Пропаганда атеизма — неотъемлемая часть идейно-воспитательной работы КПСС

 

Идейно-воспитательная деятельность Коммунистической партии Советского Союза представляет собой сложный комплекс постоянно развивающихся, взаимодействующих направлений, средств, форм и методов марксистско-ленинского образования, политического просвещения трудящихся, воспитания их в духе благородных коммунистических идеалов, развития трудовой и общественно-политической активности масс в строительстве нового общества. В ней особое место занимает пропаганда атеизма — отрасль работы, объективно необходимая для эффективного формирования научно-материалистического мировоззрения трудящихся.

 

Отношение к пропаганде научного атеизма как к важному участку партийной работы прослеживается во всех важнейших партийных документах, которые принимались нри переходе к новым стратегическим рубежам борьбы партии за социализм и коммунизм.

 

Характеризуя с этой стороны первую Программу партии, с которой большевики шли на борьбу за свержение царского самодержавия, буржуазного строя и установление диктатуры пролетариата, В. И. Ленин в статье «Социализм и религия» (1905) писал: «Наша программа вся построена на научном и, притом, именно материалистическом мировоззрении. Разъяснение нашей программы необходимо включает поэтому и разъяснение истинных исторических и экономических корней религиозного тумана. Наша пропаганда необходимо включает и пропаганду атеизма...». В пункте о политике партии в области религиозных отношений, сформулированном В. И. Лениным и вошедшем во вторую Программу (1919), на основе которой решалась задача построения социалистического общества, указывалось, что партия «стремится к полному разрушению связи между эксплуататорскими классами и организацией религиозной пропаганды, содействуя фактическому освобождению трудящихся масс от религиозных предрассудков и организуя самую широкую научно-просветительную и антирелигиозную пропаганду»2.

 

Нынешняя, третья Программа нашей партии, принятая XXII съездом КПСС (октябрь, 1961), подчеркивает необходимость систематического ведения широкой научно-атеистической пропаганды, терпеливого разъяснения несостоятельности «религиозных верований, возникших в прошлом на почве придавленности людей стихийными силами природы и социальным гнетом, из-за незнания истинных причин природных и общественных явлений» 3.

 

Научно-атеистическая пропаганда—разновидность, одно из конкретно-специфических проявлений нашей повседневной пропаганды и агитации, которые являются ядром, главным компонентом всей системы идейно-воспитательной работы и, по словам В. И. Ленина, должна «носить действительно коммунистический характер»4. Научно-атеистическую пропаганду отличают те же качественные характеристики, что и пропаганду в целом. Но поскольку она представляет собой особую отрасль, то ей присущи свои черты и свои особенности. Суть их — в своеобразии содержания, специфике способов распространения и усвоения идей атеизма.

 

Организация и постановка научно-атеистической пропаганды требуют соответствия ее содержания, средств, форм и методов воздействия качественным характеристикам пропаганды в целом, определения в ее структуре места пропаганды атеизма, взаимосвязи и взаимодействия с другими направлениями и составными частями. Вкратце остановимся на важнейших из этих качественных характеристик, выясним существо понятий, которые следует иметь в виду при изучении проблем пропаганды научного атеизма.

 

Как известно, в последние годы ведется довольно интенсивное исследование проблем современной коммунистической пропаганды. Отражая ее сложность, многогранность и многофункциональность, авторы дают различные, но довольно близкие друг другу смысловые толкования ее понятия. Больше всего разночтений вызывает вопрос о соотношении пропаганды и агитации. Пропаганда характеризуется как служащее стратегическим задачам распространение идей научного социализма среди относительно немногочисленных групп людей. В агитации видят средство, побуждающее к непосредственным политико-практическим действиям, служащее тактике и охватывающее миллионные массы.

