Народы Средней Азии в середине XIX в. и их экономические связи с Россией

Народы Средней Азии в середине XIX в. и их экономические связи с Россией

На территории Средней Азии находились три феодальных ханства: Коканд, Бухара и Хива. В XVIII и начале XIX в. в ханствах шел процесс централизации, но к середине XIX столетия феодальная раздробленность еще не была полностью преодолена. Некоторые области (Гисар, Шах-рисябс и др.) не были окончательно покорены бухарскими эмирами. В Хивинском ханстве происходили частые восстания туркмен и каракалпаков. Каратегин и Дарваз оставались полунезависимыми владениями, несмотря на попытки кокандских ханов подчинить их своей власти.

 

Хивинское ханство было расположено по нижнему и среднему течению Аму-Дарьи, Бухарское занимало территорию долины Зарафшана, горный район Нур-ата и некоторые местности по Аму-Дарье. Кокандское ханство находилось в долине Ферганы; к середине XIX в. ему принадлежала также территория с городами Ташкентом, Чимкентом, Туркестаном и др.

 

Среди населения всех трех ханств преобладали узбеки. Северная часть территории, населенной таджиками, была предметом постоянных раздоров бухарского эмира и кокандского хана. Остальная часть современного Таджикистана состояла из ряда независимых и полузависимых владений. Отдельные туркменские племена жили в пределах Хивинского и Бухарского ханств. Основная территория Туркмении, расположенная к востоку от Каспийского моря по границам с Персией. Бухарой и Хивой, была объектом настойчивой агрессии со стороны шаха, эмира и хана. Каракалпаки жили в дельте АмуДарьи и были покорены хивинскими ханами. Киргизы (особенно население Южной Киргизии) находились в зависимости от кокандского хана. Более свободными были киргизские племена, жившие на севере Кокандского ханства. По временам они даже не признавали власти хана. Казахи, заселявшие северную часть Хивинского и Бухарского ханств, находились в тяжелой зависимости и от хана и от эмира.

Хозяйство

Территория Средней Азии в основном представляет собой пустыни и горы. Здесь было возможно только кочевое скотоводство. Население, занимавшееся земледелием, преимущественно поливным, жило в базисах, расположенных в Хорезме, в Самаркандской и Ташкентской областях, в Ферганской долине, в Ахал-Текинском оазисе, около Мерва, в районе озера Иссык-Куль, в низовьях Сыр-Дарьи и в некоторых других районах. Поливное земледелие было чрезвычайно трудоемким, особенно в Хорезмском оазисе, где для орошения полей приходилось применять водо-подъемные колеса — чигири, приводившиеся в движение лошадьми, верблюдами или ослами. Тем не менее вследствие благоприятных климатических условий и благодаря трудолюбию среднеазиатского крестьянства земледелие давало хорошие урожаи, которые нередко снимались два раза в год.

 

Наиболее высокой культурой поливного земледелия отличались районы Самарканда, Ташкента и Ферганской долины, где была и наибольшая плотность населения.

 

В Средней Азии производились пшеница, хлопок, рис, джугара, просо, ячмень, люцерна и другие культуры, а также овощи и фрукты. В некоторых районах было особо развито садоводство. Существовало также шелководство.

 

В районах скотоводства казахи и киргизы разводили по преимуществу овец, каракалпаки — главным образом крупный рогатый скот, туркмены — верблюдов, лошадей. Скот и продукты скотоводства (шерсть, кожи, мясо, молоко и др.) использовались в собственном хозяйстве кочевника и частично обменивались на хлеб и ремесленные изделия.

 

Кроме домашней промышленности, составлявшей неотъемлемую часть как оседлого, так и кочевого крестьянского хозяйства, в Средней Азии существовали ремесла. Особенно было распространено производство тканей, которые, как и другие ремесленные изделия, выделывались ручным способом. Отличительной чертой ремесла являлась его узкая специализация.

 

Среднеазиатские ремесленники объединялись в цехи. Во главе цехов стояли аксакалы, или колонтары, избиравшиеся на цеховых собраниях из богатых владельцев мастерских и утверждавшиеся ханом. Низший слой ремесленников составляли ученики (шагирды). Переход ученика в подмастерье (хальфа) затруднялся не только сложностью испытаний, но и весьма обременительным условием угощения всего цеха. Поскольку хозяева мастерских были заинтересованы в бесплатном труде учеников, шагирды десятками лет не могли перейти в подмастерья. Переход хальфа на положение мастера (усто) был еще труднее, так как для этого требовалось приобретение собственного дома и ремесленного оборудования. Нередко бывало, что человек всю жизнь оставался подмастерьем, подвергаясь эксплуатации со стороны мастера.

 

Ремесло и торговля обычно находились в одних руках. Что касается внешней торговли, то ею занимались купцы и велась она главным образом с Россией.

