Атеистическая пропаганда и мифы «советологов»

1972 год

Фальсифицируя марксистский атеизм, так называемые советологи обрушиваются с особой силой на научно-атеистическую пропаганду, считая кощунственной даже саму идею освобождения широких масс трудящихся от религии. Они приписывают, научно-атеистической пропаганде «самые страшные преступления», обвиняют Коммунистическую партию и Советское государство в проведении политики «государственного атеизма», которая направлена, якобы, своим острием против верующих людей.

 

Для многих работ буржуазных и клерикальных авторов характерен тенденциозный подбор фактов, связанных только с недостатками антирелигиозной пропаганды в нашей стране. При этом многие авторы не стесняются заявлять о своем стремлении освещать антирелигиозную работу в СССР с «объективных позиций». «Насилием над верующими» они объявляют всю систему идейного воздействия, которая используется Для воспитания трудящихся в духе научного мировоззрения.

 

Фальсификаторы извращают историю атеистического движения в нашей стране, содержание и методы пропаганды атеизма, проводимые нашей партией. Так, американский социолог Пау ль Андерсон в книге «Народ, .церковь и государство в современной России», изданной в США в 1944 г., писал, что в период строительства социализма в СССР антирелигиозная пропаганда приняла характер «жестокой и 'мстительной атаки на верующих».

 

Всячески пытается исказить историю пропаганды атеизма в нашей стране в своей книге «Христиане в СССР» Н. А. Струве. Так, он сообщает, например, что атеистическая пропаганда буквальна «обрушивается на советского человека с первых его шагов и продолжается до его смерти». В этой же книге он утверждает, что, начиная с 1922 г., антирелигиозная работа стала самой важной областью деятельности коммунистов1.

 

История* развития атеистической пропаганды в нашей, стране опровергает эти вымыслы. Е. М. Ярославский расска*-зывает, например*, что В. И. Ленин, заботясь об усилении идейной борьбы против религии, вместе с тем неоднократно указывал, «что не надо антирелигиозную пропаганду выпячивать на первое место и что ее надо связывать со всей нашей борьбой, эа социализм, за улучшение Материального и культурного положения рабочих и крестьян, с пропагандой естествознания».

 

Принимая участие в подготовке постановления ЦК РКП (б) «О постановке антирелигиозной пропаганды и о нарушении пункта 13 Программы» (май 1921 г.), В. И. Ленин предложил переделать текст постановления таким образом, «чтобы не выпячивать вопроса о борьбе с религией...»1 2.

 

Летом 1921 г. Политбюро ЦК РКП (б) утвердило постановление с теми изменениями, на необходимость которых обращал внимание Владимир Ильич. В нем говорилось: «По-вопросу об антирелигиозной агитации дать директивы всем партийным организациям и всем органам печати не выпячивать этого вопроса на первое место, согласовать политику в данном вопросе со всей нашей экономической политикой, сущность которой заключается в восстановлении действительного соглашения между пролетариатом и мелкобуржуазными массами крестьянства, еще до сих пор проникнутыми религиозными предрассудками»3.

 

В период строительства социализма партия неуклонно-следовала ленинским указаниям в вопросе преодоления религиозных верований.

 

Развертывая пропаганду атеизма среди трудящихся, партия исходит из указания В. И. Ленина—не допускать противопоставления верующих людей неверующим, терпеливо разъяснять верующим их заблуждения, смысл политики Советского государства в отношении религии и церкви.

 

Важнейшим условием успеха воспитательной работы с верующими является чуткое отношение к ним, недопущение каких-либо оскорблений их религиозных чувств. Уместно вспомнить, например, что в самый разгар столкновений с внутренней и внешней контрреволюцией — в ноябре 1918 г.— В. И. Ленин предупреждал о недопустимости вносить в критику религиозных воззрении оскорбления религиозного чув-» ства, чтобы не вызвать усиления религиозного фанатизма. «Самый глубокий источник религиозных предрассудков— это нищета и темнота; с этим злом и должны мы бороться»1,— говорил Владимир Ильич.

 

Материалистически объяснить источник религиозных4 верований масс; подчинять идейную борьбу с религией борьбе за глубокие социальные преобразования, борьбе за социализм и коммунизм — в этом прежде всего заключается смысл ленинского требования. В. И. Ленин, развивая марксистское. учение о религии и путях ее преодоления, считал, что добиться отхода верующего человека от религии можно лишь методом убеждения. «Мы требуем,— писал он, — полного отделения церкви от государства, чтобы.бороться с религиозным туманом чисто идейным и только идейным оружием, нашей прессой, нашим словом»1 2.

