Попытки империалистической пропаганды использовать религию в антикоммунистических целях

Важным направлением борьбы научного мировоззрения с религиозным в 60—70-е годы явилось разоблачение религии как пособника империализма. В противоборстве с социализмом пропагандистские центры Запада отводили религии особую роль. Попытки использовать религию в антикоммунистических целях усилились с начала 60-х годов, когда все более отчетливо стало обнаруживаться изменение общей тактики империализма в его борьбе против социализма.

 

В отличие от 50-х годов, когда в политическом арсенале империализма доминирующей была тактика «лобового нажима», «сдерживания», «отбрасывания» социализма, в 60-е годы на передний край выдвинулся курс, получивший название политики «наведения мостов». Суть ее сводилась к тому, чтобы, используя культурные, научные и общественные контакты, туризм, торговлю и другие каналы, попытаться протащить в социалистические страны буржуазные идеи, психологию, мораль, оживить либо внедрить в сознание людей частнособственнические, националистические, религиозные и другие предрассудки, посеять семена аполитичности, идейной неустойчивости, преклонения перед Западом, сомнений в возможностях социализма и т. д. Ликвидация социалистического строя военным путем и реставрация капитализма в СССР уже прямо не провозглашались. Однако это не означало, что империализм отказался от прямой вооруженной борьбы против нового общественного строя. Глобальная стратегия империализма по-прежнему ставила своей целью перечеркнуть исторические изменения, происшедшие на нашей планете после второй мировой войны в пользу социализма и национально-освободительного движения. Интенсивное идеологическое проникновение в социалистическое общество, идеологические диверсии против его населения в рамках этой стратегии призваны были, по мнению империалистических заправил, облегчить им политический и военный нажим на страны социалистического содружества.

 

В числе факторов, оказавших решающее воздействие на изменение характера идеологической борьбы, ее дальнейшее обострение, факторов, с которыми связано появление новой, идеологической разновидности империалистической экспансии, прежде всего следует назвать усиление общего кризиса капитализма, потерявшего способность силой диктовать человечеству свою волю. Гигантские социально-политические сдвиги, происшедшие и происходящие в жизни широчайших народных масс, революционизируя их сознание, углубили и обострили кризис буржуазной идеологии. Капитализм, по словам М. А. Суслова, «не имеет ни социально-политических резервов, ни духовных ценностей, чтобы выработать такие идеи, которые были бы способны увлечь массы и тем самым ответить на решающий исторический вызов века — на вызов социализма» 21.

 

Империалистическая идеология и политика получили свое наиболее полное выражение в антикоммунизме, который в идейном плане призван прикрыть духовную нищету буржуазного мира, его неспособность противопоставить марксизму-ленинизму собственную позитивную социальную программу, а в политическом — не допустить никаких социальных преобразований и в конечном счете увековечить капиталистические порядки. Антикоммунизм составляет главное направление и основное содержание буржуазной пропаганды. Он является тем идейно-политическим знаменем, под которым империалистическая буржуазия пытается провести тотальную идейную мобилизацию всех реакционных сил, включая религию, направить их в единое русло борьбы против научного коммунизма, социалистического строя.

 

Характеризуя особенности и возможности идеологической борьбы в новых условиях, нельзя сбрасывать со счета те коренные сдвиги, которые произошли в материальной базе пропаганды под воздействием научно-технической революции и привели к бурному росту таких ее средств, как радиовещание, телевидение, пресса, книгоиздательское дело. По данным за 1964—1966 годы, население мира имело в своем пользовании свыше 600 миллионов радиоприемников и репродукторов, 198 миллионов телевизоров, ежедневно выходило более 8 тысяч утренних и вечерних газет общим разовым тиражом 345 миллионов экземпляров22. Среди средств массовой информации и пропаганды ведущая роль принадлежит радиовещанию, обладающему высокой мобильностью и оперативностью, способностью интенсивно влиять на психологию и поведение как отдельных лиц, так и больших аудиторий. Вошедшее в практику регулярное использование искусственных спутников Земли в качестве ретрансляторов телевизионных передач в огромной мере расширило возможности телевидения как могущественнейшего инструмента идейного и эмоционального воздействия на массы.

