Католицизм и наука

Являясь разновидностью христианской религии, католицизм враждебен научному мировоззрению. Вся история его существования заполнена борьбой против науки. Мрачную известность душителя и палача передовой научной и общественной мысли приобрела инквизиция — судебно-полицейское учреждение, созданное католической церковью в XIII в. Основная задача инквизиции состояла в преследовании так называемых еретиков — свободомыслящих, ученых, мыслителей, не согласных с учением церкви. С XIII по XIX в. жертвами жестоких гонений стали около 12 млн. человек, множество из которых было сожжено на кострах. В 1327 г. инквизиторы сожгли на костре астронома Чекко д’Асколи, распространявшего учение древних о шарообразности Земли. В 50-х годах XVI в. они погубили выдающегося анатома Андрея Веза-лия за его исследования, опровергавшие библейские взгляды на строение человеческого тела. В 1600 г. на площади Цветов в Риме ими был сожжен выдающийся ученый и мыслитель Джордано Бруно, создавший учение о бесконечности Вселенной и множественности миров в ней. В 1619 г. католические мракобесы сожгли на костре крупного итальянского атеиста Джулио Ванини, а в 1689 г. казнили белорусского мыслителя и атеиста Казимира Лыщинского и сожгли на костре его тело.

 

На протяжении более чем двух столетий подвергались преследованию со стороны католического духовенства пропагандисты учения Николая Коперника, а его гениальный труд «Об обращении небесных сфер» был включен в список запрещенных книг. Великий ученый Галилео Галилей, один из создателей классической механики, продолжатель дела Коперника, был заключен в тюрьму, несмотря на преклонный возраст и болезнь. Особо свирепым нападкам вплоть до середины XX в. подвергалось эволюционное учение. Лишь убедившись в том, что почти столетняя борьба против дарвинизма только дискредитирует церковь, папа Пий XII в 1950 г. заявил, что учение об эволюционном развитии человеческого тела якобы не противоречит религиозным догмам, но тут же добавил, что оно должпо сочетаться с признапием творения богом человеческой души.

 

В XX веке, веке выдающихся достижений ядерной физики, электроники, кибернетики, генетики, космонавтики и других наук, католицизм уже не может, как прежде, открыто выступать против научного познания. Богословы все чаще выступают под видом «друзей» науки, а длившиеся веками гонения церкви на передовых мыслителей и ученых именуют «печальными недоразумениями», «заблуждениями» отдельных церковников, но не самой церкви. Они выступают за признание важной роли науки в жизни общества, но при одном непременном условии: чтобы наука не вторгалась в вопросы мировоззрения, оставила их на откуп религии. Они проповедуют теорию, согласно которой научное познание фиксирует лишь отдельные стороны и проявления действительности, но не в состоянии проникнуть в сущность окружающего мира. Эта сущность, говорят они, может быть понята не силой разума, на которую опирается наука, а силой веры, па которую опирается религия.

 

Считаясь с тем, что грандиозные успехи науки и техники изменяют мышление людей, церковники пытаются приспособить основные догматы католицизма к современному уровню познания, сделать их хотя бы внешпе, словесно созвучными научному миропониманию. Чтобы сохранить веру в сверхъестественное, они все чаще отходят от библейского толкования бога как человекоподобного существа и изображают его как безличного творца Вселенной. Раньше католические богословы доказывали существование бога тем, что он стоит выше природы и ее закономерностей и волен нарушать эти закономерности, в силу чего происходят чудеса, необъяснимые с точки зрения науки, но вполне достоверные с точки зрения религиозной веры. В наши дни они пытаются вывести идею о необходимости существования бога из совершенства закономерностей окружающего мира, причем бог изображается в виде какого-то абстрактного духа, проявляющегося в совершенстве законов природы.

 

Эта идея, с одной стороны, дает возможность католическим богословам сочетать религиозный взгляд на мир с признанием могущества науки, проникающей в закономерности природы и общества, с другой стороны, таит в себе огромную опасность, поскольку ведет к выводу, что от всемогущего бога-творца неба и земли, вседержителя, без воли которого ни один волос не упадет с головы, осталась только абстрактная идея бога. Но такая идея безличного надмиро-вого существа не может вызвать у верующих слепого страха и священного трепета, без которых немыслима религиозная вера. Из этого противоречия, отражающего непримиримость науки и религии, не в состоянии вырваться католические богословы. Если отстаиваешь религиозный взгляд на мир, неизбежно придешь к отрицанию науки, если последовательно стоишь за научное миропонимание, неизбежно отбросишь религиозную веру.

Категория: Религия | Добавил: fantast (04.02.2019)
Просмотров: 1008 | Рейтинг: 1.0/2