Роль народного образования, средней специальной и высшей школ в воспитании убежденных атеистов СССР

Создание системы подготовки атеистических кадров, наличие достаточно опытных, квалифицированных пропагандистов научного атеизма не означало, однако, что все вопросы, связанные с подбором и обучением активистов этого профиля, в республике были решены. Дальнейшая активизация идеологической деятельности, усиление ее влияния на решение задач экономической и социальной политики партии, коммунистического воспитания людей требовали повышения роли научно-атеистической пропаганды в формировании марксистско-ленинского мировоззрения масс, постоянного роста идейно-теоретического уровня, деловой квалификации, морально-психологических качеств, методического мастерства пропагандистов.

 

Значительного улучшения требовал подбор новых пропагандистов, поскольку, как свидетельствовали материалы социологических исследований, парткомы не всегда в полной мере учитывали склонности, интересы будущих пропагандистов к атеистическому воспитанию. Основой подбора чаще всего служили наличие высшего образования, профессия, должность. По данным проблемной лаборатории социологических исследований Белгосуниверсите-та имени В. И. Ленина, на вопрос анкеты «Намерены ли Вы в будущем заниматься пропагандистской работой?» утвердительно ответила лишь треть слушателей пропагандистских отделений университетов марксизма-ленинизма и 47,3 процента слушателей районных школ резерва агитационно-пропагандистских кадров, неопределенно — 56,9 и 47,3 и отрицательно — 12,4 и 5,2 процента опрошенных. В то же время половина опрошенных выпускников пропагандистских отделений факультетов общественных профессий высших учебных заведений па данный вопрос ответила утвердительно, неопределенно — 42,8 и лишь 1,1 процента — отрицательно.

 

У выпускников вузовских форм подготовки индекс интереса к пропагандистской деятельности оказался более высоким, он составил 0,607 по сравнению с 0,421 у слушателей университетов и 0,615 — у выпускников районных школ. О том, что этот вид общественной деятельности не представлял для них интереса, заявило 3,6 процента студентов, участвовавших в опросе, и 9,2 процента слушателей университетов. Индекс социально-психологической готовности к работе в массах в качестве пропагандистов у вузовских слушателей равнялся 0,524, пропагандистских отделений университетов марксизма-ленинизма — 0,462, районных школ резерва — 0,403 38.

 

Как видим, в подборе и воспитании будущих пропагандистов того периода имелись существенные недостатки. Партийным комитетам и организациям не всегда удавалось добиться того, чтобы каждый из них в процессе учебы получал четко выраженную установку на пропагандистскую работу, приобретал методические навыки, утверждался в сознании ее важности и большой общественной значимости, личной ответственности за ее состояние и результаты.

 

Планомерная, систематическая теоретическая и профессиональная учеба — непременное условие высокой эффективности воспитательной работы пропагандистских кадров. Однако, как бы хорошо она ни была организована, нельзя рассчитывать на успех, если при этом не обеспечивается правильная расстановка и закрепление пропагандистов на местах. Между тем факты показывают, что от трети до половины пропагандистов, лекторов и агитаторов, прошедших специальную подготовку, в силу указанных выше причин не участвовали в постоянной и активной атеистической работе, хотя в ряде районов Брестской, Гомельской, Минской областей половина пропагандистов и агитаторов, привлеченных к ней, не имела специальной подготовки. В республике недоставало атеистов для работы в молодежной аудитории, среди женщин и людей пожилого возраста, для выступлений по радио, телевидению, в прессе.

 

Развивая и совершенствуя систему подготовки кадров атеистов, идеологические отделы ЦК КПБ, партийные комитеты одно из ведущих мест отводили высшим учебным заведениям. Высшая школа обладает наиболее благоприятными возможностями для того, чтобы давать своим питомцам глубокие знания истории, теории и практики научного атеизма, разносторонние сведения из области вероучений и их происхождения, прививать интерес к научноатеистической пропаганде, вырабатывать социально-психологическую установку на активное участие в ней.

