Религия о современном мире

Религия, как форма общественного сознания, находится в прямой зависимости от общественного бытия. Естественно, что религиозные представления не остаются неизменными, а меняются с изменением социальных отношений. Но в каждой религии сохраняется множество различных элементов от прошлого. Ф. Энгельс замечал, что, «раз возникнув, религия всегда сохраняет известный запас представлений, унаследованный от прежних времен». Все это нужно учитывать при анализе вероучения той или иной религии, при оценке деятельности той или иной религиозной организации.

 

В наши дни верующие нередко говорят о том, что сейчас религия не та, что прежде, что церкви занимают иные позиции, чем даже несколько десятилетий назад, а следовательно, атеис1Ы должны пересмотреть свое отношение к религии. Однако взгляды эти не имеют под собой никаких оснований.

 

Действительно, религиозные верования людей претерпели некоторые изменения. В нашей стране большинство религиозных организаций занимает лояльные позиции по отношению к Советской власти, к Советскому государству. Некоторые богословы выступают с попытками согласовать религиозное вероучение с коммунистическим учением, установить тесный союз с наукой и т. п. Подобные тенденции не должны никого удивлять. Они обусловлены социальными причинами, стремлением церковников и сектантов идти в ногу со временем, не отставать от жизни, ибо только так для них возможно сохранить свое влияние на верующих.

 

Время накладывает свой отпечаток на религиозные верования, воззрения, представления. Служители религии вынуждены все время следить за тем, чтобы их проповеди были хотя бы внешне созвучны эпохе, ибо в противном случае религиозное вероучение давно бы отжило свой век, оказалось на свалке истории. Именно этим можно в первую очередь объяснить попытки богословов по-иному толковать некоторые моменты вероучения, кое-что пересматривать и изменять в обрядовой стороне.

 

В течение многих столетий церковь, например, учила верующих презирать земные блага, отказываться от всего «мирского» во имя спасения в загробном мире. Православные и католические богословы объявляли аскетизм «основным законом жизни христианина». Отказ от радостей земной жизни являлся требованием, вытекающим из религиозного вероучения.

 

Но жизнь, которая меняется изо дня в день буквально на наших глазах, манит к себе тех верующих людей, которые тщетно стремятся отгородиться от нее, уйти в свой узкий мирок религиозных иллюзий. Религиозные проповедники прекрасно понимают, что в наши дни проповедь полного отрешения от земных интересов, от всех радостей жизни не может найти сочувствия у большинства верующих людей. И церкви, те самые церкви, которые еще совсем недавно призывали верующих на путь аскетического ухода «от мира», вынуждены считаться с изменениями, которые происходят в сознании людей. Устами своих служителей они провозглашают, что на самом деле религия вовсе не зовет к отказу от радостей жизни, от земных дел, а, напротив, благословляет счастливую жизнь «на этом свете». В одной из своих проповедей митрополит Николай писал, что «христианство не только не осуждает забот человека о земном счастье, но благословляет труды человека, направленные к умножению земного благополучия... Христианское учение совсем не запрещает христианам наслаждаться чистыми земными радостями...» В действительности же религиозное вероучение остается прежним, проникнутым безысходным пессимизмом, неверием в человеческие силы, учением, направляющим человека на путь поисков своего счастья в загробном мире. Все религии переносят человеческий идеал земли на небо, обращают помыслы верующих к потустороннему воздаянию. Верующий живет ради смерти, потому что только после смерти он может надеяться получить свою долю счастья за все невзгоды, которые ему приходится переносить в земной жизни. Заявляя, что религия не запрещает верующим «наслаждаться земными радостями», богословы в то же время внушают своей пастве, что тот, кто стремится к этим земным радостям, думает больше о телесных наслаждениях, чем о духовном совершенстве, никогда не сможет достичь райского блаженства. Таким образом, утверждение религиозных проповедников о том, что религия не выступает против стремления людей к земному счастью, остается на самом деле пустым звуком.

 

Характерным для современного богословия является попытка по-новому истолковывать некоторые библейские мифы, некоторые моменты «священной» истории. О том, как это делается, можно видеть из следующего примера. В конце 1966 года в Голландии вышел в свет новый христианский катехизис, над которым в течение нескольких лет трудился коллектив из 150 видных католических богословов. Как заявили создатели катехизиса, они стремились «изложить тайну Христа живым современным языком и в динамической форме исторической драмы».

