Подготовка организаторов и пропагандистов научного атеизма

 

В. И. Ленин подчеркивал, что самое важное во всякой школе — содержание, идейно-политическое направление занятий — определяется «всецело и исключительно составом лекторов» 15. Он требовал осуществлять к пропагандистским кадрам особо тщательный подход. «Действительно выдержанных принципиально и способных пропагандистов очень немного (и чтобы стать таковыми, надо порядочно поучиться и понабрать опыта),— указывал В. И. Ленин,— и таких людей надо специализировать, занимать их целиком и беречь сугубо».

 

Эти требования приобретают особый смысл в научноатеистической работе — одном из наиболее сложных участков идеологического фронта, где пропагандистам приходится сталкиваться с людьми, сознание которых ограждено своего рода психологическим барьером от всего того, что не согласуется, с их религиозными убеждениями. Любая недомолвка, неточность, а тем более ошибка в устах пропагандиста воспринимаются верующими как аргумент в пользу религиозных догм, каждый промах используется церковниками для дискредитации научного атеизма.

 

Пропагандист атеизма не может обойтись без разносторонних знаний — философских, социально-политических, экономических, исторических и других, умения находить наиболее верные пути к умам и сердцам своих слушателей. И. И. Скворцов-Степанов говорил в этой связи: «Положение антирелигиозника много труднее, и трудность вытекает именно из того, что он должен быть широко образованным марксистом, он должен быть хорошо образованным естественником, он должен овладеть основами материалистической диалектики, материалистического понимания природы и общества. В этом заключается трудность...» 17

 

Учитывая острую потребность в квалифицированных кадрах пропагандистов-атеистов, ЦК КПСС в постановлении от 10 ноября 1954 года «Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения» подчеркнул необходимость «самого внимательного, заботливого отношения к отбору лекторов, докладчиков, авторов статей и брошюр на антирелигиозные темы». К этой работе, говорилось в постановлении, должны привлекаться исключительно квалифицированные в научном отношении кадры: учителя школ, преподаватели техникумов и вузов, врачи, специалисты сельского хозяйства, работники различных научно-исследовательских учреждений, деятели литературы и искусства и другие, способные с позиций материалистического мировоззрения убедительно разъяснять антинаучный характер религии 18.

 

Большое значение в решении этой задачи сыграло постановление ЦК КПСС от 5 мая 1961 года «О мерах по улучшению подбора и подготовки пропагандистских кадров» 1э. В июле 1961 года оно было обсуждено на пленуме ЦК КПБ. Развернувшаяся затем в республике работа по практическому осуществлению намеченных мер включала перестройку учебного процесса в университетах марксизма-ленинизма, на которые возлагалась подготовка пропагандистов всех категорий. Был изменен порядок комплектования университетов слушателями, в программы введены специальные курсы методики и практики пропагандистской работы. При городских комитетах партии и парткомах крупных предприятий были открыты годичные курсы пропагандистов без отрыва от производства. Подготовка их для сельских парторганизаций велась на областных и республиканских заочных курсах. Научно-методической базой являлись Дома политического просвещения, Минская высшая партийная школа, советско-партийная школа в Могилеве, высшие учебные заведения. В целях более широкого привлечения к участию в идейновоспитательной работе среди населения выпускников вузов на старших курсах было организовано факультативное чтение лекций по методике пропаганды, важнейшим решениям ЦК КПСС по идеологическим вопросам 20.

 

В числе форм атеистической учебы, получивших сравнительно широкое распространение, можно назвать курсы (обычно двухнедельные) но подготовке лекторов, организуемые, начиная с 1957 года, областными комитетами партии совместно с отделениями Общества по распространению политических и научных знаний два раза в году. Программы и учебные планы курсов рассчитывались на получение слушателями систематизированных знаний по важнейшим разделам научного атеизма. К ведению занятий привлекались преподаватели вузов и научные сотрудники АН БССР. Определенное время отводилось для написания и обсуждения лекций и рефератов самих слушателей.

