Революционные кружки и группы в начале 70-х годов 19 века в России

Революционные кружки и группы в начале 70-х годов 19 века в России

Ответы на вопросы, которые встали перед молодежью, вступившей в жизнь на Исходе первого пореформенного десятилетия, она искала в работах русских революционно-демократических писателей, в изучении западноевропейского освободительного движения. Большое влияние на русскую революционную молодежь оказали деятельность I Интернационала и Парижская Коммуна. Среди активных деятелей Коммуны были и русские революционеры — Елизавета Томанов-ская (Дмитриева), Анна Корвин-Круковская (Жаклар) и др. В России усиливается интерес к движению западноевропейского пролетариата, к работам Маркса и Энгельса. Переводятся на русский язык, издаются и распространяются в России «Манифест Коммунистической партии», «Гражданская война во Франции» и др. В 1872 г. вышел на русском языке «Капитал»,— это был первый иностранный перевод гениального труда Маркса. Русские революционеры тех лет в большинстве были идейно солидарны с бакунистским крылом в Интернационале. Вместе с тем многие сторонники Бакунина не одобряли раскольнических действий своего идейного вождя. Некоторые русские революционеры (например, Г. А. Лопатин) открыто встали на сторону Маркса. Лопатин был введен в состав Генерального совета I Интернационала.

 

Выдержанную интернационалистическую позицию заняла группа революционеров-эмигрантов, основавшая в начале 1870 г. Русскую секцию Международного товарищества рабочих (она просуществовала около двух лет). В руководство секции входили активные участники революционного движения 60-х годов: Н. И. Утин — член ЦК «Земли и воли», А. Д. Трусов — один из руководителей восстания 1863 г. в Белоруссии и др. Представителем секции в Генеральном совете по просьбе ее руководства стал К. Маркс. Маркс и Энгельс высоко ценили деятельность членов секции за их стремление к объединению революционных сил России с общеевропейским революционным движением. В своем органе «Народное дело» секция помещала важные материалы о западноевропейском рабочем движении, о деятельности Интернационала; она критиковала позиции анархистов и прудонистов, активно участвовала в борьбе Генерального совета с дезорганизаторской деятельностью Бакунина в I Интернационале, выступала против «нечаевщины». «Народное дело» придавало большое значение стачечной борьбе.

 

Но члены секции не поднялись до подлинного понимания научного коммунизма, усваивали лишь его отдельные положения, которые не смогли применить к русской действительности. В основном они оставались на позициях домарксовского социализма, рассматривали русских крестьян в качестве прямых борцов за социализм идеализировали общинное землепользование. Руководству Русской секции удалось связаться с некоторыми революционными кругами в самой России. Основатели секции, в частности, имели контакт с так называемыми «чай-ковцами» 1 — группой революционной молодежи, первым организатором которой был Марк Натансон. Начало объединения этой части молодежи в Петербурге относится к 1869 г. Работа группы особенно развернулась с 1871 г. К 1873 г. образовалась уже своего рода федерация, объединявшая кружки в Москве, Одессе, Киеве, а в ряде других городов имевшая своих единомышленников и помощников. В эти кружки входили: С. Л. Перовская, Д. А. Клеменц, Н. А. Чарушин, С. С. Синегуб, С. М. Кравчинский, П. А. Кропоткин, Л. Э. Шишко и др.— в Петербурге; Л. А. Тихомиров, Н. А. Морозов, М. Ф. Фроленко, А. И. Желябов, Ф. В. Волховский, П. Б. Аксельрод и др.— в филиалах. Кружки не имели формального устава, их единство основывалось на общности взглядов, на беззаветной преданности революционному делу. У них не было ни единой структуры, ни выборного центра. Функции последнего до известной степени осуществлялись петербургским, наиболее крупным и авторитетным кружком. В этой федерации кружков в период ее расцвета насчитывалось свыше 100 человек, не считая сочувствующих. Конечной целью ее ставилась подготовка в России широкого социалистического движения во имя ликвидации частной собственности и всех форм эксплуатации. Ближайшей задачей являлась подготовка кадров для революционной пропаганды в народе. Кружки объединили в своих рядах цвет передовой молодежи России. Из них вышло большинство виднейших деятелей революционного народничества 70-х годов.

 

«Чайковцы» вели систематическую пропаганду и организационную работу среди молодежи. Важное значение имело распространение в столице и провинции хорошо подобранной легальной демократической, а затем и нелегальной литературы — работ Чернышевского, Берви-Флеровского, Маркса, Добролюбова, Лаврова, Лассаля,Некрасова, а также естественнонаучных сочинений Дарвина, Сеченова и др.