Но так ли это на самом деле? В условиях становления социальной однородности общества, громадного роста политической сознательности, общеобразовательного и культурного уровня трудящихся, применения все более разнообразных и совершенных технических средств идейного влияния на людей в содержании, характере и размахе пропаганды и агитации многое изменилось. Связи их стали более тесными, многообразными и сложными. Суть происходящих изменений сводится к тому, что пропаганда становится все более агитационной, она не только разъясняет широчайшим массам суть проблем и вопросов, но и побуждает их к конкретным практическим действиям, решает многообразные организационные проблемы. В свою очередь агитация все более приобретает пропагандистский характер, не только зовет к активному решению конкретных задач хозяйственного и культурного строительства, но и разъясняет теоретические положения, суть политических концепций.

 

Основываясь на таких объективных процессах, некоторые авторы термину «пропаганда» дают более широкое толкование, включая в него и политическую агитацию. Так, Ф. Г. Кротов в пропаганде различает два тесно связанных между собой направления: мировоззренческое, теоретическое и повседневное, конкретно-разъяснительное. Отмечая необоснованность интеграции этих двух видов идейного воздействия на массы, недопустимость их смешения, Е. М. Кузнецов в то же время дает расширенную трактовку политической агитации 5.

 

В учебном пособии «Основы коммунистической пропаганды» понятие «пропаганда» представлено в трех смысловых значениях:

 

а)            как особый род социальной деятельности, основной функцией которой является распространение знаний, идей, художественных ценностей и иной информации.

б)           как деятельность по распространению в массах идеологии и политики определенных классов, партий и государств («идеологическая или политическая пропаганда»);

 

в)            пропаганда и агитация предстают как различные способы и относительно самостоятельные системы идейнополитического влияния на массы, между которыми существует глубокая внутренняя связь 6.

 

Для значительной части работ по проблемам идейновоспитательной деятельности партии характерно строго традиционное разграничение понятий «политическая пропаганда» и «политическая агитация»7.

 

Мы рассматриваем пропаганду как деятельность по распространению среди трудящихся марксистско-ленинской теории, их классово-политическому воспитанию, разъяснению внутренней и внешней политики партии, разоблачению чуждой идеологии, развитию социальной активности в коммунистическом строительстве. Структурно ее можно представить такими крупными подсистемами, как марксистско-ленинское образование коммунистов, комсомольцев и беспартийных активистов; массовое политическое просвещение и экономическое образование рабочих, колхозников и интеллигенции; разнообразная идейновоспитательная деятельность средств массовой информации — прессы, радио, телевидения, а также кино, звукозаписи и др. В эту структуру могут быть включены и некоторые виды массово-политической и информационной работы при условии теоретической глубины их содержания и сближения по методам ведения.

 

Подход к пропаганде как к идеологической, политической деятельности отвечает, на наш взгляд, существу реальной практики партийных комитетов и организаций, в наибольшей степени отражающей процессы дифференциации и специализации различных видов идейно-воспитательной работы, с одной стороны, и их интеграции, с другой. Было бы, конечно, глубоким заблуждением не видеть, что основные виды идеологической деятельности партии сохраняют свою специфичность и относительную самостоятельность, развивают сознание трудящихся присущими только им способами. В то же время нельзя не замечать и достаточно четко проявляющиеся интеграционные процессы, на которые ссылается, например, В, А, Медведев Сегодня не столь важны кабинетные споры о границах тех либо иных понятий, сколько необходимость внимательного изучения реальной практики, проследить на конкретном материале, как Коммунистическая партия развивает и совершенствует пропаганду и агитацию, умело используя и укрепляя их взаимосвязи и взаимодействия 9.

 

Исходным методологическим пунктом изучения проблем современной пропагандистской работы партийных организаций является ленинское учение о пропаганде и агитации. Эти понятия В. И. Ленин обычно ставил рядом, говоря о практической работе пропаганды и агитации как неотъемлемой составной части цельного и стройного учения о пролетарской партии нового типа. Еще в период, когда партия рабочего класса в нашей стране только начинала создаваться, намечая основные направления ее революционно преобразующей деятельности в массах, он определил место пропаганды и агитации как связующего звена между теоретической и организаторской работой. «Нельзя быть идейным руководителем без вышеуказанной теоретической работы, как нельзя быть им без того, чтобы направлять эту работу по запросам дела, без того, чтобы пропагандировать результаты этой теории среди рабочих и помогать их организации»,— писал В. И. Ленин 10. Эта мысль неоднократно подчеркивалась им и в последующем.

