Вероучение и идеология католицизма

 

Католицизм — одно из основных направлений в христианстве. По церковным данным на 1957 г., число сторонников христианской религии на земном шаре доходит до 830 миллионов человек, из них приверженцев католицизма около 490 миллионов, то есть несколько более половины. Из общего числа католиков свыше 230 миллионов проживает в странах Европы, 208 миллионов— в Америке (в том числе около 35 миллионов в США), 31 миллион — в Азии, 19 миллионов — в Африке, 2 миллиона — в Австралии и Океании. В ряде стран Западной Европы католицизм является религией большинства населения (Испания, Португалия, Италия, Бельгия). Католицизм распространен в некоторых странах народной демократии (в Польше, Чехословакии, Венгрии), в Литовской и Латвийской ССР, а также в западных областях Украины и Белоруссии.

Вероучение католицизма мало отличается от православия. Подобно православию, католицизм исповедует веру в божественную троицу: в бога-отца — творца и создателя мира, его сына Иисуса Христа, в святого духа, а также в божью мать, в ангелов и дьявола. Католицизм признает истинным все, что рассказывается в так называемых христианских «священных книгах», в том числе о сотворении мира богом, об Адаме и Еве, об их грехопадении и о том, что все человечество несет на себе тяжесть их греха.

 

Хотя в основных вопросах вероучения между католицизмом и другими христианскими исповедованиями различия нет, в католическом катехизисе говорится, что «нет более опасной ереси, чем признание равноценности всех или нескольких вероисповеданий». Еще в сравнительно недавнем прошлом в странах Западной Европы (в Испании еще в первой трети XIX в.) и в Америке католическая церковь сжигала на кострах инаковерующих, в том числе и христиан, веривших в бога не так, как этому учит она. Нетерпимость к инаковерующим характерна и для современной католической церкви. В Испании и некоторых странах Южной Америки, где господствует католицизм, протестанты и ныне притесняются.

 

Источником своего вероучения католицизм (как и православие) считает «священное писание» (Библию) и традицию. Библия, по учению католицизма, является «словом бога». В современной католической литературе, рассчитанной на массового читателя, говорится, что Библия написана не так, как все книги: ее главным автором является святой дух, а потому она не может содержать ошибок.

 

В средние века папы запрещали верующим чтение Библии, опасаясь критического отношения к библейским рассказам. Ныне церковь требует, чтобы Библия и толкования к ней издавались только при условии предварительной церковной цензуры, а папа Пий XII в одном из своих посланий (1950 г.) заявил, что только церкви и ее главе, папе, бог доверил толкование Библии.

 

Наряду с Библией источником вероучения в католицизме является традиция, или «предание». По словам католических писателей, традиция — это поучения, правила и наставления в вере, которые апостолы «слышали от Христа» или сами проповедовали, но которые не вошли в Библию.

 

Одним из основных отличий вероучения католицизма от вероучения других христианских исповеданий является признание им папы римского главой всей христианской церкви, наместником Христа и преемником апостола Петра. Согласно католическому вероучению, Христос основал церковь, а руководить ею поставил своего ученика, апостола Петра, который и был первым епископом города Рима. Все же последующие римские епископы, то есть папы, являются преемниками Петра, и поэтому папа римский должен почитаться как старший среди всех епископов и как глава всей христианской церкви.

 

Историческая наука доказала, что и Иисус Христос и апостол Петр — личности мифические, то есть несуществовавшие. Следовательно, лишено основания и учение о папе как о преемнике апостола Петра. К тому же сама история церкви свидетельствует о том, что в I в. в Риме, как и в других местах, в общинах христиан еще не было епископов. Следовательно, пет никаких оснований возникновение папства отнести к I в. Власть римского папы в западной церкви утверждалась на протяжении столетий и никогда не признавалась верховной властью всех христианских церквей.

 

Другим важным положением католического вероучения является догмат папской непогрешимости. Догмат гласит, что папа, когда он говорит с амвона (ex cathedra), то есть выполняет службу пастыря всех христиан, обладает непогрешимостью и кто этого не признает, тот подлежит проклятию. Догмат этот был принят церковным собором в Ватикане в 1870 г. По существу, церковь под угрозой отлучения требует признать всю деятельность папы непогрешимой, ибо он публично всегда выступает не как частное лицо, а как глава церкви, ках «пастырь всех христиан».

 

Власть папы признается в католицизме выше Вселенских соборов. Решения последних приобретают силу лишь после утверждения их папой. В спорных вопросах, относящихся к толкованию Библии или традиции, решающим является суждение папы. Вот почему папа Пий IX заявил (в 1870 г.): «Традиция — это я».