 

Возиикповепие мощных индустриальных оспов пропаганды создало реальную возможность распространения идеологически значимой информации в любую точку планеты, идеологического вторжения в каждую семью, квартиру, каждый дом. В политическом лексиконе появилось понятие «идеологическое пространство», подразумевающее территорию, подвергаемую перекрестным воздействиям различных средств пропаганды противоборствующих общественных систем.

 

Правящие круги империалистических государств, и в первую очередь США, пытаются всемерно использовать новые возможности идеологической борьбы. С конца 50 — начала 60-х годов они ведут усиленный поиск политических лозунгов, идей, концепций, которые могли бы привлечь массы и обновить арсенал буржуазной пропаганды, непрерывно наращивают средства и расширяют масштабы идеологических диверсий, подрывной работы против марксистско-ленинской идеологии и социалистического строя. С 1949 года объем радиовещания только на нашу страну из капиталистического мира увеличился почти в полторы тысячи раз и уже в 1969 году составлял более 200 часов в сутки 23.

 

Когда речь идет о борьбе идей, на Западе чаще всего оперируют термином «психологическая война». Именно в таком типе пропагандистской деятельности особенно ярко и полно воплощаются наиболее агрессивные черты империалистической пропаганды, делающие ее орудием политической интервенции, вмешательства в дела других стран и народов. Г. А. Арбатов в этой связи приводит слова апологета американского империализма Г. Шпеера о том, что в идеологической борьбе с коммунизмом не следует сосредоточиваться на «идеологическом убеждении», попытках «обратить людей в свою веру». Главной целью должно быть обеспечение «оппозиционного действия», «замедления работы, совершения диверсий, распространения слухов, организации тех, кто недоволен или занимается нелегальной деятельностью» 24.

 

Ставка на религию явилась еще одним свидетельством кризиса буржуазной идеологии. Опираясь на религию, придавая религиозную окраску своим подлинным классовым целям, апологеты империализма всячески пытаются поднять престиж буржуазной идеологии, более завуалированно и изощренно осуществлять идеологическую экспансию. И первым их помощником в таком деле явились реакционно-клерикальные церковные круги, которые в течение всего времени поддерживали антикоммунистический курс, принимали активное участие в его разработке, надеясь найти выход из того глубокого кризиса, в котором оказалось религиозное сознание. Ориентируясь на все более широкое использование религии в идеологической борьбе против социализма, империалистические пропагандистско-диверсиопные центры, прежде всего, учитывали выполняемые ею социальные функции, ее давнюю связь с эксплуататорскими классами. На протяжении веков религия верно служила эксплуататорским классам, являлась и является одним из существенных факторов идейного воздействия на трудящихся. С утверждением капитализма она беспрекословно встала на его защиту. Ф. Энгельс отмечал в связи с этим, что, будучи кровно заинтересованной в подавлении огромной массы трудящегося народа, буржуазия (у Ф. Энгельса — купец, фабрикант) скоро открыла в религии также «средство для того, чтобы обрабатывать сознание своих естественных подданных и делать их послушными приказам хозяев, которых поставил над ними неисповедимый промысел божий»25. Врагов коммунизма привлекают такие черты религии, как защита ею господствующих в странах капитала отношений собственности, стремление к ослаблению социальной активности народных масс, проповедь классового сотрудничества, гражданского мира, отрицание возможности научного предвидения путей развития общества и т. д. Принималось во внимание также и то обстоятельство, что характер религиозных идей способен создавать иллюзию надклассовости и вневременности религии, именем бога объединять людей, независимо от их классовой, государственной, национальной и другой принадлежности.

