Содержание, формы и методы атеистической пропаганды

 

Научно-атеистическая пропаганда является важной составной частью идеологической работы партии и имеет своей целью распространение научных, материалистических знаний в массах, освобождение людей из-под влияния религиозных предрассудков. Она представляет собой совокупность форм, методов, приемов идеологического убеждения, направленного на воспитание у трудящихся подлинно научного, диалектико-материалистического мировоззрения, непримиримого ни с какой религией. Как неотъемлемая часть коммунистического воспитания научно-атеистическая пропаганда не является самоцелью, а всецело подчинена задачам коммунистического строительства, тесно связана с воспитанием в массах коммунистической нравственности.

 

Атеистическая пропаганда строится на твердых научных основах. Она учитывает конкретно-историческую обстановку, социально-классовые и гносеологические корни религиозного дурмана, всю сложность религии как формы общественного сознания.

В настоящее время, когда борьба против религиозных предрассудков есть идеологическая борьба научного, материалистического мировоззрения против антинаучного, религиозного мировоззрения, в основе научно-атеистической пропаганды лежит популярное разъяснение наиболее важных явлений в жизни природы и общества, подтверждающих правильность материалистических взглядов на развитие мира.

 

Каковы же основные черты и особенности научноатеистической пропаганды?

 

Научно-атеистическая пропаганда носит боевой, наступательный характер, страстно защищает научное, материалистическое мировоззрение от нападок сторонников религии.

 

Воинствующий характер пропаганды атеизма состоит не в употреблении хлестких слов, резких выражений и т. п. по адресу служителей религиозного культа, а в глубоком анализе, убедительной аргументации, неопровержимой логике доказательства истинности диалектикоматериалистического мировоззрения и несостоятельности, ложности религиозного. Терпеливое, настойчивое убеждение и просвещение — вот основные методы научноатеистической пропаганды.

 

Отсюда следует, что атеистическая пропаганда должна быть пропагандой

 

—           научной, то есть глубоко, аргументированно раскрывающей научные основы материалистического мировоззрения, опирающегося на всю сумму знаний о природе и обществе;

 

—           популярной, то есть близкой и понятной широким массам трудящихся, использующей живые, образные и увлекательные формы;

 

—           и, наконец, систематичной, ведущейся повседневно, а не время от времени, кампаниями.

 

Для разработки правильной тактики борьбы с религией очень важно учесть различные стороны, элементы религиозного сознания, принять во внимание то, что религия представляет собой не только превратное мировоззрение, но и превратную систему моральных догм, что она не только затуманивает разум человека, но паразитирует на его чувствах, на эмоциональном отношении человека к миру, а также старается подчинить себе поведение верующих, их быт, привычки и обычаи. Отсюда, в частности, следует, что в атеистической пропаганде должны быть использованы богатейшие возможности искусства — художественная литература, живопись, кино, театр, телевидение, радио, музеи,— чтобы усилить ее психологическое, эмоциональное воздействие на верующих.

 

Необходимым качеством научно-атеистической пропаганды, от которого во многом зависит ее успех и действенность, является ее конкретность, предметность, тесная связь с практикой коммунистического строительства, с жизнью завода, фабрики, совхоза, колхоза и т. д.

 

Конкретно вести научно-атеистическую пропаганду —-это значит подходить дифференцированно к отдельным группам верующих: знать специфику их религиозных представлений, те изменения, которые произошли в сознании верующих за годы Советской власти, умело учитывать их возрастные, половые и национальные особенности, а также характер, роль и степень распространенности среди них различных религиозных обрядов.

 

Знание этих особенностей позволяет выбрать правильное направление и наиболее подходящие формы и методы атеистической пропаганды среди различных групп верующих (рабочих, крестьян, женщин, молодежи, а также среди сектантов, православных, мусульман и т. д.) и тем самым покончить с шаблоном, стандартом, механическим подходом в пропаганде атеизма.