 

Одним из предметов расхождения между католицизмом и православием является вопрос о filioque (что значит «и от сына»), о формулировке того места в «символе веры», где говорится о святом духе: исходит ли он от отца и сына (чему учит католицизм) или только от отца (чему учит православная церковь). С точки зрения здравого смысла вопрос этот бессмыслен. Однако богословы в течение столетий спорили и спорят о толковании этих слов.

 

В отличие от православия, католическая церковь учит о существовании помимо рая и ада также чистилища, которое предназначено якобы «для очистки душ, недостаточно очищенных для рая», или душ людей, которые «не тяжко грешили». Догмат о чистилище — это средство запугивания верующих, а также и источник доходов для церкви. Смысл его сводится к тому, что поскольку душа умершего попадает в чистилище, то от его близких на земле, от их рвения в отношении церкви, от их взносов в ее пользу зависит, пойдет ли его душа в рай или в ад. Католическая церковь широко практикует «отпущение грехов» и торговлю индульгенциями, убеждает верующих, что из огромного запаса «добрых дел», оставленного Христом и святыми, по воле главы церкви можно получить прощение (искупление) любых грехов и преступлений. Торговля отпущениями грехов в особенно больших размерах велась папством в средние века.

 

Католицизм насаждает веру в дьявола. Дьяволы, черти, по учению церкви, реальные существа, и спастись от них можно только в церкви. Католическая церковь породила в прошлом такое творение, как «Молот ведьм», книгу, вышедшую в 1487 г. в Германии. Это позорное сочинение двух католических инквизиторов — Инстито-риса и Шпренгера трактует о повадках дьяволов, о сожительстве женщин с ними, о ведьмах и о том, как распознавать ведьм. За этим «распознаванием» следовало сожжение на костре заподозренных в ведовстве. Эта книга инквизиторов, одобренная папой Иннокентием VIII, долго служила руководством для фанатиков во многих странах Западной Европы, отправивших десятки женщин на костры по обвинению в «связи с дьяволом».

 

Вера в нечистую силу культивируется и современным католицизмом.

 

Широко развито в католицизме почитание святых реликвий, культ мучеников и святых. Среди священных реликвий, которыми церковь и ныне затуманивает сознание верующих, имеются вещи, будто бы принадлежавшие Христу, деве Марии и мифическим святым. В недалеком прошлом церковь показывала верующим и такие священные реликвии, как перо архангела Гавриила, пот и слезы Христа, хвост осла, на котором, по рассказу евангелия, Христос въезжал в Иерусалим, и т. д. Все это было средством обмана верующих, разжигания религиозного фанатизма и источником больших доходов церкви. Почитание святых реликвий и ныне занимает значительное место в католицизме. В 1959 г. в городе Трире (ФРГ) католическая церковь выставила на поклонение верующим кусок старой ткани, которую она выдала за хитон (рубаху), будто бы принадлежавший Христу.

 

Канонизация новых святых производится Ватиканом и в наше время и обычно преследует определенные политические цели. Так, после первой мировой войны началась канонизация американских святых, что должно было служить усилению влияния католической церкви на верующих в США. В 1955 г. папство канонизировало иезуитов и церковных деятелей, убитых в 1900 г. в Китае во время народного восстания против империалистов. Этот акт явился церковной демонстрацией против народного Китая.

 

Особое место в католицизме занимает культ богородицы. В 1854 г. папа Пий IX провозгласил догмат непорочного зачатия девы Марии. В 1950 г. папа Пий XII провозгласил новый догмат о телесном вознесении девы Марии: католик отныне обязан верить, что сначала на небо вознеслась душа мифической девы Марии, потом тело, и на небе они соединились. В 1954 г. папа Пий XII установил новый католический праздник — королевы небес Марии.

 

О том, как используется церковью и папством культ богородицы в политических целях, показывает история так называемых явлений божьей матери, фабрикуемых время от времени церковниками. В 1858 г. католические церковники во Франции с одобрения папы римского объявили, будто в Лурде 14-летней девочке явилась богородица. Лурд после этого вот уже сто лет является местом паломничества больных и калек, которые верят, что вода из лурдского источника способна излечивать больных. Ныне Лурд — крупный центр религиозно-политической пропаганды католической церкви.

 

В своей антисоветской пропаганде Ватикан особенно активно использует так называемое чудо Фатимы.

 

По утверждению католических священников, начиная с мая по октябрь 1917 г. в Фатиме (деревня около Лиссабона, Португалия) богородица несколько раз являлась трем крестьянским девочкам и передала им важное послание. Она якобы выразила желание, чтобы люди молились, занимались обращением грешников, а главное, сказала она им, бог хочет, чтобы в католицизм была обращена Россия. Антисоветский характер этого «чуда» совершенно ясен. Некоторые представители католической церкви на Западе, в частности в ФРГ, ныне выступают с призывами поскорее выполнить завет богородицы об обращении России в католицизм. По существу это замаскированные, прикрываемые религией призывы к крестовому походу против СССР.