 

В 1959 году Брестский обком КПБ организовал двухнедельные курсы атеистов, через которые прошло 103 человека из всех районов области. Подготовленные ими в период учебы тексты лекций использовались по возвращении домой для выступления в коллективах трудящихся. Это способствовало расширению круга лекторов, ведущих атеистическую пропаганду. По сравнению с 1956 годом число лекционных выступлений по научно-атеистической тематике в области увеличилось более чем в 3,5 раза. В мае 1960 года на десятидневных курсах пропагандистов научного атеизма при Минском обкоме КПБ обучение прошло 50 лекторов сельских районов.

 

В 1958—1960 годах при 12 городских комитетах Компартии Белоруссии работали шестимесячные курсы (без отрыва от производства) по подготовке лекторов-атеистов.

 

С осени 1959 года при горкомах и райкомах КПБ начали создаваться школы, рассчитанные на подготовку массовых атеистических кадров — лекторов, агитаторов и беседчиков. Такие школы, например, в Могилевской области работали при всех 17 райкомах и Бобруйском горкоме партии. В них занималось 917 человек, в том числе 340 коммунистов и 577 беспартийных активистов. Практически из каждого колхоза и совхоза обучалось по 2—3 человека. Наряду с преподаванием теории и истории атеизма в школах проходило изучение некоторых вопросов методики устной пропаганды. В числе их были и такие, например, вопросы: как подготовить и провести атеистический вечер, организовать индивидуальную работу с верующими, использовать художественную литературу в пропаганде атеизма и т. д. На занятиях обсуждались тексты лекций и бесед, подготовленные слушателями. Подводились итоги работы. Для проведения занятий в школах Могилевский обком КПБ направлял квалифицированных специалистов из областного центра.

 

Полученные знания позволяли слушателям выступать как в роли организаторов, так и в качестве пропагандистов научного атеизма в коллективах трудящихся. Примером тому может служить практическая работа слушателей школы при Кричевском РК КПБ, которую закончили 59 человек. С их помощью райком партии оживил работу кабинета атеиста, в 25 сельских клубах и библиотеках создал уголки атеиста. В течение года слушатели этой школы прочитали 880 лекций на атеистические и естественнонаучные темы, провели 36 вечеров вопросов и ответов, 29 тематических вечеров, участвовали в 18 конференциях читателей, посвященных произведениям художественной литературы на антирелигиозные темы21.

 

В 1960 году в республике насчитывалось 80 районных школ атеистов.

 

Меры, осуществленные партийными организациями, позволили уже в 1959—1961 годах привлечь к атеистической работе широкий круг активистов. Гродненский обком партии сообщал в ЦК КПБ о том, что в 1960 году в области насчитывалось более трех тысяч лекторов и пропагандистов атеизма, каждая лекторская группа имела по 2—3 квалифицированных лектора. В Брестской области по атеистической тематике выступало свыше 800 человек. «Лекторы-атеисты,— говорилось в информации областного комитета партии в ЦК КПБ,— есть во всех лекторских группах горкомов и райкомов партии, в каждой сельской группе». В Витебской области работали многие десятки высококвалифицированных лекторов-атеистов, способных популярно и глубоко научно, с позиций марксистско-ленинской материалистической теории, объяснять важнейшие явления природы и жизни общества, подвергать критике догматы религии 22.

 

С середины 60-х годов в республике складывается опре деленная система в работе с атеистическими кадрами. Анализ материалов, раскрывающих опыт идеологической деятельности партийных комитетов и организаций, показывает, что ее важнейшими звеньями являются подбор политически зрелых, инициативных работников, склонных к атеистической работе, организация их теоретической и профессиональной учебы, информирование и оперативное ориентирование по общеполитическим вопросам и проблемам пропаганды научного атеизма, о религиозной обстановке, распространение лучшего опыта идейно-воспитательной работы, обеспечение стабильности состава кадров, создание условий для более успешного выполнения ими порученного дела.

 

Система предусматривает организацию изучения научного атеизма штатными работниками партийных комитетов, идеологических учреждений и ведомств (пресса, радиовещание, телевидение, народное образование, учреждения культуры) и широким внештатным активом (лекторы, пропагандисты, политинформаторы, агитаторы).

