II Всероссийский съезд Советов. Состав съезда и его открытие

II Всероссийский съезд Советов. Состав съезда и его открытие

За несколько дней до вооруженного восстания в Петроград начали съезжаться делегаты II Всероссийского съезда Советов!] Партийный состав делегатов съезда наглядно продемонстрировал огромный рост большевистского влияния среди трудящихся. {Если на I съезде Советов эсеры и меньшевики имели 583 мандата, а большевики — 105, то на II съезде большевики решительно преобладали. По неполным данным регистрации дооткрытия съезда, из 517 делегатов большевиков было 250, эсеров — 159, меньшевиков — 60, интернационалистов — 14, анархистов — 3, украинских эсеров — 6, независимых социалистов — 3, беспартийных — 22. В ходе съезда соотношение еще больше изменилось в пользу большевиков. Приехали запоздавшие делегаты, покинули съезд откровенные соглашатели; оставшиеся на съезде представители правых эсеров, отражая растущее полевение масс, примкнули к левым эсерам. Из 193 делегатов-эсеров 179 человек перешли к левым эсерам.

 

Таким образом из 625 делегатов съезда большевиков было 390, левых эсеров — 179, украинских эсеров — 21, объединенных интернационалистов — 35.

 

На II съезде участвовали делегаты от 402 Советов — на 10 Советов больше, чем на I съезде. На съезде было представлено 195 Советов рабочих и солдатских депутатов, 119 Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, 46 Советов рабочих депутатов, 22 Совета солдатских и матросских депутатов, 19 Советов крестьянских депутатов и 1 Совет казачьих депутатов ^Делегаты съезда выражали__волю трудящихся всех народов многонациональной России. [Дроме представителей русских рабочих и крестьян, среди делегатов съезда было 118 человек, посланных Советами Украины, 26 — Прибалтики, 15 — Белоруссии, И —Кавказа, 5 —Средней Азии, 3 — Молдавии. Более половины делегатов национальных районов составляли большевики. Большинство делегатов съезда стояло за переход всей власти Советам. Это нашло свое подтверждение в анкетах делегатов, в которых указывалось официальное отношение пославших их Советов к вопросу о власти. По неполным данным этих анкет, из 366 Советов и комитетов 225 (69,6%) были за переход власти к Советам, 75 — за власть демократии и коалиции, 36 — не занимали определенной позиции.

 

Прибывшие с мест делегаты — большевики и им сочувствующие — немедленно приняли участие в вооруженном восстании в Петрограде. Большевики — делегаты съезда Ф. И. Голо-щекин (Урал), А. В. Галкин (Белоруссия), И. П. Флеровский (Кронштадт) — были введены в состав ВРК. В распоряжение ВРК были направлены делегаты Л. Н. Риппа (Новохоперск), П. В. Крюков (Острогожск), С. М. Киров (Владикавказ), С. М. Цвиллинг (Челябинск); среди делегатов съезда находилось много опытных революционеров, закаленных в классовых битвах. Выступая на митингах солдат и рабочих, они увлекали их на борьбу за победу социалистической революции.

24 октября, когда вооруженное восстание развернулось начались заседания фракций II Всероссийского съезда Советов. Они продолжались и на следующий день до самого открытия съезда. На этих заседаниях выявилось отношение различных партий к вооруженному восстанию^/Разброд и растерянность царили во фракциях меньшевиков и эсеров. £В итоге бесконечных прений меньшевики решили осудить вооруженное восстание, уйти со съезда и начать переговоры с Временным правительством о создании новой, буржуазной правительственной К01мбинации. Фракция эсеров, в которой преобладали левые эсеры, большинством голосов постановила участвовать в раОоте II съезда Советов.

 

В 2 часа дня 25 октября собралась большевистская фракция, заседание которой открыл Я. М. Свердлов. Фракция заслушала краткие десятиминутные доклады с мест. Все докладчики подтвердили готовность пролетариата повсеместно взять власть. Заседание поручило Свердлову держать связь с Центральным Комитетом партии. На вечернем заседании фракции выступил В. И. ЛенинГ/Как рассказывают участники заседания, «эта речь была краткой, но она содержала^счерпывающий, глубокий анализ происходящих событий. Социальная революция совершилась. Впервые в мире создается власть трудя щихся?-говорит Ильич» *.

 

Меньшевики и эсеры всячески оттягивали открытие съезда. Они непрерывно заседали, разрабатывая проекты создания «однородного социалистического правительства». Они тщетно стремились сколотить на съезде группы своих сторонников, пытаясь найти пути для ликвидации результатов победы рабочих и крестьян.

 

Первоначально съезд предполагалось открыть в 2 часа дня 25 октября, затем, по соглашению всех фракций, его открытие было перенесено на 8 часов вечера. Но только в 10 часов 40 минут за столом президиума в переполненном зале Смольного появился меньшевик Ф. И. Дан. От имени Центрального Исполнительного Комитета старого созыва он объявил II Всероссийский съезд Советов открытым.

