Эпоха и культура. Исторические типы культуры и формирование художественных стилей в искусстве. Часть 2

Эпоха и культура. Исторические типы культуры и формирование художественных стилей в искусстве

ЧАСТЬ 1

ЧАСТЬ 2

Разум беспределен в своих возможностях покорения природы и власти над ней. Поэтому задача общества должна состоять в культивировании разума, в углублении процессов интеллектуализации человека, совершенствовании всей системы образования. Просвещение, образование, воспитание — таковы главные ориентиры этого типа культуры. Идеология Просвещения наиболее полно представлена в произведениях Вольтера, Руссо, Дидро (Франция); Лессинга, Гете, Шиллера (Германия); Ломоносова, Радищева, Новикова (Россия) и др.

 

Само название этой эпохи, введенное Гердером и Вольтером, как мы видим, чрезвычайно символично. Понятие Просвещения включает в себя целостную систему философских, этических, эстетических, педагогических взглядов передовых людей того времени.

 

Задачу искусства как важнейшего элемента культуры идеологи Просвещения видели не только в правдивом изображении жизни, но нравственной направленности всего художественного творчества. Один из величайших мыслителей этой эпохи, французский философ, редактор знаменитой «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» Дени Дидро в своем произведении «Парадокс об актере» доказывал, что природа — неиссякаемый источник творчества и вдохновения художника. Но речь не должна идти о простом подражании природе, копировании ее. Задача искусства состоит в художественно-образном восприятии мира, в создании типических образов и жизненных ситуаций, художественном обобщении природных и социальных процессов. Подобное понимание роли искусства, его функций наиболее полно выразилось в таком художественном методе как классицизм, ставший своеобразным символом Просвещения. Классицизм по существу распространил философские идеи рационализма на искусство. Так, например, французский поэт Малерб, следуя правилам дедуктивного метода Р. Декарта, уже не только от научной теории, но и от произведения искусства потребовал предельной ясности, логической непротиворечивости, структурной стройности и организованности стиха. И напротив, все, что украшает поэтическое произведение, что сообщает ему эмоциональную насыщенность, но затемняет смысл, разрушает логический строй стихотворения, должно быть безжалостно отброшено. Не случайно некоторые авторы характеризуют классицизм как «логику красоты».

 

Другой теоретик классицизма, французский поэт Никола Буало в своем поэтическом трактате «Поэтическое искусство» пишет уже не только о логической ясности и непротиворечивости искусства, но и о его геометрической выверенное™. Геометрия посредством геометрических фигур формирует у человека навыки пространственного воображения. Поэтические строки в их многообразных сочетаниях, с точки зрения Буало, также способны пробуждать воображение человека, давая ему возможность ориентироваться не только в реальном, но и в воображаемом пространстве и времени.

 

Математика вообще и геометрия как раздел математики, в частности, исключает неоднозначность, двусмысленность. Логика требует обоснованности, непротиворечивости, тождественности мысли самой себе на протяжении всего процесса высказывания. Таким же непротиворечивым, однозначным, математически и логически выверенным должно быть, с точки зрения Буало, и произведение искусства. Смысл произведения, а не изыски художественно-образной выразительности, как считал Буало, — вот что должно прежде всего волновать художника и на что он должен стремиться направлять свое дарование.

 

Не случайно идеи классицизма воплотились главным образом в литературном творчестве, так как именно литература является таким видом искусства, который представляет самое широкое поле для всевозможной, порой самой непредсказуемой, а порой и самой изощренной фантазии в процессе манипулирования отдельными словами, фразами. Самое главное — прочность, устойчивость, определенность создаваемой конструкции, позволяющей в конкретном художественном образе увидеть общее, типическое, закономерное, сущностное. Для классицизма характерно жанровое разнообразие. Здесь и такие так называемые «высокие» жанры, как трагедия, эпопея, или эпическая песня, ода, мифология, и «низкие» — комедия, сатира, басня. В литературе классицизм представлен целой плеядой великих имен. Из выдающихся французских писателей и поэтов следует назвать П. Корнеля, Ш. Расина, Мольера, Ф. Ларошфуко, Н. Буало. Немецкая литература представлена такими именами как И. В. Гете, Ф. Шиллер. Русское просвещение и русский классицизм подарил миру М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, А. П. Сумарокова.