 

Так, например, поскольку большинство верующих всегда составляли и составляют пожилые женщины, вдовы, домохозяйки, не принимающие участия в общественной жизни, то основная задача атеистической пропаганды среди женщин состоит в том, чтобы пробудить в них идейные запросы, вызвать интерес и привлечь к содержательной, активной общественно-политической жизни. Атеистическая пропаганда, особенно в районах распространения ислама, призвана вести беспощадную борьбу с любыми попытками поработить и унизить женщину в семье и в быту на основе религиозных канонов и предписаний. Она должна стремиться к тому, чтобы пробудить в верующих женщинах чувство их человеческого достоинства, освободить их от гнета псевдонациональных обычаев и религиозных предрассудков. Формы и методы атеистической пропаганды определяются конкретно-историческими условиями идеологической борьбы с религией. Распространенные в первые годы Советской власти, когда духовенство занимало контрреволюционные позиции по отношению к Советскому государству и большинство трудящихся еще находилось под влиянием религии, такие формы пропаганды атеизма, как диспуты с церковниками, антирелигиозные карнавалы и т. п., в современных условиях перестали соответствовать задачам и требованиям научно-атеистической пропаганды.

 

Являясь частью коммунистического воспитания, научно-атеистическая пропаганда использует все его средства: печать, радио, кино, телевидение, все формы и виды пропаганды — устной и печатной, массовой и индивидуальной.

 

Наибольшее значение в пропаганде научного, материалистического мировоззрения среди трудящихся в настоящее время имеют лекции, громкие чтения, групповые беседы, индивидуальные беседы с верующими, массовые атеистические мероприятия (вечера вопросов и ответов, тематические вечера, встречи с бывшими верующими, читательские конференции и др.).

 

Лекции по научному атеизму. Важнейшей, наиболее распространенной и массовой формой устной пропаганды научных знаний является лекция. Особенность лекции состоит в том, что она дает возможность логически последовательно, систематично и аргументированно изложить более или менее полно ту или иную тему.

 

Очень важно, чтобы тематика научно-атеистических лекций была широкой и разнообразной и охватывала все области современного научного знания. Лекции на естественнонаучные темы призваны показать, как успехи современных наук о природе — астрономии, физики, химии, биологии, физиологии — подтверждают правильность материалистического взгляда на мир и убедительно опровергают религиозные вымыслы о творении мира богом, о неизменности природы, божественном происхождении жизни и человека, бессмертии человеческой души и т. п.

 

Поскольку всякая религия делает упор на общественные и моральные проблемы, то есть стремится дать свое объяснение причин социального зла, законов движения общества и т. п., в атеистической пропаганде большое значение имеют лекции по общественно-научной тематике: о движущих силах исторического развития, происхождении семьи, возникновении классов, о причинах, порождающих войны, а также лекции на специально атеистические темы: о происхождении религии и ее социальной сущности, противоположности коммунистической и религиозной нравственности и т. п.

 

Учитывая, что атеистические лекции предназначены прежде всего для верующих, а большинство из них, как правило, воздерживается от посещения клубов, Дворцов культуры, эти лекции удобнее устраивать на промышленных предприятиях в обеденный перерыв, на фермах, полевых станах, в домоуправлениях, в агитпунктах и т. д., то есть там, где есть возможность встречи с верующими.

 

От лектора-атеиста требуется не только наличие широкого научного кругозора, но и глубокое знание конкретных вопросов, правильное понимание содержания и тенденций развития современной религиозной идеологии, знание форм и методов работы церковников и сектантов, умение разоблачать их ухищрения, направленные на «примирение» науки и религиозной веры, на приспособление религиозной идеологии к современным условиям.

 

Необходимо стремиться сделать лекцию конкретной и целеустремленной, тесно связать ее с жизнью, с практическими задачами, использовать местный материал. Большое значение имеет умение лектора конкретно подойти к аудитории, учесть специфику распространенного в данном районе, городе, колхозе вероисповедания, а также пол, возраст, профессию верующих, исторические особенности их жизненных условий.

