Религиозное понимание общественного развития

Характерная черта религиозного понимания общества: оно оправдывает социальное зло, конкретноисторические формы экономического и политического закабаления трудящихся. Многие примеры на этот счет были приведены раньше, о некоторых мы еще скажем.

 

Но здесь встает одна весьма важная проблема. Из истории известно, что многие революционные, освободительные движения развивались в религиозной оболочке. Немало мыслителей, выступая против рабства, эксплуатации и т. д., выдвигали свои идеалы в рамках христианского мировоззрения. Почему это стало возможным? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять другую существенную сторону религиозной идеологии. Напомним высказывание Маркса: «Религиозное убожество есть в одно и то же время выражение действительного убожества и протест против этого действительного убожества» (Соч., т. 1, стр. 415).

 

Религиозная идеология никогда не смогла бы получить широкое влияние среди народных масс, если бы им она не казалась созвучной их настроению и миросозерцанию, если бы она не давала форму для выражения ненависти к гнету и эксплуатации, не давала бы иллюзорной надежды на загробное воздаяние. Эти мотивы социального критицизма нередко привлекали трудящихся, и в условиях засилья религиозной идеологии их демократический протест нередко перелагался на язык христианских идей. Религия, однако, направляла усилия людей на ложный путь религиозного реформаторства. Иначе и быть не могло, ибо религиозная концепция общества носит мифологический, ненаучный характер.

 

На каждом этапе развития общества действуют объективные закономерности, которые обусловливают содержание ,и рамки деятельности людей,— производственные отношения, классовую структуру общества, его политическую жизнь, идеологию и т. д. Религия игнорирует эти качественнее особенности общественно-исторических формаций. В глазах богослова вся история приобретает вид борьбы двух абстрактных начал — божественного и сатанинского, а все социальные противоречия рассматриваются как проявления изначальной «греховности» людей.

 

Говоря о человеке, богослов берет не конкретных людей, живущих в определенных исторических условиях, а человека вообще, человека как такового, рассматривает «душу» человека, его нравственные принципы и идеалы как нечто совершенно независимое от общества. Религия отрицает объективность общественных законов, возможность влияния общества на нравственность человека. Само общество рассматривается лишь как механическое сочленение отдельных людей. Нравственное состояние индивидов, идеи рассматриваются как основа, определяющая облик общества, а все социальные институты и социальное поведение — как нечто вторичное, как ее внешнее выражение.

 

А поэтому прогресс общества приравнивается к его способности усваивать религиозные идеи, к способности самоусовершенствования людей на основе евангельской морали.

 

В самом деле, Новый завет содержит бесчисленные призывы «возлюбить ближнего», полюбить всякого человека. Этот принцип распространяется даже на врагов. Евангелие от Матфея требует: «Любите врагов наших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гоняющих вас...» (Матф., 5, 44). На первый взгляд может показаться, что это гуманные пожелания. Но это только на первый взгляд.

 

Мы не должны забывать, что, проповедуя вселенскую любовь, христианство в то же время враждебно относится ко всяким попыткам перестроить общественный строй, ликвидировать частную собственность, то есть отвергает тот путь, который только и может привести к подлинному равенству и любви между людьми.

 

- Кому же выгодна проповедь всеобщей любви? Конечно, эксплуататорам, которые пользуются всеми благами жизни. Именно их интересы требуют, чтобы труженики следовали завету евангелия: «Не противься злому.

Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Матф., 46, 39).

Категория: Религия | Добавил: fantast (12.01.2019)
Просмотров: 472 | Рейтинг: 0.0/0