 

В содержании учебы учитывается как общая атеистическая подготовка (знание основ научного атеизма), так и более узкая специализация с учетом: а) особенностей религиозных конфессий, функционирующих в данной местности; б) демографических характеристик различных категорий населения как объекта атеистического воздействия: пропаганда среди учащихся, работающей молодежи, взрослых, женщин и др.; в) профиля работы и профессиональной подготовленности атеистов; г) социально-нравственной проблематики как наиболее актуальной в содержании атеистического воспитания.

 

В трудовых коллективах учеба массовых кадров атеистов (учителя, врачи, работники культпросветучреждений и другие) концентрируется главным образом в системе марксистско-ленинского образования коммунистов и беспартийных.

 

Опыт изучения научного атеизма в системе партийного просвещения в целях использования его не только как средства формирования научного мировоззрения слушателей, но и формы подготовки из их числа активистов атеистической работы впервые в широких масштабах внедрен в республике еще в 1959/60 учебном году. Уже тогда в партийных организациях было создано 208 кружков и семинаров, охвативших 4197 коммунистов и беспартийных активистов 23. В течение учебного года слушатели получили хорошую подготовку по истории и теории научного атеизма, методике пропаганды, позволившую многим из них уверенно выступать перед населением с лекциями и беседами. Опираясь на приобретенный опыт и учитывая пожелания партийных комитетов, ЦК КПБ рекомендовал «расширить сеть кружков и семинаров по научному ате-

 

                                                о                            О л

 

изму в системе партийного просвещения»

 

Изучение научного атеизма в системе партийной учебы в тот период характеризовалось такими данными. Если в 1960/61 учебном году в республике работало 578 кружков и семинаров, охватывавших 10 436 слушателей, а в 1961/62 соответственно 461 и 7957, в 1962/63 — 621 и 10 880, то в 1963/64 учебном году кружков и семинаров насчитывалось уже 685 с числом обучающихся 12 364 человека 25.

 

Приведенные данные показывают, что в первой половине 60-х годов научным атеизмом в системе партийной учебы ежегодно овладевало 10—12 тысяч человек, из которых примерно 2/з являлись слушателями теоретических семинаров.

 

Переход с 1965/66 учебного года к новой системе марксистско-ленинского образования создал условия для стабильной и более глубокой подготовки различных категорий атеистического актива. К сожалению, в ежегодных статистических отчетах, характеризующих развитие этой системы в республике после 1965 года, сведения о формах атеистической учебы и количестве занимавшихся отсутствуют, что, естественно, затрудняет воссоздание общей картины подготовки кадров атеистов через систему марксистско-ленинского образования. Однако отдельные публикации позволяют сделать вывод о значительных размерах этой работы во многих районах. В. Немкевич и Е. Тимошенко, например, в статье «Используя все формы...» сообщали о том, что в Добрушском районе Гомельской области в 1967—1970 годах работало 40 семинаров по научному атеизму, в которых прошли подготовку более 500 учителей, медицинских работников ц других специалистов. Многие из них стали квалифицированными лекторами, докладчиками, активными пропагандистами научноатеистических знаний. Широкая пропаганда научного атеизма велась в Гомельском, Брагинском, Житковичском и других районах.

 

О плодотворной работе теоретических семинаров по научному атеизму рассказали секретарь парторганизации совхоза «Субботники» Ивьевского района М. Желудок, секретарь парторганизации колхоза «Дружба» Зельвенско-го района Гродненской области В. Лаврукевич и другие 26.

 

В то же время в ряде мест под предлогом сосредоточения внимания па основном назначении партийной учебы изучение научного атеизма было свернуто, что вызвало озабоченность многих партийных комитетов. ЦК КПСС в постановлении «Об усилении атеистического воспитания населения» (июль, 1971) указал на недопустимость подобных просчетов и вновь обратил внимание на подготовку и переподготовку кадров пропагандистов научного атеизма. В республике были осуществлены необходимые меры для исправления положения. О том, как в 1970—1975 годах расширились масштабы изучения атеизма в партийных организациях Компартии Белоруссии, наглядно можно проследить па примере Минской области. Так, если в 1970/71 учебном году в трудовых коллективах области работало 158 теоретических семинаров, в которых занималось 3063 слушателя, в 1972/73 — соответственно 177 и 3911, то в 1976/77 учебном году количество семинаров достигло 358 с числом обучающихся 7,4 тысячи человек. Увеличилось число слушателей, изучавших проблемы научного атеизма, и в других областных партийных организациях.