Вся власть Советам

По поручению большевистской фракции В. А. Аванесов предложил составить президиум на основе пропорционального представительства всех партий, участвующих в съезде. Однако меньшевики и правые эсеры отказались войти в президиум^/

 

От имени меныпевиков-интернационалистов Л. Мартов внес предложение прежде всего обсудить вопрос «О мирном разрешении создавшегося кризиса» Это предложение было принято представителями всех фракций. Однако обсуждение принятого предложения было сразу же сорвано соглашателями. Один за другим поднимались они на трибуну и истерически кричали о «большевистском заговоре», «преступной политической авантюре» и т. д. Представители фронтовых организаций меньшевики Я. А. Хараш и Г. Д. Кучин пытались запугать съезд, угрожая выступлением армии против большевиков. Однако их речи вызвали лишь возмущение делегатов. «Начальство, корниловцы! От штаба говорите вы, а не от армии!» — неслось из переполненного зала. Резкую отповедь получили соглашатели от солдат-фронтовиков. «Они не представляют солдат... Пусть они уходят, армия не с ними!» — заявил представитель латышских стрелков К. А. Петерсон. «Солдаты не пойдут за ними, они против них»,— подтвердил делегат 2-й армии Ф. И. Гжелыцак. «Жители окопов ждут с нетерпением передачи власти в руки Советов»,—провозгласил делегат 3-й армии Ф. П. Лукьянов1 2.

 

Выступления на съезде представителей некоторых армейских комитетов показали, какая глубокая пропасть легла между этими соглашательскими органами и массами рабочих и крестьян.

 

^Меньшевики, правые эсеры и бундовцы огласили свои декларации^) полные грязной клеветыГна победившее восстание и большевистскую партию, и покинули зал] под возмущенные крики делегатов съезда. «Дезертиры! Предатели! Скатертью дорога!» — неслось вслед жалкой кучке соглашателей. Руководители соглашательских партий оказались на съезде изолированными даже от рядовых делегатов, принадлежавших к этим партиям. Показательно, что съезд покинуло лишь несколько десятков человек из 200 с лишним делегатов, принадлежавших к соглашательским партиям. Хотя эти партии и заявили, что не будут участвовать в работе съезда, их лидеры еще несколько раз появлялись в зале, чтобы паническими выкриками и угрозами попытаться запугать съезд и заставить его отказаться от взятия власти.

 

^Большевистская фракция предложила резолюцию, в которой характеризовала поведение соглашателей как «бессильную и преступную попытку сорвать полномочное всероссийское представительство рабочих и солдатских масс... Уход соглашателей не ослабляет Советы,— констатировала резолюция,— а усиливает их, так как очищает от контрреволюционных примесей рабочую и крестьянскую революцию».

Таким образом, с первых же часов работы съезда ясно определилось истинное лицо каждой партии. Большевики выступили на съезде как единственная последовательно революционная сила, выражавшая насущные требования масс, идущая во главе трудящихся. Левые эсеры пытались примирить непримиримое, добиться соглашения большевиков с меньшевиками, правыми эсерами и другими предателями революции. Но отражая настроение крестьянства, они все же остались на съезде и поддержали основные большевистские лозунги: власть Советам, мир и передача земли крестьянам. Полностью разоблачили себя правые соглашательские партии, выступившие против социалистической революции.

 

£Пока меньшевики и эсеры сочиняли и оглашали свои декларации, было покончено с Временным правительством. В 3 часа 10 минут ночи на съезде была зачитана телефонограмма В. А. Антонова-Овсеенко о взятии Зимнего дворца и аресте низложенного Временного правительства^ Бурной овацией встретили делегаты это сообщение.

 

[ГСъезд приступил к обсуждению вопроса о власти. От имени фракции большевиков А. В. Луначарский огласил написанное В. И. Лениным обращение «Рабочим, солдатам и крестьянам!»

 

«Опираясь на волю громадного большинства рабочих, солдат и крестьян,— говорилось в обращении,— опираясь на совершившееся в Петрограде победоносное восстание рабочих и гарнизона, съезд берет власть в свои руки... Съезд постановляет: вся власть на местах переходит к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов...» 1 В 5 часов утра обращение было поставлено на голосование и принято всеми голосами при 2 прс"”^" и 12 воздержавшихся?? Этим историческим актом, провозгласившим установление в России диктатуры пролетариата, завершилось первое заседание съезда.

 

Лозунг большевиков «Вся власть Советам!» воплотился в жизнь. Рабочие и крестьяне России превратились в полновластных хозяев страны, российский пролетариат из угнетенного и эксплуатируемого класса стал классом господствующим, а Советы — государственной формой диктатуры пролетариата. Так был решен основной вопрос революции — вопрос о власти.