 

Функциональное назначение пропаганды состоит прежде всего в политическом просвещении и образовании трудящихся масс, в систематическом и организованном разъяснении им теоретических положений и выводов, разработанных партией, ее Центральным Комитетом, идеологическими научными учреждениями. Она призвана вносить эти идеи в сознание людей, вооружать их знанием законов общественного развития и революционного преобразования мира.

 

Неразрывность в содержании пропаганды теоретической и политической сторон очевидна. Пропагандируя среди рабочих идеи научного социализма, учил В. И. Ленин, социал-демократы не могут обходить вопросы политические, всякая попытка обойти их или даже отодвинуть была бы глубокой ошибкой и отступлением от основных положений марксизма". Характеризуя соотношение политики и пропаганды, следует отметить, что пропаганда не просто необходимое звено между теорией и практикой, но и жизненно важное условие успешной реализации политики партии на основе творческой деятельности масс 12. При социализме нет иного более гибкого средства, которое позволило бы быстро и с наибольшей точностью донести до сознания масс основной смысл и цели политики, в особенности на крутых поворотах, связанных с наступлением нового исторического этапа в общественном развитии.

 

Из сказанного не следует, что пропаганда ограничивается лишь распространением и внедрением в сознание людей уже готовых научных знаний, а также выработанных политических идей и концепций. Неся идеи социализма и коммунизма в среду широчайших народных масс, пропаганда оперативно реагирует на возникающие в жизни противоречия и проблемы, на постоянно меняющиеся общественные и личные потребности, ищет пути их разрешения и удовлетворения. Учитывая диалектический процесс восприятия и усвоения идей, она творчески перерабатывает распространяемые ценности, стремится сделать их более убедительными и доступными аудитории. На основе возникающих в процессе пропаганды проблем и жизненных противоречий она выдвигает перед теоретической деятельностью. новые задачи, стимулирует ее.

 

В. И. Ленин писал, что на первое место непременно ставится всегда практическая работа пропаганды и агитации, так как теоретическая работа дает только ответы на те запросы, которые предъявляет практика 13. Руководствуясь ленинским учением, наша партия рассматривает развитие теории и ее пропаганду в единстве, как взаимосвязанный и взаимообусловленный процесс.

 

От целенаправленного политического просвещения и образования неотделимо второе функциональное назначение пропаганды — в единстве с формирующим воздействием факторов социальной действительности и деятельности воспитывать классовое сознание трудящихся масс в нужном для дела направлении, вырабатывать у них коммунистическую идейную убежденность, оберегать сознание масс от любых воздействий классово чуждой идеологии.

 

В. И. Ленин всегда придавал особое значение принципиально выдержанной пропаганде и агитации как важнейшему средству развития сознания масс, базе и главному содержание партийной работы на всех этапах и при любых поворотах истории, целеустремленную пропаганду и агитацию считал постоянной задачей партийных организаций. При этом В. И. Ленин подчеркивал, что действительное политическое просвещение рабочих «не может идти иначе, как в выдержанной, последовательной, до конца доводимой борьбе пролетарских влияния, стремлений, направлений против буржуазных»14.

 

Таким образом, пропаганда является активно действующим средством революционно-классового воспитания трудящихся. Она не только воздействует на формирование теоретического сознания, понимание партийной политики, процессов и явлений внутренней и международной жизни, но и активно влияет на все компоненты целостной структуры личности: социальные чувства, настроения, потребности, социальные ориентации, установки 15.

 

- Вместе с тем пропаганда — ив этом ее третье функциональное назначение — представляет собой действенный метод развития социальной активности масс в революционной борьбе, социалистическом и коммунистическом строительстве, материализации распространяемых идей и политических концепций. Политическая партийная пропаганда никогда не была чисто просветительной деятельностью. Ленинское учение о пропаганде начисто отвергает любое противопоставление теории практике, воспитательной и организаторской работы, разрыв слова и дела.

