Роль социалистической обрядности в атеистическом воспитании в СССР

 

Социалистическая обрядность складывается и развивается в процессе коренных социально-экономических преобразований, происходящих в нашей стране. Она отражает культуру, быт, традиции ее народов, стремление людей торжественно отмечать важнейшие события в жизни человека, семьи, трудового коллектива и общества в целом. Обрядность впитывает в себя все лучшее, передовое из созданного народным творчеством в течение столетий, постоянно обогащается родившимися и рождающимися на советской почве общесоюзными праздниками и обрядами, обрядовыми формами наций и народностей СССР. В праздниках, обрядах, ритуалах люди совместно разделяют чувства радости и печали. Приверженность коммунистическому идеалу пронизывает все ее содержание, все выполняемые ею функции.

Сложившаяся за годы Советской власти в Белоруссии, как и во всей стране, система социалистической обрядности прежде всего включает в себя общеполитические обряды как важнейшую часть общегосударственных революционных праздников: годовщин Великого Октября, дней Первого мая, памяти В. И. Ленина, Конституции, праздника Победы над фашистскими захватчиками, Дня Советской Армии и Военно-Морского Флота и других. Для этих праздников традиционными являются массовые демонстрации трудящихся, митинги, возложения венков на могилы и к памятникам павших в боях за Советскую Родину, почетные караулы, торжественные вечера, артиллерийские салюты и праздничные фейерверки, народные гулянья и т. п. К ним приурочивается прием в октябрята, пионеры, вручение комсомольских билетов. В канун праздников трудящиеся становятся па трудовые вахты, соревнуются за досрочное выполнение производственных планов. Подготовка и проведение важнейших общественных мероприятий, связанных с общегосударственными революционными праздниками, широко освещаются средствами массовой информации и пропаганды, партийные организации подчиняют им идейно-политическую и культурно-воспитательную работу па местах.

 

С особым подъемом, теплотой и сердечностью трудящиеся республики участвуют в подготовке и праздновании Дня Победы, даты освобождения Белоруссии от фашистских захватчиков, в проведении праздников боевой славы и доблести, которые приурочиваются к памятным для этой местности событиям периода Великой Отечественной войны. В дни праздников устраиваются встречи с бывшими воинами — участниками сражений, партизанами и подпольщиками, вечера воспоминаний, тематические концерты. Для увековечения важнейших событий гражданской и Великой Отечественной войн, имен особо отличившихся патриотов в Белоруссии установлены тысячи памятников, обелисков, мемориальных досок. Их число из года в год увеличивается. Воздвигнуты уникальные сооружения, в числе которых мемориальные комплексы «Брестская крепость-герой» и «Хатынь», Курган Славы, памятник Матери-патриотке в Жодино. Отдавая дапь вечной признательности павшим героям, парод возлагает цветы и венки у обелисков Победы и Славы, на могилы погибших воинов и партизан. В систему социалистической обрядности входят различные обряды, связанные с профессиональными, трудовыми I праздниками, которые отмечаются представителями определенных профессий, с детскими и юношескими праздниками. В селах Белоруссии популярны дни полевода, животновода, механизатора, торжественные собрания по поводу вручения переходящего Красного знамени. Подобные мероприятия — не только форма подведения итогов производственных достижений или смотра народных талантов, по и прославления союза рабочего класса, трудового крестьянства и народной интеллигенции. Многие коллективы празднуют даты, связанные с историей своего предприятия, учреждения, колхоза, совхоза.