 

На религию делалась и делается ставка потому, далее, что в капиталистических странах религиозные организации имеют довольно мощный, материально и технически оснащенный идеологический аппарат. Достаточно сказать, что одна лишь католическая церковь насчитывает свыше 1,6 миллиона священников, монахов и монахинь. Большую роль в распространении ее идеологии играют различные ордены: иезуитов, доминиканцев, францисканцев, ба-зилианцев и пр.

 

Под эгидой католической церкви действует широкая сеть светских организаций, охватывающих людей по профессиям, социальному положению, возрасту. На службе католических центров находятся современные средства массового воздействия — пресса, радио, телевидение, кино. Второй Ватиканский собор утвердил специальный декрет, предусматривающий более широкое использование средств массовой информации для пропаганды религии, подготовки кадров специалистов в области массовой информации 26. С помощью разного рода «исследовательских» центров и институтов церковно-пропагандистский аппарат в изобилии вырабатывает и распространяет по всему миру облаченные в религиозную форму антикоммунистические идеи, концепции, изыскивает методы религиозно-идеологического воздействия на верующих у себя дома, чтобы оградить их от коммунистического влияния, способы проникновения в социалистическое общество, занимается широкой фальсификацией марксистско-ленинского учения, политики коммунистических и рабочих партий, реальной практики строительства социализма и коммунизма 27.

 

Не следует забывать и того, что для империалистических пропагандистско-диверсионных центров определенный классовый интерес представляет смыкание религии и ревизионизма на антикоммунистической, антисоветской платформе.

 

В. И. Ленин в качестве главных противников марксизма неоднократно называл буржуазные философию и науку. Другими его противниками были мелкобуржуазные теории и учения, имевшие хождение внутри рабочего класса. С конца 90-х годов, когда марксизм вытеснил все сколько-нибудь цельные враждебные ему учения, его противники стали искать новые способы борьбы, вести ее на почве самого марксизма. Так родился ревизионизм. «Диалектика истории такова,— писал В. И. Ленин,— что теоретическая победа марксизма заставляет врагов его переодеваться марксистами. Внутренне сгнивший либерализм пробует оживить себя в виде социалистического оппортунизма»28. С этого времени борьба ревизионизма против марксизма не утихает, особенно обостряясь на переломных рубежах эпохи. Ревизионизм выступал и поныне выступает продолжением буржуазной и мелкобуржуазной идеологии в рабочем движении, союзником антикоммунизма в борьбе против марксизма-ленинизма и строительства коммунизма.

 

В последней трети XIX века, когда марксизм стал ведущей идейно-теоретической силой в международном рабочем движении, буржуазия наряду со ставкой на ревизионизм все более и более усиленно апеллирует к религии и церкви, пытаясь противопоставить научному коммунизму наиболее массовое религиозное сознание.

 

Церковные иерархи с удовлетворением восприняли этот альянс. Документы католической церкви того времени, например энциклики «Папство», «Социализм», «Рабочий вопрос» и другие, в которых та открыто обращалась к классу капиталистов с предупреждением об опасности социалистического движения и излагала развернутую программу борьбы против рабочих партий, убедительно характеризуют антикоммунистическую направленность деятельности католицизма. И хотя зачислять всех служителей культа, а тем более рядовых верующих того периода в лагерь антикоммунистов несправедливо, тем не менее, как замечает В. В. Мшвениерадзе, главным социально-классовым назначением церкви в создании политического, интеллектуального и чувственного настроя у верующих был антикоммунизм 29.

 

Общая идейная платформа в конечном итоге объединила ревизионизм и религию в качестве классовых подручных империалистической буржуазии в борьбе против марксистско-ленинской идеологии, сил прогресса и социализма, против социальных движений, разрушающих отжившие свой век общественные порядки. Деятельность глашатаев современного ревизионизма является лучшим подтверждением идейного слияния «социалистического» ревизионизма с его своеобразным церковно-религиозным двойником.

