»1.

 

М. И. Калинин в своих выступлениях и статьях также указывал на значение принципа подчинения борьбы с религией борьбе за социализм. Он подчеркивал, что нельзя просто высмеивать религию, бороться с ней чисто агитационным способом или сводить ее к ликвидации внешних атрибутов религиозного культа, нельзя ставить перед собой только задачу борьбы с религией, как с таковой, иначе неизбежно оторвешься от большевизма, от коммунизма. «Надо вести углубленную борьбу, надо вести большевистскую борьбу... К борьбе с религией мы не подходим, как к какой-то самостоятельной у самодовлеющей, самой себя исчерпывающей цели... Каждый, кто борется, если он хочет быть коммунистом, настоящим безбожником и иметь максимальные результаты от своей борьбы, должен связать эту работу с общим строительством у рассматривать свою работу, как одну из частиц этой общей работы»2.

 

В. И. Ленин придавал большое значение в борьбе с религией социалистическому коллективу, организации масс и считал, что гвоздь социализма в организации трудящихся. Организованное участие широких масс в индустриализации страны, коллективизации сельского хозяйства, культурной революции шаг за шагом подрывало корни религии и являлось основой их атеистического воспитания. Партия требовала связывать борьбу против религии с борьбой за социализм, за улучшение материального и культурного уровня рабочих и крестьян. Вовлечение трудящихся в строительство социализма создавало наиболее благоприятные условия для роста их атеизма, вселяло уверенность в свои собственные силы и вытесняло религиозные чувства и представления. Велика роль социалистического соревнования в преодолении религии. Если практика социалистического строительства вплотную подводила верующих трудящихся к усвоению научного мировоззрения, то это вовсе не значит, что она автоматически вела к формированию материалистического мировоззрения. Социалистическое сознание формировалось в результате упорной идейной борьбы против влияния религиозной идеологии.

 

Партия на всех этапах своей деятельности вела борьбу против извращений ленинской линии в отношении к религии и церкви. Она считала одной из важных задач работу среди верующих трудящихся города и деревни, и прежде всего среди женщин. Требуя развертывания разъяснительной работы в массах, партия вместе с тем советовала следовать ленинским указаниям об осторожном и терпеливом подходе к верующим, о необходимости борьбы с религиозной идеологией, а не с рядовыми верующими. Были осуждены попытки исключения трудящихся-верующих только за их религиозность из профсоюзов, снятия их с работы, так как это отстраняло часть рабочих и служащих от практического участия в строительстве социализма, укрепляло у них веру в бога.

Победа социализма в нашей стране, выдающиеся достижения науки и техники, распространение научных знаний коренным образом изменили жизнь трудящихся и привели к отходу от религии и церкви большинства советских людей. В нашей стране подорваны социальные корни религии, с необходимостью порождавшие и поддерживавшие религиозность масс. Однако это автоматически не ведет к устранению всех причин ее существования.

 

На сохранение в сознании людей религиозных представлений еще оказывает влияние ряд объективных причин: существенные различия между городом и деревней, физическим и умственным трудом, достигнутый уровень материального производства не позволяет полностью перестроить быт, ликвидировать пороки, доставшиеся в наследие от старого общества. К ним относятся: остатки неравного положения женщин в быту по сравнению с мужчиной, оторванность части людей от производственной и общественной деятельности, невысокий культурный и образовательный уровень части советских граждан. В настоящее время в личном подсобном и домашнем хозяйстве занято 15% трудоспособного населения, из числа женщин — 25 %.

 

В современных условиях определяющим фактором полного исчезновения религиозных пережитков является борьба за коммунизм. В ходе строительства коммунизма исчезают объективные причины, мешающие окончательному отмиранию религии. Наиболее действенным средством атеистического воспитания является вовлечение всех трудящихся в коммунистическое строительство, в общественно-политическую деятельность. Велика роль социалистического коллектива в атеистическом воспитании. Правильно подобранная работа с учетом квалификации и интересов трудящихся, приобщение к деятельности коллектива делают жизнь человека полнокровной и не оставляют места чувствам и настроениям, нередко толкающим к религии. Вовлечение верующих в процесс социально-политической жизни также ведет к вытеснению из их сознания религиозных взглядов и привычек. Дальнейшее развитие социалистической демократии создает благоприятные условия для привлечения миллионов советских людей к управлению государством.

 

Однако на практике не всегда вовлекают верующих в общественную работу. Еще в конце 20-х годов М. И. Калинин говорил, что на многих заводах возмущаются и считают позором, когда верующему рабочему поручают ту или иную общественную работу. Но такой подход к верующим был ошибочным. «Поскольку это — трудовой человек, поскольку он начинает втягиваться в общественную работу, это уже является первым залогом того, что если не в ближайшем, то в отдаленном будущем он перейдет на точку зрения безбожников. Он перейдет на эту точку зрения потому, что развитие общественного инстинкта у человека, развитие общественности будут заменять его религиозное чувство. Это будет совершаться с неумолимостью физического закона, и его религиозные чувства в конце концов исчезнут»1.

В современных условиях демократические движения, выступающие в религиозной оболочке, могут и должны вливаться в международный революционный поток, особенности их учитываются коммунистическими партиями.

 

Политическая линия марксистской партии в отношении религии и церкви на всех этапах борьбы за социализм и коммунизм должна основываться на ленинских принципах, правильность которых подтверждена всей практикой международного коммунистического и рабочего движения. Богатейшее атеистическое наследие, оставленное В. И. Лениным, огромный опыт в разрешении вопросов, связанных с отношением к религии и церкви, накопленный КПСС, братскими коммунистическими и рабочими партиями, играют большую роль в деле борьбы за социализм и коммунизм, за торжество научного марксистско-ленинского мировоззрения.

Категория: Религия | Добавил: fantast (16.02.2019)
Просмотров: 17 | Рейтинг: 0.0/0