СССР против огня войны после Второй мировой

 

«Перекуем мечи на орала!» Вот о чем думало человечество в победном 1945 году. Вторая мировая война, унесшая почти 50 миллионов жертв, была позади. Фашизм потерпел поражение. Казалось, ничто и никто больше не угрожает миру. Но именно тогда в газетах и журналах замелькало слово «атом», люди впервые увидели устрашающую картину гигантского гриба над Хиросимой и Нагасаки. Потрясенные этими событиями, крупнейшие ученые Америки и Европы высказались против дальнейших работ в области ядер-ного оружия. Бомбардировку японских городов они осудили. Даже такой политический деятель, как Черчилль, признавал, что для разгрома Японии атомные бомбы можно было и не употреблять. Но их употребили. Больше того, вопреки здравому смыслу проиводство нового оружия росло в США с каждым днем. Спрашивается, зачем все это делалось? Как правильно заметил один английский физик, применение атомной бомбы было «не столько последним актом второй мировой войны, сколько первой большой операцией в холодной дипломатической войне с СССР». Правители США и не скрывали своих стремлений к мировому господству. Президент Г. Трумэн открыто заявил в 1945 году: «Победа поставила американский народ перед лицом постоянной и жгучей необходимости руководства миром».

 

В противоположность агрессивным кругам Запада Советский Союз решительно развертывал борьбу за ликвидацию всех остатков мировой войны, за укрепление дружественных связей со всеми народами земного шара. Вскоре после окончания второй мировой войны Советский Союз вывел свои вооруженные силы с территории Норвегии, Болгарии, Чехословакии, Китая, Кореи и некоторых других стран, куда им пришлось вступить во время борьбы против немецких и японских агрессоров. В результате демобилизации весной 1948 года наша армия не превышала довоенные размеры.

 

Важное значение имело также быстрое урегулирование отношений с Италией, Румынией, Венгрией, Болгарией и Финляндией. Благодаря решительным и принципиальным действиям правительства СССР западным державам не удалось создать для себя возможность постоянного вмешательства в жизнь этих государств.

 

0             неуклонном стремлении нашего народа к миру, к тесному сотрудничеству свидетельствовал и такой факт. В начале 1946 года во Франции создалось крайне тяжелое продовольственное положение. Не имея возможности самостоятельно преодолеть хозяйственные трудности послевоенной разрухи, французское правительство обратилось к нам за помощью. В Москве было подписано соглашение о поставках во Францию в течение апреля — июня 1946 года 400 тысяч тонн пшеницы и 100 тысяч тонн ячменя. Нужно ли объяснять мужество советских людей, отрывавших от себя самое необходимое...

 

Шел 1946 год. Хлеб, как и все продукты, отпускался строго по норме. Но свое обязательство Советский Союз выполнил. Значительная поддержка была оказана и другим народам. Ни один здравомыслящий человек не мог усомниться в миролюбии СССР.

 

В июне того же 1946 года Советское правительство выступило с призывом запретить применение, производство и хранение атомного оружия. Нарушение такого решения оно предлагало считать «тягчайшим преступлением против человечества». Четыре месяца спустя на I сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 1 делегация СССР вносит второй проект — о всеобщем сокращении вооружений. Но Вашингтон и Лондон, по существу, были против. Хозяева Уолл-стрита считали себя единственными владельцами атомной бомбы. Размахивая ею, они намеревались осуществить то, чего не удалось сделать Гитлеру.

 

В марте 1946 года об этом открыто заговорил У. Черчилль. В речи, произнесенной в американском городе Фултоне в присутствии тогдашнего президента США Г. Трумэна, он заявил о необходимости объединения англосаксонских стран для борьбы против коммунизма, о создании военно-политических блоков, направленных против СССР и стран народной демократии. В том же 1946 году, развивая эту мысль, ставший потом государственным секретарем США Дж. Ф. Даллес сказал: «Наряду с атомной бомбой Германия с ее возможностями является величайшей военной силой».

 

Стремясь остановить рост сил социализма и распад колониальной системы, политические деятели Запада начали выдвигать всевозможные «доктрины» и «планы», сколачивать различные союзы, строить военные базы во всех частях света. При этом особое значение придавалось возрождению военной мощи Западной Германии. Расчет был простой: разжечь реваншистские настроения среди немцев и использовать их армию как ударный кулак против социалистического лагеря. Для этого западные державы постепенно слили в единое целое английскую, американскую и французскую зоны оккупации Германии; политику ее раскола они в основном завершили в 1949 году, создав западногерманское государство — ФРГ с центром в Бонне. Один за другим в ФРГ начали выходить из тюрем осужденные за военные преступления фельдмаршалы — Кессельринг, Манштейн, Лист, Мильх и другие. Официально создавались так называемые «товарищества» и «землячества» бывших танкистов и летчиков, артиллеристов и пехотинцев гитлеровской армии.