 

Широкое распространение получили народные праздники, посвященные циклу времен года и жизни природы— проводам Русской зимы, встрече Веспы, празднику Урожая и другие. Каждый из них имеет свои, только ему присущие обряды. Поучителен опыт проведения этих праздников, накопленный партийными организациями Витебской области. Там выработалась красочная обрядность и символика этих праздников. В колхозах и совхозах программу встречи Весны по традиции ведут передовики труда, девушки-«веспянки», одетые в яркие наряды. «Веснянки» открывают праздник, вызывают на линейку славы тех, кто отличился в труде. На осенних праздниках хлеборобов всеми делами вершит «Урожай» — передовой производственник, в белорусском национальном костюме, украшенном цветами, колосьями пшеницы, ржи и ячмепя. Праздники устраиваются в живописных местах, которые оформляются лозунгами, плакатами, портретами, стендами, демонстрирующими успехи трудовых коллективов. В программу праздников входит чествование передовиков труда. Им вручаются грамоты, подарки, объявляются благодарности, их поздравляют пионеры. Обязательный элемент праздников — выступления коллективов художественной самодеятельности, игры, развлечения, факельные шествия.

 

Праздничные торжества на Витебщине представляют собой своеобразный гимн творческому труду. В процессе подготовки к ним труженики городов и сел соревнуются за досрочное выполнение производственных планов и социалистических обязательств, за почетное право поднять знамя праздника. Такие ритуалы радуют и вдохновляют тружеников на новые успехи, содержат моральное осуждение тех, кто стремится уйти от общественно полезного труда. В подобных торжествах в Витебской области ежегодно участвует более миллиона человек33.

 

Особую группу в системе социалистической обрядности составляют обряды бытовых (семейных) праздников: бракосочетания, рождения ребенка, серебряной и золотой свадеб. В ряде случаев такие обряды приобретают общественно-политическое звучание: получение юношами и девушками паспортов, приобретение профессий, вступление в трудовые коллективы, проводы в Советскую Армию. В Гродненской, Минской, Брестской и других областях широко практикуются посвящения молодежи в хлеборобы. Молодых тружеников поздравляют самые уважаемые люди колхозной деревни. Вступающим в трудовую жизнь юношам и девушкам вручаются паспорта молодого хлебороба. На торжественное их вручение приходят учителя, передовики производства, герои революционной борьбы, гражданской и Великой Отечественной войн, которые дают молодежи наказ высоко нести звание Гражданина Союза Советских Социалистических Республик. Повсеместно устраиваются торжественные проводы людей пенсионного возраста на заслуженный отдых.

 

Во многих городах и районах сложился ритуал и таких праздников, как торжественная регистрация браков и рождений, вручение первого паспорта. Свой обряд имеют также гражданские похороны, дни памяти погибших и умерших борцов за народное дело. В дни памяти, которые проводятся ежегодно в мае, у памятников, мемориальных знаков, братских могил выставляются почетные караулы, у подножия возлагаются цветы, возле них проходят траурные процессии и митинги. Отдельные моменты траурного церемониала транслируются по радио и телевидению.

 

Обряды являются кульминационным моментом празд-пйков. В целом же любой праздник представляет собой целый комплекс различных мероприятий, каждое из которых имеет свое назначение и выполняет специфическую функцию.

 

Говоря о месте и роли новых обрядов в научно-атеистическом воспитании, изжитии религиозных пережитков, следует подчеркнуть, что эта их роль определяется идейным содержанием новых обрядов, которое воспринимается и воспроизводится участниками праздников и обрядов на конкретно-чувственном, эмоционально-эстетическом уровне. Через воздействие на эмоциональный мир обрядность приобщает людей к научному мировоззрению, способствует формированию высоких идейно-политических качеств, норм коммунистической морали. Она демонстрирует верность революционным, боевым и трудовым традициям партии и народа, воспитывает социалистический гуманизм, бережное, внимательное отношение к культурному наследию, традициям каждой нации и народности. В обрядовых действиях те или иные идеи воплощаются не путем директивных указаний, юридических норм и требований, а как нравственная ценность. Формируя коммунистическое мировоззрение, нравственно обогащая личную и общественную жизнь человека, социалистическая обрядность всем своим содержанием и направленностью, формой своего выражения противостоит религии, мистицизму, является в руках партийных организаций мощным средством атеистического воспитания и пропаганды.