 

На процесс становления и развития атеистической сознательности и активности людей пропаганда воздействует двояко:

 

во-первых, всемерным использованием возможностей как всей системы в целом, так и каждого ее направления (в первую очередь политического, трудового, нравственного, интернационально-патриотического) в отдельности;

 

во-вторых, специальной атеистической деятельностью, являющейся относительно самостоятельным участком пропаганды, со специфическими способами влияния на сознание и поведение людей.

 

Решение перспективных, стратегических и текущих, непосредственно-практических задач формирования коммунистического сознания трудящихся масс уже само по себе имеет огромное атеистическое значение, поскольку разрушает основу религии, способствует утверждению у масс научно-материалистических взглядов и убеждений. Но чтобы формирование таких взглядов и убеждений протекало более эффективно, комплекс идейно-воспитательных действий должен нести специальную атеистическую нагрузку, решать одновременно с основными задачами и задачи мировоззренческо-атеистического плана. Речь идет об обязательности атеистического аспекта всей пропагандистско-агитационной деятельности партийных организаций.

 

Указывая на важность борьбы с религией и роль в ней агитации и пропаганды, ЦК РКП (б) еще в 1922 году в специальном циркуляре партийным комитетам подчеркивал: «Коммунистическое воспитание масс — этот центральный вопрос всей нашей агитации и пропаганды может быть с успехом разрешен лишь на основе разрушения религиозного миросозерцания и замены его миропониманием научным, марксистским»16. Вполне понятно, что до тех пор, пока эта цель полностью не достигнута, всемерное выявление и приведение в действие огромного атеистического потенциала, заложенного в направлениях и видах идейно-воспитательной работы, остается актуальной проблемой.

 

В свою очередь, атеистическая пропаганда, решая специфические задачи, содействует достижению общих и текущих целей коммунистического воспитания. Раскрывая несостоятельность религиозного миропонимания, подвергая критике лежащую в ее основе систему взглядов и представлений, атеистическая пропаганда тем самым способствует восприятию и утверждению научных взглядов на мир и место человека в нем. Разоблачая религиозную мораль, иллюзорный, извращенный характер религиозной концепции человека, она содействует более глубокому раскрытию подлинных моральных ценностей общества и личности, осмысливанию и восприятию коммунистической нравственности, действенно влияет на идейно-нравственное формирование советских людей, стимулирует развитие нового, коммунистического отношения к труду на благо общества, более глубокого понимания каждым своего гражданского долга.

 

В целом научно-атеистическая пропаганда является активно действующим фактором всестороннего и гармонического развития трудящихся, выявления и реализации заложенных в них творческих сил и возможностей в интересах коммунистического строительства.

 

Оба направления, по которым ведется пропаганда научного атеизма, неразрывно связаны между собой, тесно взаимодействуют, дополняют и обогащают друг друга. По существу они и составляют единство научно-атеистической пропаганды в широком смысле 17. Ее можно было бы определить как комплекс органически взаимосвязанных и взаимодействующих между собой форм, средств и методов идейно-воспитательной работы, направленной на преодоление религии, на формирование у людей научно-материалистического мировоззрения, глубоких атеистических убеждений, развитие высокой социальной активности в коммунистическом созидании.

 

Пропаганда атеизма объединяет все виды научной критики религии (философскую, историческую, социальнонравственную, естественнонаучную), показывает коренную противоположность и принципиальную несовместимость научного и религиозного мировоззрений, социальных принципов коммунизма и религии, коммунистической и религиозной морали. Она последовательно разъясняет политику Коммунистической партии и Советского государства в религиозном вопросе, причины существования и пути преодоления религиозных предрассудков.

 

Процесс пропаганды научного атеизма включает в себя по крайней мере три компонента:

 

а)            распространение среди трудящихся марксистско-ленинских идей, политических и естественнонаучных знаний, составляющих научно-теоретическую основу атеистических взглядов и убеждений, разоблачающих несостоятельность религиозного понимания явлений окружающего мира;

 

б)           воспитание атеистических убеждений, основанных на научном, диалектико-материалистическом понимании окружающего мира, законов развития природы, общества и мышления, сущности человека, назначения и смысла его жизни, глубокой вере в объективную неизбежность торжества коммунистических идеалов, полного исчезновения любых форм иллюзорного отражения действительности;

 

в)            всемерное развитие трудовой, политической и культурной деятельности людей в строительстве нового общества.

