Буржуазные и клерикальные фальсификаторы марксистского атеизма

1972 год

Среди основных идеологических центров, которые используются сегодня империалистической буржуазией для фальсификации марксистского атеизма, наиболее активную деятельность продолжает развертывать Ватикан. Статьи о сущности атеизма вообще и марксистского атеизма в особенности, а также статьи, извращающие политику КПСС в отношении религии, регулярно публикуются на страницах ватиканской газеты «Оссерваторе романо», журнала ордена иезуитов «Чивильта Каттолика» и других периодических изданий католической церкви. Реакционные клерикальные круги интересуются историей русской православной церкви с целью фальсификации ее положения в нашей стране. Эту задачу ставит перед собой, например, Римский понтификальный институт изучения восточных церквей, имеющий целую армию церковных востоковедов. В ряде специальных исследовательских центров, которые финансирует Ватикан,, разрабатываются тактические приемы борьбы с марксистским атеизмом, а также борьбы с марксистско-ленинской идеологией в целом. С этой целью, например, в 1969 г. в Грегорианском университете в Риме был открыт «Центр марксистских исследований».

 

Несмотря на то, что в распоряжении реакционных клерикальных кругов имеются современные мощные средства пропаганды, решать задачу дискредитации идей марксизма-ленинизма становится с каждым, днем все. труднее и труднее. Попытки использовать религиозный вопрос в СССР и других социалистических странах для воспитания у верующих, враждебного отношения к идеалам социализма и коммунизма терпят все больший провал. И это не является случайным.

 

В Советском Союзе ликвидирована классовая эксплуататорская база, на которую, раньше опиралась церковь. Верующие нашей страны являются в своей основной массе преданными социалистическому строю людьми.

 

Служители культа в подавляющем большинстве находятся на лояльных позициях по отношению к Советскому государству. Таково же положение и в братских социалистических странах. Влиянию оголтелой антикоммунистической пропаганды не поддается сегодня и большая часть верующих трудящихся капиталистических стран. Наиболее прозорлив вые церковные деятели за рубежом видят, что идеалы коммунизма привлекают к себе не только широкие слои неверующих, но и верующих трудящихся. Поэтому многие из них искренне идут на установление контактов с коммунистами, проявляют стремление к участию в диалогах с ними. Современная действительность дает немало примеров тесного сотрудничества коммунистов и верующих трудящихся в борьбе против агрессивной, политики империализма, против гнета крупных монополий, а защиту демократически^ свобод и т. д.

 

Все это вынуждены учитывать идеологи империалистической буржуазии и в том числе идеологи клерикального антикоммунизма, пытаясь использовать в своих интересах рели* гию и церковь. Поэтому наряду с лобовыми атаками против марксизма-ленинизма и атеизма буржуазные и клерикальные идеологи пытаются использовать новые методы и приемы. Примером этому может служить изданная папским Сале-аланским университетом по инициативе специального Секретариата по делам неверующих при Ватикане четырехтомная Энциклопедия «L’ateismo " contempofапео» («Современный атеизм»), первый том которой — «Атеизм в современной жизни и современной культуре» — вышел в 1967 г. в Турине. Необходимо сказать, что подавляющее большинство авторов энциклопедии не являются идеологами откровенного антикоммунизма и даже заявляют о своем стремлении объективно исследовать атеизм как «глобальную, радикальную жизненную альтернативу религии».

 

Однако истинные цели таких исследований разъяснил в свое время один из редакторов энциклопедии, бывший профессор Салезианского университета, Джулио Джирарди, который был обвинен Ватиканом в излишне либеральном и объективистском подходе к критике атеизма. Возлагая надежды на «эрозию» марксизма и его идеологическое перерождение, в книге «Марксизм и христианство* (Сполето, 1966 г.) он писал, что официальный советский марксизм будет преодолен «открытым марксизмом», который, освободившись от атеизма, станет «одной из форм гуманизма, близкого к христианству». Эти взгляды наиболее откровенно изложил журнал иезуитов «Чивильта каттолика» (19 октября 1968 г.), подчеркнув, что диалог между католиками и, коммунистами станет возможным только тогда, когда коммунизм освободится от марксистско-лениисксй идеологии, а следовательно, и от атеизма.