Мир – народам

Вечером 26 октября открылось второе и последнее заседание съезда В. И. Ленин, руководивший завершающими операциями восстания, не присутствовал на первом заседании съезда. И вот он впервые появился в зале. «Было ровно 8 часов 40 минут,— писал присутствовавший на заседании американский журналист Джон Рид,— когда громовая волна приветственных криков и рукоплесканий возвестила появление членов президиума и Ленина — великого Ленина среди них. Невысокая коренастая фигура с большой лысой и выпуклой крепко посаженной головой. Маленькие глаза, крупный нос, широкий благородный рот, массивный подбородок, брптый, но с уже проступавшей бородкой, столь известной в прошлом и будущем. Потертый костюм, несколько не по росту длинные брюки. Ничего, что напоминало бы кумира толпы, простой, любимый и уважаемый так, как, быть может, любили и уважали лишь немногих вождей в истории. Необыкновенный народный вождь, вождь исключительно благодаря своему интеллекту, чуждый какой бы то ни было рисовки, не поддающийся настроениям, твердый, непреклонный, без эффектных пристрастий, но обладающий могучим умением раскрыть сложнейшие идеи в самых простых словах и дать глубокий анализ конкретной обстановки при сочетании проницательной гибкости и дерзновенной смелости ума» *.

 

Йторое заседание началось с единодушного утверждения тных президиумом съезда распоряжений об отмене смертной казни, о немедленном освобождении всех арестованных членов земельных комитетов и солдат, политических заключенных, немедленном аресте бежавшего Керенского. Затем съезд приступил к рассмотрению вопроса о мире. Слово для доклада получил В. И. ЛенинГ^

 

Весь зал поднялся, когда на трибуне появился Ленин. Он долго не мог начать свою речь. В зале заседания творилось что-то невероятное. Аплодисменты перемешивались с криками радости, возгласами «Да здравствует Ленин!» Зал был переполнен. Здесь были не только делегаты съезда. Сюда пришли находившиеся в Смольном рабочие, солдаты и матросы. «Люди,— вспоминает А. А. Андреев,— становились на подоконники, выступы колонн, на стулья, лишь бы увидеть стоявшего на трибуне Ленина. В воздух летели шапки, кепки, матросские бескозырки, мелькали поднятые вверх винтовки. Так, стоя, съезд выслушал доклад Ленина о мире» 1 2.

 

£В обстановке бушевавшей войны, ежечасно уносившей тысячи человеческих жизней, молодая Советская власть прежде всего предложила «всем воюющим народам и их правительствам начать немедленно переговоры о справедливом демократическом мире». В написанном В. И. Лениным Декрете о мире подчеркивалось, что «справедливым или демократическим миром... правительство считает немедленный мир без аннексий (т. е. без захвата чужих земель, без насильственного присоединения чужих народностей) и без контрибуций». В декрете осуждалась империалистическая политика порабощения народов, заявлялось, что «...войну из-за того, как разделить между сильными и богатыми нациями захваченные ими слабые народности, правительство считает величайшим преступлением против человечества...» Декрет провозглашал «...решимость немедленно подписать условия мира, прекращающего эту войну на указанных, равно справедливых для всех без изъятия народностей условиях». Одновременно в декрете было сказано, что эти условия Советская власть не считает ультимативными и готова рассмотреть любые другие условия мира. Декрет отменял тайную дипломатию, и Советское правительство выражало твердое намерение вести все переговоры открыто перед всем народом. Через головы империалистических правительств Советская власть обращалась к рабочим капиталистических стран с призывом помочь «...успешно довести до конца дело мира и вместе с тем дело освобождения трудящихся и эксплуатируемых масс населения от всякого рабства и всякой эксплуатации» ЧД

 

Ленинский Декрет о мире встретил дружную поддержку делегатов. Ф. Э. Дзержинский от имени трудящихся Польши и Литвы заявил, что Декрет о мире получит горячий «отклик в сердцах пролетариата всех стран. Вместе с таким союзником мы достигнем мира». П. И. Стучка, выражая мнение латвийских трудящихся, решительно поддержал ленинский декрет. «Голос революционного пролетариата, армии, крестьянства,— заявил от имени литовских трудящихся В. С. Мицкявичус-Капсукас с трибуны съезда,— пройдет через штыки и проникнет в Германию и другие страны и будет способствовать всеобщему освобождению» 1 2.

 

ДОколо 11 часов вечера съезд единогласно утвердил Декрет о миреД«Неожиданный и стихийный порыв поднял нас всех на ноги.-^писал Джон Рид,— и наше единодушие вылилось в стройном, волнующем звучании „Интернационала11. Какой-то старый, седеющий солдат плакал, как ребенок. Александра Коллонтай потихоньку смахнула слезу. Могучий гимн заполнял зал, вырывался сквозь окна и двери и уносился в притихшее небо. „Конец войне! Конец войне!11 — радостно улыбаясь, говорил мой сосед, молодой рабочий» 3.

