Изменение религиозности в Чехословакии

 

Первое исследование религиозности этого типа в послевоенной Чехословакии производилось в 1946—1947 гг. Институтом исследования общественного мнения в Праге. Из этого исследования в нашей анкете было использовано 10 вопросов, чтобы можно было установить, произошли ли за истекший период изменения во взглядах и позиции населения, и если да, то в каком направлении. Хотя основной коллектив обследуемых граждан в обоих исследованиях не был тождественным (нынешнее исследование охватило лишь пятую часть граждан, которые были обследованы в прошлый раз), все же при небольшом уточнении сравнение возможно.

 

Приведем в качестве примера ответы на заданные основные вопросы (в %):

Верите Вы в бога?

Какие выводы вытекают из сравнения исследований?

 

Во-первых, на основании всех исследуемых признаков, включающих как религиозное сознание, так и религиозное поведение, можно сказать, что произошло резкое снижение религиозности. Она уменьшилась от 7г (в случае веры в бога) до 1U (в случае веры в Христа). Еще большее снижение произошло среди приверженцев религиозного воспитания детей. В то время как в 1946 г. значительная часть граждан, которые были равнодушны к религии и даже не верили в бога, считали религиозное воспитание детей полезным, в 1963 г. процент людей, высказывающихся за религиозное воспитание детей, практически покрывается процентом полностью верующих граждан.

 

Во-вторых, аналйз показывает рост атеизма. Если мы понимаем под атеистом гражданина, который дал на все вопросы, касающиеся религиозности, отрицательный ответ, то мы обнаруживаем, что к этому определившемуся типу принадлежит 30% совершеннолетних жителей. 16 лет назад таких граждан было меньше чем 12%. Точный процент атеистов при первом исследовании неизвестен, результаты были обработаны лишь в соответствии с отдельными показателями. Здесь нужно обратить внимание на то, что понятие «атеист» мы не имеем права толковать расширительно, например предполагать, что все атеисты являются одновременно сознательными маркси стами.

 

В-третьих, выявляется относительная стабильность конформных церковных форм веры по сравнению с верой неконформной. Интересным результатом исследования является тот факт, что церковная вера удерживается упорнее, чем вера неконформная. Как уже было сказано, снижение веры в бога (основной показатель неконформной веры) гораздо большее, чем снижение веры в Христа (основной показатель конформно-христианской веры). Видимо, крепко организованное ядро всего комплекса верующих проявляет большую устойчивость.

 

В-четвертых, оба исследования подтвердили связь идеологической и практической сторон религии и доминирующую роль практической религиозной жизни. Практически все, кто верит в бога, посещают регулярно или время от времени церковь, хотя в дни больших праздников приходит и большинство тех, которые лишь допускают возможность существования бога. Посещаемость церкви является важным показателем, однако она может быть (как каждое общественное проявление набожности) более мотивирована другими побуждениями, чем внутренней потребностью общаться с богом. Поэтому для наших целей более значителен факт частной молитвы дома, которая не вызвана и не заторможена внешними факторами и является выражением чисто внутренней потребности религиозной жизни. И здесь мы видим, что с молитвой к богу обращаются, хотя бы в особых случаях, не только все, кто в него верит, но и значительная часть людей, которая лишь допускает, что он может существовать.

 

Таким образом, в определенных жизненных ситуациях обращаются к богу и те, кто вовсе не убежден твердо в его существовании. Для религиозного акта достаточна мысль о возможности его существования. Здесь помимо прочего наглядно выступает факт, что религия не является делом теоретических размышлений и концепций мировоззрения, из которых вытекает определенный тип действий, а, наоборот, представляет собой иллюзорный способ решения жизненных проблем. Вера имеет утилитарный характер, ее обоснование является прагматическим.

 

Наконец, анализ свидетельствует о значительном росте терпимости как отдельных вероисповеданий между собой, так и во взаимной критике атеистов и верующих. Видимо, в этом явлении отражается изменение позиции церкви, утрата ею господствующих позиций в общественной и политической жизни. В связи с тем что религия была вытеснена на край общественной жизни и не имеет возможности активно вмешиваться в нее, люди перестали априорно оценивать друг друга как членов определенных религиозных групп и определяющими во взаимных отношениях стали другие связи. На основании сравнения церковной принадлежности обследуемых граждан с церковной принадлежностью их родителей (и тот и другой материал взят из ответов, данных в исследовании 1963 г.) мы имеем следующие результаты (в %)

Мы принимали во внимание лишь те семьи, когда оба родителя относились к одному вероисповеданию. Из таблицы ясно, что 41% граждан покинули церковное сообщество своих родителей; 63% граждан, родители которых были католиками, ныне сами заявляют о себе, что они католики; 84% граждан, родители которых принадлежали к евангелической церкви, сегодня сами заявляют о себе, что они принадлежат к этой церкви. Наконец, среди тех, чьи родители были членами чехословацкой церкви, только 66% относят себя к этой церкви.

