Эволюция русского православия в социалистическое общество

К Великой Октябрьской социалистической революции русская православная церковь отнеслась с неприкрытой враждебностью. Поддержанный поместным собором, патриарх Тихон призвал духовенство и верующих саботировать мероприятия Советской власти, которую он предал церковному проклятию — анафеме. В годы гражданской войны церковники активно сотрудничали с белогвардейцами и интервентами, надеясь на восстановление в стране дореволюционных порядков. В 1922 г. духовенство во главе с Тихоном попыталось сорвать изъятие части церковных ценностей, которые Советское правительство рассчитывало использовать для закупки за границей хлеба в помощь голодающему населению Поволжья и других районов страны, пораженных засухой.

 

Контрреволюционная деятельность церковников отталкивала от них массы верующих. Чтобы сохранить церковь, поставившую себя на грань самоликвидации, наиболее дальновидная часть духовенства выступила с идеей «обновления» православия, предусматривавшей признание Советского государства, одобрение социалистической революции и модернизацию всех сторон церковной жизни. Успех обновленцев заставил Тихона и его сторонников тоже перейти на позиции лояльности к Советской власти. Его преемник митрополит Сергий (Страгородский), ставший впоследствии патриархом, закрепил новую ориентацию церкви, призвав духовенство и верующих оказать активную поддержку внутренней и внешней политике Советского государства.

 

В 1945 г. состоялся второй поместный собор русской православной церкви, завершивший процесс реорганизации Московской патриархии в послеоктябрьский период и направивший ее по пути приспособления к существованию в условиях социализма. Собор избрал патриархом Московским и всея Руси Алексия (Симанского).

 

Уступая давлению верующих, церковь в значительной мере пересмотрела свою социально-политическую ориентацию. Естественно, она не могла защищать эксплуататорский строй. Церковь признала превосходство социализма над капитализмом, положительно оценила успехи социалистического и коммунистического строительства, приняла активное участие в движении сторонников мира, осудила империализм, открыто высказалась в поддержку национально-освободительной борьбы народов колониальных стран и т. п.

 

Стали усиливаться модернистские тенденции и в других аспектах идеологии русского православия.

 

Весьма основательной корректировке с ориентацией на современность подверглись многие положения, имеющие догматический характер. Признано, например, возможным по-новому формулировать как сами христианские догматы, так и выводы из них. В частности, больше не утверждается, что страдания являются необходимым условием к достижению «небесного блаженства». Духовенство перестало активно пропагандировать идею «ухода от мира». Труд теперь не рассматривается как «наказание господне». Не порицается социальный, научно-технический и культурный прогресс. Пересматривается традиционное толкование ряда положений Библии (признано наличие в ней заимствований из более древних источников, буквальное понимание библейских текстов подчас заменяется аллегорическим и т. п.).

 

Исподволь модернизируется православный культ и весь традиционный уклад церковной жизни. Не стали совершаться некоторые обряды:        например, освящение

 

новопостроенных сооружений, колодцев, скота, совершение молебнов в поле, крестные ходы к «святым местам» и т. п. Введены такие богослужебные новшества, как заочное отпевание умерших, общая исповедь, совершение двух и более литургий в одном храме (в том числе и в вечернее время). Верующим прощают несоблюдение постов, нерегулярное посещение храмов, опоздание к началу богослужения и уход до его окончания. В церковное обращение вводятся новые молитвы и службы (например, «Неделя молитв о христианском единстве»).

 

Некоторые итоги многолетней деятельности богословско-церковных кругов Московской патриархии по приспособлению идеологии и практики русского православия к новым социальным условиям подвел третий поместный собор, проходивший в 1971 г. Он ориентировал русскую православную церковь на дальнейшую модернизацию всех аспектов религиозной идеологии, на активизацию ее деятельности по укреплению своих позиций и расширению контактов с другими христианскими церквами и объединениями. Патриархом был избран Пимен (Извеков).

 

И в новых условиях православие заставляет своих приверженцев смотреть на мир глазами религии, а не науки, внушает верующим сознание собственной греховности, ущербности, препятствует духовному развитию верующих советских граждан. Поэтому и модернизированное православие остается чуждым нашему мировоззрению и требует серьезной научноатеистической критики.

Категория: Религия | Добавил: fantast (14.01.2019)
Просмотров: 527 | Рейтинг: 0.0/0