Внешняя политика СССР в 20-е и 30-е годы

Отгремели раскаты гражданской войны. Советская республика на удивление всему миру выстояла и победила в борьбе с объединенными силами внешней и внутренней контрреволюции. Государство рабочих и крестьян вставало на социалистический путь.

Перед правительствами буржуазного мира возник вопрос: как и на каких основах строить взаимоотношения с революционной Россией? Возобновить ли с ней торговлю, встречаться ли с ее представителями на международных конференциях или же продолжать блокаду Советской России и по-прежнему игнорировать Советскую власть?

 

Советское правительство в течение ряда прошедших лет ясно и недвусмысленно говорило капиталистическим странам, что оно хочет мира, нормальных экономических и политических взаимоотношений со всеми странами.

 

«Наш лозунг,— заявил народный комиссар по иностранным делам Г. В. Чичерин,— был и остается один и тот же — мирное сосуществование с другими правительствами, каковы бы они ни были». В период с августа 1918 года по май 1919 года Советское правительство свыше десяти раз выступало с официальными предложениями о мире. Однако все эти призывы оставались без ответа. Но, потерпев поражение в вооруженной борьбе против Советской республики, правящие деятели буржуазных стран приступили к переоценке ценностей.

 

В конце 1920 года в Лондоне начались советско-английские переговоры, завершившиеся подписанием 16 марта 1921 года англо-советского торгового соглашения.

 

Это был выдающийся успех советской дипломатии. Вслед за Англией с нами подписала договор Италия. Этот договор, заявил Г. В. Чичерин, «глубоко меняет соотношение сил в области мировой политики и отражается на совокупности нынешних политических отношений».

 

Большое значение имело установление дипломатических отношений между СССР и Францией. Правящие круги Франции длительное время упорствовали в своем нежелании признать Советскую власть. Но жизнь и их заставила пойти на признание социалистической России.

 

28 октября 1924 года премьер-министр Франции Э. Эррио направил в Москву телеграмму о восстановлении дипломатических отношений с СССР.

 

«Совершилось чудо,— говорил в своей речи на этой церемонии Л. Б. Красин,— страна нищих и разоренных оказалась победительницей всех своих врагов, и вот Красное знамя, которое было знаменем французских коммунаров, будет теперь официально развеваться над нашим посольством».

 

Выдержка и твердость Советской страны, борьба за мирные отношения со всеми странами принесли свои первые и ощутимые результаты.

 

Эти первые внешнеполитические успехи Советской страны показали также, что большевики могут быть не только прекрасными организаторами обороны страны, но и умелыми политиками и дипломатами. Во всех странах и континентах в самых различных кругах росли уважение и интерес к государству рабочих и крестьян.

 

В апреле 1922 года во всех газетах и журналах капиталистического мира замелькало название итальянского города Генуя — здесь должна была состояться первая международная конференция с участием Советской республики. В Геную прибыли видные политические деятели буржуазного мира, министры и крупные капиталисты, дипломаты и сотни журналистов. Они рассчитывали ограничиться общими разговорами о мире и обрушить на головы народов обычные потоки буржуазной демагогии. Они надеялись также продиктовать Советской России кабальные для нее условия мира. Они хотели заставить нашу страну платить все долги царского и Временного правительств. Они полагали, что Советская власть будет платить за те затраты, которые делали рябушинские и второвы, керенские и родзянки. Однако воротилы буржуазного мира не хотели ограничиться только этим. Они требовали, чтобы большевики допустили в страну десятки и сотни иностранных экспертов, которые контролировали бы ход уплаты долгов. Эти «эксперты-консультанты», по мысли французских и английских капиталистов, должны были занять руководящие посты в советской экономике, промышленности и финансовых органах. С такой «программой» шли на конференцию делегаты буржуазного мира. Однако этим планам не суждено было осуществиться.

 

10 апреля 1922 года в переполненном зале дворца Сан-Джорджо открылась Генуэзская конференция.

 

Вечером 16 апреля 1922 года в маленьком курортном местечке Рапалло был подписан советско-германский договор.

 

Это был образец политики мирного сосуществования государств с различным социальным строем. По Рапалльскому договору Советская республика и Германия отказывались от претензий друг к другу и возмещения военных и невоенных расходов. Две крупнейшие страны в Европе возобновляли дипломатические и консульские отношения, выражали желание наладить торговые и экономические отношения на взаимовыгодных условиях.

 

Рапалльский договор означал крах империалистической политики изоляции Советской страны. Молодое государство использовало межимпериалистические противоречия.

 

18 апреля В. И. Ленин поставил на Политбюро вопрос о публикации Рапалльского договора, и 19 апреля текст договора был помещен в советской печати.

Генуэзская конференция не приняла никаких решений, но она знаменовала собой первые успехи советской внешней политики, ленинских принципов мирного сосуществования.

 

В феврале 1921 года в Москве был подписан советско-иранский договор. Советское правительство подтвердило отмену всех неравноправных договоров, конвенций и соглашений, заключенных царской Россией с Ираном. Были аннулированы все персидские долги. Ирану возвращались концессии и имущество, приобретенные царской Россией. Это было первое в истории Ирана равноправное соглашение, оказавшее иранскому народу огромную помощь в его борьбе за независимость.