 

При всех особенностях творческого дарования каждого из вышеперечисленных мастеров художественного слова всех их объединяет композиционная строгость, лаконизм повествования, стремление к ясности языка, завершенности художественной формы. Используемые ими художественные приемы дают возможность типизировать образы, трансформируя тем самым конкретное, индивидуальное в общее и типическое. Таков, например, поистине бессмертный образ Тартюфа в комедии Мольера «Тартюф, или Обманщик», ставший нарицательным, выразившим не просто отдельные отрицательные черты конкретного литературного персонажа, но и саму идею ханжества и лицемерия. Великий Гете в своем «Фаусте» создал образ мятежной человеческой души, способной в силу необузданности своих жизненных устремлений заключить преступный союз с самим дьяволом, продав ему собственную душу. А далее ареал обобщения и типологизации расширяется, вплоть до создания особого типа «фаустовской» цивилизации с ее тотальным порабощением духа властью денег, эгоистического, меркантильного расчета, властью преходящего, сиюминутного над вечным. Литература оказывает большое влияние на театральное искусство, с присущими ему огромными возможностями эстетического и нравственного воспитания массового зрителя. Театр, как никакой другой вид искусства, обладает высоким художественным и нравственным потенциалом, так как это синтетическое искусство с ярко выраженной полифоничностью средств художественно-образной выразительности. Редкий театр не обращался к произведениям Мольера («Мнимый больной», «Тартюф, или Обманщик», «Мещанин во дворянстве», «Скупой», «Смешные женщины»), Жана Расина, давшего в своей «Федре» масштабно-поэтическое изображение трагической любви, исполненной такого накала страстей, которое оказывается непостижимым для разума и непосильным для сердца.

 

В этот период другой французский драматург Пьер Корнель создает особый жанр классического искусства — трагикомедию, где в созданных им образах причудливо сочетаются и комические, и трагические черты. Образцом трагикомического жанра явилась пьеса Корнеля «Сид», в которой акцент сделан прежде всего на внутренней нерешенности конфликта, на неспособности героя разобраться в самом себе и выработать такой строй мысли и такую линию поведения, которые были бы адекватны предложенной ситуации, а не диссонировали с ней.

 

Просветительские идеалы чрезвычайно выразительно представлены уже в ранних юношеских работах великого поэта и драматурга Иоганна Фридриха Шиллера периода «Бури и натиска». В драматических произведениях «Разбойники», «Коварство и любовь» проявился особый интерес поэта к масштабности изображения сильных характеров, личностей неординарных, волею судьбы вовлеченных в водоворот социальных конфликтов и потрясений.

 

Но особенно высокая и сильная экспрессия присуща таким пьесам, написанным в более поздний период его творчества, как «Мария Стюарт», «Орлеанская дева», «Вильгельм Телль». Напряженный драматизм, присущий этим произведениям, не перестает волновать тех, кто способен ценить истинное искусство, а не его многочисленные подделки и суррогаты.

 

Следует отметить, что основы трагедийного жанра, заложенные еще в эпоху античности Эсхилом и Еврипидом, с особой страстностью были воссозданы впоследствии в пьесах великого английского драматурга Вильяма Шекспира, по праву считающегося предтечей «социальной» трагедии эпохи Просвещения. «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте»- —t эти заключительные строки пьесы можно рассматривать как про* лог нескончаемых размышлений о любви и верности, о подлости и предательстве, о тщетности взаимных ссор и обид перед лицом безжалостной смерти. Уже в этой пьесе Шекспира можно обратить внимание на совмещение средств художественно-образной выразительности с глубиной нравственного звучания, что стало одним из важнейших канонов художественного творчества Просвещения.

 

В другой трагедии Шекспира «Гамлет» значительно расширяется ареал художественного видения драматурга. Вопрос, который задает себе Гамлет, — «Быть или не быть» — вопрос не столько личностного, сколько мировоззренческого, философского плана, выражающего различные типы мировосприятия и миро-ориентации, систему ценностей, определяющих жизненный путь не только отдельных личностей, но и целых исторических эпох. Еще в большей степени социально-нравственная направленность трагедийных образов и ситуаций выступила в так называемых «римских трагедиях» В. Шекспира «Юлий Цезарь», «Антоний и Клеопатра», «Кориолан». В них с особой художественной силой и проникновенностью показан весь комплекс политических и нравственных конфликтов эпохи, где смешиваются «ад» и «рай» человеческих душ, страстей, характеров, где в непримиримом противоборстве и противостоянии сталкиваются логика неотвратимой судьбы и жажда внутреннего противоборства с ней.

 

Архитектура классицизма характеризуется четкостью геометрических форм, строгостью и логичностью планировки. Таков, например, Версаль — резиденция французских королей, славящийся крупнейшим дворцово-парковым ансамблем. Скульптуры и скульптурные композиции, как и весь комплекс, созданы в стиле классицизма. В их создании принимал участие известный французский скульптор Этьен Морис Фальконе, чьи работы «Пигмалион» и памятник Петру I в Санкт-Петербурге, «Медный всадник», поражают изяществом и отточенностью. И вместе с тем они исполнены напряженности и динамизма.