 

Такое понимание содержания и направленности атеистической пропаганды отвечает выводу Л. И. Брежнева о том, что коммунистическая идейность есть сплав знаний, убеждений и практических действий. Атеистическая пропаганда выступает существенным фактором формирования научного миропонимания, мироощущения и мироотноше-ния, важным средством правильной ориентации людей в окружающем их мире, утверждает общественное мнение, непримиримое ко всякого рода пережиткам прошлого, предрассудкам и суевериям. Самое важное в атеистической пропаганде, указывал В. И. Ленин, состоит в том, чтобы заинтересовать массы «сознательным отношением к религиозным вопросам и сознательной критикой религий» 18.

 

Руководит процессом атеистической пропаганды Коммунистическая партия — направляющая сила нашего общества, главный коллективный субъект. Говоря о руководящей роли Коммунистической партии в политическом просвещении трудящихся масс и в организациях, ведущих такое просвещение, В. И. Ленин подчеркивал: «Иной формы мы не знаем, и иной формы ни одна страна еще не выработала»19. Функции коллективного субъекта выполняют все звенья партийной структуры, находясь в определенной взаимосвязи и соподчиненности,— от первичной организации до вышестоящих инстанций. При этом различают субъект-организатор — партийные комитеты и организаторы идейно-воспитательной работы и субъект, непосредственно осуществляющий идейно-воспитательное воздействие,— пропагандисты, лекторы, агитаторы, журналисты и др.

 

Называя пропагандистов и агитаторов полномочными представителями борющегося класса и партии, В. И. Ленин считал нужным наращивать их численность, «поставить на службу коммунистического просвещения сотни тысяч нужных людей»20. В то же время он предупреждал против «переполнения этой профессии малоспособными людьми и принижения этим уровня пропаганды»21.

 

Организуя и руководя атеистической пропагандой, Коммунистическая партия решает ряд задач. Через систему научных учреждений и кадры обществоведов она развивает марксистско-ленинскую теорию атеизма, обобщает опыт борьбы против религии, формирования материалистического атеистического мировоззрения на различных этапах социалистического и коммунистического строительства. В соответствии с новыми историческими условиями и конкретной обстановкой партия определяет задачи атеистического воспитания, основные цели и установки пропаганды, совершенствует структуру и механизм ее действия, ведет политико-образовательную работу, организует пропагандистский процесс во взаимодействии его внутренних компонентов и во взаимосвязях пропаганды со всей системой идейно-воспитательной работы.

 

КПСС объединяет и координирует атеистическую воспитательную и пропагандистскую деятельность социалистического государства, культурно-идеологических учреждений, общественных организаций, творческих союзов, средств массовой информации и пропаганды, направляя их усилия на достижение главных целей. Важным участком этой работы является подбор, расстановка, обучение и воспитание атеистических кадров и актива.

 

Объект атеистической пропаганды, как и всей коммунистической пропагандистской деятельности,— трудящиеся массы, конкретные люди со всеми их чертами и особенностями, которые обусловливаются их положением в сфере материального производства, социально-классовой, профессиональной и другой принадлежностью, богатством практического жизненного опыта, образованием, культурой и т. д. В отличие от общеобразовательной школы, которая в процессе обучения основам наук и воспитания формирует сознание молодого поколения в нужном обществу направлении, готовит его к жизни и труду, процесс атеистической пропаганды в значительной степени связан с перевоспитанием преимущественно взрослых людей, уже вступивших в сознательную жизнь, взгляды которых на природу, общество, человека сложились не под влиянием научных идей.

 

В отличие от буржуазной пропаганды, затуманивающей умы людей, опутывающей ложью их сознание, наша коммунистическая пропаганда всемерно поднимает и развивает образование и сознательность масс, их социальную активность. Она разъясняет трудящимся массам их коренные интересы, развивает их социальную активность, их волю и умение строить коммунистическое общество.