 

Одновременно в 1949 году США создали в Европе агрессивный военный Североатлантический союз (НАТО), а в 1950 году заняли своими войсками китайский остров Тайвань и с помощью южнокорейских правителей начали боевые действия против КНДР. Над человечеством нависла угроза третьей мировой войны.

 

Взятый империалистами курс на развязывание новой бойни взволновал и встревожил мировую общественность. В августе 1948 года в польском городе Вроцлаве состоялся конгресс деятелей культуры в защиту мира.. Советский народ представляли писатели А. А. Фадеев, М. А. Шолохов, И. Г. Эренбург, Л. М. Леонов, кинорежиссер В. И. Пудовкин, академик Е. В. Тарле и другие выдающиеся деятели культуры и науки. Вместе со всеми делегатами они приняли манифест, который призывал к созданию во всех странах комитетов сторонников мира. Несколько месяцев спустя, 25 февраля 1949 года, в Париже, в маленьком помещении на улице Элизе, состоялось немноголюдное собрание.

 

Стол, несколько стульев, взятых из соседних контор,— вот и вся обстановка комнаты. Заседает не более 15 человек. Они приехали из США и Бразилии, из СССР и Италии, из Китая и Индии. Председательствует Фредерик Жолио-Кюри. Заглушая стук пишущей машинки, по телефону громко говорит Луи Арагон. Но вот поднялся Александр Фадеев. Высокого роста, седой, с загорелым лицом. «Я предлагаю действовать быстро...» И в тот же вечер во все столицы летят телеграммы: «В Париже в середине апреля собирается Всемирный конгресс сторонников мира. Приглашаем вас принять в нем участие и ждем вашей поддержки». И поддержка пришла. Со всех концов земли хлынул поток посланий, заявлений, пожертвований. Маленькое помещение на улице Элизе до отказа заполнилось добровольцами — помощниками-секретарями, машинистками, переводчиками. А желающие все шли и шли.

 

Французское правительство всполошилось. В город, где уже оборудовалась штаб-квартира Североатлантического пакта, не разрешили въезд почти всем представителям СССР и стран народной демократии. Официальная пресса Западной Европы и США замалчивала подготовку к конгрессу. Но в конце марта молчание было нарушено. На стенах Парижа появился плакат художника Пабло Пикассо. Белая голубка, изображенная на нем, быстро облетела земной шар. Всюду ее воспринимали как символ борьбы за мир.

 

Движение масс с каждым днем росло и крепло. Газеты и агентства были вынуждены заговорить о предстоящем конгрессе. Он открылся утром 20 апреля 1949 года. В зале Плейель собралось свыше 2 тысяч делегатов, представлявших народы 67 стран и 18 международных демократических организаций, 600 миллионов борцов за мир. В тот же день 300 делегатов, не получивших права для въезда в Париж, заседали в Праге. Вместе со всеми они обратились к человечеству с призывом предотвратить войну. Вместе со всеми они провозгласили:

 

«Смелость и еще раз смелость!

 

Мы сумели сплотиться. Мы сумели понять друг друга. Мы выражаем свою готовность и решимость выиграть борьбу за мир — битву за жизнь». Вместе со всеми они слышали слова председателя Бюро Всемирного комитета сторонников мира Фредерика Жолио-Кюри: «...правда путешествует без виз».

 

Через год было принято знаменитое Стокгольмское воззвание, требующее безусловного запрещения атомного оружия. В течение нескольких месяцев его подписали более 500 миллионов людей. Свыше 115 миллионов жителей Советского Союза — все взрослое население страны подписало этот исторический документ. 12 марта 1951 года, выражая волю и чаяния трудящихся, Верховный Совет СССР принял Закон о защите мира. Пропаганда войны объявлялась тягчайшим преступлением против человечества. Одновременно такое же решение приняли парламенты стран народной демократии.