 

Научные основы атеизма всесторонне раскрываются перед студентами в процессе преподавания всех наук. Прочной базой формирования материалистического мировоззрения служат общественные науки, составной частью которых является курс основ научного атеизма. Начало его преподавания, а также осуществление мер по подготовке преподавателей новой дисциплины в республике относится к 1959/60 учебному году, когда этот курс был впервые введен в вузах страны как факультативный. В Белгосуни-верситете имени В. И. Ленина он был обязательным и читался в объеме 24 учебпых часов. Первоначально лекции разрабатывали преподаватели кафедры истории философии и логики по соответствующим темам. В октябре 1960 года состоялся первый набор аспирантов по истории и теории атеизма. Это вскоре позволило иметь квалифицированных преподавателей курса. Помимо лекций, предусмотренных учебным планом, преподаватели кафедры вели беседы, выступали перед студентами в общежитиях, в рабочих и сельских аудиториях с обзорами литературы по атеизму, популярными лекциями.

 

В отчете Белгосуниверситета имени В. И. Лепина о научно-исследовательской работе в 1959/60 учебном году отмечалось, что «читаемый курс лекций по основам научного атеизма вызвал широкий интерес студентов, засыпавших лекторов самыми разнообразными вопросами, вступавших в оживленные беседы по атеистическим вопросам». Об этом их интересе свидетельствовала и успешная сдача зачетов 39.

 

В феврале 1959 года Министерство просвещения БССР ввело преподавание научного атеизма на заочных отделениях педагогических институтов республики. С 1961/62 учебного года лекции по научному атеизму па факультативных началах читаются в Минском государственном медицинском институте. Курс основ научного атеизма как обязательный начал преподаваться в университете, медицинских, сельскохозяйственных и педагогических высших учебных заведениях, как факультативный — в технических. Преподавание его было включено в учебные планы Минской высшей партийной школы.

 

В этой связи партийные организации высших учебных заведений республики совместно с кафедрами общественных наук приняли меры к тому, чтобы преподавание теоретической части курса было тесно связано с методической, практической, психологической подготовкой студентов для участия в атеистической пропаганде после завершения учебы. Ставилась задача всемерного приспособления курса к специфике каждого высшего учебного заведения, особенностям его специальностей, увязки с изучением научного атеизма в системе марксистско-ленинского образования и массовых формах пропаганды. Партийные комитеты и организации стремились повысить роль вузовского преподавателя основ научного атеизма. Атеистическая работа студентов среди населения рассматривалась как неотъемлемая составная часть курса, а преподаватель — как ее обязательный участник.

 

Большое внимание преподаванию нового курса в тесной связи с потребностями учебно-воспитательной работы будущего учителя уделяли партком, ректорат, кафедры Минского педагогического института имени А. М. Горького. Чтобы убедить студентов в важности и необходимости их будущей работы в области атеистического воспитания подрастающего поколения, чтение лекционного курса начиналось с разъяснения роли атеистического воспитания масс в период строительства коммунизма и задач советского учительства. При этом преподавателями учитывалась специфика факультетов. Так, в лекциях на филологическом факультете в большем объеме использовались материалы художественной литературы, на физико-математическом и факультете естествознания — естественнонаучные материалы, известные студентам из курсов специальных дисциплин. Приводились данные, полученные учеными кафедры философии в результате конкретно-социологических исследований. На экзаменах основное внимание уделялось вопросам, связанным с критикой религиозного мировоззрения и религиозной морали, с которыми пропагандистам чаще всего приходилось сталкиваться в практической работе.

 

В период производственной практики, зимних и летних каникул студентам поручалось выступать перед трудящимися с лекциями и беседами на научно-атеистические темы. Созданный в институте клуб атеистов организовал ряд встреч с опытными пропагандистами и лицами, которые порвали с религией и активно выступали против нее. Члены клуба оформили ряд стендов по атеистической проблематике, вели регулярно обновляемый стенд «Новые книги по атеистической пропаганде», выпускали стенную газету «Атеист».

 

На факультете общественных профессий было открыто отделение молодого лектора-атеиста с трехгодичным сроком обучения. В течение первого года его слушателям читались лекции, посвященные атеизму и религии как социальным явлениям, их роли в общественной жизни и современной идеологической борьбе, религиозным направлениям, наиболее распространенным в Белоруссии; на втором году работали секции, где изучались проблемы атеистического воспитания на уроках истории, биологии, химии; на третьем году обучения студенты знакомились с методикой атеистической пропаганды, сами выступали с лекциями и беседами 40.