 

Но и среди методов идейного воздействия В. И. Ленин категорически отрицал такие, которые могут оттолкнуть верующих от пропаганды атеизма своими грубыми приемами. Будучи убежденнейшим атеистом, непримиримым борцом против религии и всяких попыток «примирения» ее с наукой, В. И. Ленин одновременно резко выступал против пошлости и вульгаризаторства в антирелигиозной работе, против крикливой, поверхностной агитации. Он требовал глубокого естественнонаучного и исторического подхода к критике религии, считал необходимым вызвать сочувственное отношение к этой критике со стороны верующих людей и тем самым заинтересовать их научно-атеистической пропагандой.

 

Важнейшим условием успеха атеистического воспитания масс партия всегда считала и считает активное участие верующих в коммунистическом строительстве. Коммунисты решительно восстают прэтому против деления трудящихся на верующих и атеистов, делают все необходимое для вовлечения верующих людей в активную общественно-политическую деятельность. В свою очередь, в большинстве своем верующие считают активное участие в борьбе за построение коммунистического общества своим долгом. Из этого и вытекают основные принципы политики Коммунистической партии по отношению к верующим.

 

Вопреки фактам фальсификаторы стремятся всячески очернить работу нашей партии в области атеистического воспитания масс. С этой целью используются, в частности, следующие излюбленные ими методы и приемы.

 

Рассказывав о формах и методах антирелигиозной пропаганды в СССР, буржуазные фальсификаторы наиболее подробно освещают то, что было признано нашей партией-или ошибочным или неудачным, умалчивая при этом о действительных успехах пропаганды атеизма в массах.

 

Еще в 1921 г. ЦК партии подверг критике поверхностную антицерковную агитацию, советовал перейти к более глубокой критике религиозной идеологии, готовить специалистов по истории религии и атеизма, чтобы поднять пропаганду' атеизма на высокий уровень.

 

В. И.. Ленин в своих замечаниях к проекту постановления Пленума ЦК РКП (б) 1921 г. записал: «Борьбу с религией поставить научнее... начать кампанию после серьезной подготовки»

 

В связи с указаниями В. И. Ленина и предложениями коммунистов в постановлении подчеркивалось, что в настоящее время должна быть развернута «серьезная научная культурно-просветительная работа, подводящая естественнонаучный фундамент под историческое освещение вопроса о религии. Задача всей этой работы в совокупности должна заключаться в том, чтобы на место религиозного миропонимания поставить стройную коммунистическую научную систему...»2.

 

Борьба партии за улучшение постановки атеистической пропаганды давала необходимые результаты. В отчете Агит-пропотдела ЦК XIV съезду партии отмечалось, что антирелигиозная пропаганда «вместе с отказом от шумливых приемов (демонстраций, кампаний, диспутов и т. п.) и переходом, главным образом, к кружковой работе, стала массовой работой, раззиваемой тысячами кружков с сотнями тысяч участников».

 

В кружках, семинарах, а затем и в университетах готовились кадры квалифицированных пропагандистов атеизма. В пропаганде атеизма участвовали выдающиеся советские ученые — естественники, историки, философы. Все это поднимало антирелигиозную работу на более высокий научный уровень.

 

Важную роль в отходе трудящихся от религии в период социалистического строительства сыграла пропаганда атеизма, являющаяся составной частью идеологической работы Коммунистической партии. На отход трудящихся от религии большое- влияние оказала антирелигиозная печать. Миллионами экземпляров в 20—30-е годы выпускались антирелигиозные книги и брошюры на самые разнообразные темы. В издании антирелигиозной литературы принимали участи? издательства «Красная новь», «Атеист», «Безбожник», «Московский рабочий», «Прибой» (Ленинград) и многие другие.

О популярности антирелигиозной литературы среди читателей свидетельствует «рост ее тиражей. Если издательство «Атеист» с 1922 по 1929 г. выпустило 270 названий книг общим тиражом в 24 млн. экземпляров, то только за один 1930 г. было издано 418 названий антирелигиозных книг тиражом в 20 млн. 500 тыс. экземпляров. Издательство «Безбожник» за два года (1927—1928) выпустило 79 антирелигиозных книг, в 1929 г. —137 книг, а в 1930 г. — уже 244 книги.

 

Быстро росло влияние газеты «Безбожник». В 1927 г. тираж ее был 62 тыс. экземпляров, а в 1931 г. — полмиллиона экземпляров. Большое распространение получили антирелигиозные периодические издания в национальных республиках. Так, в 1932 г. на различных национальных языках издавалось до 10 атеистических газет и более 20 антирелигиозных журналов. Большую работу с населением проводили антирелигиозные музеи: Центральный антирелигиозный музей (ЦАМ) в Москве, Музей истории религии АН СССР в Ленинграде, Ленинградский государственный музей истории религии и атеизма и др.