 

Многие коммунисты и беспартийные проходили атеистическую подготовку в высшем звене марксистско-ленинского образования. В 1970/71 учебном году их насчитывалось в республике 7,5 тысячи, в 1972/73 — 10,8 тысячи, в 1974/75 учебном году — 19,1 тысячи человек.

 

Главное внимание обращалось на организацию теоретических семинаров. Вначале их слушатели изучали систематический курс, близкий по своей программе к вузовскому, в последующем — актуальные вопросы теории и практики атеистической работы. Партийные организации стремились соблюдать принцип преемственности и последовательности в учебе с учетом общих требований, местных условий и пожеланий обучавшихся, Определенная последовательность в изучении научного атеизма, отвечавшая потребностям практической работы, сложилась в партийных организациях столичной области. С 1969/70 учебного года в системе партийной учебы на предприятиях, в колхозах и совхозах теоретические семинары создавались по таким проблемам, как «Ленинское атеистическое наследие и современность», «XXIV съезд КПСС и актуальные вопросы атеистического воспитания», «Современная идеологическая борьба и религия», «Социально-нравственный прогресс и религия», «Методологические основы формирования научно-атеистического мировоззрения», «Вопросы методики атеистического воспитания трудящихся», «Актуальные вопросы научноматериалистического и атеистического воспитания трудящихся в свете решений XXV съезда КПСС».

 

В трудовых коллективах Брестской, Гродненской, Гомельской областей работа многих семинаров посвящалась изучению вопросов коммунистической морали и ее роли в преодолении религиозных предрассудков, задач нравственно-атеистического воспитания молодежи, места религии в современной идеологической борьбе. Их программы включали темы, раскрывавшие принципы отношения КПСС и Советского государства к религии и церкви, причины живучести религии, ленинский подход к организации атеистической пропаганды, ее методике. Предусматривались практические занятия, собеседования, конференции, просмотр и обсуждение атеистических кинофильмов, обмен опытом воспитательной работы.

 

Теоретические семинары по научному атеизму в системе марксистско-ленинского образования выполняют ряд важных функций. Во-первых, они вооружают коммунистов и беспартийных активистов научным пониманием социальной сущности религии, причин ее существования, путей и методов преодоления. Во-вторых, такие семинары являются хорошей базой для подготовки атеистических кадров. В-третьих, в местах относительно высокой религиозности населения они становились опорными пунктами массовой и индивидуальной атеистической пропаганды, в которой принимали участие свыше 60 процентов слушателей теоретических семинаров.

 

Распространенной формой учебы атеистических кадров в масштабе района являются годичные и двухгодичные школы при райкомах (горкомах) партии. Если вначале их программы предусматривали преимущественно подготовку лекторов и беседчиков, то после 1964 года более строго стала учитываться специализация атеистов: возникли школы лекторов, политических информаторов, медицинских работников. Занятия в этом звене проводились раз в месяц в форме лекций, семинаров, собеседований, обсуждения рефератов.

 

Большое значение придавалось школам агитаторов-атеистов, готовившим своих слушателей для индивидуальной работы с верующими. В 1964—1968 годах такая школа по двухгодичной программе была организована в Минске при городском комитете партии. Аналогичные школы плодотворно работали в Гродненской, Брестской и Гомельской областях. С 1971 года при горкомах и райкомах партии начали создаваться школы организаторов атеистического воспитания. В Минской области эти школы работали при большинстве городских и районных комитетов партии, в ряде мест в составе районных семинаров идеологического актива были образованы секции организаторов атеистической работы. Всего этими формами учебы было охвачено 3,7 тысячи активистов. Подготовка организаторов в специальных школах велась во многих городах и районах Гомельской и Гродненской областей.

 

Одной из форм подготовки пропагандистов научного атеизма и атеистического воспитания населения были народные университеты. Их сеть также расширялась. Если, к примеру, в 1972 году в 9 университетах, рассчитанных на слушателей, которые после окончания курса обучения должны были вести самостоятельную атеистическую работу в качестве пропагандистов и агитаторов, занималось 1266 человек, то в 1976-м таких университетов насчитывалось уже 28 с числом обучающихся 3434 человека27. Их программы предусматривают получение слушателями в течение двух лет глубоких теоретических знаний по актуальным проблемам научного атеизма, приобретение навыков устных пропагандистских выступлений. По важнейшим темам учебного плана проводятся семинарски занятия, усвоение теоретических положений подкрепляется самостоятельной работой слушателей.