 

Какими бы фразами об объективном подходе к изучению атеизма не прикрывались авторы, эго издание в конечном счете рассчитано на то, чтобы извратить его сущность, очернить политику Коммунистической партии в отношении религии. И не случайным, конечно, является то, что в статьях энциклопедии мы находим взгляды и идеи, весьма характерные для идеологов современного антикоммунизма. Так, например, раскрывая соотношение гуманизма и атеизма, авторы отмечают, что идеи гуманизма не могут быть присущи тому общественному строю, для которого характерно освобождение человека от влияния религии. Другими словами, коммунисты не могут быть носителями подлинных идей гуманизма именно потому, что являются атеистами. Авторы энциклопедии подводят читателя к выводу о том, что общество, отрицающее бога, должно якобы «зайти в тупик».

 

Итак, наукообразное по форме изложение используется в конечном счете для обоснования политических выводов, направленных против коммунизма. В данном случае мы имеем дело с традиционным для антикоммунизма приемом фальсификации. Религия отождествляется ими с необходимыми духовными устремлениями людей, а всякое выступление против нее рассматривается, следовательно, как попытка разрушить духовный мир человека. Фальсификаторы не желают считаться с тем фактом, что, осуществляя коренное преобразование общества, коммунизм создает широкие возможности для формирования и раскрытия духовного содержания личности. При этом освобождение сознания человека от религии помогает ему сбросить сковывающие его путы и овладеть подлинными достижениями духовной культуры.

 

Подлинный гуманизм проявляется в заботе о реальном, а не мифическом счастье людей. Вот к этому подлинному счастью человека и стремится коммунизм, отвергая ложные, нереальные пути его достижения. Буржуазно-клерикальные пропагандисты стремятся доказать, что единственно верным путем, ведущим к достижению этого счастья, является путь, указанный религией. Тем самым они пытаются подорвать доверие к марксистско-ленинскому учению, социалистическим и коммунистическим идеалам.

Таким образом, стремление авторов энциклопедий к объективному изучению атеизма представляет собой лишь один из приемов идеологической борьбы, которую ведет сегодня Ватикан против марксистского атеизма.

 

Однако далеко не всегда мы встречаемся с попытками утонченной фальсификации марксистского атеизма. Об этом свидетельствует, например, деятельность созданного еще в 1956 г. в ФРГ карлического «Общества святого Павла», которое является инициатором публичных диалогов с марксистами. В то время как часть членов «Общества святого Павла» искренне стремится к диалогу с неверующими, реакционные круги карлической церкви стремятся использовать общество для организации идеологических диверсий против социалистических стран.

 

Есть немало идеологических центров, которые не гнушаются самыми грубыми, избитыми приемами фальсификации. Ими издается много литературы, освещающей положение религии и церкви в СССР и других социалистических странах с откровенно антисоветских позиций.

 

Нужно отметить, что идеи и взгляды авторов многочисленных брошюр и статей по данной проблеме опираются на солидную традицию. Еще в годы социалистического строительства в нашей стране за рубежом буржуазными и клерикальными кругами издавалось большое количество литературы, которая содержала грубую клевету по поводу политики КПСС и Советского государства в отношении религии и церкви и организации антирелигиозной пропаганды в СССР. Фабрикация различного рода, клеветнических документов за рубежом о положении религии и церкви в СССР началась сразу же после победы Великой Октябрьской социалистической революции. Среди них можно назвать материалы пресловутой комиссии Овэрмена, членом которой был бывший священник англиканской церкви в Петрограде Саймонс.

 

В одном из отчетов Государственного департамента США на основании тенденциозно подобранных материалов делался вывод о том, что в нашей стране все без исключения верующие «рассматриваются как контрреволюционеры». Сбором материалов о положении религии и церкви в СССР в начале 20-х годов занималась дипломатическая миссия США в Риге. В одном из докладов миссии об антирелигиозной пропаганде в Советской России (июнь 1923 г.) говорилось о политике «обострения религиозного фанатизма» в СССР.

 

Активную деятельность по извращению политики партии и Советского государства в отношении религии развернула за рубежом белая эмиграция, которая стремилась сделать религию и церковь орудием объединения всех реакционных сил в борьбе против большевизма. В период гражданской войны специальные осведомительные отделы, действующие при штабах деникинской и других белогвардейских армий, собирали клеветнические материалы о положении церкви и антирелигиозной пропаганде в Советской России.