 

Научно-атеистическая пропаганда и сегодня продолжает оставаться важчым средством воспитания советских людей в духе научного материалистического мировоззрения, с каждым годом все более совершенствуются формы и методы пропаганды атеизма в массах. Широкое распространение полу* чили университеты и клубы атеизма, циклы лекций на естественнонаучные п научно-атеистические темы, проведение вечеров вопросов и ответов и тематических антирелигиозных вечеров, организация новых советских праздников и обрядов. Все шире используется для пропаганды атеизма печать, кино, радио, телевидение. Партия проявляет заботу об улучшении всей системы научно-атеистического воспитания в стране, об использовании всех средств идейного воздействия для воспитания советских людей в духе научного материалистического мировоззрения.

 

Однако несмотря на известные факты, фальсификаторы продолжают искажать историю, смысл и содержание пропаганды научного атеизма, проводимой в нашей стране. В их работах сознательно стирается грань между правительственными мерами, направленными на пресечение враждебной деятельности контрреволюционно настроенной в прошлом части духовенства, и идейными средствами борьбы партии против религии. При этом на одну доску ставятся административные перегибы, допускавшиеся в антирелигиозной работе, против которых партия вела и ведет решительную борьбу, и такие средства массовой антирелигиозной пропаганды, как издание популяр^зй атеистической литературы, выпуск атеистических кинофильмов, открытие антирелигиозных музеев и т, д. Большое внимание в буржуазной и клерикальной литера* туре уделяется положению религии и антирелигиозной пропаганды в национальных республиках. Особенно много пишется по вопросам положения в СССР ислама. Буржуазные «специалисты» по национальным и религиозным вопросам в СССР стремятся изобразить политику КПСС и Советского государства по отношению к верующим мусульманам как политику своекорыстную. Требования партии осторожно относиться к религиозным обычаям мусульман они рассматривают как «временное заигрывание» с мусульманами. Они договариваются даже до того, что национальные республики получили национальную независимость якобы ценой... «отказа от принципов ислама». Политику Советского государства в отношении верующих мусульман они сравнивают при этом е политикой «колонизаторской». Все это является гнусной клеветой и наглядно опровергается историей развития атеистического движения в национальных республиках и областях страны.

 

Для большинства этих областей в прошлом были харакч терными экономическая отсталость, низкий уровень культуры населения, почти поголовная неграмотность, сильное влияние религиозных организаций, живучесть различных обычаев и традиций, тормозящих рост политической активности и культурного уровня трудящихся.

 

Великая Октябрьская социалистическая революция уничтожила социальное и национальное неравенство, отменила религиозные средневековые законы, ставившие граждан в неравноправное положение в зависимости от отношения к различным нациям и религиям. Важнейшим фактором успешного политического, экономического и культурного развития народов, достижения фактического равенства между ними явилось образование СССР.

 

Победа социалистического способа производства привела к ликвидации экономической и культурной отсталости в прошлом угнетенных наций. Развитие культуры в национальных республиках нашло свое конкретное воплощение прежде всего в преодолении массовой неграмотности, в развитии сети школ, клубов и библиотек, театров и других очагов культуры, а также в развитии массового атеистического движения.

 

Ярким примером развития массового атеистического движения в республиках Средней Азии явилось широко развернувшееся в конце 20-х — начале 30-х годов массовое движение за раскрепощение женщины, за снятие ими чадры и паранджи. Эго движение имело большое значение для роста творческой активности женщин и их разрыва с религией. Однако процесс отхода трудящихся от религии в национальных республиках был сложным в силу тесного переплетения религиозные и н-ацион«злытаях традиций, з также сильного влияния мусульманского духовенства. С эстам; должна была считаться Коммунистическая партия. Отсюда и ленинские указания об особо осторожном' подходе к религиозным верованиям мусульман.

