Павел Павлович Рябушинский. Биография

Павел Павлович Рябушинский. Биография

Автор - Ю. А. ПЕТРОВ

ЧИТАТЬ ПОЛНЫЙ ТЕКСТ

Год 1917-й. 3 августа в богословской аудитории Московского университета открывается II Всероссийский торгово-промышленный съезд. На трибуне — худощавый, средних лет человек в пенсне, с «интеллигентской» бородкой, глуховатым голосом роняющий в аудиторию: «...эта катастрофа, этот финансово-экономический провал будет для России неизбежен, если мы уже не находимся перед катастрофой, и тогда уже, когда она для всех станет очевидной, тогда только почувствуют, что шли по неверному пути... Но, к сожалению, нужна костлявая рука голода и народной нищеты, чтобы она схватила за горло лжедрузей народа, членов разных комитетов и советов, чтобы они опомнились... В этот трудный момент, когда надвигается новое смутное время, все живые культурные силы страны должны образовать одну дружную семью. Пусть проявится стойкая натура купеческая! Люди торговые, надо спасать землю русскую! (Гром аплодисментов. Все встают и приветствуют оратора.)».

Эту страстную речь, полную мрачных предчувствий по поводу грядущего России, произнес лидер предпринимательского союза Павел Павлович Рябушинский (1871 —1924) —крупный московский финансист и промышленник, либеральный политик, издатель газет, один из духовных вождей русского старообрядчества. Через месяц после своей знаменитой речи, которую представители левых партий оценили как призыв задушить революцию «костлявой рукой голода», автор нашумевшей фразы по постановлению Симферопольского Совета был подвергнут домашнему аресту на своей крымской даче близ Алупки по подозрению в связях с Корниловым. Освобожденный по личному распоряжению А. Ф. Керенского, в газетном интервью Рябушинский подвел итог своей политической деятельности, заявив, что «при старом режиме всегда был объектом преследования со стороны администрации, и теперь не сумел угодить новому правительству, как не был угоден и старому».

В судьбе героя нашего очерка действительно отразилось положение российского капиталистического класса в начале XX века, противостоявшего как неограниченному самодержавию, так и антибуржуазно настроенным народным массам, в ней переплелись важнейшие события экономической, общественно-политической и культурной жизни страны в предреволюционную эпоху. Попытка воссоздать его биографию предпринимается впервые, хотя существует довольно многочисленная литература, в которой деятельность Рябушинского затрагивается в связи с основным предметом исследования. Оценку предпринимательской активности семейства Рябушинских в целом давал И. Ф. Гиндин в связи с разработкой истории российской буржуазии3. Политическая деятельность самого П. П. Рябушинского обстоятельно освещена в книге В. Я. Лаверычева, посвященной истории борьбы московской буржуазии с революцией 4, а также в монографии В. С. Дякина о взаимоотношениях царизма и буржуазии в годы 1-й мировой войны и в диссертационных исследованиях В. Н. Селецкого и польского историка Э. Вишневски, посвященных истории «прогрес-сизма» — политического течения, к которому примыкал Рябушинский 5. Издательская деятельность московского миллионера стала предметом специального внимания А. Н. Боханова.

Вообще говоря, деловая и политическая активность героя нашего очерка накануне и в годы мировой войны была настолько велика, что имя Рябушинского можно обнаружить практически в любой монографии, касающейся социально-экономической или политической истории России начала XX века. История семейства Рябушинских и его главы как яркий образец эволюции российской буржуазии привлекала внимание и зарубежных русистов, среди которых следует выделить французского историка Р. Порталя и американских исследователей У. Розенберга, Л. Сигельбома, А. Рибера, Д. Веста 1. Тем не менее автору данного очерка понадобилось провести немало библиографических и архивных изысканий, позволивших с необходимой полнотой проследить биографию П. П. Рябушинского вплоть до его кончины в эмиграции.