 

Со страниц белоэмигрантской печати, начиная от откровенно монархической и кончая более умеренной, мутным потоком полилась грязная клевета по поводу «большевистского террора в отношении церкви». Особое внимание при этом уделялось антирелигиозной пропаганде.

 

В J925 г. А. Валентинов и П. Струве подготовили к изданию во Франции и Германии сборник фальсифицированных документов и материалов под названием «Черная книга. Штурм Небес», в которой П. Струве обращался к русской эмигрантской молодежи с призывом готовить себя к миссии «грядущих крестоносцев-освободителей». Книга эта имела характерный для подобной литературы подзаголовок: «Сборник документальных данных о борьбе советской коммунистической власти против всякой религии, против всех исповеданий и церквей (1917—1925 гг.)». Об этом можно было сегодня и не вспоминать, если бы подобные материалы не заимствовались без всякой проверки современными авторами и не использовались ими для клеветнических измышлений по поводу положения церкви в СССР.

 

Так, например, подавляющее большинство материалов названного сборника было использовано составителями клеветнического сборника «Русская революция и религиям, изданного в 1959 г. в США. Любопытно заметить, что этот сборник имеет и похожий подзаголовок, а именно: «Сборник документов, относящихся к подавлению религии коммунистами в 1917—1925 гг.».

 

О том, что многие буржуазные фальсификаторы опираются на клеветнические материалы белоэмигрантских изданий, говорят и другие факты. Так, в конце 1965 г. в Швейцарии был создан сравнительно недолго просуществовавший Центр по исследованию и изучению религиозных институтов, тесно связанный с американскими пропагандистскими центрами. Глава этого центра Уильям Флейтчер опубликовал в 1965 г. в Нью-Йорке книгу под названием «Изучение выживания. Церковь в России» (1917—1943 гг.), в которой он приводил избитые, заимствованные из белоэмигрантской литературы клеветнические материалы о преследовании церкви в нашей стране.

 

Белоэмигрантские фальсификаторы продолжают активно служить делу антикоммунистической пропаганды. Они и сегодня печатают клеветнические статьи антисоветского характера, пытаясь очернить большую и благородную работу нашей партии, направленную на воспитание всех советских людей в духе научного мировоззрения. Но этим рни не ограничиваются. Они Помогают засылать в нашу страну религиоз ную литературу, ведут миссионерскую деятельность среди советской молодежи.

 

Современные фальсификаторы марксистского атеизма широко использует также реакционные идеи философов-идеа-листов Н. Лосского, С. Франка, Ф. Степуна, Н. Бердяева, произведения которых В. И. Ленин считал литературным прикрытием белогвардейской организации '. В 20-е годы за границей издавались книги Н. Бердяева, С. Булгакова и В. Ильина, в которых коммунизм связывался с гибелью цивилизации и культуры. Н. Бердяев в книге «Истоки и смысл русского коммунизма», в сборнике «Проблемы русского религиозного сознания» и ряде других работ пытался доказать, что коммунизм ведет борьбу с религией потому, что сам претендует на роль мировой религии. Стремление коммунистов освободить сознание людей от религиозной идеологии объяснялось Н. Бердяевым отсутствием у коммунистов жалости и сострадания к людям. Эти же взгляды пропагандировались В. Ильиным в книге «Атеизм и гибель культуры» (Париж— Варшава, 1929 г.), в ряде работ Ф. Степуна и других фило-софов-белоэмигранюв.

 

И разве можно считать случайностью, что эти произведения сегодня переиздаются по инициативе и активном участии тех центров, которые занимаются фальсификацией марксистского атеизма? Так, недавно во Франции была переиздана книга Н. Бердяева «Истоки и смысл русского коммунизма». В 1967 г. в ФРГ был переиздан для нелегального ввоза в СССР сборник статей «Вехи», авторы которого, по словам В. И. Ленина, вылили поток помоев на русскую революционную демократию. В издательстве УМСа-press в Париже в 1969 г. вышел сборник работ Н. Бердяева, Н. Ильина, С. Франка «Христианство, атеизм и современность», содержащий критику идей коммунизма с позиции утонченного клерикализма. Издания подобного рода рассчитываются на определенные круги русских эмигрантов во Франции, Западной Германии и ряде других стран.

 

Не случайным поэтому является то, что наиболее грубая клевета в адрес марксистского атеизма раздается со страниц тех изданий, которые готовятся идеологическими центрами, тесно связанными с реакционными церковными эмигрантскими кругами.