 

В противовес миролюбивым стремлениям социалистического лагеря буржуазные правительства чинили деятельности сторонников мира всяческие препятствия. Полицейские в Японии разгоняли демонстрации и митинги, участники которых требовали вывода американских войск из страны. В США сборщиков подписей обвиняли в симпатиях к коммунизму и увольняли с работы. Тем временем буржуазная печать почти ежедневно публиковала речи сенаторов и генералов, призывавших сбросить атомную бомбу то на СССР, то на Китай, то на Корейскую Народно-Демократическую Республику, то на народы Вьетнама.

 

Движение сторонников мира, несомненно, способствовало разрядке международной напряженности в 1953—1955 годах. Главную роль в достижении этого результата, как мы знаем, сыграла миролюбивая политика стран социалистического содружества, его возросшая мощь.

 

В июле 1953 года было подписано перемирие в Корее. В 1954 году удалось прекратить кровопролитную войну в Индокитае. В 1955 году был заключен Государственный договор с Австрией: ее правительство провозгласило политику нейтралитета. С территории страны были выведены оккупационные войска антигитлеровской коалиции.

 

Стабилизирующим фактором в Европе стал Варшавский Договор. Это был подписанный в мае 1955 года в Варшаве договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между СССР, Болгарией, Венгрией, ГДР, Польшей, Румынией, Чехословакией, а также Албанией (с 1962 года она не принимает в нем участия). Будучи оборонительным мероприятием, он принципиально отличается от военных блоков империалистических держав. При его создании было решено, что в случае возникновения в Европе системы коллективной безопасности он потеряет свою силу.

 

Вторая половина 50-х годов состояла из сложных и противоречивых событий и явлений.

 

Две линии, две силы противодействовали друг другу — линия мира и линия войны, сила прогресса и сила реакции.

 

В печати все чаще стали публиковаться прогнозы экспертов, подсчитывавших число возможных жертв после развязывания ядерной войны. Цифры внушали ужас — ведь речь шла о десятках и даже сотнях миллионов людей! Атмосферу военного психоза подогревали и многочисленные учебные атомные тревоги в США. Людей приучали к мысли о неизбежности атомной катастрофы, вселяли в них страх перед грядущим. Весь мир облетела тогда душераздирающая просьба одного американского малыша: «Мама, я хочу поехать туда, где нет неба». Но спустя несколько лет его советский ровесник сделает крылатыми слова, выражающие совсем иные настроения:

 

Пусть всегда будет солнце,

 

Пусть всегда будет небо,

 

Пусть всегда будет мама,

 

Пусть всегда буду я.

 

1955 год. Главы правительств СССР, США, Англии, Франции встречаются во Дворце наций в Женеве. Советская делегация принимает ряд предложений западных держав и в свою очередь предлагает заключить общеевропейский договор о коллективной безопасности, а также сократить вооруженные силы: до 1 — 1,5 миллиона человек — для СССР, США и КНР, до 650 тысяч человек — для Англии и Франции и до 150—200 тысяч — для остальных государств. Совещание выработало директивы для министров иностранных дел, которые должны были найти взаимоприемлемые решения. Точки соприкосновения были найдены. И мир вздохнул облегченно: «дух Женевы» вселял надежду на прекращение «холодной войны» и гонки вооружений. Но дух оказался призрачным. Уже через несколько месяцев западные дипломаты бесцеремонно зачеркнули собственные проекты и выдвинули новые требования, неприемлемые для Советского Союза.

 

1959 год, казалось, обещал новую разрядку международной напряженности: ведь была достигнута договоренность о встрече глав правительств СССР и США в мае 1960 года. Но...

 

1 мая 1960 года в районе Свердловска советские ракетные войска сбили американский самолет-разведчик. Президент США Эйзенхауэр не осудил подобных провокационных полетов и не дал гарантии, что они больше не повторятся. Совещание на высшем уровне было торпедировано. Вновь наступило похолодание в международной атмосфере.

 

Так менялся политический климат на земле. И все же силы войны постепенно вынуждены были уступать позиции силам мира. Решающую роль в этом сыграл Советский Союз. Не на словах, а на деле продемонстрировал он свое миролюбие и заботу о безопасности народов.

 

В одностороннем порядке он сократил свои вооруженные силы на 2400 тысяч человек, уменьшил долю военных расходов в бюджете (в 1955 году они составляли 19,9 процента, а в 1960 году — менее 13 процентов), ликвидировал военные базы на чужих территориях.

 

Значительно расширились контакты с представителями других стран благодаря туризму, организации международных конкурсов, фестивалей, научных и политических конгрессов, гастролям деятелей искусства.