 

Вопросы идейно-теоретического содержания курса основ научного атеизма, атеистической направленности занятий по общественным, естественнонаучным и другим дисциплинам, привлечения студентов к атеистической работе среди населения в исследуемый период находились в центре внимания партийных организаций и педагогических коллективов многих высших учебных заведений республики. Осуществлявшиеся в них меры способствовали выработке у студентов атеистической убежденности, росту атеистической активности тех из них, которые приходили на студенческую скамью индифферентными к атеизму и религии, решалась и задача подготовки пропагандистов научного атеизма.

 

Задачам более глубокого усвоения студентами теоретических и практических вопросов атеистического воспитания и борьбы против религиозной идеологии служили студенческие клубы атеистов, кружки и отделения факультетов общественных профессий, работавших в большинстве вузов республики. Их участники приобщались к научно-исследовательской деятельности, приобретали навыки устных выступлений перед массовой аудиторией, индивидуальных бесед с верующими.

 

В Гродненском государственном педагогическом институте для подготовки студентов в качестве лекторов-атеистов широко использовались возможности и учебного процесса, и внеаудиторской работы. Студентам предоставлялась возможность вместо зачета подготовить письменный доклад по предложенной кафедрой теме, служивший тезисами для выступлений перед населением. Кафедра марксистско-ленинской философии и политэкономии, преподаватели которой читали курс атеизма, установила тесную связь с партийными комитетами, областной организацией общества «Знание», рядом средних специальных учебных заведений и общеобразовательных школ. По просьбе организаций общества «Знание» в трудовые и учебные коллективы направлялись студенты для чтения лекций по атеистическим вопросам. Совместно с партийными комитетами и организациями общества кафедра провела несколько научно-практических конференций с участием студентов 41.

 

Аналогичные примеры были характерны и для других высших учебных заведений. Высокий уровень образования, культуры, прочное научное мировоззрение, знания о религии и атеизме, практические навыки воспитания, полученные в вузах, позволяли молодым специалистам после завершения учебы вести квалифицированную научноатеистическую пропаганду.

 

Опыт чтения курса основ научного атеизма, создания и функционирования системы атеистического воспитания в ряде вузов Белоруссии и других республик был обобщен в отдельной книге 42.

 

Учитывая важность курса научного атеизма, насущную потребность в учебной литературе к нему, ЦК КПБ поручил коллективам научных работников приступить к написанию пособий в помощь студентам и учащимся техникумов 43. Одно из таких пособий «Основы научного атеизма» было подготовлено авторским коллективом под руководством профессоров И. Н. Лущицкого и Г. М. Лившица и в 1967 году вышло в свет. Написанное на высоком уровне, тесно связанное с практикой атеистической работы, пособие получило положительную оценку в печати и выдержало ряд изданий 44.

 

На кафедре истории философии, логики и научного атеизма Белгосуниверситета имени В. И. Ленина, в Институте философии и права АН БССР, секторе этнографии Института искусствоведения, этнографии и фольклора АН БССР развернулась подготовка научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации в области атеизма и критики религиозной идеологии. За период 1964—1977 годов в республике защищено более 30 кандидатских и две докторских диссертации по этой проблематике.

 

С 1962/63 учебного года курс основ научного атеизма как обязательный предмет изучается в средних специальных учебных заведениях Белоруссии. Его преподавание начинается после завершения курса обществоведения, занимающего ведущее место в формировании марксистско-ленинского мировоззрения учащихся, либо после ознакомления с его философской частью. Для преподавателей, подобранных из числа опытных педагогов, проводились специальные республиканские семинары, на которых по всем темам программы читались лекции, давались методические установки. В 1962/63 учебном году в 41 среднем специальном учебном заведении республики этот курс изучало свыше 6 тысяч учащихся 45. С 1964/65 учебного года увеличено количество его часов, а со второго семестра преподавание курса введено во всех медицинских, педагогических, культурно-просветительных училищах, а также в сельскохозяйственных и библиотечных техникумах.

 

В связи с тем что на изучение научного атеизма отводилась небольшая часть учебного времени, партийные организации, педагогические коллективы придавали важную роль атеистической направленности гуманитарных, естественнонаучных, специальных дисциплин, связанных с мировоззренческой проблематикой, различных видов обязательных и факультативных занятий, а также внеучебной работы.