 

Хорошо также известны статуи «Кронпринцесса Луиза» и «Принцесса Фредерика», бюст И. В. Гете и др. — творения немецкого скульптора Г. Шадова, широко использовавшего в своих скульптурных композициях мотивы античной пластики. Статуя датского скульптора Б. Торвальдсена «Ясон» поражает воображение грацией и элегантностью. Незабываемое впечатление производят великие шедевры французского скульптора О. Родена, искусство которого, пронизанное символическими мотивами и настроениями, тяготело не только к драматическим коллизиям замысла, но и к глубоким философским обобщениям. Таковы, например, скульптурные композиции «Бронзовый век», «Иоанн Креститель» и особенно «Врата Ада», в состав которой входил знаменитый роденовский «Мыслитель». Из представителей русского классицизма прославлено имя М. И. Козловского, замечательные творения которого проникнуты идеями возвышенного гуманизма, яркой эмоциональностью и выразительностью. Среди них статуя для каскада в Петергофе «Самсон, раздирающий пасть льва», памятник А. В. Суворову в Санкт-Петербурге. Особое обаяние и жизненная образность в гармоничном сочетании с гражданским пафосом и возвышенностью, присущие российскому скульптору И. П. Мартосу, наиболее ярко и рельефно выражены в созданном им памятнике Минину и Пожарскому в Москве.

 

Изобразительное искусство классицизма представлено именами великих французских живописцев — Никола Пуссена, обращавшегося преимущественно к мифологическим и религиозным сюжетам («Танкред и Эрминия», «Аркадские пастухи», «Пейзаж с Полифемом» и др.), Жака Луи Давида, чьи известные полотна («Клятва Горация», «Врач А. Леруа», «Смерть Марата») отличаются не только особой композиционной стройностью, лаконизмом, но и общественным звучанием.

 

Духом классицизма проникнута музыка французского композитора, основоположника французской оперной школы Жана Батиста Люлли, создавшего классические типы лирической трагедии в операх «Альцеста» и «Тезей» с присущими им ярко выраженными речитативными интонациями. Опера-сериа, или так называемая серьезная опера с героико-мифологическими или историческими сюжетами была представлена в творчестве австрийского композитора К. В. Глюка, музыка которого характеризуется особой благородной простотой и возвышенностью.

 

Строгость и лаконичность классического искусства со временем все больше и больше обретала форму назидательности, декларативности, не способных охватить всей бесконечной гаммы человеческих чувств и переживаний. Разум, вера во всемогущество которого в значительной степени была подорвана поражением Французской революции, был, как оказалось, не столь уж надежной опорой. Возникла потребность в новых мировоззренческих) основаниях для идеи общественного и, в частности, культурного прогресса. Начиная со второй половины XVIII в., классицизм уступает свои идейные и художественные позиции романтизму, что знаменовало собой фактическое завершение эпохи Просвещения.

 

Эпоха Просвещения характеризовалась не только своеобразием художественного метода, каковым был классицизм, но и характерными особенностями художественного стиля. Что такое стиль и что собой представляет стиль в искусстве? Слово стиль латинского происхождения, означает в широком смысле тот или иной способ изложения. Стиль в искусстве — это способ создания художественного образа путем использования различных художественных приемов, тех или иных средств художественной выразительности. Стиль является своеобразным стержнем, вокруг которого группируются различные направления, художественные школы и течения. В стиле определяются общие черты, эстетические ценности, которые характеризуют данную историческую эпоху и проявляются во всех видах искусства.

 

Одним из наиболее значительных стилей, сформировавшихся в XVII-XVIII вв., был стиль барокко, означающий — странный, причудливый. Барокко характеризуется причудливым переплетением реальности и иллюзии, упрощенности и столь же нарочитой усложненности, интеллектуализации создаваемых художественных образов и их мистификации. Ярко выраженная экзальтированность, гротескность и аллегоричность — таковы важнейшие характеристики барокко, который некоторые авторы определяют не просто как чрезвычайно напряженный, но даже, «демонический» стиль. Стиль барокко присущ всем без исключения видам искусства. В архитектуре этот стиль представлял, в частности, известный русский архитектор В. В. Растрелли, создавший Зимний дворец в Санкт-Петербурге, Большой дворец в Петергофе, Екатерининский дворец в Царском Селе. Это великолепные, поражающие своей грандиозностью и вместе с тем изысканностью, орна-ментальностью, богатством убранства и разнообразием цветовой гаммы архитектурные сооружения.