 

В народном университете основ научного атеизма в городе Столбцы в 1971/72 учебном году обучалось 112 лек-торов-атеистов, агитаторов, работников учреждений культуры. Помимо лекционного курса слушатели обсуждали рефераты, обменивались опытом организации атеистического воспитания, знакомились с новинками научно-атеистической литературы. С их участием были проведены научно-практические конференции: «Атеистическое воспитание учащихся», «Формы и методы научно-атеистической пропаганды». Большую помощь преподавателям университета в выполнении учебных программ оказывала кафедра марксистско-ленинской этики, эстетики и научного атеизма Белгосуниверситета имени В. И. Ленина.

 

Важное место в подготовке пропагандистских кадров по научному атеизму в районном и городском звене занимают университеты марксизма-ленинизма. Их учебные планы и программы, организация занятий, состав преподавателей обеспечивают получение слушателями глубоких и прочных знаний в области истории, теории и практики научного атеизма, критики современных религиозных верований.

 

Впервые в Белоруссии специальные факультеты научного атеизма открылись в 1959/60 учебном году в университетах марксизма-ленинизма Гродненского и Гомельского горкомов КПБ. Их закончили (по одногодичной программе) 222 человека — 110 в Гомеле и 112 в Гродно. В университете Минского горкома партии было создано отделение атеизма. Кроме того, на отделении философского факультета, где слушателями были в основном учителя, прочитан спецкурс «Основы атеистического воспитания детей в школе и семье». Специализация атеистов с учетом критики идеологии и морали религиозного сектантства осуществлялась на философском факультете университета марксизма-ленинизма Брестского ГК КПБ 28.

 

Программа факультета научного атеизма университета марксизма-ленинизма Гродненского ГК КПБ, рассчитанная на 120 учебных часов, включала курс диалектического и исторического материализма, истории атеистических учений и основ научного атеизма. Дополнительно читались лекции о новейших достижениях физики, химии, биологии, астрономии, проблемах освоения космоса. В соответствии с планом методической подготовки в области практики атеистической работы каждый слушатель готовил лекцию или реферат, которые обсуждались на занятиях, а затем использовались при выступлениях перед населением. К концу учебного года 80 слушателей университета представили рефераты, из которых 16 были обсуждены на занятиях, а остальные отрецензированы преподавателями. В отчете об итогах работы Гродненского университета марксизма-ленинизма за 1959/60 год отмечался тот факт, что «значительная часть слушателей практически включилась в активную антирелигиозную прапаганду, читая лекции, доклады и проводя беседы» 2Э.

 

С 1964 года наряду с факультетами научного атеизма в самих университетах начали создаваться и их филиалы. В соответствии с решением Гродненского обкома КПБ такие филиалы были открыты в Волковыске, Слониме, Но-вогрудке и Лиде. Они насчитывали 180 слушателей, среди которых были учителя, врачи, партийные и советские работники, как правило, имевшие законченное высшее образование. Лекции и практические занятия вели преподаватели институтов 30. В Брестской области с 1964/65 учебного года факультеты научного атеизма функционировали в университетах марксизма-ленинизма Брестского, Барановичского и Пинского горкомов партии, а также в их филиалах в Бобринском и Пружанском районах Брестской области.

 

Подсчеты показывают, что всего на протяжении 1959—1968 годов 12 факультетов и отделений научного атеизма в республике окончило после сдачи всех установленных экзаменов и зачетов около тысячи активистов.

 

В последующий период в университетах марксизма-ленинизма подготовка пропагандистов научного атеизма стала осуществляться в процессе изучения курса диалектического и исторического материализма. Учитывая, однако, потребность в пропагандистах, которые обладали бы разносторонними и глубокими специальными знаниями предмета, ЦК КПБ в Мероприятиях по усилению атеистического воспитания, принятых в сентябре 1971 года, предусмотрел восстановление в университетах марксизма-ленинизма на пропагандистских факультетах отделений научного атеизма, возложив на них подготовку пропагандистов для системы партийной учебы, руководителей и преподавателей школ начальных знаний о природе и обществе 31. С 1972/73 учебного года отделения научного атеизма возобновили работу в 13 университетах марксизма-ленинизма 32.