 

18 сентября 1959 года правительство СССР внесло на XIV сессии Генеральной Ассамблеи ООН предложения о всеобщем и полном разоружении.

 

Предложения Советского правительства приветствовал весь мир. Ассамблея единодушно (не такой уж частый случай в ее практике) приняла резолюцию, призывающую покончить с гонкой вооружений. Народы давно уже устали от невыносимого бремени военных расходов. В самом деле, строительство одного авианосца обходилось в 200 миллионов долларов. Создание современного тяжелого бомбардировщика требует столько же средств, сколько нужно для сооружения 30 типовых городских школьных зданий или двух электростанций для города с 60—70-тысячным населением. На один только процент от суммы всех военных расходов в мире можно было бы построить и полностью оборудовать 100 университетов!

 

Осенью 1959 года Верховный Совет СССР принял Обращение к парламентам всех стран мира с призывом сделать все, чтобы избавить земной шар от угрозы термоядерной войны. В Обращении говорилось: «Есть решающее надежное средство исключить возможность развязывания войны — всеобщее и полное разоружение государств. Когда будут уничтожены средства войны, ликвидированы все виды оружия и распущены армии, тогда и тем самым будут созданы условия для прочного мира на земле».

 

Передовое человечество увидело в этом призыве подлинное миролюбие Страны Советов, стремящейся воплотить в жизнь завет Владимира Ильича Ленина: «Разоружение есть идеал социализма». Совсем иначе встретили его империалисты. Они отказались от постепенного сокращения вооруженных сил.

 

И все же добиться своих целей империалисты не могли. Наша страна, выстояв в Великой Отечественной войне, помня ее тяжелые уроки, держала свои Вооруженные Силы на должном уровне и готова была пресечь любую возможность агрессии.

 

Мир менялся. Менялась карта земли. Менялся и ее политический климат. 50-е годы ознаменовались бурным подъемом национально-освободительного движения. Вслед за Египтом свою независимость провозгласили Марокко, Тунис, Судан, Гана, потом Гвинея, потом... Скажем проще: только в 1960 году в Африке возникло 17 новых независимых государств. Совещание коммунистических и рабочих партий, проходившее в 1960 году, охарактеризовало крах колониальной системы империализма как второе по своему историческому значению явление после образования мировой системы социализма.

 

Тесно стало в зале заседаний Ассамблеи ООН. Его строили в расчете на 60—70 делегаций, и вмещает он 2500 человек. Когда-то он бывал наполовину пуст. В 1960 году в ООН входило 100 государств (в 1946 году их было лишь 51). Если в момент подписания Устава ООН мир социализма был представлен в Организации тремя государствами-членами (СССР, Украинская ССР, Белорусская ССР), то в 1960 году в ООН входила уже большая группа других социалистических стран — Польша, Чехословакия, Югославия, Албания, Болгария, Венгрия, Румыния. Эта изменившаяся панорама зала как нельзя лучше отражает изменения, происшедшие в мире. С 1945 по 1960 год освободилось от колониального гнета 35 стран с населением в 580 миллионов человек.

 

«Нью-Йорк тайме» злобно замечала, что ООН все больше «проникается африканским духом». Дипломатически корректный и выдержанный представитель США в ООН Стивенсон и то обмолвился однажды: «Ввиду принятия в ООН столь большого числа новых стран США и западные страны уже не контролируют Организации Объединенных Наций».

 

Действительно, прошли времена, когда США легко пускали в ход машину голосования и послушное большинство принимало угодные им решения. В 1946 году они контролировали 35 голосов из 51. В 1960 году из всех членов ООН в империалистический лагерь входило уже меньше половины всех стран. Судьбы мира все больше и больше определяли независимые народы и их правительства...

 

В главном холле здания ООН размещаются подарки из разных стран мира. Бронзовый Зевс символизирует всесилье божества. Отполированный металлический шар с усиками — макет первого советского искусственного спутника Земли — воплощает в себе могущество человеческого разума. Он сумел покорить космос. И уже тогда, в конце 50-х годов, не было у здравомыслящих людей сомнения в том, что он одержит трудную, но славную победу на земле и приведет к установлению прочного мира на всей планете. Порукой тому стала борьба народов земного шара за мир, рост сил социалистического содружества, неуклонно крепнущая мощь Советского Союза, наша по-ленински миролюбивая внешняя политика.

Категория: История | Добавил: fantast (15.11.2022)
Просмотров: 122 | Рейтинг: 0.0/0