 

Молодежь, объединявшаяся вокруг Натансона, Перовской и др., разделяла свойственное народничеству представление о революционных и социалистических возможностях крестьянства и рассматривала деревню как «центр народной жизни». С весны

 

1872      г. «чайковцы» (Синегуб, Чарушин и др.) начали активно действовать на рабочих окраинах столицы (Невская застава, Выборгская сторона, Васильевский остров, Ижорский завод и т. д.). Распропагандированных рабочих члены кружка намеревались использовать для работы в деревне.

 

«Чайковцы», среди которых существовали различные оттенки во взглядах, находились под влиянием идей революционеров-шестидесятников, а также Бакунина и Лаврова. С Лавровым они вели переговоры о совместном издании за границей революционного органа, но платформой появившегося в 1873 г. Лавровского журнала «Вперед!» не были удовлетворены. В конце

 

1873      — начале 1874 г. в петербургском кружке обсуждался и был одобрен подготовленный П. А. Кропоткиным проект программы.

 

Члены группы в соответствии с идеалами крестьянского социализма чем дальше, тем более нетерпеливо стремились приступить к работе в деревне. Отдельные попытки в этом направлении предпринимались уже в 1872 г. В октябре 1873 г.

 

С.            М. Кравчинский и Д. М. Рогачев под видом пильщиков двинулись по деревням Тверской губернии, призывая крестьян к восстанию. Полученные результаты были подвергнуты обсуждению среди членов организации, проживавших в Москве. Рогачев и Кравчинский убеждали товарищей, что народ очень сочувственно встречает пропагандистов социализма, а потому можно самим, без посредников из распропагандированных рабочих, идти в деревни для революционной работы. В этих условиях «занятия» с рабочими теряли первоочередное значение, главным представлялось сосредоточить силы на подготовке похода в деревню. Отъезд ряда революционеров из Петербурга для пропаганды среди крестьян, арест Синегуба, Чарушина, Кропоткина и многих других вызвали прекращение организованной деятельности петербургской группы «чайковцев». Однако связь между ее бывшими членами не прервалась, и это позволило некоторым из них впоследствии выступить в качестве инициаторов создания или видных участников второй «Земли и воли».

 

Из других кружков начала 70-х годов активную, хотя и кратковременную деятельность развернули в 1872—1873 гг. в обеих столицах и Подмосковье «долгуптпнцы». В кружок входили интеллигенты А. В. Долгушин, Л. А. Дмоховский, рабочий А. Васильев и др. Агитационные документы кружка (воззвание «Русскому народу», обращение к интеллигенции и др.) пропагандировали уравнительно-демократическую точку зрения, требуя распределения земли «между всеми по справедливости», чтобы всякому досталось «сколько надобно», уничтожения господства дворян-чиновников и установления правительства «из людей, избранных самим народом», а также уничтожения рекрутчины, свободы передвижения населения, устройства «хороших школ». По своим воззрениям долгушинцы были близки к бунтарям. Прокламации долгушинцев, их попытка ведения пропаганды среди крестьян оказали определенное влияние на современников. Они были своеобразными разведчиками, ближайшими предшественниками массового «хождения в народ» ’.

 

Революционная молодежь Киева, не примыкавшая к «чай-ковцам», а частью и связанная с ними, группировалась вокруг киевской «Коммуны» (В. К. Дебагорий-Мокриевич, Е. К. Бреш-ковская и др.). Это название закрепилось за одной из общих квартир, нанятых молодежью. Ее обитатели, идя в большинстве вслед за Бакуниным, утверждали, что нужно немедленно приступить к практическому делу, что никакой специальной теоретической подготовки для пропагандиста не требуется. Готовясь к походу в народ, группа «Киевской коммуны» начала пропаганду в городских артелях и мастерских (плотников, сапожников, грузчиков и пр.), шел сбор денежных средств.

 

В начале 1874 г. подготовка к походу в народ вступила в решающую фазу. Весной самые различные течения революционной народнической молодежи стремились перенести центр своей деятельности в деревню. «Вера в коммунистические инстинкты мужика,— указывает В. И. Ленин,— естественно, требовала от социалистов, чтобы они отодвинули политику и „шли в народ". За осуществление этой программы взялась масса энергичнейших и талантливых работников»

Категория: История | Добавил: fantast (20.09.2018)
Просмотров: 1785 | Рейтинг: 0.0/0