 

Большое значение имеет форма атеистической лекции. Она должна читаться не аполитично, а со страстной партийной убежденностью, с позиций воинствующего материализма. Яркий, образный язык, простое и доходчивое изложение материала, обилие конкретных фактов, убедительная аргументация, умение лектора дойти до ума и сердца каждого слушателя — вот необходимые качества, которые обеспечивают успех лекции в аудитории. Доходчивость и эффективность лекции во многом зависят также от того, будет ли она иллюстрирована наглядными пособиями: картинами, таблицами, макетами, диапозитивами и т. д., а также кинофильмами. Очень ценной формой лекционной пропаганды являются циклы лекций по научно-атеистической тематике. Цикл лекций дает слушателям систематизированные знания, позволяет развить более полно какую-либо тему, обеспечить постоянный состав аудитории. Такие циклы лекций проводятся в форме научно-атеистических лекториев, воскресных атеистических чтений и т. п., организуемых при клубах, Дворцах культуры.

 

Громкие чтения и беседы. Простой и доступной формой атеистической пропаганды являются громкие чтения научно-популярной и атеистической литературы, материалов по атеистической тематике из газет, журналов. Групповые громкие чтения удобны тем, что их можно проводить везде: в обеденный перерыв на заводе, на фермах колхозов и совхозов, в бригадах, на полевых станах, в общежитиях, в домашней обстановке и т. д. Эта форма не требует сложной и долгой подготовки. Надо лишь, чтобы материал для чтения был интересным, впечатляющим, привлекающим внимание слушателей и в то же время позволял пропагандисту сделать необходимые атеистические выводы. Громкие чтения приносят особенно большую пользу тогда, когда состав слушателей остается постоянным. На практике громкие чтения нередко превращаются в групповые беседы.

 

Групповые беседы, проходящие в форме взаимных вопросов и ответов, имеют неоспоримое достоинство непосредственного общения пропагандиста с людьми. В ходе откровенного обмена мнениями пропагандисту легче узнать интересы верующих, характер их религиозных убеждений и разъяснить им их ошибочность и научную несостоятельность. Достоинство беседы в том и состоит, что она оперативна и может быть проведена в любом месте, где есть народ.

 

Поскольку в ходе беседы невозможно полно и систематически изложить ту или иную тему, то задача беседчика состоит прежде всего в том, чтобы на каком-либо отдельном ярком примере (из местной жизни, из газет) показать вред, реакционный и антинаучный характер религиозных пережитков и суеверий, ханжество и лицемерие религиозной морали и последовательно, логически подвести слушателей к мировоззренческим атеистическим выводам. Чтобы сделать беседу интересной, надо строить ее преимущественно на местном материале, умело подбирать факты, знать, что интересует и волнует людей.

 

Для повышения результативности и эффективности бесед с верующими они проводятся обычно с более или менее постоянным кругом слушателей по циклам. Цикл бесед с верующими предусматривает ряд конкретных тем по атеистической тематике с учетом специфики того или иного вероисповедания.

 

Так, например, для верующих христианской религии беседы могут быть проведены на такие темы, как «Учит ли добру священное писание», «Об аде и рае», «О молитве», «Как религия относится к женщине» и т. п.

 

Индивидуальная работа с верующими. Опыт атеистической пропаганды в современных условиях убеждает, что наиболее действенной и результативной является индивидуальная работа с верующими. Важность индивидуальных форм работы вытекает из того, что верующих в нашей стране гораздо меньше, чем атеистов, что причины их религиозности в большинстве своем сугубо индивидуальные, личные. Кроме того, многие верующие, особенно сектанты, избегают ходить в клуб, на лекцию и предпочитают интимную обстановку для разговоров о религии. Как показывает опыт, наибольшую пользу приносят такие методы индивидуальной пропаганды, как беседы с верующими, чтение им атеистической и научно-популярной литературы, разговор с ними в домашней обстановке, на прогулке и т. д.

 

Очень трудно завоевать доверие, найти подход к верующему человеку, у которого часто существует предубеждение против атеистической пропаганды. От атеиста требуется максимум внимания, тактичности, чуткости к верующему человеку, страстного желания помочь ему освободиться от религиозного дурмана, приобщить его к полнокровной и кипучей жизни нашей страны.