Старший сын в семье хлопчатобумажного фабриканта и банкира Павла Михайловича Рябушинского, названный в честь отца, Павел Павлович являлся представителем третьего поколения купеческой династии. Родоначальник Михайла Яковлев (1787— 1858), выходец из экономических крестьян Калужской губернии, с 1802 года числился в московских 3-й гильдии купцах, торгуя в холщовом ряду Гостиного двора. В 1820 году он получил официальную фамилию — «Ребушинский» по названию слободы Паф-нутьево-Боровского монастыря, откуда был родом (написание фамилии через «е» сохранялось до 1850-х годов и было окончательно изменено при сыне М. Я. Рябушинского). В 1820 году основатель дела Рябушинских вступил в сообщество богатых московских купцов, группировавшихся вокруг цитадели старообрядчества «поповщинского толка» — Рогожского кладбища, приняв новое вероисповедание, верность которому сохранили и его потомки. Развив торговлю «бумажным товаром» и основав несколько ткацких мануфактур в Москве и Калужской губернии, М. Я. Рябушин-ский оставил наследникам капитал, превышавший 2 миллиона рублей .

Из трех его сыновей наиболее талантливым в деловом отношении оказался средний — Павел, отец героя нашего очерка. После смерти родителя П. М. Рябушинский вместе с братом Василием основал торговый дом «Братья П. и В. Рябушинские», купив крупную хлопчатобумажную фабрику близ города Вышнего Волочка Тверской губернии, которую в 1887 году реорганизовал в акционерную фирму «Товарищество мануфактур П. М. Рябушинского с сыновьями». Получившая в знак высокого качества продукции право изображать на изделиях двуглавого орла, текстильная фирма Рябушинских к началу XX века являлась одним из крупнейших предприятий отрасли, уступая в своем регионе лишь знаменитой Тверской мануфактуре Морозовых. На ней работало более 3 тысяч человек, причем около половины — женщины 9.

Будучи ревностным приверженцем «старой веры» (в течение многих лет состоял выборным церковного причта Рогожского богаделенного дома), П. М. Рябушинский по культурным запросам весьма отличался от своего сурового родителя — неоднократно бывал он за границей, носил уже не кафтан, а «немецкое платье» (европейский костюм), увлекался театром, был гласным Московской городской думы и выборным Биржевого общества. Женат он был дважды, причем вторично женился в 50-летнем возрасте на дочери петербургского хлеботорговца А. С. Овсянниковой, оставив многочисленное потомство — восемь сыновей и столько же дочерей (из них трое умерли в младенчестве). После смерти отца в 1899 году к наследникам перешел огромный капитал в 20 миллионов рублей, разделенный примерно поровну между всеми детьми 10.

Место главы большого семейства занял старший брат Павел Павлович. Нельзя не сказать здесь и об остальных представителях клана Рябушинских, оставивших свой след в русской истории. Сергей (1872—1936) и Степан (1874—1942), будучи первыми помощниками Павла в семейном бизнесе, известны как учредители основанного в 1916 году Московского товарищества автомобильного завода (АМО), одного из первых в России, выросшего после революции в автозавод им. Лихачева. Обладали они и прекрасной коллекцией древнерусских икон, которая размещалась в особняке Степана Рябушинского на М. Никитской (ныне ул. Качалова, 6, в здании сейчас располагается Музей А. М. Горького, жившего здесь в последние годы жизни) — великолепном образце архитектуры русского модерна, построенном в начале 900-х годов по проекту Ф. О. Шехтеля. Сергей являлся организатором устроенной к 300-летию дома Романовых выставки икон, одной из наиболее крупных выставок произведений древнерусского искусства в дореволюционной России

Увлечение братьев разделял и Владимир (1873—1955), правая рука Павла в политической области (член Центрального комитета партии октябристов), по вероисповеданию, как и остальные братья, старообрядец, убежденный, что «русская икона есть важнейшая часть русского православия, видимая часть народной толщи, от которой интеллигенция почти что оторвалась»12. До революции он стал известен как редактор-издатель нашумевшего сборника «Великая "Россия», подготовленного по почину и под идейным влиянием П. Б. Струве. Во Франции, куда В. П. Рябу-шинский эмигрировал после Октябрьской революции, им основано общество «Икона» для популяризации русского культурного наследия среди европейских ценителей.

