Особенности организационно-методических основ пропаганды атеизма в СССР

 

В трудах советских ученых достаточно глубоко исследованы структура современного религиозного комплекса, место, функции и социальная роль религии в обществе, хотя в освещении некоторых ее элементов существует различие взглядов60. Анализируя религиозное сознание — главный компонент религиозного комплекса, исследователи выделяют в нем идеологический и психологический уровни. Если религиозная идеология представляет собой относительно стройную систему взглядов на бога, мир в целом, природу, общество и человека (по К. Марксу,— «общая теория превратного мира», его «энциклопедический компедиум», «логика в популярной форме»), целенаправленно развиваемых богословами и служителями культа, то в религиозной психологии эти взгляды расплывчаты, разношерстны, переплетены с настроениями и чувствами людей, так как непосредственно отражают условия их жизни. В сфере религиозной психологии для человека характерны как чувства страха, угнетенности, приниженности, так и чувства умиления, растроганности, облегчения от молитвы, исповеди и т. д. (по К. Марксу, религия — «вздох угнетенной твари», «сердце бессердечного мира, ...дух бездушных порядков»)61.

 

Структура религиозного сознания изучается и с позиций образующих ее кодопоцецтов, соприкасающиеся друг с другом и взаимодействующих между собой в одном ряду. А. Д. Сухов считает, что исследование любой религиозной системы включает в себя анализ ее мировоззренческих основ, социальных принципов или доктрин, религиозной морали 62. И. Н. Яблоков подразделяет религиозную идеологию в современных религиях на: 1) теологию, 2) теологические концепции экономики, политики, права, искусства и т. д., 3) религиозную философию. При этом на первое место ставится теология, поскольку учение о боге представляет собой наиболее системообразующий, субординирующий и упорядочивающий элемент религиозной идеологии. В религиозном же сознании, характеризуемом с позиций общественной психологии, исследователь выделяет рациональные, волевые и эмоциональные элементы при доминирующей роли чувств и настроений 63.

 

Религия не ограничивает свое существование лишь формой общественного сознания. Она подкрепляется культом — особой системой действий, с помощью которых ее последователи пытаются влиять на сверхъестественные объекты религиозной веры. Культовые отношения выступают в различных формах связи верующих друг с другом, с религиозными группами и этих групп между собой. Элементами культовой деятельности являются жертвоприношения, религиозные обряды, проповеди, молитвы, богослужения, религиозные праздники, а ее средствами выступают храмы (молитвенные дома) с соответствующей структурой и архитектурой, религиозное искусство (иконы, музыка), крест (в православии и католицизме), фетиши, церковная утварь, священнические облачения и т. д.

 

Такая градация согласуется с точкой зрения Г. В. Плеханова на религиозный комплекс, получившей широкое признание. Г. В. Плеханов определял религию «как более или менее стройную систему представлений, настроений и действий. Представления образуют мифологический элемент религии; настроения относятся к области религиозного чувства, а действия — к области религиозного поклонения, или, как говорят иначе, культа»64. В понятие «религиозные действия», наряду с отношением людей к богу (собственно культ), Г. В. Плеханов включал и действия, которые вызываются взаимными отношениями людей.

 

Характеризуя религиозный комплекс, следует иметь в виду его организационную сторону. Она подробно рассмотрена И. Н. Яблоковым в его книге «Методологические проблемы социологии религии». Отметим лишь, что совокупность всех последователей того или иного вероисповедания образует религиозную общность, которая не могла бы существовать и функционировать как единое целое без внутренней структуры, организации. Первичной ячейкой религиозного объединения является общйна верующих. Над ней возвышается целый комплекс звеньев, вплоть до центра объединения, обеспечивающего целостность общности. Община в свою очередь имеет свое строение.

 

Религиозная организация управляется целой иерархией служителей различного статуса и подчиненности (в каждой религии свои порядки, хотя общие принципы отношений господства и подчинения едины), обслуживается армией проповедников, причем в баптистских общинах, в отличие, например, от православной и католической церкви, проповедовать может каждый. Важнейшей функцией каждого члена баптистской общины является миссионерская деятельность.

 

Сложившийся в течение веков определенный религиозный комплекс, охватывая своим влиянием все стороны бытия человека, посредством специфических функций (в литературе называют иллюзорно-компенсаторскую, интегративную, коммуникативную, регулятивную и другие) способен создавать у верующих иллюзию решения волнующих их мировоззренческих и социально-нравственных проблем, в мистифицированном, иллюзорном виде облегчать им реальные страдания, удовлетворять их потребность в нравственных и эстетических переживаниях. Он выступает средством идейного объединения, сплочения и общения единоверцев, установления между ними хозяйственно-бытовых, семейных и других отношений, будучи регулятором их поведения в соответствии с теми или другими религиозными нормами.

