Религия и наука в 20 веке

Характерной чертой современной действительности является резкий рост влияния науки на все стороны жизни общества, усиление ее роли в качестве фактора социального развития. Достижения науки в XX в. поистине грандиозны. Становясь непосредственной производительной силой, они дают человеку все большую власть над природой. Важнейшие вехи на этом пути— овладение атомной энергией и выход человека в космос.

 

Сложность противоречий современной эпохи, чрезвычайно быстрые темпы общественного развития, огромные масштабы исторических преобразований в процессе перехода от капитализма к социализму обусловливают также рост значения общественных наук. Изменения, которые претерпел в последние полвека мир, произошли не стихийно. Они явились результатом целеустремленной деятельности масс, организуемых и направляемых коммунистами. В гигантских революционных преобразованиях, в утверждающемся на земле новом социальном строе воплощены идеи марксизма-ленинизма. Отражая назревшие потребности общественного развития, будучи подлинной движущей идейной силой современности, марксизм-ленинизм органически сочетает в себе глубокую научность с подлинной революционностью. Наука и социальный прогресс идут рука об руку.

 

Чтобы сохранить место для религиозной веры, ее защитники стремятся доказать, что наука не может якобы ответить на все вопросы человеческого бытия. Например, биология показывает якобы только то, как изменяются виды живых организмов, но не может постичь главные причины, которые определяют эволюцию. Наука подходит якобы здесь к границе своих возможностей, и тут-то вступает в действие откровение: только Библия «раскрывает последние связи и решающие причины». Если наука не может дать исчерпывающего объяснения, она должна быть дополнена религией.

 

Конечно, познать сущность наблюдаемых явлений несравненно сложнее, чем просто описать их. Дарвин в свое время на огромном фактическом материале показал изменчивость живых организмов. Он сумел увидеть в явлениях изменчивости существенный фактор развития органического мира. Однако, чтобы проникнуть в механизмы изменчивости, понять управляющие ею законы и обусловливающие ее причины, потребовались еще десятилетия научных поисков.

 

И в наши дни при всех колоссальных достижениях науки далеко не все познано. Мир неисчерпаемо многообразен, он находится в постоянном движении, изменении и развитии. Процесс познания бесконечен. В науке всегда будут нерешенные проблемы. Она постоянно соприкасается с неведомым, но способ существования науки как раз в том и состоит, что она идет от незнания к знанию, к все более глубокому проникновению в сущность наблюдаемых явлений. «Ум человеческий открыл много диковинного в природе,— писал В. И. Ленин,— и откроет еще больше, увеличивая тем свою власть над ней...». Вся история науки — это неустанное движение человеческого разума по пути познания мира. Оно свидетельствует о тщетности попыток ограничить возможности научного познания. Каждый раз, когда пытались это сделать и называли определенные проблемы неразрешимыми, наука посрамляла прогнозы скептиков и ломала возводимые на ее пути барьеры. Так, еще в конце прошлого века вопрос о происхождении жизни относился к числу тех «мировых загадок», которым-де навсегда суждено остаться неразрешимыми. Ныне уже никто не рискнет повторить это утверждение. Если проблема происхождения жизни еще и не решена до конца, то, во всяком случае, сейчас уже совершенно очевидно, что ключ к ее решению наукой найден и на этом пути сделаны решающие шаги.

 

Итак, защита религии приводит к попыткам ограничить науку и установить пределы, за которыми начинается недоступная для нее область. Но фактически богословы не оставляют за наукой права и возможности обладать подлинной истиной даже в тех пределах, которые они сами относят к сфере компетенции науки. Даже то, что наука может познать, она познает, по их словам, недостаточно надежно и точно. В условиях разразившейся в XX в. революции в естествознании подверглись ломке и пересмотру многие казавшиеся ранее незыблемыми понятия и теории. Тот факт, что научные знания развиваются, что они подлежат уточнению и углублению, богословы пытаются использовать для того, чтобы дискредитировать достоверность научных знаний, создать впечатление, будто наука способна высказывать только предположения более или менее вероятные, но не может обладать прочным и достоверным знанием, т. е. претендовать на обладание объективной истиной.

 

Когда физика проникла в новую область исследования— микромир, обнаружилась непригодность классической механики для объяснения движения элементарных частиц. Этим незамедлительно воспользовались враги науки, которые стали доказывать, что все научные теории — только произвольные и искусственные построения ума, которые не отражают действительность.

 

Однако выводы такого рода являются ложными. Развитие физики не отменило принципов классической механики, но лишь показало, что сфера их применения ограничена случаем малых скоростей. Сравнительно медленные движения всегда будут описываться этими законами, они сохраняют свою силу в этой области действительности. Таким образом, развитие науки подтверждает истинность прежних научных представлений, включая их в новую систему знаний.

 

Вопреки измышлениям религиозных идеологов современный научный прогресс демонстрирует не слабость и беспомощность познающего разума, но как раз безграничность возможностей науки в познании мира. Развитие науки неотвратимо ведет к тому, что вся область природы оказывается «завоеванной знанием и в ней не остается больше места для творца» (Ф. Энгельс) 1.