Николай (1877—1951) пошел по пути служения музам. В 1906—1909 годах на собственные средства он издавал роскошный литературно-художественный журнал «Золотое Руно», поддерживал в качестве мецената направление в русской живописи, известное по названию устроенной в 1907 году по его инициативе выставки «Голубая Роза». Пробовал он свои силы и в творчестве, опубликовав несколько беллетристических сборников в «декадентском» духе под псевдонимом «Н. Шинский». А. Н. Бенуа, сотрудничавший в «Золотом Руне», оценивал издателя как «фигуру любопытнейшую, не бездарную, во всяком случае особенную»13. Оставив издательское дело, Н. П. Рябушинский перед мировой войной поселился на своей вилле «Черный лебедь» в Петровском парке, обставленной с невероятным шиком и экстравагантностью. Разорившись еще до революции, Николаша, как его называли в семье, оказался умнее братьев, так как ничего не потерял от национализации 14.

Из младших братьев наиболее предприимчивым оказался Михаил (1880—1960), женившийся на дочери капельдинера Большого театра Т. Ф. Комаровой, для которой в 1907 году приобрел у вдовы С. Т. Морозова его роскошный особняк на Спиридоновке, раннее творение Ф. О. Шехтеля (ул. А. Н. Толстого, 17; сейчас здание используется как Дом приемов МИД СССР). Он увлекается коллекционированием произведений искусства, но иных, нежели те, что интересовали старших братьев.

Сохранилась опись картинной галереи Михаила Рябушинского, которую он начал создавать с 1902 года. Ко времени составления описи в 1913 году собрание включало 95 живописных полотен русских художников (в том числе такие шедевры, как портреты В. Я. Брюсова, С.,И. Мамонтова и «Демон» кисти М. А. Врубеля, «Бабы в красном» Ф. А. Малявина, полотна И. Е. Репина, В. А. Серова, И. И. Левитана, Н. К. Рериха, К. А. Сомова и др.), 14 произведений французских импрессионистов («Бульвар Монмартр» К. Писсарро, «Мост Ватерлоо» Клода Моне, полотна Дега, Тулуз-Лотрека и др.), около полутора десятков произведений китайских и японских мастеров, коллекция миниатюр, скульптуры (среди прочего — мраморный бюст Виктора Гюго работы О. Родена), а также фарфор, старинную мебель, бронзу и т. п. Общая стоимость коллекции равнялась 125 тысячам рублей. Покинувший после революции страну владелец особняка в надежде, видимо, на скорое возвращение большую часть своего художественного собрания укрыл в одном из его потайных помещений. Лишь в 1924 году, когда здесь размещался «Бухарский дом просвещения», тайник был случайно обнаружен и оттуда извлечены множество живописных полотен, «мраморные и фарфоровые статуи, золотые вещи, разные шкатулки и много других вещей», переданных в государственный музейный фонд 15.

В эмиграции Михаил Рябушинский стал заметной фигурой в деловом мире, заняв пост директора правления лондонского «Western Bank». Его дочь Татьяна АГихайловна, родившаяся в 1916 году в Москве, ученица М. Ф. Кшесинской и О. И. Преображенской, стала одной из известнейших исполнительниц русского балета за рубежом, в настоящее время проживает в США.