 

В Гродненском культурно-просветительном училище, готовящем клубных работников, руководителей самодеятельных театральных, хоровых и танцевальных коллективов, которым по роду своей профессии приходится быть непосредственными пропагандистами атеизма, занятиям по основам научного атеизма придавалось особое значение. Они проводились на высоком научном уровне, строились разнообразно и интересно. Для прочности усвоения атеистических знаний, разработки необходимых воспитательных мер в начале и в процессе изучения курса учащиеся писали сочинения, содержание которых сводилось к отражению их отношения к религии, пониманию вреда религиозных предрассудков и ответу на вопросы, что дало каждому из них изучение основ научного атеизма, что еще осталось для слушателей неясным. Анализ сочинений помогал преподавателям выяснить, с какими взглядами приходили в училище молодые люди и какое влияпие на них оказывало атеистическое воспитание.

 

Общее руководство атеистическим воспитанием осуществлялось парткомом через совет, объединявший в этой работе усилия администрации, общественных организаций, методических секций, преподавателей общеобразовательных и специальных дисциплин. При нем работал кружок по изучению религиозных направлений па территории области. Выходил бюллетень «Первые шаги выпускника» (по материалам писем учащихся выпускных групп). Молодые специалисты делились первыми впечатлениями о своей борьбе с религиозными предрассудками верующих, рассказывали о тех трудностях, с которыми пришлось столкнуться при организации атеистической пропаганды в учреждениях культуры 46.

 

Целенаправленно велось атеистическое воспитание учащихся в Пинском индустриальном техникуме, Гомельском и Молодечненском политехникумах, Минском техникуме легкой промышленности, Брестском музыкальном училище, Могилевском библиотечном техникуме имени А. С. Пушкина, Полоцком лесном техникуме и других. Атеистическая работа в ходе учебного процесса планировалась каждым преподавателем. Проводились и общие атеистические мероприятия (теоретические семинары и кружки по научному атеизму, методические секции, научно-практические конференции, лектории, вечера), а также мероприятия по группам во внеучебное время. Особое внимание обращалось на учащихся — выходцев из религиозных семей, на организацию атеистической пропаганды среди родителей 47. Учащиеся старших курсов, изучившие основы научного атеизма, под руководством педагогов привлекались для чтения лекций и проведения бесед среди населения. Опыт средних специальных учебных заведений БССР убедительно подтверждает тот факт, что с введением курса основ научного атеизма создались благоприятные возможности для подготовки учащихся, как и студентов вузов, к участию в квалифицированной атеистической пропаганде.

 

Совершенствуя руководство атеистической работой, партийные комитеты и организации республики особое значение придают общеобразовательной школе, призванной формировать у своих питомцев основы коммунистического мировоззрения, готовить их к жизни и труду на благо социалистического общестиа. «Наша советская школа,— писала Н. К. Крупская,— должна закладывать в учениках прочные основы материалистического мировоззрения. Составной частью материалистического мировоззрения является атеизм. Поэтому недопустимо, чтобы школа обходила вопросы религии молчанием. Она должна бороться не только с «религиозными предрассудками», но и с религией как таковой» 48.

 

Общеобразовательной школе принадлежит немалая роль и в подготовке кадров атеистов. Именно она закладывает начало воспитанию будущих лекторов и пропагандистов. Партийные организации исходили из того, что па производство и в высшие учебные заведения юноши и девушки должны приходить не только с прочными атеистическими убеждениями, но и с навыками их пропаганды.

 

Хотя в постановке атеистического воспитания учащихся до сих пор не изжиты серьезные пробелы, тем не менее педагогические коллективы школ под руководством партийных организаций республики обладают известным опытом его ведения в процессе преподавания учебных дисциплин и во внеклассной работе. В 1963 году при Министерстве просвещения БССР создан общественный совет, который координирует атеистическое воспитание в школах, разрабатывает мероприятия по улучшению этой работы среди учащихся и их родителей 4Э. Вопросы формирования научно-материалистического, атеистического мировоззрения школьников систематически обсуждаются в партийных и комсомольских организациях школ, педагогических коллективах, па учительских совещаниях и собраниях родителей. В декабре 1963 года в столице республики состоялась республиканская научно-практическая конференция, участники которой обсудили доклад «Задачи и принципы научно-атеистического воспитания в школе», обменялись опытом атеистического воспитания на уроках и во внеклассной работе, ведения пропаганды среди населения. Научно-педагогические конференции по атеистическому воспитанию учащихся с тех пор стали проходить во всех областных и многих районных центрах, в ряде городских и сельских школ.

