Борьба за мир и религия

Вскоре после второй мировой войны начал вырисовываться призрак повой, еще более разрушительной и страшной войны — ядерной. Все советские люди под руководством Коммунистической партии возвысили свой голос в защиту мира между народами. Выражая волю верующих нашей страны, церковь также включилась в борьбу за мир. Ее участие в этом благородном деле — не тактическая уловка, а совершенно искреннее служение идеалам мира и справедливости.

 

Миротворческая деятельность церкви находит свое выражение в многочисленных призывах руководителей Московской патриархии к христианам всех стран, в выступлениях ее представителей на различных межхристианских встречах, конференциях, конгрессах и съездах, в работе Всемирного Совета Мира, в Советском комитете защиты мира, в Христианской мирной конференции, во Всемирном совете церквей. Русская православная церковь вносит средства в Советский фонд мира; в религиозной печати, как и в устных выступлениях, ее деятели осуждают подготовку к новой мировой войне, гонку вооружений, призывают к разрядке международной напряженности, к развитию и укреплению уз дружбы и невмешательству государств во внутренние дела друг друга.

 

Все это, несомненно, оказывает положительное практическое содействие миролюбивой политике нашей партии и Советского государства и отвечает интересам всех людей доброй воли. Вместе с тем следует особо подчеркнуть, что программа мирного сосуществования, с которой выступает церковь на международной арене, не является в основе своей религиозной программой, она не вытекает из самой природы религии, как об этом заявляют защитники православия. Это программа политическая, главные принципы которой разработаны классиками марксизма-ленинизма, нашей партией и другими братскими коммунистическими и рабочими партиями. К ее выработке церковь не имеет никакого отношения. Она лишь использует некоторые ее элементы, облекает их в религиозную оболочку и выступает с ними от своего имени. Политические позиции всех церквей в вопросах войны и мира определяются в конечном счете политикой правящих классов стран, на территории которых они действуют. Не представляет исключения и русская православная церковь. Ее авторитет как поборницы мира в значительной мере обусловлен международной популярностью внешнеполитического курса нашей страны, которого она придерживается. Характерная особенность антивоенного движения русской православной церкви состоит в том, что, будучи зпа-* чительной силой, порожденной вполне реальными причинами и целью, это движение получает в свете христианского мировоззрения превратное истолкование. Вследствие этого возникают глубокие противоречия между мыслью и действием, целью и средствами ее достижения, действительной международной обстановкой и ее богословской оценкой. Концепция причин войн и условий сохранения длительного и прочного мира, развиваемая русским православием, сводится к абстрактным формулировкам, не имеющим ничего общего с наукой. Корни того или иного состояния международных отношений церковники отыскивают либо за пределами общества, в боге, либо в человеческой душе. «Истоки мира находятся в таинственных глубинах неизреченной жизни Триединого Божества» *. Войны это дозволенные богом нападения народов друг на друга, заявляют богословы, и от его воли зависит быть или не быть им.

 

Другая причина войн, по их мнению, заключена в греховной человеческой природе. «Мы, христиане, знаем, что войны могут исчезнуть па земле лишь тогда, когда будут уничтожены действительные причины вражды, коренящиеся в человеческом сердце...»,— уверяют защитники православия.

 

Антинаучное объяснение церковниками причин возникновения войн сочетается со столь же фантастическими предложениями по их устранению из жизни общества. Важнейшей предпосылкой мира на земле является будто бы мир с богом, безграничная любовь к нему, упование на его всемогущество и доброту. Для достижения заветной цели необходимо «усилить свои молитвы Владыке вселенной о мире во всем мире, едиными устами и единым сердцем прося Всемилостивого Бога об утишении вражды и о посрамлении врагов мира, могущих привести человечество к новой катастрофе» 1 2.

 

Согласно богословскому мнению, роль самих людей в созидании мира довольно велика и ответственна. Однако люди нуждаются в духовном перерождении, успехи которого зависят от степени участия церкви в этом процессе. Долговечпый мир возможен лишь в церкви и через влияние ее на жизнь общества. Поэтому умиротворение народов — задача преимущественно церкви, а не светских организаций. Поскольку ей дано подлинное понимание войны и мира свыше, постольку она может и должна осуществить божественное предначертание: привести все народы н государства к той органической целостности, «которая характеризует жизнь самой Церкви и сущность которой составляет гармоническое единство многих в едином — мир в духе и в действии» 1.

 

Выходит, что православные идеологи, как, впрочем, п другие религиозные деятели, ставят под сомнение возможность достижения мира силами неверующих людей. В качестве решающего фактора в этом деле объявляется церковь. Практическую основу этой претензии нетрудно усмотреть в стремлении связать борьбу за мир с распространением влияния церкви на верующих, с усилением чуждой нам религиозной идеологии.

 

Только с уничтожением эксплуататорских классов возможна полная и окончательная ликвидация социального зла, несправедливости, причин войн. А в этом деле христианские призывы к всеобщему умиротворению народов на основе любви к богу не помогут. Не церковь является гарантией мира, как это пытаются представить защитники православия, а мировая система социализма, располагающая всеми необходимыми и достаточными средствами военного, экономического и морально-политического влияния на успешное и плодотворное развитие международных отношений.

Категория: Религия | Добавил: fantast (04.02.2019)
Просмотров: 503 | Рейтинг: 0.0/0