Науке посвятил свою жизнь рано скончавшийся Федор (1885— 1910), на средства которого и под эгидой Русского географического общества в 1908—1909 годах была организована научная экспедиция на Камчатку для исследования природных богатств края 16. Наконец, ученым с европейским именем стал Дмитрий (1882—1962). Окончив физико-математический факультет Московского университета, он в 1904 году при содействии «отца русской авиации» Н. Е. Жуковского основал в семейном имении Ку-чино под Москвой исследовательскую лабораторию — Аэродинамический институт, в котором провел глубокие изыскания в области теории винтов. Им была поставлена и проблема освоения космического пространства вслед за К. Э. Циолковским. «Задача Аэродинамического института,— писал Д. П. Рябушинский в 1914 году,— разрешена, но на смену ей выдвигается новая, гораздо более трудная и грандиозная проблема — проблема перелета на другую планету»17. Его мечтам не суждено было воплотиться на родной земле. После Октябрьской революции Д. П. Рябушинский, как и остальные члены семейства, эмигрировал. С 1919 года он продолжил научную работу во Франции, став в 1922 году доктором математических наук Парижского университета, а в 1935 году — членом-корреспондентом Французской Академии наук. Высок был авторитет ученого и в среде русской эмиграции, он являлся президентом Русского философского общества и Ассоциации по сохранению русского культурного наследия. Похоронен Д. П. Рябушинский в Париже, на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Из сестер Рябушинских наиболее известна Евфимия (род. в 1881 году), вышедшая замуж за суконного «короля» В. А. Носова, дама-патронесса и меценатка, прекрасный портрет которой создал К. А. Сомов в 191 1 году, ныне хранящийся в Государственной Третьяковской галерее.

Даже из этого беглого по необходимости перечня можно представить, насколько неординарными личностями были члены семейства Рябушинских. Тем не менее старший в роде пользовался непререкаемым авторитетом. По свидетельству близкого к Рябушин-ским мемуариста, его «всегда поражала одна особенность — пожалуй, характерная черта всей семьи Рябушинских,— это внутренняя семейная дисциплина. Не только в делах банковских и торговых, но и в общественных каждому было отведено свое место по установленному рангу, и на первом месте был старший брат, с которым другие считались и в известном смысле подчинялись ему»18.

О раннем периоде жизни П. П. Рябушинского известно немногое. Несмотря на то что в архивах сохранились два его личных фонда (ф. 260 Отдела рукописей ГБ им. Ленина и ф. 4047 Центрального государственного архива Октябрьской революции), историк сталкивается с ситуацией, когда трудно проследить даже основные вехи ранней биографии старшего из братьев. Его имя значится среди выпускников Московской практической академии коммерческих наук за 1890 год—среднего учебного заведения с восьмигодичной программой, выпускники которого приравнивались к окончившим курс реального училища 19. По-видимому, дальнейшего систематического образования получить не удалось. Известно, что престарелый родитель, желая поскорее передать семейное дело в руки сыновей, противился окончанию Павлом и практической академии, лишь после долгих уговоров разрешив сыну закончить среднее образование 20.

Тем не менее круг интересов молодого коммерсанта был довольно широк. Каталог его личной библиотеки включает издания по самым разным областям знаний: философии, истории, военному делу, географии и этнографии, государственным и юридическим наукам, искусству, промышленности и торговле 21, что свидетельствует о постоянном самообразовании. Владел он и несколькими иностранными языками (немецким, французским, английским), основа знания которых была заложена в Академии коммерческих наук и развита благодаря занятиям с домашними гувернерами.

При содействии отца, под чьим сильным влиянием находился старший из сыновей, в 1893 году был устроен брак недавнего школяра с А. И. Бутиковой, 16-летней дочерью умершего к тому времени суконного фабриканта И. И. Бутикова. В течение многих лет тот возглавлял церковный причт Рогожского кладбища, в состав выборных которого входил и родитель жениха. Вскоре 23-летний «потомственный почетный гражданин» приобрел особняк на Пречистенском бульваре, принадлежавший наследникам умершего в 1892 году известного коллекционера С. М. Третьякова, брата создателя знаменитой картинной галереи. Купленный за сравнительно небольшую сумму (150 тысяч рублей), дом на Пречистенке стал пристанищем П. П. Рябушинского вплоть до 1917 года (ныне Гоголевский бульвар, 6; сейчас в здании размещается правление Советского фонда культуры)22.

Категория: Политика | Добавил: fantast (31.07.2017)
Просмотров: 2045 | Теги: Биография. История, революция, политика | Рейтинг: 0.0/0