Создание СССР и первый съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик

 

30 декабря 1922 года. 11 часов утра. Многоярусный зал Большого театра полон. 2215 делегатов рассаживаются по бархатным креслам. Старейший делегат — седоголовый П. Г. Смидович объявляет I съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик открытым. И, заглушая рукоплескания, в зале возникает мелодия «Интернационала». Его поют на многих языках. Но пусть по-разному произносятся слова — едина мелодия, един порыв, и все голоса сливаются в один общий дружный хор, который звучит все громче, все мощнее. Поют делегаты рабочих Москвы и Петрограда, донецких шахтеров и хлеборобов Черниговщины, нефтяников Баку и виноградарей Грузии, поют белорусы, армяне, представители Туркестана и Дальнего Востока, только что освобожденного от японской оккупации. Для одних путь в этот зал означал несколько минут езды в переполненном московском трамвае, другие добирались до столицы не одну неделю, недобрым словом поминая неизжитую еще транспортную разруху. Но все они вместе со своими народами прошли долгий и трудный путь, прежде чем собрались в этом великолепном зале. Собрались для того, чтобы принять решения, означающие историческую веху в развитии Советского государства.

 

Еще «Декларация прав народов России», принятая в ноябре 1917 года, провозгласила основные принципы ленинской национальной политики.

 

Миллионы людей, которых царские чиновники презрительно именовали «инородцами», предстали перед миром как борцы, вдохновленные большевистской правдой, поднятые к новой жизни.

 

Когда во всех концах огромной страны стали возникать национальные республики, недруги и пессимисты заговорили о гибели России, о ее распаде. Невдомек им было, что в свободном самоопределении народов, в создании национальной советской государственности, в росте и развитии каждой национальности и закладывалась основа такого единства, какого еще не знала история.

 

В 1918 году В. И. Ленин проникновенно и мудро говорил о неразрывности интересов советских народов.

 

«Мы властвуем, не разделяя, по жестокому закону древнего Рима, а соединяя всех трудящихся неразрывными цепями живых интересов, классового сознания... Совершенно добровольно, без лжи и железа, будет расти эта федерация, и она несокрушима».

 

Именно так, без лжи и железа, стало создаваться и крепнуть единство освобожденных народов. Трудящиеся убеждались, что нельзя социалистическим народам существовать в одиночку. Обособиться — значит погибнуть. Чтобы быть свободными, надо быть едиными. Разве не этому учил опыт?

 

Под натиском интервентов и белогвардейцев пала Советская власть в Эстонии и Литве. Крепко стиснув зубы, сжимая винтовки, покидали родную землю латышские стрелки. В Прибалтике снова установилось господство буржуазии.

 

Опасность закабаления грозила и другим народам. Повсеместно зрело убеждение: «Необходимо объединить свои усилия, вместе отбивать натиск вра'га». Так в огне сражений был создан и закален, скреплен совместно пролитой кровью военный союз советских республик.

 

После войны, когда советский народ, засучив рукава, взялся за восстановление разрушенного, за строительство нового, невиданного в истории государства, необходимость объединения усилий всех советских республик сказалась с новой силой. Только в неразрывном единстве, поддерживая друг друга, можно было засеять вытоптанные поля, оживить потухшие домны, пустить заржавленные станки. И главное, только вместе, во всем помогая друг другу, можно было решить те величественные задачи, которые партия поставила перед разоренной страной,— построить гиганты социалистической индустрии, перепахать сотнями тысяч тракторов вековечные крестьянские межи, покончить с темнотой и невежеством.

 

Необходимость объединения диктовалась и непрекращавшейся угрозой извне. Империалисты, битые во время интервенции, не оставили своих попыток уничтожить власть рабочих и крестьян. Теперь они надеялись погубить нас голодом, запугать ультиматумами, а улучив момент, снова навалиться танками, броненосцами, пулеметами, штыками. Эти планы куда легче осуществить, если республики окажутся разрозненными.

 

Итак, жизнь настоятельно говорила о необходимости объединения. Идти вперед, строить, расти, развиваться можно только вместе, в едином союзном государстве. Вместе — в борьбе и труде, в радости и горе, вместе — на вечные времена. Такова была единодушная воля народов.