 

Одновременно религиозное сообщество выполняет двуединую идеологическую функцию, обусловленную характером религии как формы общественного сознания и церкви как социального института. Оно:

 

во-первых, ведет внутримиссионерскую деятельность, которая выражается в постоянном повторении религиозных идей, подкрепляется театрализованными культовыми действиями, способствующими эмоциональному их во сприятию и оживлению веры, убеждению верующих в ее истинности, полезности и необходимости;

 

во-вторых, ведет внешнемиссионерскую деятельность, пропаганду вероучения среди инакомыслящих в целях вовлечения их в число своих приверженцев 65.

 

Сложность религии как формы общественного сознания (идеология, общественная психология), системы культовых действий, организаций, как определенного социального института с его функциями, способностью многостороннего влияния на умонастроения и чувства своих приверженцев, контроля их поступков, ставит перед пропагандой научного атеизма сложные и исключительно многообразные задачи, требует комплексного подхода к их решению.

 

Полное вытеснение религии из всех сфер жизни социалистического общества, освобождение от ее влияния зависит от упрочения связи научно-атеистической пропаганды с жизнью, трудовой и общественно-политической деятельностью людей, со всеми направлениями и участками коммунистического воспитания. В тезисах ЦК КПСС «К 100-летию со дня рождения Владимира Ильича Ленина» отмечалось, что морально-политические качества, гуманные принципы и нормы морали советского человека формируются всем социалистическим строем, вырабатываются в процессе активного участия трудящихся в производственной и общественно-политической жизни и зависят от содержания и размаха идеологической деятельности партийных организаций. Коммунистическая партия нашей страны постоянно подчеркивает необходимость органического единства решений хозяйственно-политических вопросов и идейно-воспитательной работы. Это требование определяет суть практической деятельности и пропагандистов научного атеизма.

 

Марксистско-ленинская теория, реальная общественная практика зрелого социализма создают объективные предпосылки для комплексного решения идеологических задач. Для воспитания нового человека, свободного от пережитков прошлого, предрассудков и суеверий, в стране создан мощный, оснащенный современной техникой информационно-пропагандистский аппарат, имеются всесторонне подготовленные кадры, накоплен большой опыт коммунистического, в том числе атеистического, воспитания.

 

Вопрос, следовательно, заключается в том, чтобы: во-первых, более полно и целенаправленно использовать для распространения научно-атеистических взглядов неисчерпаемые возможности, заложенные в марксистско-ленинской теории, политике партии, в зрелой социалистической системе, советском образе жизни, научном мировоззрении и морали;

 

во-вторых, координировать в научно-атеистической пропаганде усилия партийных, советских, общественных и хозяйственных организаций;

 

в-третьих, добиваться большей активности идеологических кадров в достижении целей воспитания, всякий раз выделяя в цепи многих задач основное звено.

 

В комплексном подходе к воспитанию организационно выделяются различные стороны и аспекты. В их числе:

 

—           формирование в процессе воспитания и обучения совокупности качеств «всесторонне развитых и всесторонне подготовленных людей» 66;

 

—           охват воспитательным воздействием всех слоев и групп трудящихся с учетом их особенностей;

 

—           органическая связь в идейно-воспитательной работе текущих и долговременных задач;

 

—           обеспечение единства идейно-политического, трудового и нравственного воспитания с учетом особенностей различных групп трудящихся;

 

—           взаимосвязь средств идеологической работы;

 

—           единство методов воздействия на сознание и поведение человека;

 

—           непрерывность идейно-воспитательного воздействия на человека с детских лет до глубокой зрелости, преемственность семейного, школьного, вузовского воспитания и воспитания в трудовом коллективе, сочетание воспитательной работы на производстве и по месту жительства.

 

Разумеется, выделение атеистического аспекта в каждой из этих сторон, на каждом направлении и участке связано с определенными трудностями. Однако именно оно ведет к повышению действенности атеистической пропаганды в процессе воспитания личности коммунистического типа и преодоления влияния на нее религии.

 

В. И. Ленин, отмечая сложность борьбы с религией и ее влиянием на сознание и поведение людей, подчеркивал важность поиска самых различных путей для формирования материалистических взглядов на мир. Широко известны его слова о том, что «массам необходимо дать самый разнообразный материал по атеистической пропаганде, знакомить их с фактами из самых различных областей жизни, подойти к ним и так и эдак для того, чтобы их заинтересовать, пробудить их от религиозного сна, встряхнуть их с самых различных сторон, самыми различными способами и т. п.»67.