 

В Минской области занятия на отделениях научного атеизма были возобновлены в университетах Минского, Борисовского и Молодечненского горкомов КПБ, открылись филиалы минского университета в Столбцовском и Солигорском районах. На отделении научного атеизма в Минске в течение двухлетнего обучения 158 слушателям читались курсы марксистско-ленинской философии, основ научного атеизма, методологии и методики научно-атеистического воспитания, спецкурс по критике современного антикоммунизма. За годы работы отделение подготовило 332 пропагандиста-атеиста, которые сразу же после завершения учебы приступили к практической работе в массах 33.

 

Основными формами подготовки и переподготовки пропагандистских кадров по научному атеизму в областном звене в исследуемый период являлись: семинар пропагандистов (секция научного атеизма); заочные курсы (школы) пропагандистов по научному атеизму; семинары лек-торов-атеистов и руководителей школ начальных знаний о природе и обществе. Учебные планы, разработанные применительно к специфике каждой из этих форм, обеспечивают необходимую общетеоретическую марксистско-ленинскую закалку пропагандистов, вооружение их конкретным знанием предмета, сути проблемы, а также методами ведения атеистической пропаганды. Обучение ведется в тесной связи с задачами коммунистического воспитания и идеологической борьбы на современном этапе.

 

Большое внимание уделялось подготовке резерва пропагандистов и лекторов по научному атеизму. В 1964 году с этой целью были открыты областные двухгодичные заочные школы атеистов. В Витебске в такой школе обучалось 60, в Бресте — 80 человек, готовившихся к практической работе в роли пропагандистов атеистических семинаров и кружков. Дважды в году слушатели вызывались на сессионные занятия. Для них читались лекции о сущности основных религиозных направлений — православия, католицизма, христианского сектантства, о модернизации и приспособлении религии, причинах существования религиозных пережитков в социалистическом обществе, формах и методах научно-атеистической пропаганды. Каждый слушатель должен был в течение года написать и прислать в школу два текста лекций, которые после рецензирования преподавателями обсуждались в присутствии всех слушателей и затем рекомендовались для чтения среди населения. Слушатели курсов резерва пропагандистов при минском Доме политпросвещения — будущие руководители семинаров — наряду с общетеоретическими вопросами подробно знакомились с особенностями религиозной обстановки в области, с материалами, опубликованными в религиозных изданиях — «Журнале Московской патриархии» и «Братском вестнике». В качестве практических заданий ко второй сессии им поручалось подготовить реферат на тему «Противоположность коммунистической и религиозной морали», оказать помощь в организации кружков и семинаров по научному атеизму, в работе школ начальных знаний о природе и обществе тех населенных пунктов, где они трудились. Часть занятий переносилась в планетарий или Художественный музей. Одна из лекций— «Наука о происхождении человека» — была прочитана в антропологическом музее Института физической культуры. Специальное время отводилось для изучения общедоступных технических средств пропаганды, методики лекционных выступлений перед демонстрацией художественных, научно-популярных и документальных фильмов. Для слушателей организовывались встречи с авторами книг по научному атеизму. Все это обеспечивало не только хорошее усвоение предмета, но и расширяло общий кругозор слушателей, помогало приобретать навыки самостоятельной работы с атеистической книгой.

 

Дома политического просвещения, их кабинеты оказывают постоянную помощь городским и районным комитетам партии в организации учебы атеистических кадров.

