Современный иудаизм

Процесс модернизации в иудаизме, как и в других религиях, связан в первую очередь с крупнейшими социально-политическими сдвигами нашей эпохи. Чтобы включить иудаизм в прагматическую систему буржуазного мышления, брауншвейгский придворный финансовый советник И. Якобсон (1769—1828) решил «облагородить» иудейство. В 1810 г. он построил синагогу, в которой звенели колокола и играл орган. Христианские молитвы перемешивались с иудейскими, духовные песни на немецком языке распевались вперемежку с ветхозаветными псалмами на древнееврейском. Еврейские банкиры и купцы в Берлине, Гамбурге и других городах Германии начали подражать Якобсону. Возникли «общины реформированной синагоги», которые, по словам одного из историков, устранили из богослужения накопившийся веками балласт. Иначе говоря, реформированный иудаизм обрел з известной степени черты христианского протестантизма, что вполне устраивало еврейскую буржуазию. Реформированный иудаизм пытался создать «новые основы иудейства». Заметную роль он начал играть лишь в конце XIX в. в США, когда иммиграция евреев в эту страну резко повысилась.

 

Процесс приспособления различных церквей к условиям империализма в США начался со второй половины XIX в. Он коснулся и синагоги. Ее служители учли социальные и политические условия жизни в капиталистической Америке и внесли коррективы в средневековые предписания и установления. Руководители иудейских организаций, не вычеркивая ни одного догмата иудаизма и не добавляя новых, занялись подчисткой иудейского вероучения и культа. Одни из них несколько видоизменили раввинистские традиции и стали проповедовать «консервативный иудаизм», другие пропагандировали привезенный в США в конце прошлого века зажиточной частью иммигрантов из Германии реформированный иудаизм под названием «реконструктивизм». Нововведения и здесь были незначительны.

 

Особенность же так называемого «консервативного иудаизма» состоит в том, что его приверженцы, с одной стороны, выдвигают требование строго соблюдать все иудейские традиции, а с другой — приспосабливать их к современным американским условиям.

 

Характерная особенность «реконструктивизма» выражена в поисках единства с христианством. Впервые с этим предложением выступил в конце прошлого века идеолог крупной еврейской буржуазии в Англии Клод Монтефьоре.

 

Предложение Монтефьоре нашло поддержку в некоторых христианских кругах. Для альянса двух конфессий была выдвинута идея общности веры в единого бога. Так, в США идеологи «реформированного иудаизма», готовые отказаться от догмата богоизбранничества, ратуют за единение верующего человечества под флагом монотеизма, содержащего «огромную духовную силу». Объединительные тенденции нашли поддержку и вне религиозной сферы. Французский буржуазный историк Жюль Изаак организовал в 1947 г. Общество иудео-христианской дружбы.

 

Несмотря на некоторые колебания, Ватикан идет навстречу объединительным устремлениям иудаизма. Специальная ватиканская комиссия занимается вопросами сотрудничества с иудаизмом, исламом и другими религиями. Поисками «религиозной общности» церковники стремятся затушевать классовые различия внутри каждого народа, силу и значение классовой борьбы на международной арене. Этим и объясняется тот факт, что на IV сессии II Ватиканского собора в октябре 1965 г. был наконец принят так называемый «еврейский документ», в который включено положение об отсутствии юридических оснований считать еврейский народ ответственным за казнь Иисуса Христа.

 

Наряду с «реконструктивизмом» значительную роль в иудейском вероучении начал играть хасидизм. Он возник в XVIII столетии среди евреев Польши и Украины. Его основатель — основоположник учения о благочестии Бешт (1700—1760). Бештианство в ту пору было призывом к бегству от тяжелой действительности. Оно обращалось в первую очередь к «маленькому человеку», который не может стать «собеседником бога».

 

Служители современного иудаизма усмотрели в хасидизме черты, которые, как они полагают, могут привлечь внимание верующих, крепче связать их с синагогой. Всячески популяризируя хасидизм, его модернистские интерпретаторы (И. Кук, М. Бубер и др.) на все лады расписывают преимущества, которые он якобы дает людям. Извращая историю возникновения бештиан-ства, современные иудейские богословы пытаются во что бы то ни стало доказать, будто хасидизм был «естественным» развитием учения пророков и Талмуда. Потому они выбросили клич: назад к хасидизму. Они пытаются раскрыть «народный характер» хасидизма, преподнести его в наиболее привлекательном для масс виде. Но в каком бы виде ни подносился иудаизм, он остается религией, увековечивающей несправедливый социальный строй, неравенство людей, защищающей устои эксплуататорского строя.

Категория: Религия | Добавил: fantast (15.01.2019)
Просмотров: 668 | Рейтинг: 0.0/0