 

В центре внимания атеистической пропаганды находится прежде всего верующий со всеми его представлениями, убеждениями и поведением. Осуществление дифференцированного подхода в атеистической пропаганде предполагает строгий учет типов верующих, особенностей их вероисповедания, степени религиозности, места в религиозной общине, возраста, пола, образования, занятости в общественном производстве, причин религиозности и т. д. При этом не менее важен и учет принадлежности верующих к сельскому либо городскому населению, людям физического или умственного труда, к основным классам социалистического общества и социальным группам внутри классов. Касаясь важности дифференцированного подхода, исследователи обращают внимание на необходимость учета также различных типов религиозных объединений и их связи с конкретными социально-политическими условиями, на углубленное изучение их структуры и деятельности, что позволяет наметить более конкретные меры атеистического воздействия.

 

В зависимости от особенностей верующих и общины дифференцируются средства, формы и методы пропаганды. Правильное их взаимодействие помогает избежать такого положения, когда идеологические средства, проводимые мероприятия адресуются не той среде, где им присуще действовать.

 

Сориентированная на перевоспитание людей, в той или иной мере зараженных религиозными предрассудками, атеистическая пропаганда одновременно носит всеобщий характер, распространяется как на верующих, так и неверующих. К сожалению, в среде практических работников данная точка зрения не всегда находит должное понимание. Кое у кого еще бытует мнение, будто в атеистическом воспитании нуждаются лишь верующие, люди, так или иначе связанные с религией и церковью. А это не верно.

 

Наряду с перестройкой общего духовного склада, повышением образовательного и культурного уровня верующих, выработкой у них материалистического отношения к окружающей действительности, развитием социальной активности научно-атеистическая пропаганда призвана:

 

—           воспитывать в духе непримиримости к религии ту часть неверующего населения, которая не прочно стоит на позициях атеизма, не обладает необходимыми научными сведениями о природе и обществе;

 

—           поддерживать и повышать атеистическую убежденность населения, прочно утвердившегося на позициях материалистического мировоззрения, усиливать его активность в формировании атеистического общественного мнения, в воспитательной работе с верующими;

 

—           вести активную, систематическую и целеустремленную работу по прекращению распространения религии в новых поколениях советских людей;

 

—           вооружать атеистические кадры теоретическими знаниями, методическими приемами и умепием на научной основе вести борьбу против религии, решать задачи атеистического воспитания с позиций современной науки, используя данные философии, социологии, психологии, педагогики.

 

Атеистическая пропаганда, организованная на научной основе, характеризуется единством критической и позитивной сторон в ее содержании.

 

Некоторые исследователи выражают сомнение в целесообразности утвердившегося за последнее время разделения функций научного атеизма на критически-отвергаю-щую и позитивно-утверждающую, полагая, что у научного атеизма функция единая: научная критика религии во всех ее видах и на всех уровнях, от примитивно суеверных представлений рядового верующего до философско-теологических доктрин богословия. Позитивная функция, как нечто самостоятельное, по их мнению, выводит атеизм за его собственно атеистические рамки и представляет собой дублирование других компонентов научного мировоззрения. Другой подход связан с расширительной трактовкой научного атеизма, когда в его содержание, по существу, включаются проблемы материалистической философии и естественных наук, воспитания.

 

Не вдаваясь в детали полемики, обстоятельно проанализированной А. С. Онищенко и 3. А. Тажуризиной, отметим, что научно-атеистическая пропаганда по своему содержанию и направленности не может не быть органическим единством критической и позитивной сторон. При анализе мировоззренческих проблем она противопоставляет религиозным утверждениям не только специфически атеистические их решения, но и ряд тех, которые дает, опираясь на последние достижения общественных, гуманитарных и естественных наук, материалистическая философия в целом. Мы поддерживаем мнение о том, что содержание атеистической пропаганды и атеистического воспитания включает в себя не только научное объяснение сущности религиозного сознания, но также теоретическое и методологическое обоснование сущности научного мировоззрения, путей и средств его формирования.

 

Но критическую и позитивную стороны научно-атеистической пропаганды нельзя рассматривать как чисто механическое соединение. Обе они находятся в сложном диалектическом взаимодействии, направленном на достижение главной цели — разрушение, вытеснение религиозных взглядов научно-материалистическим мировоззрением, закрепление у людей устойчивого атеистического мироощущения.

 

Подвергая разрушительной критике религиозные взгляды и представления, доказывая несостоятельность теологических, богословско-философских концепций и идей, атеистическая пропаганда в то же время обязана обстоятельно отвечать на вопросы, которые пытается объяснить религия и которые у ее последователей получают религиозную трактовку. В речи на II Всесоюзном съезде Союза воинствующих безбожников М. И. Калинин подчеркивал, что в антирелигиозной пропаганде шало лишить человека веры в бога. Надо параллельно с этим поднять его культурный уровень, заполнить ту пустоту, которая получилась, когда исчезло религиозное чувство, культурным содержанием»69.