 

Средства, формы, методы нашей пропаганды всецело служат тому, чтобы как можно глубже, полнее и всестороннее выразить содержание, сделать его достоянием возможно более широких слоев трудящихся.

 

В качестве средств пропаганды выступают организационные структуры, учреждения, системы мероприятий, служащие каналами идейного воздействия на отдельных лиц, группы, общество в целом. Формы представляют собой конкретные способы организации идейно-воспитательного процесса, посредством которых ведется изучение и разъяснение распространяемых знаний, их превращение в идейные убеждения. Методы обычно рассматриваются как приемы воздействия на человека, на его сознание и чувства в целях формирования желаемых качеств, стимулирования нужных общественно полезных действий.

 

Выдвижение на первый план тех или иных средств, форм, методов обусловливается особенностями исторической обстановки, спецификой аудитории, условий, места и времени, в которых осуществляется пропаганда. Эти средства, формы и методы вырабатываются в соответствии с закономерностями марксистско-ленинской теории познания, с учетом требований педагогической науки, социальной психологии, накопленного опыта, достижений технической мысли. Средствами, формами и методами научноатеистической пропаганды они становятся в том случае, когда наполняются атеистическим содержанием, приспосабливаются к особенностям и специфике этого направления идейно-воспитательной деятельности.

 

В пропагандистской деятельности не существует средств без соответствующих форм и методов работы. Между ними всегда складывается сложное взаимодействие. Чем лучше оно организовано, чем более точен выбор соответствующих обстановке средств, форм, приемов, тем эффективнее решается стоящая перед пропагандистами и агитаторами задача — «наилучшим образом,— как учил В. И. Ленин,— повлиять на данную аудиторию, делая для нее известную истину возможно более убедительной, возможно легче усвояемой, возможно нагляднее и тверже запечатлеваемой» 22.

 

Значительный научный и практический интерес представляет проблема эффективности пропаганды, ибо в ее показателях воплощается и выражается факт материализации распространяемых идей. В последние годы данная проблема получила довольно широкую научную разработку 23. Хотя авторы ряда опубликованных работ рассматривают проблему в общем плане и не касаются вопросов научно-атеистической пропаганды, как и ряда других направлений пропагандистской деятельности, однако сделанные ими выводы являются важными и при изучении эффективности пропагайды йаучйбго ДтёйЗмй, ойёрЧйЁа*от контуры такого изучения, формулируют понятийный аппарат и т. д.

 

Эффективность пропаганды неразрывно связана с реализацией ее целей. В соответствии с этим определяется степень, уровень осуществления намеченных и решаемых общих и частных целей марксистско-ленинского образования и воспитания трудящихся, повышения их социальной активности. Пропаганда считается эффективной, если она ведет к результатам, соответствующим заданной цели. С учетом этого авторы пишут о ступенчатости эффективности, отражающей промежуточные успехи пропаганды на пути к конечной цели.

 

Критерии эффективности в литературе трактуются как признаки, по которым можно судить о результативности пропаганды. Исходя из того, что ее результаты проявляются в сознании и поведении людей (отдельной личности, социальной группы, общества в целом), различают две стороны эффективности, а следовательно, и две группы показателей, разделяемых лишь условно: духовные (сфера сознания) и практические (сфера поведения). Показателями духовной сферы являются знания, познавательная активность, убеждения, идейно-психологическое состояние; практической — трудовая, общественно-политическая активность людей, их нравственное поведение (на производстве, в коллективе и быту).

 

Ведущим критерием духовной сферы является идейная убежденность как сердцевина коммунистического мировоззрения человека. Единство духовных и практических показателей синтезируется в обобщенном показателе социальной активности людей. Эффективность достигает высшей точки, когда марксистско-ленинские идеи, становясь убеждениями, проявляются в форме практических действий, поступков человека. В. И. Ленин отмечал, что есть лишь один признак, по которому следует судить «о реальных «помыслах и чувствах» реальных личностей...» — «действия этих личностей,— а так как речь идет только об общественных «помыслах и чувствах», то следует добавить еще: общественные действия личностей, т. е. социальные факты».