 

Простая, задушевная беседа — незаменимая форма работы с верующими, особенно с пожилыми. Только таким путем можно заронить сомнение в душу верующего, превратить колеблющегося в атеиста. Беседу с верующим нельзя начинать сразу с разговора о вере: это может насторожить и оттолкнуть его. Хорошим началом и основанием для беседы может послужить какой-либо конкретный факт, заметка или статья в газете. Очень важно пропагандисту атеизма знать условия жизни верующего, его интересы, наклонности, причины, толкнувшие его к религии. Это знание помогает наметить правильные пути воздействия на верующего.

 

Беседы с верующими строятся таким образом, чтобы, с одной стороны, разъяснить им вред религиозных предрассудков, ложность религиозного взгляда на мир, раскрыть противоречия «священных книг», а с другой стороны, на ярких жизненных примерах показать величие трудовых подвигов советских людей, благородство и гуманность коммунистической нравственности и твердо и последовательно подвести их к убеждению в правильности научного, материалистического мировоззрения. По ходу беседы пропагандист должен порекомендовать верующим хорошую брошюру, посоветовать послушать лекцию, посмотреть кинокартину, которые помогли бы им понять свои заблуждения.

 

Большое значение имеет непринужденный характер беседы. В домашней обстановке, где верующий чувствует себя свободно, задает много вопросов, спорит, высказывается сам, беседчику-пропагандисту легче понять характер его убеждений, поговорить с ним по душам. Успех беседы во многом зависит от самого пропагандиста, от того, насколько он известен людям как передовой, высоконравственный и знающий человек. Только в этом случае верующий будет слушать атеиста, верить его словам, доказательствам, убеждениям.

 

Основное требование индивидуальной работы с верующим— не стремиться к тому, чтобы сразу сделать его атеистом. Нельзя забывать, что отход от религии есть результат долгих сомнений и раздумий, что религиозные убеждения имеют жизненные причины, сложились не сразу и преодолеть их можно лишь постепенно.

 

Задача пропагандиста состоит прежде всего в том, чтобы пробудить у верующего сомнение в правильности его убеждений, заставить думать, приучить читать научную литературу, а затем постепенно приобщать его к коллективу, к активной культурной и общественной жизни. В индивидуальной работе с верующими-родителями надо добиться того, чтобы они прекратили религиозное влияние на детей, не совершали насилия над их совестью и убеждениями. Только настойчивая, терпеливая индивидуальная работа с верующими может принести успех.

 

Массовые атеистические мероприятия. Вечера вопросов и ответов на атеистические темы — это доходчивая, вызывающая живой интерес у слушателей массовая форма пропаганды атеизма. Хорошо подготовленные вечера вопросов и ответов на атеистические темы обычно проходят при большом стечении народа.

 

Особенность этой формы пропаганды состоит в том, что она позволяет вызвать активность аудитории, наиболее полно узнать, что интересует и волнует людей, особенно верующих, и постараться дать ответ на их вопросы. Поэтому она является одной из наиболее действенных форм. Такие вечера посещаются, как правило, и верующими, которые знают, что на заданные вопросы они получат исчерпывающие ответы у специалистов.

 

Тематика подобных вечеров может быть крайне разнообразной, например: «Какой нравственности учит религия», «Наука и суеверия», «Медицина и религия», «Спутники и бог».

 

Вечера вопросов и ответов на научно-атеистическую тему в клубе, во Дворце культуры организуют культработники совместно с работниками Общества по распространению политических и научных знаний, представителями партийных и комсомольских организаций. Организаторы вечера и активисты проводят работу по сбору вопросов среди населения по намеченной теме, разрабатывают программу вечера, подготавливают наглядные пособия, диапозитивы, кинофильмы. На вечер приглашается несколько, обычно 3—4, наиболее квалифицированных специалистов: научных работников, врачей, учителей и др., которые в сжатой форме, но увлекательно и популярно дают ответы на поставленные вопросы, стараясь возбудить у слушателей интерес к теме, к научным вопросам. Вечера вопросов и ответов проходят в тесном контакте с аудиторией. Активное участие слушателей выражается в том, что в ходе вечера они задают массу новых вопросов, проявляют большой интерес к ответам. В конце вечера демонстрируются научно-популярные и художественные атеистические фильмы.