 

В 1970 году на предприятиях Минска работало 86 теоретических семинаров по научному атеизму. Для их пропагандистов и слушателей — учителей, медицинских работников, преподавателей техникумов — в Доме политического просвещения обкома КПБ читался специальный цикл лекций по актуальным вопросам теории и практики научного атеизма. Программа цикла включала темы: «Ленинское атеистическое наследие и современность», «Научно-технический прогресс и религия», «Коммунизм и религия о цели и смысле жизни», «Ленинские принципы атеистического воспитания» и другие. Слушатели проявили большой интерес к учебе. Об этом свидетельствуют результаты анкетирования. На вопрос «Удовлетворяет ли Вас избранная проблема?» до 90 процентов слушателей ответило положительно, подчеркнув, что в семинаре, где они занимаются, занятия проходят интересно, содержательно и что знания, приобретенные там, они успешно применяют в воспитательной работе. Углубляя содержание занятий, Дом политического просвещения с 1971/72 учебного года организовал циклы лекций на темы: «XXIV съезд КПСС и актуальные вопросы атеистического воспитания молодежи», с 1972/73 года — «Религия и современная идеологическая борьба». Их посещало свыше 200 человек.

 

В кабинете научного атеизма Дома политического просвещения пропагандисты и слушатели могли получить консультацию, помощь в составлении планов семинарских занятий, подборе литературы для рефератов и т. д. На основе программ и методических указаний, разработанных кабинетом, была усилена атеистическая направленность семинаров по проблемам коммунистического воспитания.

 

Наряду с постоянно действующими семинарами, школами, факультетами научного атеизма система подготовки атеистических кадров предусматривает проведение краткосрочных семинаров и семинаров-совещаний, теоретических и научно-практических конференций. На них рассматриваются актуальные вопросы атеистического воспитания, критики религиозного вероучения, методики ведения пропаганды среди различных групп населения, степень распространения религии. Областные комитеты партии созывали до трех таких семинаров в год, городские и районные комитеты — ежеквартально.

 

Брестский, Гомельский, Гродненский обкомы КПБ практиковали проведение семинаров по широкому кругу актуальных проблем атеистической пропаганды и критики религиозной идеологии, знание которых было необходимо атеистам всех профилей. В этом случае программа предусматривала организацию секционных занятий в соответствии со специализацией пропагандистов.

 

Одной из эффективных форм атеистической учебы в Брестской области была организация семинаров в населенных пунктах, где ощущалось заметное влияние религиозных объединений. Первый такой семинар, подготовленный отделом пропаганды и агитации обкома партии, состоялся в июне 1964 года в деревне Рогозно Брестского района. Кроме прослушивания лекций и обмена опытом его участники получили возможность в течение недели Находиться в непосредственном общении с верующими. Днем они занимались в клубе, а остальное время отводилось для изучения интересов, настроений, быта верующих, бесед с ними. Главным в беседах был вопрос о научном и религиозном понимании окружающей действительности, о борьбе науки и религии, несовместимости коммунистической и религиозной морали. Вместе с верующими участники семинара посещали массовые мероприятия, приуроченные к этому времени. Семинар в Рогозно не только обогатил знаниями его участников, по и оставил заметный след в сознании верующих. Атеистические вечера, кинофильмы, беседы оживленно обсуждались в семьях, вызывали дискуссии 34.

 

Брестский обком КГТБ по такому же методу провел семинар в деревне Волчин Каменецкого района, посвященный критике современного православия, в деревне Борки Пинского района — работе среди сектантов, в деревне Полонечка Бараповичского района — критике католицизма. В работе этих семинаров участвовало 120 атеистов области 35.

 

Семинары непосредственно в населенпых пунктах с религиозным населением проводились Витебским и Гродненским обкомами КПБ.

 

Отделом пропаганды и агитации Минского обкома КПБ тематика одно-, двухдневных семинаров разрабатывалась с учетом того, чтобы соблюсти преемственность и последовательность в учебе, дать участникам необходимые знания и информацию по актуальным вопросам атеистической деятельности, вытекавшим из партийных решений. На областных семинарах обсуждались различные аспекты атеистической пропаганды в свете решений партийных съездов, актуальные вопросы организации атеистической деятельности, анализировался ее опыт.

 

С 1974 года отдел пропаганды и агитации обкома основное внимание в учебе атеистического актива сосредоточил на социально-нравственных аспектах научно-атеистической работы. Связанные с ней проблемы рассматривались на областной научно-практической конференции, проведенной отделом пропаганды и агитации обкома и Минским опорным пунктом Института научного атеизма в городе Столбцы. В работе конференции участвовало более 400 организаторов и пропагандистов научного атеизма. Ее материалы и рекомендации опубликованы в печати. В них указываются путй соединений атёйстичёскогО й идейно-нравственного воспитания, комплексного формирования у трудящихся высоких нравственных качеств и атеистических убеждений. Научно-практические конференции по актуальным проблемам атеистической пропаганды состоялись в девяти районах области.