 

Остановимся несколько подробнее на этих центрах. Однако предварительно отметим, то далеко не все круги церковной эмиграции за границей поддерживают сегодня выступления, связанные с грубым извращением политики нашей партии и Советского государства в отношении религии и церкви. Необходимо отметить, что церковная эмиграция, как и эмиграция в целом, никогда не представляла чего-то целостного. Среди православных церковных течений за рубежом не было единства прежде всего по вопросу об отношении к Советскому государству. Немало эмигрантов, связанных с церковными и богословскими кругами за границей, отказались от активной антисоветской деятельности. Некоторые из них после Великой Отечественной войны вернулись на Родину. Некоторые, находясь и сейчас за рубежом, выступают против использования религии и церкви в политических целях. Однако среди эмигрантских церковных кругов есть немало еще и таких деятелей, которые принимают активное участие в антикоммунистической пропаганде, печатают клеветнические материалы о положении религиозных организаций и прежде всего православной церкви в СССР. Среди церковных эмигрантских кругов в настоящее время, как и много лет назад, наиболее откровенную и враждебную позицию в отношении нашей страны продолжают занимать представители так называемого карловацкого раскола, центр которого находится в Джорданвилле (штат Нью-Йорк, США).

 

Начало деятельности этого течения церковной эмиграции относится к концу 1920 г., когда еще по пути в Константинополь генерал Врангель поддержал идею создания высшего церковного управления во главе с митрополитом Антонием (Храповицким), который стал затем председателем архиерейского синода русской православной церкви за границей, претендующим на роль руководителя всех русских православных церквей за рубежом. Это течение зарекомендовало себя как самое крайнее крыло православной эмиграции после принятия в 1921 г. в городе Сремски Карловци (Югославия) собором русско-православной церкви откровенно политического воззвания к русскому народу о восстановлении на всероссийском престоле православного царя из дома Романовых.

 

Другой откровенно антисоветской политической акцией карловчан было послание к Генуэзской конференции в марте 1922 г., в котором говорилось о необходимости лишить всякой поддержки на конференции представителей Советской России и содержался призыв к народам мира дать «честным русским гражданам» в руки оружие, дать им «своих добровольцев», чтобы покончить с большевизмом. О том, что взгляды представителей этого течения практически не менялись, говорит хотя бы тот факт, что воззвание о восстановлении на Росрййском престоле православного царя вновь было принято представителями карловацкого раскола на заседании собора в 1938 г.

 

В период второй мировой войны митрополит Анастасий, возглавлявший в то время карловацкий раскол, сотрудничал с гитлеровцами, восхваляя немецко-фашистское нашествие на Советский Союз. После войны, переехав из Мюнхена в Нью-Йорк (1950 г.), карловчане вплоть до настоящего времени продолжают вести откровенную антисоветскую пропаганду.

 

Митрополит Филарет, возглавивший с 1962 г. карловацкую церковь, всячески поддерживает пропаганду антисоветизма и антикоммунизма. На страницах издаваемого в Джордан-вилле двухнедельника «Православная Русь» печатаются измышления о преследовании верующих в СССР. Пропаганду, направленную против нашей страны, карловчане ведут в тесном контакте с такими антисоветскими церковными организациями, как «Православное братство», которое возглавляет глава их женевского филиала архиепископ Антоний. Наиболее реакционные деятели русской эмиграции выступают с клеветническими статьями в сборнике «Православное дело», издаваемом женевским филиалом.

 

Издательство карловчан, находящееся в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле, выпустило за последние годы не одну книгу, грубо фальсифицирующую положение религии и церкви в нашей стране. К ним относится, например,, книга протоиерея М. Польского «Новые мученики российские», в которой повторяются избитые вымыслы о преследовании священнослужителей в СССР за религиозную деятельность, а церковники, тесно связанные с контрреволюцией* называются людьми, «пострадавшими за веру». Книги карловацких авторов отличаются глубокой ненавистью к коммунизму. Так, протопресвитер Г. Граббе, управляющий делами карловацко-го синода, в книге «Правда о русской* церкви на родине и за рубежом» (Джорданвилль, 1961 г.) оправдывает позицию эмигрантов-священнослужителей, благословляющих русских людей на борьбу с коммунизмом, который, по его словам, является «делом антихристовым».