 

Интересной формой массовой пропаганды атеизма являются тематические вечера. В тематическом вечере комплексно используются разнообразные формы пропаганды: лекции, беседы, консультации, выставки атеистической книги, демонстрация кинофильмов, выступления художественной самодеятельности. Тематика вечеров широка и разнообразна, например: «Религия, медицина и знахарство», «Наука и религия о происхождении жизни», «Чудеса без чудес», «Искусство в борьбе с религией» и др.

 

На тематических вечерах перед слушателями выступают с лекциями и докладами ученые-специалисты — химики, физики, математики, биологи, демонстрируются опыты, диапозитивы, проводятся обзоры атеистической литературы, консультации у выставок. В заключение устраивается концерт художественной самодеятельности, показываются научно-популярные и художественные фильмы.

 

Вечера занимательной науки, или «чудеса без чудес», представляют собой разновидность тематических вечеров. Вечера, посвященные занимательной астрономии, биологии, химии на темы «Небо без бога», «Загадки мозга», «Как химия разоблачает чудеса религии» и др., сопровождаются лекциями ученых, показом интересных физических, химических и биологических опытов, демонстрацией научно-популярных фильмов, разоблачающих религиозные «чудеса» и показывающих торжество науки.

 

Они пользуются большой популярностью у населения, способствуют развитию интереса к науке и научному мировоззрению.

 

Как форма пропаганды атеизма вечера встреч с бывшими верующими имеют большую ценность особенно потому, что они привлекают много верующих. Такие вечера обычно проводятся под названием «Почему мы перестали верить в бога». На эти вечера приглашаются бывшие служители культа, бывшие учащиеся духовных академий и семинарий, бывшие сектантские проповедники и пресвитеры — люди, по тем или иным причинам порвавшие с религией. Яркие жизненные рассказы тех, кто на своем личном опыте убедился в ложности религиозного взгляда на мир, в лицемерии религиозной морали, в аморализме духовенства, в противоречиях «священных книг» и нашел в себе силы разорвать религиозные путы,— такие рассказы производят большое впечатление на людей, заставляют задумываться верующих над своими религиозными убеждениями, порождают сомнение в истинности этих убеждений. Бывшие служители культа и верующие приводят много ярких фактов, разоблачающих неприглядную закулисную деятельность церковников и сектантов, их лицо, скрытое от общественности. Все это обусловливает большую действенность и эффективность данной формы пропаганды.

 

Действенность таких массовых форм пропаганды атеизма, как вечера, возрастает, если учитываются интересы различных групп населения и проводятся специальные вечера на атеистические темы — для молодежи, рабочих, женщин, интеллигенции.

 

Особое место среди форм атеистической пропаганды занимают читательские конференции по обсуждению популярных атеистических брошюр, художественных произведений на атеистические темы, таких, как «Чудотворная» Тендрякова, а также журнальных и газетных статей, фельетонов. Эти мероприятия, проводимые обычно работниками клубов и библиотек, не только являются пропагандой научно-атеистической литературы, но и часто превращаются в серьезное обсуждение вопроса, в дискуссию об атеистическом воспитании, о необходимости борьбы с религиозными пережитками и суевериями. Нередко в обсуждении атеистической литературы принимают участие и верующие люди.

 

Для атеистической пропаганды среди населения используется и такая интересная форма распространения политических и научных знаний, как устные журналы «Хочу все знать», организуемые в Домах культуры, сельских клубах в виде устных сообщений по различным вопросам науки и жизни. Помимо вопросов по международному положению, новостей науки и техники в эти журналы включаются темы по научному атеизму. Успех подобных журналов во многом зависит от выдумки и изобретательности организаторов.

 

Немалую роль в атеистическом воспитании трудящихся играют экскурсии в антирелигиозные и краеведческие музеи (например, в Музей истории религии и атеизма в Ленинграде), посещение театральных постановок и просмотр художественных кинофильмов с атеистической направленностью.

 

В последнее время возникли и широко распространились Дома и клубы атеистов. Они организуются по инициативе партийных и комсомольских организаций, местных отделений Общества по распространению политических и научных знаний, актива интеллигенции, студентов и др.