 

На сто евангеликов во втором поколенпп, таким образом, приходится лишь 75 католиков, верных церкви. Разложение церковного сообщества происходит в римско-католической церкви быстрее и более последовательно. Люди, которые разошлись с религией, как правило, перестают себя считать членами церкви. Разложение евангелических коллективов происходит медленнее, но все же в большей мере, чем это показывают вышеприведенные цифры. До определенной степени происходит еще дифференциация внутри коллективов, и многие люди, вера которых в религию сильно нарушилась или вообще прекратилась, считаются и впредь членами церкви.

 

в)            Процесс секуляризации внутри отдельных вероисповеданий

 

Принадлежность к церкви отнюдь не совпадает с религиозностью. Как известно, существует определенная часть граждан, которые были записаны в отдельных церквах и сегодня считаются членами церкви, но при этом их принадлежность к церкви является чисто формальной. С другой стороны, не каждый, кто находится вне церковного сообщества, является атеистом.

 

Из граждан, которые сами себя считают членами церквей, имеется реально: Из наблюдаемых вероисповеданий самый низкий процент верующих имеется в чехословацкой церкви. 21% полностью верующих — ото необыкновенно низкая цифра, которая сигнализирует (крайний упадок религиозности среди верующих этой церкви. 20% принадлежат к церкви совершенно формально, они являются определившимися атеистами. Разница в количественных показателях между католиками и евангеликами несущественна.

 

Для сравнения с предшествующим поколением приведем еще следующую таблицу, которая показывает религиозность детей по отношению к вероисповеданию и церковной принадлежности родителей (обоих): Степень религиозности граждан, происходящих из семей чехословацкого вероисповедания, еще более углубляет картину распада церкви, явственную уже из предшествующей таблицы. 9% верующих во втором поколении — это цифра, которую не нужно комментировать. Значительное различие имеется, однако, в положении протестантов и католиков. 18% неверующих детей в евангелических семьях, правда, означает значительный упадок набожности, но совсем не такой, как это наблюдается в других вероисповеданиях. Относительная устойчивость протестантов проявляется здесь так же убедительно, как в показателях отхода от церкви.

 

г)            Процесс ослабления религиозной и церковной жизни граждан

 

Мы наблюдали нарушение связей верующих с отдельными сторонами религиозной и церковной жизни с точки зрения ослабления религиозной жизни. Были сопоставлены категорически отрицательные ответы у группы полностью верующих граждан. Кривая этих ответов является одновременно локазателем процесса ослабления религиозной веры.

 

Так, из людей полностью религиозных 53% не читают Библии, религиозных статей, книг и журналов, 31% перестали обсуждать жизненно важные поступки с точки зрения религии, 14% не проявляют открыто свою религиозную веру, 10% перестали совершать таинства, 8% не имеют супруга той же веры, 4%, несмотря на то что верят в бога, не верят в загробную жизнь, 4% не заключили церковного брака, 3% не считают религиозное воспитание нужным для детей, 2% перестали считать себя членами какой-либо церкви, 1% не верит, что Христос был богом во плоти, 1 % не дал крестить своих детей.

 

Из приведенных цифр явствует, что самой стабильной составной частью религиозного сознания наших граждан является вера в Христа. Это ядро, от соблюдения которого зависит сохранение или падение общей религиозности. С этой верой связано все остальное.

 

С другой стороны, первый признак ослабления религиозности — недостаточная забота об усилении и углублении веры, потеря интереса к идеологическим и теоретическим вопросам религии. Сюда относится не только чтение статей религиозного содержания, но и чтение Библии, молитв, жития святых и т. п.

 

Следующим, еще более важным признаком отхода от религии является такое состояние, когда религия перестает быть компасом в практике человека, когда она теряет свой характер мерила ценностей и когда жизнь верующего человека определяется и управляется не религиозными, а иными принципами.

 

Эти два момента, которые проявляются в очень широких массах верующих (более чем V2 в нервом случае и почти 7з во втором), несмотря на их значительность, осознаются верующими как признак ослабления их религиозной жизни. Однако момент, когда они начинают чувствовать свою веру чем-то затруднительным или невыгодным в глазах других людей, имеет уже характер непроизвольного перехода на критическую точку зрения нерелигиозных сограждан. Верующий не отождествляет себя с ними, однако уступает им, предпочитая спокойную позицию конформизма своей миссии сторонника религии.

Категория: Религия | Добавил: fantast (10.02.2019)
Просмотров: 473 | Рейтинг: 0.0/0