 

В развитом социалистическом обществе религия практически вытеснена из решающих сфер. Однако она еще оказывает влияние на нравственно-духовную жизнь, семейно-бытовые традиции некоторой части советских людей. И прежде всего это происходит через религиозные праздники и обряды, включая крещение новорожденных, венчания, похороны и т. д. Исследования подтверждают, что одна из причин живучести таких праздников и обрядов заключается в их театральности, эмоциональном воздействии. На протяжении многовекового господства церковь не только выработала собственные религиозные, культовые обряды, но и узурпировала многие народные обряды и праздники, внедрила в них содержание, соответствующее определенному вероучению, приспособила к выполнению религиозных функций, пропаганде религии. Стремясь сохранить и продлить влияние религии, служители каждого культа стараются и теперь использовать в этих целях многообразные средства и формы, включая различные виды искусства (музыка, хоровое пение, живопись, театрализация, церковная скульптура).

 

Жизнь убеждает, что одно лишь отрицание религиозных обычаев, разъяснение их подлинной роли оказывается малоэффективным, если при этом остаются неудовлетворенными потребности нравственного и эстетического порядка, связанные с теми или иными памятными событиями в жизни человека. От того, насколько прочно входят в быт людей новые, рожденные советской действительностью гражданские традиции, обычаи, эмоционально насыщенные ритуалы, включающие различные проявления народного искусства, во многом зависит быстрота отмирания религиозных обычаев.

 

В течение последнего десятилетия в пашей республике проделана большая работа по созданию и обновлению материальной базы учреждений, где отмечаются важнейшие события в жизни человека. Бюро загса преобразованы в отделы исполкомов Советов народных депутатов. Большинство их получило хорошие помещения, современную мебель, технические средства. В ряде мест для проведения обрядов оборудованы комнаты жениха и невесты, матери и ребенка, гостиная, банкетный зал, киоски. В Минске работает Дворец бракосочетаний, в областных центрах — Дома гражданских обрядов. Для торжественной регистрации браков и записи новорожденных используются специально оборудованные помещения в сельских Советах, а также Дома культуры и клубы. Расширилась служба обрядовых услуг, находящаяся в ведении Министерства бытового обслуживания республики, хотя по-прежнему ее деятельность оставляет желать лучшего.

 

Созданы республиканский, областные и районные советы по изучению и внедрению новых гражданских обрядов, при государственных органах на местах — комиссии по гражданским обрядам. В Минской области работает 376 таких комиссий, в составе которых 2644 активиста, преимущественно депутаты местных Советов.

 

Большую работу по утверждению социалистической обрядности ведут профсоюзные и комсомольские организации. В создании и пропаганде социалистической обрядности участвуют ученые, представители творческой интеллигенции, клубные работники, учителя. Научные сотрудники Института искусствоведения, этнографии и фольклора АН БССР совместно с Республиканским методическим кабинетом культурно-просветительной работы Министерства культуры БССР разработали несколько сценарнометодических рекомендаций по некоторым гражданским и семейным обрядам (посвящение в рабочие, хлеборобы, торжественное вручение паспортов, проведение праздника Урожая, регистрация новорожденных, бракосочетание и другие), ведется их обсуждение и практическое внедрение на местах.

 

Комиссия по делам молодежи Верховного Совета БССР, проанализировавшая состояние работы по внедрению в быт новых гражданских обрядов и праздников, констатировала тот факт, что новые гражданские обряды и праздники все в больших масштабах входят в быт трудящихся республики. В 1977 году торжественная регистрация браков в Белоруссии по новым обрядам составила 81,7 процента от числа вступивших в брак, рождений — 48,8 процента. В обряд бракосочетания в Минске вошли такие его новые элементы, уже ставшие традицией, как возложение молодой четой цветов к памятнику В. И. Лепину и обелиску Победы, свадебная прогулка по родному городу или селу, вручение молодоженам памятных подарков, специально изготовленной медали и т. д.