 

На территории нашей страны в то время существовало несколько советских республик. Крупнейшей из них была Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР). Ее население составляло свыше 100 миллионов человек. Наряду с русскими районами Европейской России, Урала и Сибири РСФСР объединила Дагестанскую, Горскую, Крымскую, Татарскую, Башкирскую, Киргизскую (Казахскую), Туркестанскую автономные республики и ряд автономных областей.

 

На территории Украинской Советской Социалистической Республики проживало 26,2 миллиона человек. Население Белорусской Советской Социалистической Республики составляло 1,6 миллиона. В советских республиках Закавказья — Азербайджанской, Армянской, Грузинской, объединившихся в Закавказскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику (ЗСФСР), проживало 5,6 миллиона человек.

 

Все эти республики были неразрывно связаны общностью интересов, целей, задач, общностью государственного строя. Братские отношения между республиками были закреплены союзными договорами, предусматривавшими объединение ряда органов хозяйственного и административного управления, вооруженных сил. Однако жизнь требовала создания более тесного союза, требовала объединения всех республик в единое союзное государство.

 

Об этом говорили выступавшие на митингах и собраниях в Тифлисе (Тбилиси), Минске, Киеве, Баку, Эривани (Ереване), в сотнях городов и тысячах деревень. И не случайно так часто в их речах вспоминалась старинная притча о том, как легко ломается каждый прутик в отдельности и как трудно сломать те же прутья, сплетенные воедино.

 

Воля народов ясна — создать единое союзное государство, оформить, закрепить, усилить уже завоеванное единство. Но каковы должны быть формы объединения? Ведь ничего похожего никогда не было и не могло быть в истории государств. Как осуществить гармоническое сочетание интересов разных народов?

 

Коммунистическая партия настойчиво искала нужные формы. Для выработки проекта решения о государственном объединении была создана комиссия ЦК- В процессе ее работы И. В. Сталин выдвинул план «автономизации», по которому все республики включались в состав РСФСР на правах автономии. Подобный принцип ущемлял бы их права. Это шло вразрез с ленинской национальной политикой, не способствовало упрочению дружбы народов.

 

Творчески развивая марксистскую теорию на основе накопленного опыта, глубоко понимая нужды всей страны и каждого народа в отдельности, В. И. Ленин предложил жизненную и абсолютно правильную форму объединения независимых советских республик — Союза Советских Социалистических Республик.

 

Руководствуясь ленинскими указаниями, Пленум ЦК. РКП (б) 6 октября 1922 года принял решение: «Признать необходимым заключение договора между Украиной, Белоруссией, федерацией Закавказских республик и РСФСР об объединении их в «Союз Социалистических Советских Республик» с оставлением за каждой из них права свободного выхода из состава «Союза».

 

Коммунисты всех республик обсудили и горячо одобрили это решение. Повсюду прошли губернские и республиканские съезды Советов. Воля миллионов воплотилась в документы, принятые этими съездами.

 

30 декабря 1922 года I Всесоюзный съезд Советов провозгласил образование СССР. В. И. Ленина на этом съезде не было: тяжелая болезнь вывела его из строя. Но он здесь, в этом зале. Ленин — в восторженных аплодисментах, которыми встречено предложение избрать его почетным председателем съезда. Ленин — в речах делегатов, в исторических документах, которые рассматривает съезд. Ленин — в волнующей атмосфере братства и дружбы, роднящей собравшихся здесь представителей десятков национальностей, в единодушном голосовании за решения съезда.

 

Заканчивая свою работу, I съезд Советов СССР избрал Центральный Исполнительный Комитет — верховный орган власти на период между съездами. Первыми четырьмя председателями ЦИК (по числу объединившихся республик) стали М. И. Калинин, Г. И. Петровский, Н. Нариманов и А. Г. Червяков.

 

В январе 1924 года была утверждена первая Конституция СССР. Откликаясь на эти события, выражая чувства всего прогрессивного человечества, великий китайский патриот Сунь Ятсен писал: «Этот свободный союз республик является подлинным наследством бессмертного Ленина миру угнетенных народов».

Категория: История | Добавил: fantast (14.11.2022)
Просмотров: 175 | Рейтинг: 0.0/0