 

Но и сейчас церковь не оставляет попыток дискредитировать науку. Современные защитники религии понимают, что ссылка на «священные тексты» выглядит ныне малоубедительной, что невозможно более защищать библейскую картину мира во всей ее первозданной наивности. Они поэтому не очень строго следуют сейчас букве Библии и ищут новые аргументы для защиты основных принципов религиозного мировоззрения — о существовании творца, о нематериальной и бессмертной душе, о чуде. Они обращают внимание на идеалистические шатания и религиозные увлечения некоторых ученых, сопутствующие стремительному развитию современной науки. Такие болезненные и преходящие явления в развитии науки, вызванные влиянием реакционной буржуазной философии, как «физический идеализм», витализм, пытаются представить как последнее слово науки, чтобы создать впечатление, будто наука ныне сама отреклась от своих былых материалистических и атеистических «заблуждений» и вновь вернулась к идеям творения «из ничего», божественного промысла и чуда. В данном случае богословы принимают желаемое за действительное. Преодолевая идеалистические временные шатания, современное естествознание успешно развивает диалектико-материалистическую картину мира. Что же касается идеалистических и религиозных заблуждений некоторых ученых, то В. И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» исчерпывающе охарактеризовал подлинное отношение их к науке на примере австрийского физика, субъективного идеалиста Маха: «Философия естествоиспытателя Маха относится к естествознанию, как поцелуй христианина Иуды относился к Христу. Мах... предает естествознание фидеизму...» 1

 

Богословы ныне весьма настойчиво обращаются к науке в тщетных попытках использовать ее в интересах религии. Часто можно обнаружить в религиозной литературе ссылки на второе начало термодинамики, которое якобы доказывает неизбежность «тепловой смерти Вселенной», т. е. ограниченность мира во времени, и, следовательно, признание сотворения «из ничего»; не менее часты упоминания о теории «расширяющейся Вселенной», которая также привлекается для «доказательства» начала мира во времени; принцип неопределенности квантовой механики используется теологами для «доказательства» того, что не все явления причинно обусловлены и, следовательно, чудо не исключено.

 

Во всех такого рода ссылках нетрудно обнаружить фальсификацию современного естествознания, его открытий в угоду предвзятой и ложной религиозной концепции мира.

 

Наука в действительности опровергает превратное религиозное понимание и доказывает, что единственным подлинным объяснением мира является объяснение мира из него самого. Попытки примирить науку и религию, совместить их в некоем гармоническом синтезе неосуществимы.

 

Особенно настойчиво религиозные идеологи пытаются во имя утверждения «истин веры» дискредитировать науку как социальное явление. Они ставят вопрос о том, какую роль играет наука в жизни общества, что несет она людям, но при этом старательно подчеркивают и выдвигают на первый план отрицательные последствия научно-технического прогресса в современном мире. Типичный мотив религиозной проповеди, обличающей «забывший о боге мир», сводится именно к подчеркиванию тех отрицательных моментов, с которыми сопряжен научно-технический прогресс в капиталистическом обществе, к распространению их на социалистическое общество: производится больше материальных благ, но вместе с тем растут аморализм, духовная нищета и одичание; машины облегчают труд человека, но превращают его в свой придаток, подчиняют своему ритму, изматывают его; человек все больше подчиняет себе природу, но вместе с тем он и разрушает ее; а с появлением ядерного оружия над миром нависла угроза тотального самоуничтожения.

 

Противоречия, от которых страдает современный мир, связаны с тем, что развитие производительных сил, развитие науки и техники переросли ставшие узкими рамки капиталистической системы. Для того чтобы достижения научно-технического прогресса служили благу человека, а не использовались ему во вред, необходимо социалистическое переустройство общества.

 

Наука и реализующая научные идеи техника позволяют человеку преобразовывать природу, и в результате природа перестает восприниматься как божественное творение, развивающаяся научная картина мира укрепляет в общественном сознании мысль о материальном единстве мира. Опираясь на познанные законы исторического развития, в социалистическом обществе человек получает все большие возможности регулировать ход общественных событий и сознательно строить общественные отношения, все больше осознает себя хозяином своей судьбы. Современная наука выступает, таким образом, не только как непосредственная производительная сила, помогающая человеку преобразовывать природу, но и как фактор, формирующий его мировоззрение.

 

XXV съезд КПСС сформулировал вывод о том, что ныне в нашем обществе господствующим является научное материалистическое мировоззрение. Это огромное завоевание социализма в области духовной культуры. Впервые в истории в общественном сознании победило и стало господствующим научное мировоззрение. Развитое социалистическое общество является результатом научно обоснованного, планомерного труда, строители этого общества должны быть вооружены научным мировоззрением, которое помогает им овладевать законами общественного развития и применять их на практике.

Категория: Религия | Добавил: fantast (16.01.2019)
Просмотров: 1086 | Рейтинг: 0.0/0