 

Империалистических пропагандистов, вынашивающих планы подрыва социалистического общества изнутри, привлекает тот факт, что религия в этом обществе является единственной формой немарксистской идеологии, имеющей легальное распространение. Отсюда их расчет на использование религии в качестве открытого канала для внедрения в сознание советских людей чуждой им идеологии.

 

Религия рассматривается империалистическими пропагандистами и как своеобразный камуфляж для экспорта буржуазной идеологии в социалистические страны. Облаченные в религиозную оболочку идеи, по их мнению, могут быть восприняты теми людьми, которые отвергают открытую, «лобовую» пропаганду с Запада. Видный американский специалист в области «психологической войны» П. Лайнбарджер откровенно писал, что в войне идей нередко приходится «маскировать» свое истинное лицо, прикрываясь именем родины, бога, церкви...»30.

 

Однако, анализируя место религии в антикоммунистической идеологии и политике, нельзя подходить к ней упрощенно, давать однозначный ответ. Религия — сложное и противоречивое явление, имеющее множество сторон. Церкви существуют в различных социальных условиях, которые, естественно, накладывают свой отпечаток на их политическое поведение. В каждом отдельном случае, отмечают А. В. Белов и А. Д. Шилкин, исследующие роль религии в современной идеологической борьбе, необходимо конкретно рассматривать деятельность той или иной церкви, той или иной религиозной организации, анализируя всю совокупность внутренних и внешних факторов, определяющих их политическую ориентацию. Это в конечном счете является главным при установлении места религии в идеологической борьбе 31,

 

Выше назывались отдельные секты и религиозные группы, имеющиеся в пашей стране и находящиеся в оппозиции по отношению к Советскому государству. Нет единого курса у церковных организаций Запада. Наряду с теми, кто враждебно относится к коммунизму и советскому строю, имеются не только отдельные религиозные деятели, но и целые организации, искренне стремящиеся к установлению контактов с коммунистами, участвующие в диалоге с ними по актуальным общественно-политическим вопросам, выступающие против засилия американского империализма.

 

И все же если можно говорить о различной политической ориентации религиозных деятелей, организаций и даже церквей, то нельзя забывать о том, что в целом религия является мировоззрением, в корне противоположным научному, диалектико-материалистическому, марксистско-ленинскому мировоззрению. Какие бы политические позиции ни занимала та либо иная церковь, религиозная идеология была и остается чуждой советским людям.

 

Главным орудием осуществления идеологических диверсий против социалистического строя, советских людей в исследуемый период являлась империалистическая радиопропаганда. Передачи на религиозные темы включают в свои программы практически все радиостанции западных стран, вещающие на нашу страну, объем их — 36 часов в сутки, Немалую часть времени отводят религиозным темам такие официальные буржуазные радиостанции, как «Голос Америки» (США), «Би-би-си» (Англия») и «Немецкая волна» (ФРГ). В исследуемый период ими велась политическая пропаганда, полная всякого рода измышлений о 'положении религиозных организаций и верующих в нашей стране, сущности научного атеизма и назначении атеистического воспитания, отношении советских людей к религии. Таким передачам опи стремились придать видимость объективности, разнообразили их формы, маскируя подлинную направленность сообщениями новостей из религиозной жизни, информацией о выходе книг по религиозным вопросам, трансляцией богослужений, проповедей и т. д. Адресовались эти передачи как верующим, так и неверующим слоям населения.

 

Среди других общеполитических антикоммунистических радиостанций, отличавшихся особым рвением по части фальсификации советской действительности, отношения КПСС и Советского государства к религии, церкви, верующим, фабрикации разного рода дезинформаций относительно действительного положения дел, отличалась радиостанция «Свобода», содержащаяся на средства Центрального разведывательного управления США. Одной из крупных ее редакций была «белорусская». Передачи на белорусском языке «Свобода» вела восемь часов в сутки (одна и та же передача повторялась от 10 до 10 раз)32. Цель подобных передач сводилась к компрометации достижений и успехов трудящихся Белоруссии в коммунистическом строительстве, социалистической культуры белорусского народа, разжиганию национально-эгоистические настроений.