 

Налаживались и советско-турецкие отношения. Стоявший в тот период во главе Турции крупный государственный деятель Мустафа Кемаль-паша понимал необходимость укрепления советско-турецких отношений и многое сделал для их улучшения. В свою очередь Советское правительство оказывало большую помощь Турции. В 1921 —1922 годах в Советской стране экономическое положение было тяжелым. И несмотря на это, эшелон за эшелоном, пароход за пароходом двигались к турецким границам. Так реализовывался советско-турецкий договор от 16 марта 1921 года — первый, равноправный договор в истории Турции.

 

В те же годы Советская республика подписала аналогичные договоры с Афганистаном, Китаем, Монголией и т. д.

 

Так ленинская дипломатия заложила основы новой политики Советской власти в отношении стран Востока. Поддержка национально-освободительного движения, экономическая и политическая помощь, защита суверенитета и независимости — таковы были основные элементы советской внешней политики.

 

Мир, заключенный после первой мировой войны, оказался непрочным. И уже с середины 20-х годов империалистические страны снова возобновили гонку вооружения. Это вызывало большое беспокойство народов мира и всей передовой общественности. Стремясь приглушить недовольство, буржуазные деятели затеяли долгую и длинную процедуру обсуждения вопросов разоружения.

 

Были исписаны горы бумаг, сочинены десятки резолюций. Не было лишь одного — разоружения.

 

В 1932 году в Женеве открылась Всеобщая конференция по сокращению и ограничению вооружений.

 

Конференция по разоружению окончилась безрезультатно, потому что капиталистические страны не желали никакого разоружения: они в тот период лишь усиливали напряженность и вели подготовку к войне. «Женева — мертвец,— говорил М. М. Литвинов на одном из приемов в американо-русской торговой палате в Нью-Йорке,— и если не составлен акт о смерти, то лишь потому, что врачи боятся выслушать сердце, переставшее биться».

 

Однако дискуссии о разоружении в конце 20 — начале 30-х годов показали, что на международной арене появился новый фактор, новая сила, которая повернула все бесплодные разговоры о разоружении на реальные рельсы. СССР выдвинул обширную программу разоружения, и, хотя она не была принята или даже в принципе одобрена на конференции, влияние советской программы было крайне велико. Это была большая моральная победа страны социализма.

 

В середине 30-х годов над человечеством нависла угроза всеобщего военного пожара. В октябре 1935 года фашистская Италия напала на Эфиопию. Итальянские самолеты бомбардировали беззащитные города слабого африканского государства. Отчаянно сопротивлявшиеся отряды эфиопов не могли, разумеется, сдержать натиск войск крупной империалистической державы.

 

Если бы такие крупные страны, как США, Англия и Франция, выступили решительно против итальянской агрессии, то ее бы и не произошло. Но они не хотели этого, они рассчитывали, что укрепившаяся фашистская власть в Италии расправится с демократическими силами. Один из крупных чиновников Лиги Наций прямо заявлял, что «английское правительство не желало падения Муссолини, ибо это привело бы к торжеству коммунизма в Италии».

 

Такая позиция Лондона, Парижа и Вашингтона толкнула фашистскую Германию и Италию к новым агрессивным действиям.

 

В ноябре 1936 года в Берлине представители Германии, где в 1933 году к власти пришли фашисты во главе с Гитлером, и Японии подписали между собой так называемый «антикоминтер-новский пакт». На деле это был открытый агрессивный сговор реакционных режимов против СССР и всех миролюбивых демократических сил. А несколько раньше Германия подписала договор с Италией. Так был создан агрессивный «треугольник» — Германия, Италия и Япония.

 

В феврале 1936 года на выборах в Испании победили силы Народного фронта. Это вызвало страх и раздражение в Риме и Берлине. Контрреволюционные испанские силы, возглавляемые генералом Франко, подняли мятеж против правительства Народного фронта, и сразу же началась германо-итальянская агрессия против Испании.

 

Весь мир был охвачен величайшей тревогой. Англия, Франция и США, на словах осуждая агрессию, были явно против вмешательства в конфликт, фактически содействуя фашистским мятежникам.

 

И опять только Советский Союз сделал решительные шаги против этой агрессии. Советская дипломатия требовала санкций против Германии и Италии. Наша страна считала величайшей несправедливостью, что под предлогом «невмешательства» западные державы отказывались продавать и перевозить оружие испанским патриотам.

 

Советский Союз начал продажу оружия Испанской республике, открыл Испании кредит в 85 миллионов долларов, собрал в фонд Внешняя политика СССР в 30-х годах была направлена к одной цели — предотвращению войны. Эта политика была глубоко справедливой, отвечающей чаяниям всех народов.

 

И если в итоге не удалось спасти мир от военной катастрофы, от развязывания войны фашистской Германией, Японией и Италией, виноваты в этом правительства Англии, США и Франции, отказавшиеся пойти на союз с СССР во имя предотвращения войны и укрепления мира.

Категория: История | Добавил: fantast (15.11.2022)
Просмотров: 180 | Рейтинг: 0.0/0