 

Однако фальсификаторы не хотят считаться с историей. Извращая историю атеистической работы нашей партии, они приписывают ей разработку различных «секретных» планов «уничтожения религии в нашей стране». Так, в книге «Христиане в СССР^* Н. А. Струве- приводит сфабрикованный еще в 30-е годы за границей, но приписываемый нашей партии со ссылкой на советскую печать план «полной ликвидации религии В3 Созегском Союзе в течение второй пятилетки». Согласно этому «плану» уже в 1932.—1933 гг. должны были быть уничтожены все внешние признаки религии, а в 1933— Г93Ф гг. «все религиозные представления, привитые литературой и семьей». В* 1937 г. должны были быть полностью ликвидированы все религиозные учения и исповедания, все верующие и священники, вне зависимости от их отношения к Советскому- правительству, а религия должна была быть «изгнана из самых укромных ее уголков». Господину Струве, одному- из лидеров студенческого христианского движения, должно было- бы знать, что еще в 1*933 г. этот так называемый «пятилетний план ликвидации религии в СССР!» был вынужден опровергнуть его предшественник ло движению, белоэмигрант и активный антисоветчик И. А. Лаговскчй, о котором мы- уже говорили выше. В «Вестнике русского студенческого движения» в 1933 г. он был вынужден по поводу этого плана писать буквально следующее: «Справедливость требует указать, что ...эффективного сообщения о «без-б'ожной пятилетке» ни в одной советской газете не было».

 

Несмотря на то, что конкретная практика научно-атеистического* воспитания в нашей стране опровергает вымыслы фальсификаторов' об осуществлении секретных планов «ликвидации религии в СССР», в буржуазной* и клерикальной литературе продолжают печататься сообщения о разработке подобных планов. Больше того, как правило, каждое новое постановление ЦК КПСС, направленное на совершенствование методов и средств атеистического воспитания, рассматривается фальсификаторами как начало «нового этапа гонения на религию». Так, например, Н. А. Струве был одним из инициаторов антисоветской кампании, развернувшейся в марте 1964’ г. в Париже в связи с опубликованием в советской печати документа ЦК КПСС «О мероприятиях по усилению атеистического воспитания населения» (февраль 1964 г.).

 

Известно, что в этом важном документе были определены мероприятия по созданию стройной научной системы воспитания советских людей в духе материалистического мировоззрения. Большое внимание уделялось подготовке квалифицированных кадров в области научного атеизма, совершенствованию разнообразных форм идейного воздействия на массы.

 

Однако организаторы антисоветской кампании скрыли от верующих людей, собравшихся на митинг в Париже, истинный смысл этого документа. Принятие постановления ЦК было объявлено «началом нового этапа гонений на церковь и верующих в СССР». С целью «защиты интересов верующих в СССР» был создан специальный «комитет информации об антирелигиозном положении в СССР», который развернул широкую деятельность по сбору клеветнических материалов об атеистической работе в нашей стране.

 

Однако подобные клеветнические кампании терпят провал, так как все больше становятся известными за рубежом факты, связанные с подлинной историей массового атеистического движения в СССР.

 

Успехи в области развертывания массовогр атеистического движения не могли бы иметь места без систематической работы Коммунистической партии по развертыванию пропаганды атеизма в массах. В многочисленных заявлениях трудящихся, освободившихся от влияния религиозной идеологии, мы находим слова глубокой благодарности, с которыми они отзывались о той огромной работе, которую проводит Коммунистическая партия по атеистическому воспитанию советского народа.

 

Вопреки фактам фальсификаторы продолжают рассказывать различные небылицы об атеистической пропаганде. Вот как, например, они изображают индивидуальную работу с верующими в нашей стране. Протоиерей Д. Константинов в 1965 г. в «Вестнике РСХД» писал, что' в СССР «...усилилась до предела так называемая «индивидуальная антирелигиозная пропаганда», ставящая своей задачей «идейно», а фактически путем угроз и насилия, оторвать верующих от религии. Она сводится к тому, что агитаторы-атеисты приходят на дом к верующему или на место его работы и «убеждают» его отказаться от религии... насилием и угрозами. Известны случаи, когда люди, подвергнутые изнурительной «индивидуальной» обработке, бросали насиженные места и скрывались в неизвестном направлении». Мы дословно привели слова, изображающие в кривом зеркале пропаганду атеизма в нашей стране потому, что они показывают откровенно тенденциозный подход буржуазных авторов к той большой работе, которую вели и ведут пропагандисты атеизма с верующими людьми в нашей стране.

 

Вряд ли нужно специально опровергать подобные измышления. Однако все же хотелось привести хотя бы один из типичных фактов, который отражает действительное положение дел в этой области.