 

Большая группа авторов, фальсифицирующих проблемы религии и атеизма в СССР, группируется вокруг «Вестника русского студенческого христианского движения», издаваемого в Париже и Нью-Йорке. «Вестник» этот является органом русского христианского движения за границей, которое возникло в 1923 г. среди белоэмигрантской молодежи во Франции, Германии, Югославии, Чехословакии, Болгарии и Прибалтике.

 

С целью расширения своей пропагандистской деятельности в 1926 г. русское студенческое христианское движение за рубежом начало издавать в Париже журнал «Вестник РСХД». Главным редактором этого журнала долгое время был белогвардейский офицер И. А. Лаговский, который регулярно печатал в журнале статьи, извращающие положение религии и церкви в Советском Союзе и деятельность Ком мунистической паргин по развертыванию антирелигиозной пропаганды в нашей стране.

 

Сейчас его деятельность продолжает один из руководителей русского студенческого христианского движения во Франции Н. А. Струве, опытный мастер антисоветской пропаганды, автор книги «Христиане в СССР», изданной в Париже в 1963 г. В одной из своих статей, опубликованных в 1969 г. в «Вестнике русского студенческого христианского движения», Н. Струве призывал возвысить голос «протиз угашения религии в СССР и Других социалистических странах». По заданию Н. Струве в нашу страну под видом туристов приезжали представители возглавляемой им организации для того, чтобы собирать клеветнические материалы о положения религии в СССР.

 

Среди авторов, которые регулярно печатают в «Вестнике» клеветнические материалы о политике КПСС в области религии, можно назвать протоиерея Д. Константинова, статьи которого отличаются особенной злобой и ненавистью к атеистической пропаганде, проводимой в нашей стране. Он является также автором клеветнической книги «Гонимая церковь» (русская православная церковь в СССР), изданной в Париже в 1967 г.

 

Среди центров, широко использующих реакционные эмигрантские церковные и богословские крути в целях фальсификации положения религии и церкви в СССР, следует назвать Мюнхенский институт по изучению СССР. Этот институт был создан в 1950 г. на средства международных монополистических компаний с целью широкого привлечения белоэмигрантов в качестве «специалистов по русским делам», «экспертов» и т. д. Среди авторов различных клеветнических книг о положении религии и церкви в СССР долгое время в институте подвизался активный антисоветчик профессор Мюнхенского университета Ф. А. Степун. В 1959 г. в Мюнхене им была опубликована книга «Большевизм и христианство», в которой он старался доказать «своекорыстность» политики коммунистов в отношении верующих христиан, их стремление использовать социальные идеи «русского христианства» для достижения своих политических целей и задач.

 

Институтом была издана в 1958 г. книга профессора православной духовной академии в Нью-Йорке А. А. Боголепова «Церковь под властью коммунизма», которая и по названию, и по содержанию мало чем отличается от литературы, сообщающей о «массовых гонениях на верующих в СССР», «о бесплодности атеистической пропаганды» и т. д. и г. п.

 

Ярким примером тесной связи эмигрантских церковных кругов с антисоветскими пропагандистскими центрами за рубежом может служить деятельность издательства «Посев» (Западная Германия). В этом издательстве, которое принад лежат антисоветской эмигрантской организации—Народнотрудовому союзу, за последние годы появилось немало книг о положении религии и церкви в СССР («Защита веры в СССР», 1966; «Диалог с церховной Россией», 1967 и др.). Предисловия к этим книгам написаны опытным мастером антисоветской пропаганды архиепископом Иоанном Сан-Фран-цисским (князем Шаховским). Обе эти книги являются сборниками клеветнических материалов о положении православной церкви в нашей стране.

 

Таковы некоторые эмигрантские центры, специализирующиеся на фальсификации положения религии и атеизма в СССР.

 

Кроме того, большое число так называемых специалистов по религиозному вопросу в СССР подвизается в различных исследовательских институтах, которые занимаются разработкой концепции, направленных против марксистского атеизма. В США, например, изучение этих проблем ведется в 15 исследовательских центрах. С деятельностью этих «исследователей» тесно смыкаются позиции ревизионистов, извращающих политику Коммунистической партии в отношении религии.

Категория: Религия | Добавил: fantast (25.01.2019)
Просмотров: 511 | Рейтинг: 0.0/0