 

В числе западных радиостанций, ведущих пропаганду на СССР, 9 специализировались исключительно на распространении религиозной идеологии. Они вещали на нашу страну в общей сложности 11 часов в сутки33. Среди них — радио «Ватикан», «Монте-Карло» (Монако), «Голос Анд» (Эквадор) и др.

 

Своеобразием отличались передачи радио Ватикана — официального рупора католической церкви. Оно редко непосредственно обращалось к вопросам религиозной жизни в нашей стране, передачи чаще всего посвящались отдельным христианским догматам, культовым действиям, церковной музыке, церковному искусству. Но это была лишь видимая нейтральность. Практически расчет делался на то, чтобы в результате длительного влияния заставить людей принять религиозное мировоззрение как единственно истинное и с его позиций судить о современной жизни. Распространению евангельских идей полностью подчиняли свои передачи радиостанции «Монте-Карло», «Голос Анд», «Голос друга», пытавшиеся внушать слушателям, что только вера во всевышнего поможет человеку решить самые животрепещущие проблемы его существования. Значительная часть передач адресовалась молодежи. Религиозные радиоцентры стремились установить контакты со слушателями, обращались с просьбой присылать письма, обещая взамен религиозную литературу, сувениры, церковные календари, расписания передач и др.

 

В числе сотрудников западных радиостанций, специализировавшихся на «религиозном вопросе в СССР» и посвятивших себя фальсификаторской деятельности, было немало лиц с темным прошлым: работников разведывательных центров, представителей реакционной части белой эмиграции, предателей Родины, сотрудничавших с фашистскими оккупантами, и др.34 Были среди них и выходцы из Белоруссии. Так, в качестве «литературного обозревателя» на радиостанции «Свобода», например, выступал бывший бургомистр города Борисова Станкевич, причастный к уничтожению фашистами многих граждан города, к вывозу на каторжные работы в Германию белорусских юношей и девушек. Передачи на религиозные темы готовила Теодорович (Абрамова), в годы войны одна из главарей националистической фашистской молодежной организации. На ватиканском радио подвизался ксендз Игнатович — бывший капеллан карательного батальона, совершившего массовые злодеяния на территории Белоруссии и Литвы.

 

Анализ передач религиозных радиоцентров показывает, что их тематика, внешне как будто не выходившая за пределы сугубо церковных вопросов, по существу, как и деятельность прямых рупоров антикоммунизма, являлась составной частью попыток комплексного идеологического воздействия па сознание советских людей с целью подрыва их преданности коммунистическим идеям, социалистическому общественному строю. Осуществлявшиеся посредством радио идеологические акции служили тому, чтобы, с одной стороны, настроить общественное мнение в зарубежных странах против СССР, а с другой — с позиций антисоветизма воздействовать на верующих в нашей стране, вызвать у них религиозный фанатизм, сформировать оппозиционные настроения. Именно для этого распространялись лживые измышления о подавлении свободы совести при социализме, мнимом запрете религии, в качестве «героев» и «мучеников» выставлялись разного рода церковные и околоцерковные экстремисты.

 

Империалистические пропагандистские центры пытаются нелегально распространять среди населения нашей страны антисоветские публикации, прикрытые маской религиозного содержания. Всевозможные «послания», брошюры, книги и другие материалы рассылались в адреса как отдельных советских граждан, так и высших учебных заведений, научно-исследовательских институтов, библиотек, государственных учреждений 35. Для распространения враждебной литературы использовались иностранные граждане, в их числе специальные агепты, прибывавшие в СССР в качестве туристов. В 1970 году на контрольно-пропускных пунктах Бреста и Гродно таможенной службой у таких «туристов» было изъято свыше 13 тысяч экземпляров антисоветской литературы 36. Среди них были разного рода «труды» и «исследования» на религиозные темы, брошюры с «рекомендациями» о том, как отстаивать веру в бога в условиях научно-технической революции и наступающего атеизма, «послания», «обращения» и пр.