 

Вторая половина 60-х годов характерна осуществлением ряда мер по усилению атеистической направленности школьных учебных программ. Институтом педагогики Министерства просвещения БССР в те годы были подготовлены и разосланы областным, городским и районным отделам народного образования инструктивные письма об организации, содержании и формах работы органов народного образования и школ по атеистическому воспитанию школьников, разработаны рекомендации и дополнения к программам начальных школ, а также по литературе, истории, естествознанию, физике, химии, географии старших классов. Минский, Брестский, Гродненский и другие областные институты усовершенствования учителей разработали методические пособия по атеистической работе в школе и семье, обобщили опыт лучших школ республики. Это явилось ценным подспорьем для педагогических коллективов. Школы получили рекомендации по более целеустремленному использованию в пропаганде атеизма различных внеклассных и внешкольных мероприятий. Учебные планы республиканского и областных институтов усовершенствования учителей дополнились лекциями по научному атеизму и практике атеистической работы в школах. В городах и селах на базе средних школ начали создаваться постоянно действующие семинары учителей начальных классов; для учителей восьмилетних и средних школ периодически проводились кустовые семинары. Участники семинаров для ознакомления с опытом атеистического воспитания выезжали в лучшие школы республики.

 

Все эти меры способствовали появлению целого ряда школ, в которых учительские коллективы умело вели атеистическое воспитание на уроках и во внеклассной работе, готовили своих воспитанников к участию в идейной борьбе с религией. Одной из таких школ явилась Радо-шковичская Молодечненского района. Во второй половине 60 — начале 70-х годов ее опыт широко популяризировался среди школ республики. Наиболее цепным здесь было то, что атеистическая работа велась по тщательно разработанному плану, рассчитанному на весь период обучения и составленному с учетом возрастных и других особенностей учащихся, влияния семьи и т. д. Помимо работы учителя на уроке и во внеучебпое время в плане отражалась деятельность комсомольской и пионерской организаций, предусматривались многообразные формы развития самодеятельности ученических групп (участие в школьном атеистическом лектории, клубе выходного дня, художественной самодеятельности, выпуске стенной газеты «Атеист»), делавшие жизнь школьников содержательной, полпокровной, формировавшие их нравственное сознание, атеистические чувства 50.

 

Опыт атеистического воспитания учащихся, подготовки из них атеистов-пропагандистов в школах Брестской области получил освещение в работе 3. О. Зимака, анализирующей проблемы, связанные с выработкой у школьников правильного понимания закономерностей развития природы и общества, коммунистических убеждений, воспитанием непримиримого отношения к религиозным предрассудкам, чуждой морали51. Положительные примеры атеистического воспитания школьников приводит Е. С. Кузьмитович 52.

 

В ряде школ Минской области учащиеся широко привлекаются к посильным для них формам работы по пропаганде идей научного атеизма в трудовых коллективах. В этих целях создаются клубы и кружки старшеклассни-ков-атеистов, участники которых под руководством опытных педагогов и воспитателей выступают с лекциями и беседами на атеистические темы в младших классах, перед колхозниками и рабочими совхозов. Опираясь на полученные в школе знания, они пропагандируют идеи атеизма среди родственников. Ныне в школах Белоруссии насчитываются сотни клубов юных атеистов 53.

 

Учащиеся многих школ Белоруссии пишут сочинения о своем отношении к религии и атеизму. На эту тему проходят анкетные опросы. Анализ полученных материалов показывает, что 95 процентов опрошенных резко отрицательно относятся к религии. Одновременно выявилось и наличие издержек в организации атеистической работы в школах, выразившееся в отсутствии у некоторых учащихся твердых научно-материалистических убеждений, неумении части из них логично и аргументированно обосновать и отстаивать свои взгляды. Это потребовало от школьных коллективов дальнейшего совершенствования работы по атеистическому воспитанию, формированию у учащихся глубоких и прочных знаний — убеждений, развитию атеистической активности учителей и их питомцев. В то же время выраженные в ответах мнения убедительно говорят о том, что в своем подавляющем большинстве учащиеся являются убежденными и активными атеистами, сориентированными на целеустремленную борьбу с религиозной идеологией, религиозными предрассудками.

Категория: Религия | Добавил: fantast (19.01.2019)
Просмотров: 75 | Рейтинг: 0.0/0