 

Католицизм, как и православие, признает семь таинств. То, что церковь называет таинствами,— это магические, то есть колдовские, обряды, которые, по религиозным представлениям, способны оказать на человека и на окружающую природу сверхъестественное воздействие. В католицизме таинства совершаются несколько по-иному, чем в православии: крестят обливанием (в православии только путем погружения), таинство евхаристии совершается не на квасном хлебе, как у православных, а на пресном, при этом причастие под двумя видами (хлебом и вином) совершается только духовенством, миряне же причащаются только под одним видом (хлебом). Выделение духовного сословия из общей массы верующих проводится в католицизме последовательно и настойчиво.

 

Миропомазание производится у католиков только тогда, когда ребенку исполнится восемь лет. Называется этот обряд конфирмацией. Дети к этому дню специально подготавливаются священниками. При этом делается все возможное, чтобы в религиозном духе влиять на детскую психику. Так, в нашей стране в районах распространения католицизма (в Литве и других местах) духовенство стремится привлекать к церкви молодежь и детей и использует для этого, в частности, конфирмацию.

 

Католическое духовенство обязано соблюдать целибат, то есть безбрачие. Целибат был введен в конце XI в. (в правление папы Григория VII) как мероприятие, которое должно было помешать дроблению огромных в то время церковных имений, помешать их расхищению женатым духовенством. Оно должно было также укрепить церковную дисциплину. Церковники распространяли легенду, что безбрачие было установлено для того, чтобы священники могли целиком посвятить себя «служению богу» и быть далекими от «мирской суеты». На самом деле образ жизни католического духовенства и в наше время, как и в прошлом, очень далек от аскетизма. Духовенство сопротивлялось введению безбрачия и фактически никогда его не соблюдало.

 

Вся система взглядов католицизма, его вероучение, его организация в буржуазных странах используются господствующими классами против коммунизма и для увековечения капитализма. Официальной философией католицизма с 1879 г. папа Лев XIII провозгласил схоластику средневекового церковного авторитета Фомы Аквинского. Приспособленное к условиям империализма, это учение — неотомизм — в силу своего крайне реакционного характера, вражды к передовой науке и к научному социализму стало одним из основных направлений в современной буржуазной философии.

 

На протяжении почти двух тысячелетий католицизм приучал трудящихся безропотно переносить тяжелый удел, который выпал на их долю в условиях господства эксплуататоров. В наше время католицизм широко используется буржуазией для того, чтобы сдерживать активность масс и мешать их борьбе за свое освобождение, за торжество нового общественного строя — коммунизма.

 

Современный католицизм, подобно средневековому, враждебен передовой науке. Его мировоззрение ныне столь же антинаучно, как и в средние века. В отличие от средних веков, католическая церковь не имеет ныне власти сжигать на кострах инквизиции ученых и мыслителей, запрещать пропаганду их учений. Она вынуждена считаться с огромными успехами науки. В силу этого неотомисты (наиболее известные среди них — Веттер, Жильсон, Бохенский, Маритен и др.) выступают с пропагандой примирения науки и религии. Они утверждают, что наука и религия могут мирно сосуществовать. Примиряя науку с религией, неотомисты, однако, утверждают, что высшим авторитетом является религия и ей принадлежит последнее слово при разрешении вопросов как мировоззрения, так и общественной жизни. Католическая философия целиком направлена ныне против диалектического материализма — теоретической основы научного коммунизма, и неотомистские писатели в своих писаниях не гнушаются никакой клеветой по адресу коммунизма и социалистических стран.

 

Основное в социологии неотомизма — утверждение о божественности и вечности буржуазного строя, частной собственности, классового деления общества, освящение буржуазного государства.

 

Главные положения современной католической социологии были впервые в систематическом виде изложены и сформулированы в энциклике папы Льва XIII «Рерум Но-варум» (1891 г.). Лев XIII провозгласил в своей энциклике, что частная собственность — вечный институт, ома «от природы», и божеские законы запрещают ее затрагивать.

 

Лев XIII писал в энциклике «Рерум Новарум», что и классовое неравенство — это естественное состояние, а потому уравнение между высшими и низшими в гражданском обществе невозможно. В том же духе выступали в защиту буржуазного строя и классового неравенства и все его преемники. В 1931 г. папа Пий XI писал в своей энциклике: «Право частной собственности, данное природой, должно всегда оставаться нерушимым». Пий XII в послании к американскому духовенству в 1939 г. писал: «История всех времен учит нас, что всегда были богатые и бедные, что всегда будут богатые и бедные», а папа Иоанн XXIII в своей первой энциклике (июнь 1959 г.) также решительно высказался против тех, кто отрицает «необходимость различий в положении общественных классов». Классовое деление общества и неравенство католические богословы считают столь же вечным институтом, каким, по их мнению, является частная собственность.