 

В утверждении новых обрядов есть недостатки. Белорусские этнографы, философы, фольклористы, историки, призванные теоретически осмысливать практику развития новых праздников и обрядов, разрабатывать рекомендации, сделали многое в этой области, однако имеющиеся у них возможности используются далеко не достаточно. В большом долгу остаются поэты и композиторы, от которых общественность республики ожидает новых обрядовых песен, гимнов, маршей. Разработкой новых обрядов и ритуалов занимаются различные учреждения и организации, но координация их работы, обобщение опыта, отбор лучших сценариев в масштабе республики осуществляются недостаточно. Для популяризации семейно-бытовых обрядов, трудовых и других праздников слабо используются телевидение, радио, печать, кинохроника. Ощущается острая нехватка работников, которые должны выступать организаторами внедрения гражданской обрядности, их профессиональная подготовка не налажена.

 

Развивая и внедряя социалистическую обрядность, повышая ее значение в коммунистическом воспитании, партийные организации Белоруссии исходят из того, что она должна не только противостоять религиозным обрядам, а полностью вытеснить последние из жизни людей как противоречащие принципам и нормам, гуманистической сущности советского образа жизни. Нельзя согласиться с мнением, которое нередко бытует в среде практических работников, будто лишь определенные виды обрядов, в частности семейно-бытовые, решают атеистические задачи. Опыт разработки и внедрения социалистической обрядности свидетельствует о том, что все советские праздники и обряды, приобщая людей к благородным идеалам и гуманным целям нашего общества, к активной борьбе за их осуществление, обладают атеистическим потенциалом, противостоят религиозной системе в целом. Посредством их осуществляется воспитательное влияние, решаются позитивные атеистические задачи.

 

Так, обряды и ритуалы, сопутствующие праздникам (официальная торжественная часть, яркая, эмоционально насыщенная демонстрация, митинги-манифестации, массовые народные гулянья), утверждают атмосферу всеобщей приподнятости, коллективизма, сопричастности каждого к общественным делам, дают участникам дополнительный заряд бодрости, оптимизма, вселяют уверенность в себе, в свои силы, в величие духа парода. Вовлечение в празднование всех — и атеистов, и верующих — расширяет сферу воздействия марксистско-ленинского мировоззрения и коммунистической морали, открывает людям дополнительные возможности укрепления их социальных связей с коллективом, обогащения духовного мира, возвышения человеческого достоинства.

 

Атеистическая направленность прослеживается на примере профессиональных праздников и связанной с ними обрядности, призванных возвеличить человека-труже-ника, раскрыть глубокий созидательный смысл его деятельности. Такие праздники развенчивают религиозную идею труда как бремени, которое человек должен нести в силу своей греховности, чтобы заслужить прощение и будущее небесное блаженство.

 

Действенным средством преодоления религиозных праздников и обрядов является новая семейно-праздничная обрядность, которая непосредственно противостоит религиозным церемониям, обрядам, ритуалам.

 

Таким образом, одни праздники и обряды осуществляют атеистическую функцию опосредованно, через утверждение норм советского образа жизни, создание такой социально-нравственной обстановки и атмосферы, которые объективно ведут к вытеснению религиозных пережитков. Другие решают эту задачу непосредственно, имеют прямую атеистическую направленность, служат развенчиванию религии. В процессе дальнейшего развития и совершенствования социалистической обрядности партийные организации добиваются того, чтобы все эти праздники и обряды непосредственно вытекали из потребностей самих трудящихся, определялись условиями их жизни и труда в зрелом социалистическом обществе; чтобы каждый из них имел свое лицо и не сводился лишь к развлечениям и забавам или скучному, казенному мероприятию; чтобы сфера влияния новых праздников и обрядов захватила всех людей, стала неотъемлемым элементом их быта, вытесняла старые, отжившие обряды.

Категория: Религия | Добавил: fantast (19.01.2019)
Просмотров: 686 | Рейтинг: 0.0/0