 

Позитивное выступает как определяющее, ведущее начало в содержании научно-атеистической пропаганды. Поскольку в круг религиозной трактовки входят многообразные проблемы, касающиеся всех сторон жизни человека и окружающего его мира, то и проблематика атеистической пропаганды должна быть многообразной и всесторонней. Она непременно должна включать в себя глубокое разъяснение актуальных философских, естественнонаучных, идейно-нравственных и других проблем, получающих ту или иную религиозную интерпретацию, фактов, событий и сторон конкретных социальных отношений, так или иначе связанных с религией. В процессе атеистического воздействия религиозные представления о мире должны заменяться материалистической научно-философской и естественнонаучной картиной мира, взгляды религии на человека, его место в мире, смысл жизни — соответствующей марксистско-ленинской концепцией человека и его предназначения; социальные доктрины религии — научными социальными знаниями и практическим опытом масс; религиозное призрачное утешение — живым и повседневным осознанием социальных связей личности с обществом, подлинным социалистическим коллективизмом и товариществом; религиозная мораль — коммунистической моралью.

 

Сочетание критического и позитивного в содержании научно-атеистической пропаганды у нас в стране менялось в зависимости от исторических условий. Если в первые десятилетия атеистического движения доминировала критическая направленность, поскольку задачи классовой борьбы требовали всестороннего разоблачения связей религии со свергнутыми эксплуататорскими классами, внутренней и внешней контрреволюцией, то в последующем, по мере упрочения и развития социализма, освобождения общественной и личной жизни от религии, увеличивались значение и объем позитивной направленности. В наше время эти две стороны научно-атеистической пропаганды становятся все более взаимосвязанными. Однако их взаимоотношение и сейчас меняется в зависимости от аудитории, целевого назначения пропагандистского выступления. И все же следует сказать, что, как показывает изучение, и сегодня в научной и популярной литературе, в лекциях и беседах, программах радиовещания и телевидения критическая сторона научного атеизма по-прежнему превалирует над позитивной. Причина — в недостаточной разработанности позитивного содержания атеизма. Здесь ученые сделали гораздо меньше, чем в сфере критического анализа религиозной идеологии и морали.

 

Научно организованную атеистическую пропаганду отличает единство рационального и эмоционального моментов. В данном случае речь идет об органическом сочетании глубокой научности идейного содержания с яркой и образной формой его раскрытия, о влиянии на сознание людей научной доказательности и аргументированности выдвигаемых пропагандистом положений с эмоциональ ным воздействием на нравственные и эстетические чувства, переживания слушателей. «...Без «человеческих эмоций»,—писал В. И. Ленин,— никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины»70.

 

Связующим звеном между мыслью и волевыми актами человека в системе научно-атеистических взглядов выступают чувства, эмоции. Они оказывают непосредственное влияние на активность его сознания. И если пропаганда не обладает одновременно силой логического убеждения и такой же силой эмоционального воздействия, результативность ее обычно невысока. Только эмоционально насыщенная пропаганда в состоянии разрушить психологический барьер, нередко разделяющий пропагандиста и верующего, мешающий последним размышлять, приобщаться к общественно-политической и культурной жизни, к научному мировоззрению.

 

В развитии эмоционального фактора велика роль агитационно-массовых форм атеистической работы. «Под агитацией,— говорил А. В. Луначарский,— мы понимаем искусство волновать массу, воздействовать на ее чувство с тем, чтобы повести за собой»71. Уметь затронуть душу человека, взволновать, увлечь его — большое искусство. Но лишь научность идейного содержания атеистических воззрений в сочетании с высокими социальными чувствами подводит человека к принципиальной социально ценностной коммунистической ориентации по отношению к религии и церкви.

 

В богатейшем ленинском наследии, выступающем теоретико-методологической основой научной организации пропаганды атеизма и ее исследования, дана развернутая и целостная программа атеистической деятельности Коммунистической партии и социалистического государства, сформулированы ее принципы, определены способы и приемы ведения. Основополагающие ленинские идеи составляли и сегодня составляют основу политики партии по отношению к религии, церкви, верующим, основу многогранной созидательной деятельности партии по формированию научно-материалистического, атеистического мировоззрения. Последовательное претворение их в жизнь — залог высокой эффективности научно-атеистической пропаганды.

Категория: Религия | Добавил: fantast (18.01.2019)
Просмотров: 78 | Рейтинг: 0.0/0