 

Активными подручными империалистической пропаганды по фабрикации и распространению различных религиозных писем, листовок, брошюр, а также книг с претензиями на «наукообразность» выступали братство «Православное дело» (Бельгия), так называемая «Славянская миссия», имеющая отделения в Швеции, ФРГ, Англии, Франции и связанная в основном с баптистскими организациями, католическое издательство «Жизнь с богом» (Бельгия), «Христианский союз молодых людей», центр которого находится в США, и ряд других. В антисоветской религиозной пропаганде участвуют эмигрантские церковные круги, среди которых наиболее откровенно враждебные позиции занимали и занимают представители так называемого «карловацкого раскола» (центр карловацкой церкви — Джордапвилль, США).

 

Особая ставка врагами социализма делалась и делается поныне на Всемирную организацию иеговистов, центр которой находится в одном из районов Нью-Йорка — Бруклине. Иеговисты делят мир па приверженцев бога Иеговы и сатаны. По их трактовке, социалистический общественный и государственный строй является «орудием сатаны», подлежит разрушению. Вместо него выдвигается идея создания «тысячелетнего царства» — теократического государства, в котором власть будет принадлежать членам секты. Располагая огромным штатом, мощной полиграфической базой и крупными средствами, всемирный центр иеговистов готовит и осуществляет идеологические диверсии против социалистических стран. Верующим внушается чувство вражды и ненависти к коммунизму, социалистическому образу жизни, атеистам. Иеговистская церковь издает на многих языках массовыми тиражами различную литературу, которая тайно засылается в другие страны. Главари иеговистов требуют от своих приверженцев, чтобы те на местах размножали и распространяли ее издания.

 

Идеологическая и политическая диверсионно-подрывная деятельность в широких масштабах ведется зарубежными сионистскими центрами, ныне достигшими апогея в пропаганде религиозно-нациопалистической нетерпимости и ненависти, антикоммунизма и антисоветизма. Через печать, радио и другие средства массовой пропаганды и информации сионистские центры пытаются «обрабатывать» советских граждан еврейской национальности. Главный упор делается на пропаганду национализма и шовинизма, религиозной исключительности, симпатий к Израилю и его политике. Через специальных эмиссаров в нашу страну засылаются книги, журналы, календари и иная литература, в которой рекламируется «райская жизнь» в Израиле, пропагандируются идеи и постулаты сиопизма.

 

Нередкими были случаи, когда проповедники религии, посещавшие нашу страну под видом туристов, наряду с распространением религиозной литературы пытались заниматься устной пропагандой, особенно среди молодежи, внушать ей антисоветские идеи. В качестве одного из таких эмиссаров подвизался американский профессор Стив Дурасофф, совершивший с группой студентов поездку по ряду городов нашей страны. В беседах с верующими Стив Дурасофф стремился навязать обсуждение прежде всего политических проблем, оправдать агрессивную внешнюю политику империализма, убедить в «справедливости» агрессии Израиля на Ближнем Востоке. К подобным беседам, далеким от религиозных вопросов, он понуждал и своих студентов, более того, заставил их сшить потайные карманы для провоза просионистской литературы 37.

