Установление Советской власти на Дальнем Востоке в 1917-1918 гг.

Установление Советской власти на Дальнем Востоке в 1917-1918 гг.

Трудящиеся Дальнего Востока, узнав о победе Октябрьской революции, выступили с решительным требованием передачи всей власти Советам. Но эсеро-меньшевистские руководители местных Советов всячески оттягивали выполнение этих требований масс. Перед дальневосточными большевиками, руководителем которых был А. Ней-бут, встала неотложная задача: добиться перевыборов соглашательских Советов.

 

5 ноября 1917 г. был переизбран Исполком Владивостокского Совета. В новый Исполком вошли 18 большевиков, 11 эсеров, 3 меньшевика и 8 беспартийных, поддерживавших большевиков. Во главе Исполкома стали большевики К. А. Суханов, П. М. Никифоров, В. М. Сибирцев. Через несколько дней Владивостокский Совет объявил о взятии им власти в городе. В эти же дни перешла власть к Советам в Сучане, Никольск-Уссурийске и других пунктах Приморья.

 

Контрреволюция на Дальнем Востоке всполошилась. Комиссар Временного правительства эсер Русанов и председатель краевого Исполкома меньшевик Бакулин обратились к населению с демагогическим воззванием, в котором протестовали против взятия власти Советами. На помощь внутренней контрреволюции пришли иностранные империалисты. Консульский корпус во Владивостоке опубликовал меморандум, заявив, что он не признает Советской власти и будет поддерживать отношения по-прежнему только с думой и земством.

 

В конце ноября на Владивостокском рейде бросил якорь американский крейсер «Бруклин» с командующим тихоокеанским флотом США адмиралом Найтом на борту. Найт и американский консул во Владивостоке Колдуэлл немедленно собрали представителей «деловых кругов» и заверили их, что США в полной мере поддержат борьбу с Советским правительством. Был создан Русско-американский военно-промышленный комитет, ставший одним из центров подготовки иностранной интервенции на Дальнем Востоке.

 

В ответ на активизацию контрреволюционных сил большевики Владивостока стали усиленно формировать отряды Красной гвардии. Трудящиеся города, солдаты гарнизона и моряки Сибирской флотилии дружно поддержали большевистскую линию Владивостокского Совета. Поднимались на борьбу за установление власти Советов трудящиеся и других городов Дальнего Востока. В начале декабря власть перешла к Совету в Хабаровске. Председателем Совета стал большевик Л. Герасимов. Однако здесь, как и в других городах Дальнего Востока, не были ликвидированы думы и земства, продолжавшие свою контрреволюционную деятельность.

 

Затяжной характер носил процесс установления Советской власти на далеком Сахалине. Здесь до февраля 1918 г. продолжали функционировать представители уже не существовавшего Временного правительства. Только 18 февраля областной комиссар был вынужден передать власть Сахалинскому Совету. Но и после этого Советы на Сахалине согласились на образование коалиционной власти с участием земств и городских самоуправлений. Это было результатом слабости большевистских сил на Сахалине, распыленности и малочисленности рабочего класса.

 

В большинстве районов Дальнего Востока трудящиеся решительно поддерживали! власть Советов. Их воля была выражена на III Дальневосточном краевом съезде Советов, открывшемся 12 декабря в Хабаровске. Съезд заявил, что он «считает Совет Народных Комиссаров... единственной центральной властью», и провозгласил власть Советов на Дальнем Востоке, обязав Советы «проводить неуклонно в жизнь все декреты, постановления и распоряжения рабочего и крестьянского правительства в лице его Совета Народных Комиссаров...» 1 Съезд избрал Дальневосточный краевой исполком Советов, в котором преобладали большевики. Председателем Исполкома стал большевик А. М. Крас-нощеков, секретарем — большевик М. И. Губельман.

 

После III краевого съезда Советов энергичную деятельность по установлению Советской власти развернули и большевики Амурской области. Это была трудная задача. В области концентрировались основные силы амурского казачества, пополненные к тому же многими противниками власти Советов, бежавшими на Амур из Сибири, Забайкалья и других мест.

 

В Благовещенске соглашательский Совет всячески препятствовал выполнению требований масс о переходе власти к Советам. Этим воспользовался атаман Амурского казачьего войска эсер И. Гамов. 21 ноября он опубликовал приказ, что «войсковое казачье правительство временно взяло всю полноту власти». Вылазка контрреволюции вызвала возмущение трудящихся. В середине января 1918 г., когда прошли перевыборы Совета и в его составе стали преобладать большевистски настроенные депутаты, Благовещенский Совет начал осуществлять революционные мероприятия. Председателем Совета был избран большевик Ф. Н. Мухин. Но хотя Совет и укрепился, в Благовещенске продолжало существовать и «войсковое правительство».

 

Трудовое крестьянство Амурской области все решительнее становилось на сторону Советской власти. В течение января 1918 г. власть Советов была провозглашена в 126 селах области. Воля трудящихся Амурской области была выражена на IV областном крестьянском съезде, созванном в Благовещенске 25 февраля по инициативе большевиков. Съезд единодушно постановил: «Единственной властью как в центре, так и на местах признать Совет рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов» 1 и провозгласил власть Советов по всей территории Амурской области, принял решение организовать Красную гвардию, распустить земства и думы. На съезде был избран областной Исполком Советов, более 2/з мест в котором принадлежало большевикам. Председателем областного Исполкома стал Ф. Н. Мухин.

 

Однако областной Исполком не развернул решительных действий против контрреволюции. Он не разоружил контрреволюционные отряды, не торопился распустить земства, думу и «войсковое правительство», медленно создавал отряды Красной гвардии. Ошибки Исполкома были использованы антисоветскими силами.

 

Атаман Гамов располагал в Благовещенске хорошо вооруженными и подготовленными отрядами казаков, офицеров, буржуазной милиции общей численностью до 6 тыс. человек. Его активно поддерживали около 350 японских резидентов, скопившихся в городе. Силы же Красной гвардии и других революционных отрядов не превышали 1 тыс. плохо вооруженных бойцов. 6 марта Гамов арестовал областной Исполком, захватил важнейшие пункты города и установил свирепый террор. Захваченные врасплох защитники Советской власти отступили в деревню Астрахановку около Благовещенска под прикрытие зимовавших там кораблей из Амурской флотилии. Созданный в Астраханов-ке ВРК и другие революционные организации обратились за помощью к трудящимся Дальнего Востока.

 

Мятеж Гамова представлял серьезную угрозу Советской власти не только в Амурской области, но и на всем Дальнем Востоке. Мятежники действовали в контакте с бандами Семенова, японской и американской разведками, со всеми антисоветскими силами в этом районе. Поэтому на подавление гамовского мятежа поднялись трудящиеся других городов и всех окрестных деревень и сел. В Астрахановку стали прибывать вооруженные отряды рабочих и матросов Хабаровска, железнодорожников Бочкарева, красногвардейцев Читы, Владивостока, Никольск-Уссурийска, крестьяне деревень и сел Амурской области. В течение нескольких дней в Астрахановке сосредоточилось до 12 тыс. советских бойцов. 12 марта революционные войска начали наступление против отрядов Гамова и в ходе ожесточенных боев разгромили их.

 

В марте 1918 г. знамя Советов победно развевалось над просторами всего Дальнего Востока.

 

Социалистическая революция победила на всей огромной территории нашей страны от берегов Балтики до побережья Тихого океана.

Категория: История | Добавил: fantast (12.10.2018)
Просмотров: 3728 | Рейтинг: 3.0/2