 

Разработка земных недр в Средней Азии производилась в небольших размерах и примитивными способами. Добывали черные, цветные и драгоценные металлы, каменную соль, селитру. Нефть в сравнительно больших количествах добывалась туркменами на острове Челекен. Горное дело не развивалось. Необходимые металлические предметы предпочитали производить из привозного, преимущественно русского металла.

В среднеазиатских ханствах было сравнительно много городов. Точных сведений о численности городского населения не существует. Одним из самых больших городов Средней Азии был Ташкент. К моменту его присоединения к России в нем насчитывалось примерно 80 тыс. жителей.

 

Города являлись средоточием ремесла и торговли. Торговля в Средней Азии основывалась на разделении труда между скотоводческими и земледельческими районами, а также была обусловлена наличием в городах и селах ремесла. Не следует, однако, преувеличивать значение торговли, учитывая слабое развитие ремесла и сохранение в значительной степени замкнутого натурального хозяйства. Хотя и медленно, но происходил рост товарно-денежных отношений.

Социальный строй

В ханствах существовало три вида землевладения: 1) амляковые или подшалыч-ные земли, принадлежавшие государству, находившиеся в распоряжении ханов, 2) мульки, бывшие большей частью частной собственностью представителей феодальной знати, и 3) вакуф-ные земли, принадлежавшие мусульманской церкви и находившиеся в распоряжении мусульманского духовенства; существовали также светские вакуфы — земли, превращенные их владельцами в нераздельное и неотчуждаемое имение. Нередко ханы отдавали населенные государственные земли крупным феодалам с нравом взимания всего или части налога. Обеленные земли, т. е. земли, владельцы которых приобретали налоговый и административный иммунитет, назывались мульки-хурри-ха-лис. Служилые люди хана наделялись землями на праве временного пользования. Со временем эти земли (танхо) превращались в их полную собственность. Таким образом, земли были собственностью ханов, светской и духовной знати. Крестьяне, обрабатывавшие эти земли, находились в зависимости от землевладельцев и ханов, которые их жестоко эксплуатировали.

 

Как в сельском хозяйстве, так и в ремесленном производстве при найме рабочих господствовали кабальные формы. По существовавшему обычаю рабочие получали от хозяев так называемый бунак, т. е. определенную сумму денег в размере от 4 до 40 руб. При уходе рабочий обязан был возвратить бунак. Поскольку он часто не имел для этого средств, то попадал в кабалу.

 

В Средней Азии господствовал феодальный способ производства. До присоединения к России в среднеазиатских ханствах существовало рабство. В рабов превращались захваченные в плен. Больше всего рабов было в Хивинском ханстве. По свидетельству ряда источников, в Бухаре и Хиве рабский труд применялся не только в домашней жизни, но и в сельском хозяйстве.  Чрезвычайно тяжелым в ханствах Средней Азии был налоговый гнет. Основной доход ханев составляли налоги с земли: хераджный сбор — в Бухаре, Коканде, дахьяк или ушр — в Хиве. Хераджная подать взималась в виде определенного количества зерна, денег или доли урожая. Дахьяк собирался в размере V10 урожая с земель, орошаемых при помощи чигирей, и Vs о земель, орошавшихся самотечной системой. Самый способ взимания земельной подати был исключительно обременителен для дехкан. В Бухарском ханстве перед жатвой сборщик податей (амлякдар) определял на глаз размер хераджа. До приезда его крестьяне не имели права убирать хлеб. Расходы на содержание амлякдара и сопровождавших его административных лиц причислялись к сумме хераджа. Злоупотребления со стороны сборщиков были обычным явлением. Сады, огороды, клеверные поля облагались особой потанапной (танап — земельная мера) податью. Поддержание в порядке ирригационной системы было натуральной повинностью населения. Существовал и ряд других сборов. Со скотоводческих хозяйств также взимался налог деньгами или скотом, так называемый зякет, содержание сборщиков зякета оплачивалось населением.

 

При перевозке товара с одного места в другое взимались торговые пошлины. Особый налог — байпули — платили купцы крупных городов цри получейии специальных ярлыков под видом займов хану, никогда не возвращавшихся.

 

Отсталость социальных отношений в ханствах Средней Азии, выражавшаяся в наличии рабства, в господстве феодального способа производства, задерживала развитие производительных сил. Междоусобные войны, произвол восточных правителей наносили огромный ущерб хозяйственной деятельности, мешали развитию ремесел и торговли. Деспотизм ханов и эмира, фанатизм мусульманского духовенства сковывали общественную жизнь, сеяли неуверенность и страх среди населения, тормозили рост культуры.

 

Все это ослабляло среднеазиатские ханства как политически, так и экономически, а эта слабость содействовала тому, что территория Средней Азии превращалась в арену соперничества двух великих держав — России и Англии.

Категория: История | Добавил: fantast (25.09.2018)
Просмотров: 778 | Рейтинг: 0.0/0