 

Необыкновенный пространственный размах, причудливость декоративной отделки, акцент на цветовых и световых эффектах характеризуют и творчество итальянского архитектора и скульптора Лоренцо Бернини, создавшего колоннаду площади собора Св. Петра в Риме. Свой талант Бернини проявил и в скульптуре. Его скульптурные композиции, среди которых наибольшей известностью пользуются «Аполлон и Дафна» и «Экстаз Св. Терезы», Исполнены такой откровенной экзальтированной чувственности, которая не устает поражать всех, кто когда-либо соприкасался с его творчеством.

 

Одной из самых блестящих фигур в живописи XVII в. был основоположник фламандской школы барокко Питер Пауль Рубенс, многогранное творчество которого охватывало и религиозные, и мифологические, и исторические сюжеты, и неприхотливые сцены из народной, в частности крестьянской жизни. «Снятие с креста», «Персей и Андромеда», «Камеристка», цикл «История Марии Медичи» — таковы основные полотна Рубенса, как бы сконцентрировавшие в себе все особенности стиля барокко. Здесь и реалистичность, и, одновременно, ярко выраженная метафоричность, и аллегоричность образов и ситуаций, декоративная усложненность и нарочитая простота, блеск и изящество. Не случайно его называли королем художников. Наиболее талантливыми учениками Рубенса были такие фламандские живописцы как А. Ван Дейк, Я. Иордане, Ф. Снейдерс, значительно преумножившие славу своего учителя.

 

Музыка барокко представлена, прежде всего, творчеством великого итальянского композитора Антонио Вивальди, написавшего более сорока опер, ораторий, кантат, инструментальных концертов. Среди музыкальных произведений Вивальди особенно выделяется его цикл «Времена года», очаровывающий утонченностью и изысканностью звучания.

 

Вместе с тем, подчеркнутая усложненность, монументальность, придававшие барокко тяжеловесность, заставляли обращать взор на более облегченные и более изысканные конструкции. Эпоха Просвещения рождала новый художественный стиль рококо с присущей ему грацией и утонченностью. Экспрессия чувств значительно смягчается, нивелируется, уступая место их гармонии, согласованности. Масштабность сменяется миниатюрностью, внешняя броскость и парадность — салонностью и интимностью интерьера. В отличие от барокко, ориентирующегося на композиционную целостность, рококо стремится к мелкой деталировке форм, к асимметрии композиции. Взгляд на жизнь человека, как на нечто хрупкое, ускользающее от мысленного взора, рождал и новое понимание задач искусства, призванного эстетизировать окружающий человека мир, насыщая его красотой и утонченной поэтичностью. Рококо характеризует пристрастие к миниатюрности форм и линий. Изящные статуэтки, хрустальные и мраморные изделия, ювелирные украшения, витиеватая роспись ваз, затейливые беседки, различные ювелирные композиции из хрусталя и драгоценных камней — таковы основные эстетические и художественные пристрастия рококо, воплотившего в себе идею аристократичности и прихотливости искусства.

 

Одним из основателей рококо был французский художник Антуан Ватто, прославившийся своим полотном «Паломничество на остров Киферу», где кисть мастера необыкновенно изыскана и утонченна, а цветовая гамма поражает богатством оттенков и необыкновенными переливами света и тени. Здесь нет контрастов, и буйство красок сменяется мягкими, пастельными тонами. Женственность не утрачивает своего чувственного характера, столь культивируемого барокко. И вместе с тем изменяется сам идеал женской красоты. В ней проявляется особая утонченность, нежность, грация. Чувственность сохранялась, но обретала новое эстетическое и художественное звучание. Мир, в котором живет человек, утрачивает присущие барокко величественность и грандиозность. Не масштабность пространства, не буйство водопадов и не величественность, недоступность горных вершин, а лужайки, маленькие ручейки, озерца, мягкие, воздушные холмы, прохладные гроты привлекают внимание художников. Их притягивает все то, что способно вызвать гармонию чувств, умиротворенность, успокоенность, идиллическое уединение человека с прекрасной, отзывчивой на его чувства природой.

 

Лирика рококо, отличавшаяся особой изысканностью и галантностью, не случайно была определена как «галантная поэзия». Широкое распространение получили и нашли своего благодарного читателя благосклонно принимаемые в парижских салонах такие виды «легкой поэзии», как элегии, волшебные сказки, идиллии.

 

Музыкальные этюды бессмертного Вольфганга Амадея Моцарта, лирические трагедии французского композитора Жана Филиппа Рамо, фортепианные сонаты австрийского композитора Франца Йозефа Гайдна наиболее полно выразили особенности музыкального звучания рококо.