 

Коммунистке прядильно-ниточного комбината «Советская звезда» в Ленинграде А. В. Полосковой не так давно удалось вырвать из-под влияния сектантов молодую работницу М. Нелегко было подойти к девушке. Сектанты не дремали. Узнав, что девушка по совету товарищей возобновила учебу в школе рабочей молодежи, они пытались посеять у нее недоверие к атеистам, угрожали ей. Бывали дни, когда работница опять становилась замкнутой, сторонилась своих новых друзей. Однако терпеливая работа коммунистки принесла свои плоды. Сейчас М. успешно работает и учится, ее приняли в комсомол. В ее жизни произошло еще одно событие: она вышла замуж за своего товарища по работе. И первым человеком, которого она пригласила на свадьбу, была коммунистка Александра Васильевна Полоскова — ее старый друг и учитель жизни *.

 

Так строится на самом деле атеистическая индивидуальная работа в нашей стране.

 

Предметом фальсификации является также вопрос о развитии массового атеизма в СССР, хотя этот рост является объективным фактором, который в конечном счете, желают они этого или не желают, вынуждены все же признать и наши идейные противники.

 

Так, английский журналист Уолтер Коларз в своей книге «Религия в Советском Союзе», пытаясь всячески извратить и приуменьшить успехи атеистического воспитания в нашей стране, был вынужден, однако, заявить, что верующие в СССР составляют «только меньшинство населения», что здесь имеются «массы равнодушных, потерявших веру или почти неверующих людей»1 2.

 

Большинство буржуазных идеологов вместе с тем отрицает закономерный характер массового атеизма в СССР, рассматривая его или как чисто стихийное явление, или же как результат насилия над верующими и административного воздействия на религиозные организации.

 

Буржуазные фальсификаторы истории атеистического движения в СССР пытаются свести на нет значение успехов социалистического строительства для отхода трудящихся масс от религии. Так* например, Уолтер Коларз (который, кстати, называет рассматриваемые нами факторы «косвенной антирелигиозной пропагандой») пытается доказать, что «выполнение самых поразительных планов строительства или хозяйственных планов не служит аргументом против религии, не понимается так даже самым простым умом никого из верующих людей... и, следовательно, плохо подходит для целей антирелигиозной пропаганды».

 

Практика атеистической работы и история атеистического движения в нашей стране убедительно опровергают подобные заявления. Серьезные успехи в области атеистического воспитания стали возможными прежде всего потому, что в ходе социалистического строительства были основательно подорваны социальные корни религии, уничтожена классовая база, на которую опиралась церковь. Исчезла социальная придавленность трудящихся, навсегда было покончено с эксплуатацией человека человеком, окончательно исчезли классы, заинтересованные в поддержке и распространении религии.

 

Утверждение новых социалистических отношений во всех сферах общественной жизни, уничтожение безработицы и нищеты, ликвидация неграмотности населения, рост политического сознания и культуры рабочего класса, колхозного крестьянства, всех слоев населения, ликвидация вековой отсталости деревни, грандиозные успехи социалистического строительства — вот те объективные факторы, которые прежде всего определили быстрый процесс секуляризации различных областей жизни в этот период. Огромную роль в развитии этого процесса сыграла идеологическая, воспитательная работа.партии, направленная на формирование марксистско-ленинского мировоззрения трудящихся, на преодоление взглядов и традиций старого общества.

 

Освобождение трудящихся от религии способствовало росту их культуры и коммунистической сознательности, развертыванию трудовой и общественно-политической активности.

 

Однако несмотря на очевидные факты, фальсификаторы продолжают распространять мифы о «непреходящей религиозности» советского народа. Они заявляют, что за годы Советской власти в религиозной обстановке в СССР мало что изменилось, несмотря на активность атеистов. По утверждению религиозных комментаторов Би-би-си, например, «число верующих в СССР не меньше, чем 50 лет назад».

 

Конкретно-социологические исследования религиозности населения в СССР, проводимые как в 30-х годах, так и в современных условиях, не только опровергают подобные измышления, но и говорят о неуклонном росте атеистического движения в СССР.

 

Конечно, есть в СССР еще верующие люди, в том числе и среди молодежи. Однако неопровержимым является тог факт, что атеистическое движение все больше охватывает самые различные слои населения. И этот процесс не могут остановить никакие клеветники, стремящиеся помешать полной победе научного материалистического мировоззрения з сознании советских людей. Вместе с тем следует помнить, что фальсификаторы марксистского атеизма не собираются складывать своего оружия. Поэтому перед пропагандистами атеизма стоит задача как можно глубже раскрывать значение ленинского атеистического наследия, смысл политики Коммунистической партии и Советского государства в отношении религии и церкви, конкретную практику атеистического воспитания в СССР, способствующих полному преодолению в сознании советских людей религиозных пережитков.

Категория: Религия | Добавил: fantast (25.01.2019)
Просмотров: 13 | Рейтинг: 0.0/0