 

Отдел пропаганды и а1итации ЦК КПБ для обучения атеистических кадров широко использует базу и возможности Минской высшей партийной школы, Института философии и права АН БССР, кафедр общественных наук высших учебных заведений, общества «Знание» БССР. Под руководством ЦК КПБ атеистическую подготовку кадров ведут идеологические учреждения и ведомства республики: Союз журналистов, министерства культуры, просвещения, высшего и среднего специального образования, Белорусское добровольное общество охраны памятников истории и культуры и другие.

 

В 1974 году по предложению Отдела пропаганды и агитации ЦК КПБ открылась постоянно действующая республиканская школа лекторов-атеистов общества «Знание». Ее учебные планы предусматривают чтение нормативного лекционного курса по актуальным проблемам теории и практики научного атеизма, методике устной пропаганды и лекторского мастерства. С учетом специализации слушателей семинарские занятия были посвящены освещению таких проблем, как современная идеологическая борьба и религия, приспособление и модернизация религии, мораль и религия, кризис религии и молодежь, критика идеологии и деятельности современного православия, католицизма и христианского сектантства. Программа школы рассчитана на два года обучения, в течение которых постоянный состав слушателей вызывался на четыре сессии. Общее число занимающихся в каждом очередном наборе составляет 130 человек.

 

В результате мер, принятых партийными комитетами и организациями, в республике сформировались квалифицированные кадры организаторов и пропагандистов, способных во всеоружии вести боевую, наступательную атеистическую борьбу против религии. Общая численность атеистических кадров в республике в первой половине 70-х годов, помимо организаторов и членов атеистических советов, составляла 4,3 тысячи лекторов, 15,3 тысячи агитаторов, 488 руководителей теоретических семинаров в системе партийной учебы, более тысячи руководителей школ начальных знаний о природе и обществе 36. 86 процентов лекторов-атеистов имели высшее образование, у каждого третьего стаж лекционной работы превышал десять лет. Все пропагандисты системы политической учебы имели высшее образование, 73,2 процента их составляли коммунисты, 43 процента — руководители и специалисты народного хозяйства, 53,6 процента — учителя общеобразовательных школ и специалисты сельского хозяйства. Высшее и незаконченное высшее образование имели свыше 60 процентов агитаторов.

 

Касаясь системы подготовки атеистических кадров, 21-й сборник «Вопросы научного атеизма» в редакционной статье «XXV съезд КПСС и вопросы идейно-воспитательной работы» отмечал:

 

«Заслуживает внимания опыт создания системы подготовки атеистических кадров в Белоруссии. Она охватывает собой не только пропагандистов, лекторов, агитаторов, ведущих атеистическую работу, но и все идеологические кадры, работников народного образования, науки и культуры. Разнообразие форм — от постоянных проблемных теоретических семинаров и одно- и двухгодичных школ при районных комитетах партии до семинаров-совещаний — открывает возможность с учетом специфики подготовки кадров и профиля их деятельности постоянно обновлять идейно-теоретический багаж пропагандистов и организаторов атеистического воспитания, совершенствовать его методы» 37.

 

Развернутой программой совершенствования работы со всеми категориями идеологических работников и актива на длительную перспективу явилось постановление ЦК КПСС «О работе по подбору и воспитанию идеологических кадров в партийной организации Белоруссии» (август, 1974). Республиканское собрание партийного актива, состоявшееся в сентябре того же года, для каждой группы идеологических кадров и актива определило направления, формы и методы профессиональной учебы на основе перспективных планов, круг обязанностей отделов ЦК КПБ, областных, городских и районных комитетов в ее организации.

 

Составной частью общей системы работы с идеологическими кадрами явилась подготовка организаторов и пропагандистов научного атеизма. Дальнейшее развитие ее проходит в процессе реализации требований постановления ЦК КПСС и мероприятий ЦК КПБ по их осуществлению.

Категория: Религия | Добавил: fantast (19.01.2019)
Просмотров: 1008 | Рейтинг: 0.0/0