 

Очевидно, что рококо и классицизм как художественные методы раннего Просвещения несовместимы. Наиболее близок рококо к такому художественному методу как сентиментализм. Сам термин возник под непосредственным воздействием романа английского писателя Л. Стерна «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии». Сентиментализм развивает и культивирует эстетику чувств. В противовес рационализму с его ориентацией на разум, сентиментализм возвышает чувство, противопоставляя его голой, бездушной рассудочности. Чувства глубокие, возвышенные, прекрасные одухотворяют человека, обогащают его духовный мир. Человек прекрасен не только в радости, но и в печали. Классическим образцом сентиментализма являлась повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза».

 

К концу XVIII в. Просвещение как философско-нравственная, просветительская мироориентация по существу исчерпала возможности своего дальнейшего развития и совершенствования. Разум во многом не оправдал надежд и ожиданий, на него возлагаемых. Эпоха Просвещения близилась к закату. Но идеи классицизма, составившие основную художественную канву этой эпохи, совершенно неожиданно возродились в ампире (от фр. empire — империя). Сложившийся в период царствования Наполеона I во Франции, ампир являл собой особое великолепие дворцов и дворцовых интерьеров, триумфальных арок, колонн, необыкновенную роскошь, богатство декоративной отделки, монументальность скульптурных композиций, призванных символизировать неизмеримое могущество императорской власти. Образцом для подражания было искусство императорского Рима. В нем черпали масштабность, величественность, грандиозность и монументальность. На этой же почве величия и торжества победы, но уже России над поверженной наполеоновской армией рождается русский ампир, получивший свое полное воплощение в архитектурных сооружениях Москвы и Петербурга. Мастера, работавшие в стиле ампир, использовали такой материал как красное дерево, которое в сочетании с золоченой бронзой придавало декору, скульптурным композициям, предметам быта, интерьеру особую наглядность и зрелищность.

 

Своеобразной реакцией на Просвещение, явился также такой художественный метод как романтизм, возникший в конце XVIII — начала XIX столетий. Романтизм изначально нес в себе критическое начало, выразившееся в непринятии, отторжении существующей действительности и в восхвалении созданного воображением художника романтического идеала. Вместо гипертрофированного разума романтизм предлагает восхищаться живой человеческой душой, свободной и безграничной в своих творческих исканиях. В этот период возникает понятие романтического героя, характеризующегося душевной щедростью, бескорыстием, мечтательностью, великодушием, страстностью чувств, душевных порывов и устремлений. Обычно это личности яркие, масштабные, увлеченные и увлекающие за собой.

 

Величайшими представителями романтизма в литературе были немецкий поэт и философ Новалис, культивирующий символизм поэтического творчества, и английский поэт Байрон, создавший особый тип рефлектирующего, страдающего, мятежного героя, остро чувствующего всю глубину и весь трагизм разлада не только с окружающим миром, но и с самим собой. Достоянием мировой культуры стал восточный цикл романтической поэзии Байрона: «Гяур», «Корсар», «Осада Коринфа», а также философско-драматические поэмы-«мистерии» «Манфред», «Каин», цикл лирических стихотворений Байрона, воспевающих очарование и муку любви и, наконец, его бессмертный, хотя и незавершенный роман в стихах «Дон Жуан», ставший для многих поэтов символом неуспокоенности и мятежности человеческой души. Нельзя также не назвать имени великого немецкого поэта Генриха Гейне и его изумительную, мелодичную, красочную «Книгу песен». Музыка была представлена такими великими композиторами как Ф. Шуберт, Р. Вагнер, Г. Берлиоз, Н. Паганини, Ф. Лист, Ф. Шопен. Изобразительное искусство подарило миру таких великих живописцев как Э. Делакруа, Т. Жерико, Дж. Констебл.

 

Становление романтизма в России было ознаменовано «золотым веком» русской поэзии, в которой особое, исключительное по своей масштабности, необыкновенному богатству поэтического языка место занимает лирика А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева. Выдающимся мастером романтизма, картины которого особенно выразительны, был русский художник-портретист О. Кипренский.

 

Особая заслуга романтиков состоит в их обращении к народному творчеству, к памятникам национальной культуры прошлых веков. Они стремились к тому, чтобы нить времен не прерывалась, чтобы все самое лучшее, ценное, что создано человеческим гением, вошло в бесценную сокровищницу мировой и отечественной культуры.

Категория: Культурология (В.Е. Толпыкин, Т.В. Толпыкина) | Добавил: fantast (13.07.2017)
Просмотров: 1002 | Рейтинг: 0.0/0