 

Если попытаться коротко обобщить направления, по которым в 60-е и начале 70-х годов из капиталистических государств Запада велась антикоммунистическая пропаганда, планировались идеологические диверсии, то в качестве основных можно выделить следующие:

 

—           активное восхваление буржуазного образа жизни, преподносимого как жизнь в обществе якобы «полной свободы», «равных возможностей», «всеобщего благоденствия», основанном на «возвышенных принципах религии». В качестве эталона при этом все больше и больше выдвигался «американский образ жизни». США провозглашались «всеобщим эталоном общественного развития», «колыбелью» будущей послеиндустриальной цивилизации;

 

—           концентрация усилий на критике советского социалистического строя, который изображался в качестве некоего «коммунистического тоталитаризма», «диктатуры», «всевластия» государства, «порабощающих» человека и лишающих его права на «свободный религиозный выбор», ограничивающих «естественную потребность в религиозном утешении». Коммунистической партии Советского Союза бросались обвинения в «элитизме», приписывались антидемократические функции, стремление подчинить своему контролю все аспекты жизни личности и общества;

 

—           попытки «размягчения» марксистско-ленинской идеологии путем внесения в нее идей реформизма, ревизионизма, догматизма, религии, стимулирования мелкобуржуазной идеологии, пережитков прошлого в сознании и поступках людей, особенно индивидуалистических и потребительских проявлений;

 

—           разжигание националистических настроений, выпячивание национальных особенностей как якобы определяющего фактора, отождествление национального и религиозного, преподнесение трудностей в отдельных звеньях международного коммунистического движения в качестве проявления его будто бы «непреодолимого кризиса» и т. д.;

 

—           представление целей, которых добивалась империалистическая пропаганда, богоугодными, а сути противоборства социализма и капитализма как антагонизма между коммунизмом и религией. Содержание исторического процесса часто представлялось в виде противоборства марксистского атеизма и различных религий, столкновения «атеистического Востока» и «религиозного Запада». На этом основании любое социальное движение, направленное на ломку старых, отживших порядков, в защиту свободы, независимости и прав народов, выдавалось за посягательство на божественные устои.

 

Объектом наиболее массированных нападок империалистической пропаганды были и остаются ведущая роль рабочего класса и его авангарда — Коммунистической партии в строительстве социализма и коммунизма, марксизм-ленинизм как единое интернациональное учение, реальная практика построения развитого социализма, социалистическая демократия, место человека в социалистическом обществе, его права и обязанности, формирование мировоззренческих и нравственных установок.

 

На базе этих направлений и в общем русле с ними велись непосредственно религиозно-идеологические диверсии против марксистско-ленинского решения религиозного вопроса в СССР, ленинского принципа свободы совести, провозглашенного в советской Конституции и осуществляемого на практике, позитивной, гуманистической сущности научного атеизма, теории и практики атеистической пропаганды и воспитания. Главными концепциями здесь являлись: распространение клеветнической версии о проникновении «истинной» религии в партию, комсомол, среду интеллигенции; интерпретация истории религии и атеизма в СССР как непрерывного «преследования церкви», «войны против религии»; выставление разного рода религиозных экстремистов, нарушавших советские законы о религиозных культах, как «истинных патриотов», пеких представителей «широкого движения сопротивления» политике Коммунистической партии и Советского государства; «доводы» о некоей «врожденной» религиозности советских людей и «неискоренимости» религиозных предрассудков; фальсификация сущности, назначения и методов научноатеистической пропаганды, изображаемой в виде «насильственного» уничтожения веры, «подавления» человеческой личности.

 

Американский марксист Бетти Ганнет справедливо заметил: «Вероятно, ни одна сторона советской жизни не была так оклеветана и искажена, как отношение Советского государства к религии и церкви»38. И это неудивительно, ибо, как писал В. И. Ленин, «когда идейное влияние буржуазии на рабочих падает, подрывается, слабеет, буржуазия везде и всегда прибегала и будет прибегать к самой отчаянной лжи и клевете» зэ. Религиозный вопрос и его решение в условиях социализма не являются в этом отношении исключением. Критический анализ буржуазных фальсификаций политики КПСС и Советского государства по отношению к религии и церкви дан в работах ряда наших ученых.

Категория: Религия | Добавил: fantast (19.01.2019)
Просмотров: 77 | Рейтинг: 0.0/0