 

Пытаясь идти в ногу со временем, создатели катехизиса вынуждены признать теорию эволюционного развития человека, по-новому истолковать миф о сотворении богом первых людей. Библейское сказание, заявляют они, следует понимать символически, а не как реальный исторический факт. А ведь в течение многих столетий церковь учила верующих, что рассказ о сотворении Адама и Евы — это живая история, которая нашла отражение в Библии.

 

По-иному предлагается понимать и библейское представление о рае. Богословы учитывают, что современному человеку не так легко поверить в сказку о рае, которая так красочно излагается в Библии. Поэтому они убеждают верующих, что в представлении о рае следует видеть будущую судьбу человечества в результате развития и совершенствования общества.

 

Даже такой принципиальный для христианства вопрос, как вопрос о бессмертии души, подвергается новому истолкованию. В катехизисе говорится, что наивно полагать, будто душа отделяется от тела в момент смерти человека. Следует признать, что воскрешение человека из мертвых мыслимо в результате возвращения жизни телу покойного. Такой взгляд, по мнению богословов, согласуется с современными научными представлениями.

 

И, конечно, о'чень любопытно то, что в катехизисе нет упоминаний об ангелах, об иных сверхъестественных силах и явлениях, которые представляются слишком нелепыми в наши дни.

 

О том, как церковники и сектанты приспосабливаются к современным условиям, красноречиво свидетельствует и изменение их отношения к женщине. На протяжении многих столетий религия была злейшим врагом женщины. Религиозная мораль увековечила и освятила* то подчиненное положение женщины, в котор'ом она оказалась в обществе, основанном на социальном неравенстве, эксплуатации человека человеком. Это положение женщины в обществе выводилось из религиозного вероучения с ссылками на «священные» книги, на божественное установление. Христианские богословы ссылались на то, что грехопадение Евы обрекло всех женщин на тяжкую жизнь, подчиненное положение в семье, на невзгоды и страдания. В одном из баптистских гимнов есть такие слова: «Издавна женская доля вздохов и скорби полна, горькая жизнь и неволя Еве за грех суждена».

 

И христианство, и ислам, и иудаизм, и все другие религии рассматривают женщину как существо низшее, неполноценное. «Священные» книги содержат множество предписаний, в которых утверждается власть мужа над женой, рабская зависимость женщины от мужчины. Этого не сможет отрицать ни один богослов.

 

Однако в последнее время церковь вынуждена пересмотреть свое отношение к женщине. Как известно, подавляющее число верующих составляют женщины. Церковники и сектанты не могут не считаться с этим. Проповеди, утверждающие неполноценность женщин, вряд ли могли иметь успех в наши дни. Это заставляет служителей религии и тут менять тактику.

 

В настоящее время религиозные проповедники стараются не упоминать тех высказываний из «священных» книг, в которых откровенно звучит презрительное отношение к-.женщине. В то же время всячески подчеркиваются заслуги женщин-«праведниц», которые явились образцом религиозного благочестия, крепкой веры, преданности богу. Современные христианские богословы, фальсифицируя историю, заявляют, что именно в христианстве женщина оказалась «поднятой на небывалую высоту». Они утверждают, что религия всегда, во все времена была истинным другом женщин, утешая их в скорби, даруя им радость общения с богом.

 

Ну, а как быть с текстами «священных» книг, наполненными презрением к женщине, унизительными предписаниями? Духовенство и тут находит выход, давая довольно своеобразное толкование библейским текстам, касающимся женщины.

 

Уже на первых страницах Библии, где речь идет о сотворении человека, подчеркивается, что женщина по сравнению с мужчиной является существом низшим. В библейском мифе говорится о том, что бог, создав мужчину из праха земного, затем сотворил женщину из ребра первого человека. Этот рассказ о сотворении первых людей, как еще недавно твердили церковники и сектанты, свидетельствует о том, что сам бог предопределил мужчине главенствующее положение над женщиной.

 

Однако в наши дни этот библейский миф религиозные проповедники пытаются истолковать по-иному. Один из проповедников секты адвентистов 7-го дня так, например, объясняет его значение: «Ева была сотворена из ребра в знак того, что она должна всегда стоять рядом с мужчиной, как равная ему, чтобы быть любимой, покровительствуемой... частью мужа, кость от кости его, плоть от плоти его...» Вот как легко и просто решают вопрос служители религии.