 

Эти добровольные общественные организации, которые превращаются в центры пропаганды атеизма на местах, ставят перед собой задачу активизировать научноатеистическую пропаганду, повысить ее научный уровень и популярность, сделать ее систематичной и боевой, оперативно откликающейся на события жизни. В советы клубов и Домов атеиста входят ученые, преподаватели высших и средних учебных заведений, работники культурно-просветительных учреждений, представители от партийных, комсомольских и профсоюзных организаций.

 

Советы руководят работой секций клуба или Дома атеиста, организуют лекции, тематические вечера, вечера вопросов и ответов, встречи с бывшими верующими и т. п. в различных клубах и Дворцах культуры, в парках культуры и отдыха, на крупных предприятиях. Члены таких объединений проводят беседы с верующими, ведут среди них активную индивидуальную работу.

 

Научно-атеистическая пропаганда направлена не только против идеологического влияния церковников и сектантов, но и против попыток церковников использовать в своих интересах народные традиции, потребность трудящихся украсить свой быт яркими, красочными праздниками и обрядами. Общеизвестно, что многие идут в церковь и совершают обряды (крещение, венчание, конфирмацию и т. п.) не потому, что верят в бога, а потому, что следуют традиции, что их привлекает красочный, торжественный, праздничный характер церемоний, отмечающих такие важные моменты в жизни человека, как рождение ребенка, достижение совершеннолетия, вступление в брак и т. п. Для противодействия тлетворному влиянию в быту религиозного культа большое значение имеет внедрение в быт безрелигиозных праздников и обрядов.

 

Ныне в ряде мест широкое распространение получили семейно-бытовые праздники: день рождения ребенка, день совершеннолетия, проводимые в противовес церковному крещению и причащению (конфирмации у католиков), комсомольские и народные свадьбы, празднование трудовых юбилеев и др.

 

Во многих республиках торжественно празднуются и такие народные и общественные праздники, как Праздник урожая, Праздник зимы, Праздник весны, юбилей города, предприятия или колхоза и др.

 

Так, например, в РСФСР повсеместно устраивается Праздник русской зимы (в противовес масленице), во время которого организуются карнавальные шествия, массовые игры, балы, катания на тройках и т. п. Традиционной форме масленицы придается новое, отражающее современную жизнь содержание.

 

В Литовской ССР интересно проходит Праздник весны, организуемый обычно на неделю раньше пасхального воскресенья. Перед этим объявляется «неделя чистоты». В день праздника организуются торжественные карнавальные шествия, большие концерты, балы, различные игры. В результате расстраивается так называемая страстная неделя. Костелы в день пасхи оказываются полупустыми, так как верующие уже принимали активное участие в Празднике весны.

 

Все эти яркие, красочные праздники становятся популярными, превращаются в традиции. Но безрелигиоз-ные праздники и обряды, хотя и являются важной стороной в атеистической пропаганде, однако они только отвлекают верующих от выполнения религиозных обрядов, а отнюдь не разрушают религиозных представлений. Поэтому они дополняются систематической пропагандой научного, материалистического мировоззрения и высоких принципов коммунистической нравственности.

Многочисленные и разнообразные формы и методы пропаганды атеизма, используемые Коммунистической партией и общественными организациями в идейной борьбе с религией, реализуют в жизни ленинское указание о том, что массам необходимо давать «самый разнообразный материал по атеистической пропаганде, знакомить их с фактами из самых различных областей жизни, подойти к ним и так и эдак для того, чтобы их заинтересовать, пробудить их от религиозного сна, встряхнуть их с самых различных сторон, самыми различными способами и т. п.»

 

Последовательно и повседневно осуществляемая всесторонняя и конкретная научно-атеистическая пропаганда вместе с другими средствами коммунистического воспитания служит мощным средством освобождения трудящихся от религиозных пережитков и воспитания их в духе единственно научного марксистско-ленинского, диалектико-материалистического мировоззрения.

Категория: Религия | Добавил: fantast (28.01.2019)
Просмотров: 15 | Рейтинг: 0.0/0