 

Католическая социальная программа отстаивает сотрудничество классов и решительно выступает против революционного движения, против классовой борьбы, требует от рабочих, от трудящихся и эксплуатируемых покорно переносить выпавший на их долю тяжкий жребий, обещая за покорность и смирение счастье после смерти. Обращаясь к капиталистам, к имущим, церковь лицемерно призывает их в целях достижения классового мира быть добрее к рабочим и играть роль их покровителей.

 

Точка зрения руководителей католической церкви на важнейшие явления современной общественной жизни во многом совпадает с позицией реформистов в рабочем движении. Католическая социология — религиозно окрашенная социология реформизма. Ее главное назначение — создать в умах людей превратное представление о коммунизме и о социалистических странах, примирить эксплуатируемых с их положением. На этой платформе реформисты сотрудничают с католическими церковниками и политиками во многих буржуазных странах.

 

Клерикальная реакционная социология защиты капитализма изложена и в первой энциклике папы Иоанна XXIII — от 29 июня 1959 г. Отстаивая все основные положения, выдвинутые его предшественниками со времен Льва XIII, папа Иоанн XXIII утверждал, будто в буржуазных странах заметна тенденция к уменьшению разрыва между общественными классами, что предприниматели должны поставить рабочих в такое положение, чтобы они чувствовали себя их «партнерами». Рабочим же католическая церковь внушает мысли о пользе бедности и призывает заботиться больше о «душе». Отстаивая капитализм, католические социологи в то же время стремятся демагогически убедить народные массы в том, что католическая церковь — церковь бедных и друг рабочих. Порой они позволяют себе выступать с критикой отдельных «недостатков» капитализма, с призывами к более «справедливому распределению земных благ», не затрагивающему, конечно, основ капитализма.

 

Понятно, что в наше время прямая и открытая защита капитализма оттолкнула бы от церкви верующих трудящихся. Поэтому католические идеологи стараются замаскировать свою защиту капитализма и создать впечатление объективности церкви в социальных вопросах. Они утверждают, что церковь ни за капитализм, ни за коммунизм, а указывает особый, «третий путь», который будто бы и приведет человечество к благоденствию. На самом деле католическая церковь, ее духовенство, философы, социологи и политические деятели являются верными защитниками капитализма и непримиримыми врагами коммунизма. И их «третий путь» — это путь «улучшения» и укрепления капитализма.

 

В СССР католическая церковь на протяжении многих лет после Октябрьской революции активно выступала против советского общественного строя заодно с представителями других религиозных культов. В соответствии с общим антисоветским курсом Ватикана католические церковные организации вели антисоветскую и антикоммунистическую пропаганду. В годы Великой Отечественной войны многие католические служители культа в Литве и западных областях Белоруссии сотрудничали с немецкими оккупантами.

 

Во всех вопросах вероучения католическая церковь в СССР признает авторитет папы римского. Ватикан нередко пытается использовать это обстоятельство для вмешательства в дела церкви в СССР против интересов Советского государства. Однако католические епископы и священники в Советском Союзе ныне в большинстве своем занимают лояльную позицию по отношению к Советскому государству.

 

Успехи социалистического строительства, рост культуры советских людей — все это привело к значительному упадку влияния религии, в том числе и католицизма. В последние годы заметно стремление служителей католической церкви в СССР усилить свою религиозную пропаганду особенно среди молодежи, женщин и детей. Некоторые ксендзы не останавливаются при этом перед нарушением советского законодательства о культах, преследуя людей за отход от церкви, организуя травлю таких людей, насилуя свободу совести советских граждан. Стремясь овладеть душами детей, ксендзы используют свое влияние на верующих родителей, нередко прибегая к угрозам и запугиваниям. Подобная деятельность церковников тормозит культурный рост молодежи, ее стремление к знаниям, зачастую лишает ее радостей жизни и счастья. В ряде случаев служители церкви призывают верующих не разрешать детям вступать в комсомольские и пионерские организации, не участвовать в общественной жизни. В целях оживления религиозных настроений и активизации религиозной пропаганды они организуют паломничества к «святым местам», с особой торжественностью проводят праздники, конфирмации и различные обряды. Кое-где при этом они пытаются играть на националистических настроениях отсталых людей, изображая церковь хранительницей национальной культуры.

 

Несмотря на все свои усилия, католическая церковь в СССР все больше теряет своих последователей. В ряде мест распространения католицизма, например в Литве, церковные праздники все более и более вытесняются народными праздниками урожая, праздником весны и др. И процесс отхода верующих от религии ширится все более и более — вместе с успехами коммунистического строительства в нашей стране, с ростом культуры трудящихся, распространением научных знаний.

Категория: Религия | Добавил: fantast (27.01.2019)
Просмотров: 14 | Рейтинг: 0.0/0