 

Принятием ленинского Декрета о мире были определены главные черты внешней политики Советского социалистического государства, «в основе которой лежат принципы мира, равноправия, самоопределения народов, уважения независимости и суверенитета всех стран, а также честные, гуманные методы социалистической дипломатии...» 1 Декрет о мире звал к исключению войны из практики международных отношений, предлагал искать мирные пути разрешении споров между государствами. В. И. Ленин говорил на съезде: «Мы отвергаем все пункты о грабежах и насилиях, но все пункты, где заключены условия добрососедские и соглашения экономические, мы радушно примем, мы юс не можем отвергать».

Земля – крестьянам

Не успели смолкнуть овации, которыми встретил съезд Декрет о мире, как они с новой силой сотрясли переполненный зал Смольного. В. И. Ленин вновь вышел на трибуну, чтобы сделать доклад о земле.

 

«Правительство рабоче-крестьянской революции,— говорил он,— в первую голову должно решить вопрос о земле,— вопрос, который может успокоить и удовлетворить огромные массы крестьянской бедноты»3. Веками боролись крестьяне России за землю, политую их потом, возделанную их трудом. Но эта борьба была безуспешной. Только рабочий класс, завоевав политическую власть, одним ударом разрешил этот наболевший вопрос.

 

В притихшем зале В. И. Ленин прочитал написанный им Декрет о земле. «Помещичья собственность на землю отменяется немедленно без всякого выкупа»,— гласит первый пункт декрета4. Все земли, принадлежавшие помещикам, царскому семейству, монастырям и церквам, со всем их живым и мертвым инвентарем переходили в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов. Земли рядовых крестьян и рядовых казаков конфискации не подлежали.

 

В. И. Ленин предложил включить в декрет «Крестьянский наказ о земле», составленный эсерами на основании 242 местных крестьянских наказов. Этот наказ требовал отмены частной собственности на землю, установления уравнительного) землепользования, по которому «земля распределяется между трудящимися, смотря по местным условиям, по трудовой или потребительной норме»5. Такие требования расходились с большевистской аграрной программой, а уравнительное землепользование само по себе не было социалистической мерой. Но в то время крестьяне поддерживали эсеровское требование уравнительного пользования землей, и большевики не хотели игнорировать крестьянские требования. Партия была уверена, что сама жизнь покажет крестьянам бесперспективность уравнительности, заставит их перейти к коллективным формам ведения хозяйства. Вот почему большевики включили в Декрет о земле эсеровские требования, хотя и не скрывали своего несогласия с hhmihJ«...Mh не можем обойти постановление народных низов,— говорил В. И. Ленин,— хотя бы мы с ним были несогласны. В огне жизни, применяя его на практике, проводя его на местах, крестьяне сами поймут, где правда... Жизнь — лучший учитель, а она укажет, кто прав, и пусть крестьяне с одного конца, а мы с другого конца будем разрешать этот вопрос» ’.

 

Главное заключалось в том, что декрет, провозглашая общенародную собственность на землю, т. е. национализацию земли, одним ударом ликвидировал помещичье землевладение. Декрет сразу удовлетворял вековые чаяния трудового крестьянства, наглядно показывал, кто его истинный друг и защитник. Несмотря на то, что эсеры несколько месяцев находились у власти, они ровным счетом ничего не сделали для выполнения своей аграрной программы. А большевики в первый же день победы социалистической революции удовлетворили крестьянские требования и тем самым отвоевали у эсеров массы трудящихся крестьян. Декрет о земле стал исходным пунктом аграрной политики Советской власти. «Суть в том,— под гром аплодисментов закончил свой доклад В. И. Ленин,— чтобы крестьянство получило твердую уверенность в том, что помещиков в деревне больше нет, что пусть сами крестьяне решают все вопросы, пусть сами они-устраивают свою жизнь» 1 2.

 

LB 2 часа ночи Декрет о земле был поставлен на голосование и принят всеми голосами против 1 при 8 воздержавшихся"] «Крестьянские делегаты были в неистовом восторге...»,— отмечал Джон Рид3.

 

Декреты о земле и мире, как и другие революционные меры Советской власти, осуществляли задачи, не решенные буржуазно-демократической революцией, но решали их «походя, мимоходом, как „побочный продукт нашей главной и настоящей, нролегарски-революционной, социалистической работы» 4. Эти шаги новой власти сразу же показали всем трудящимся, что Только революционная власть рабочих И крестьян способна удовлетворить вековые даяния народных масс.

Категория: История | Добавил: fantast (12.10.2018)
Просмотров: 1072 | Рейтинг: 0.0/0