 

Авторы ряда работ по проблемам эффективности пропаганды определяют общие и специфические критерии эффективности. К первым относят преимущественно ее совокупные результаты в целом за какой-то определенный отрезок времени, ко вторым — действия отдельных идеологических средств, разовых идейно-воспитательных мероприятий или результаты по конкретным направлениям работы. Критерии эффективности научно-атеистической пропаганды следует причислить к числу специфических. Различают также текущую, непосредственную и опосредованную временем эффективность, имеющую более или менее длительную протяженность.

 

В литературе активно обсуждается вопрос о количественных и качественных показателях, условиях, обеспечивающих высокую эффективность пропаганды. При этом совершенно правильно констатируется тот факт, что многие вопросы этой сложной проблемы еще до конца не выяснены. В опубликованных работах делаются попытки определить основные понятия эффективности пропаганды, затрагиваются лишь отдельные ее стороны. Что же касается научно-атеистической работы, то в определении ее эффективности сделаны лишь первые шаги 25.

 

В этом смысле прав М. Ф. Ненашев, считающий наиболее характерным недостатком значительной части работ, посвященных проблемам эффективности воспитания, отсутствие обстоятельного анализа многогранной деятельности партийных комитетов по повышению эффективности идеологического влияния, совершенствованию форм и средств идейно-воспитательной работы. Между тем практика дает нам немало примеров творческого подхода парткомов к этому вопросу, умелого применения теоретических положений и методологических принципов живого партийного дела, результативности различных форм и средств пропаганды, определения путей повышения эффективности идеологического воздействия на массы 26. Это же полностью можно отнести и к пропаганде атеизма.

 

На анализе конкретной практики пропаганды атеизма партийными организациями мы остановимся ниже. Здесь же отметим, что между системой научно-атеистической пропаганды, охватывающей своим влиянием различные группы людей, и фактом материализации этого влияния в конкретных формах их социального поведения образуется многосложное переплетение экономических, социальных, культурных и иных связей, отношений, которые могут влиять на степень успеха пропагандистских усилий. Поэтому при оценке эффективности пропаганды должны учитываться не только ее воздействие на людей, но и все другие объективные и субъективные условия и факторы, прямо либо косвенно влияющие на ее результат. В Отчетном докладе ЦК КПСС XXVI съезду партии подчеркнуто, что «успех воспитания обеспечивается лишь тогда, когда оно опирается на прочный фундамент социально-экономической политики » 27.

 

Нельзя не учитывать и то обстоятельство, что между началом процесса атеистической пропаганды и ее результатами, выражающимися в полном преодолении религии и утверждении атеизма, проходит весьма длительный период, измеряющийся годами. Здесь в значительно большей степени, чем в других направлениях пропаганды, актуально высказывание В. И. Ленина о том, что культурная задача не может быть решена так быстро, как задачи политические и военные. «...По самому существу дела тут нужен срок более длинный,— говорил Владимир Ильич,— и надо к этому более длинному сроку приспособиться, рассчитывая свою работу, проявляя наибольшее упорство, настойчивость и систематичность. Без этих качеств даже и приступать к политическому просвещению нельзя»28. Без кропотливой упорной работы рассчитывать на быстрый успех в воспитании атеистической убежденности нельзя. Ведь под атеистической убежденностью мы понимаем глубокое уяснение безусловной правоты и объективной необходимости диалектико-материалистического восприятия окружающего мира, места человека в нем, идейную непримиримость к религии, сознательные и активные общественные действия по преодолению религиозных предрассудков, созданию условий, исключающих их распространение. Свое естественное продолжение и завершение она находит в атеистической наступательности — одном из выражений социальной активности личности.

 

Атеистическая идейная убежденность выражается во всех поступках и поведении людей, и прежде всего в исполнении ими своего долга перед обществом, в преданности коммунистическому идеалу.

 

Категория: Религия | Добавил: fantast (18.01.2019)
Просмотров: 129 | Рейтинг: 0.0/0