 

Или другой пример. В новозаветной книге «Послание к ефесянам» провозглашается: «...жена, да боится (своего) мужа» (Ефес., гл. 5, ст. 33). Религиозные проповедники пытаются по-новому истолковать и это. Один из них на страницах «Журнала Московской патриархии» замечает, что слово «бояться» нельзя понимать буквально, что в данном случае оно употребляется «в смысле благоговения, как определение некоей степени любви».

 

Каждому непредубежденному человеку совершенно ясно, насколько искусственны эти попытки служителей религии. Но что поделать, если жизнь заставляет их приспосабливаться к действительности. А ведь это порой бывает не так легко и просто.

 

Некоторые изменения претерпевают и религиозные обряды. Духовенство отбрасывает все то, что откровенно устарело и не может, как прежде, воздействовать на чувства верующих. Так, например, по-иному служители религии относятся к постам. Учитывая, что большинство верующих в наши дни не соблюдают постов, православная церковь не настаивает на твердом отказе верующих от употребления в пищу некоторых продуктов в дни поста. Она требует лишь «духовного воздержания». По словам православных богословов, именно «духовное воздержание» составляет сущность постов.

 

Иначе, чем прежде, совершается в православных храмах таинство исповеди. Церковники вынуждены считаться с тем, что верующие очень неохотно идут на индивидуальную исповедь. Поэтому сейчас совершается главным образом общая исповедь.

 

Подобные изменения имеют место и в католическом и в протестантском культе. Видоизменяются и мусульманские обряды. Но в то же время церковники выступают за то, чтобы сохранить те традиционные средства воздействия на чувства людей, которые оказываются действенными и в настоящее время.

 

Среди служителей религии почти во всех религиозных направлениях наметились два лагеря, отстаивающих крайние взгляды. Одни представители духовенства требуют решительного обновления, модернизации средств духовного воздействия на верующих. Другие занимают консервативные позиции, выступая против каких бы то ни было новшеств в церковных храмах. В этой борьбе все чаще берут верх сторонники модернизации церкви. На страницах религиозных изданий все чаще появляются статьи богословов с вольной интерпретацией различных моментов вероучения, с предложениями о нововведениях в обрядовой стороне.

 

В наши дни в церквах и молитвенных домах западных стран можно услышать модную джазовую музыку, увидеть театрализованные богослужения, яркие краски реклам, взывающих к воображению верующих. Нередко на спортивных площадках, примыкающих к молитвенным домам, организуются соревнования, состязания. Все это делается ради одной цели: привлечь верующих в храмы божьи. «Прежние способы связи с верующими уже не достигают цели,— откровенно признается один из американских священнослужителей,— необходимы новые пути ознакомления верующих с духом и сущностью христианства».

 

И духовенство ищет эти пути. Джазовые литургии, спектакли на библейские сюжеты в стенах церковных храмов, модные песенки — все это взято на вооружение церковниками. И хотя звучащая в храмах песенка «Воздайте хвалу господу» рок-н-роллом может показаться слишком вульгарной для церкви, однако духовенство использует подобные песни в своих целях.

 

Духовенство и в нашей стране также прибегает к «новейшим» средствам привлечения верующих в храмы и молитвенные дома, порой не останавливаясь перед нарушением законодательства о религиозных культах.

 

Использует духовенство в своей деятельности и другие средства, такие, например, как организация паломничества к различным «святыням». Много «святынь» имеют православная и католическая церкви. Это и мощи божьих угодников, и «чудотворные» иконы, и «святые» источники, и всевозможные «реликвии». Паломничество к этим «святыням» служит духовенству, с одной стороны, средством духовного воздействия на верующих, а с другой — источником значительных доходов.

 

В арсенале религии множество приемов духовного одурманивания масс. Это и старые средства идейного влияния на верующих. Это и новые приемы, которые вырабатывают служители религии, стремясь удержать верующих в лоне церкви, укрепить свои пошатнувшиеся позиции. В разных формах может проявляться религия, в разных обличьях может выступать религиозная идеология, но сущность религии остается неизменной.

Категория: Религия | Добавил: fantast (12.01.2019)
Просмотров: 471 | Рейтинг: 0.0/0