Миссионерская деятельность адвентистов и современный неоколониализм

 

Прозелитизм — одна из специфических черт адвентизма. В миссионерской деятельности адвентисты усматривают свое особое назначение на земле, именуемое истинным адвентдухом. Призыв к миссионерской деятельности — лейтмотив всех адвентистских журналов, сочинений, проповедей, неизменный лозунг конференций, в том числе последней генеральной конференции 1962 г. Раскрывая значение миссионерства в адвентизме, один из адвентистских писателей, К. Ф. Гольтце, писал: «Общество адвентистов есть религиозная организация, которая ведет миссионерскую работу у себя на родине и за рубежом не от случая к случаю, просто так, но она по существу своему есть миссионерское движение. Наша программа нацеливает на мировое миссионерство... Без этой безграничной области деятельности теряется смысл нашего собственного существования»4.

 

На миссионерскую деятельность выделяются огромные средства. Например, 48-я генеральная конференция ассигновала на ведение миссионерской работы в различных странах мира 84 млн. долл.

 

Адвентистское миссионерство тесно связано с неоколониалистской политикой правящих кругов капиталистических стран, н прежде всего США. Согласно докладу секретаря генеральной конференции адвентистов седьмого дня В. Р. Беаха, адвентистские проповедники в настоящее время считают наиболее важным объектом миссионерской работы Южную Африку. В этом районе она идет особенно активно. В. Беах сообщает, что «в Южной Африке мы имеем рост, равного которому не знала история нашей общины. В течение последних четырех лет путем крещения там прибыло 78 238 членов, благодаря чему общее число членов там достигло 165 906. В течение последних четырех лет число крещеных членов составляет 47% от общего числа за всю историю миссионерства в Южной Африке»1.

 

Активизацию адвентистской миссионерской деятельности па Африканском континенте отмечают и многие католические деятели. Так, католический писатель К. Морис, зло иронизируя по поводу происков адвентистских .миссионеров в Африке, пишет: «...наибольших успехов достиг адвентизм в Африке, где секта ведет «антиколониальную» пропаганду, которая приносит свои плоды»2.

 

Интерес адвентистских и других миссионеров к Африке имеет своп причины, которые следует искать в неоколониалистских происках империалистов США на Африканском континенте. Вместо с усилением экспансии американского империализма в Африке активизируется деятельность церковных п миссионерских учреждений и организаций, в том числе и адвентистской.

 

Адвентистских миссионеров интересует не только Африка, но и целый ряд других стран: Афганистан, Индия, Камбоджа, Лаос, Япония, Пакистан, страны Южной Америки.

 

Известно, что многие страны Азии и Африки охвачены в наши дни грандиозными национально-освободительными движениями. В то же время реакционные силы во главе с США стараются задушить любые устремления народов к свободе и независимости, демократии и прогрессу. Неизменным спутником американского неоколониализма выступает адвентистское миссионерство. Путем идеологической обработки .масс оно старается оправдать агрессивные действия империалистов, расколоть силы национально-освободительного движения, погасить справедливое возмущение масс политикой современного империализма.

 

Изучение адвентистской литературы раскрывает картину тех разнообразных методов и форм религиозной обработки населения, которые используют адвентистские мнсспопоры в различных странах мира. В то время, когда во всех колониальных и зависимых странах Азии, Африки, Латпнской Америки ширится и растет национально-освободительное движение, уже невозможно проводить миссионерскую деятельность старыми средствами. В связи с этим журнал «Der Adventbote» писал: «Не нужпо заблуждаться! Национализм существует в Африке. Нельзя повернуть время вспять, миссионерская политика и миссионерская стратегия, которые были действенны в колониальное время, теперь быстро устаревают. Если церковные миссионерские общества и миссионеры этого скоро не постигнут, их работа будет хромать на обе ноги»3. Огромное значение адвентистские руководители в Вашингтоне придают воспитательной работе в школах п учебных заведениях. Мировая адвентистская организация располагает целой сетью учебных заведений, осуществляющих подготовку квалифицированных кадров учптелей-мпссионеров. «Благодаря этим школам,— заявил статистик генеральной конференции Г. В. Классер,— сотни и тысячи наставлений с нашей вестью направляются во Бее части мира»1. Центром этой сети является открытый в 1957 г. в Вашингтоне Потомакский университет (Potomak Universitat), который, по мнению адвентистских руководителей, имеет для миссионерского движения первостепенное значение.

 

Вашингтонский миссионерский центр не только готовит кадры, но и оказывает помощь в создании воспитательных учреждений в других странах. В первую очередь сюда следует отнестп создание адвентистских воспитательных комплексов, включающих миссионерские школы, сельскохозяйственные образцовые имения, лицеи, народные школы.

 

Однако, вовлекая в секту беднейшие классы, адвентистские миссионеры немало внимания уделяют и работе среди зажиточных слоев населения. «Низшие классы, естественно, не должны быть пренебрегаемы,— пишет один миссионер,— по, к сожалению, они слишком бедны, чтобы поддержать патеров и церковь. Поэтому миссионер должен заинтересовать Евангелием и средние классы»2.

 

Однпм из средств осуществления этой цели служат организуемые в адвентистских воспитательных учреждениях лицеи, высшие учебные курсы, которые готовят учителей, торговцев, теологов. Так, в лицее «Los Moriposos» (Чили) обучалось в 1959 г. 158 учеников, из которых 60% принадлежало к средним классам. Ученикам, пожелавшим обучаться другим профессиям, секта облегчает переход в университеты. Такие формы деятельности помогают решить задачу подчинения умов верующих влиянию американских миссионеров-адвентистов.

 

Одной из особенностей адвентистского миссионерства является ориентация на местные кадры проповедников, воспитателей или просто активных помощников. Опираясь на местные власти, адвентистские миссионеры из США создают во многих странах мира свой актив, который помогает их проникновению в массы. Руководители современного адвентизма уделяют этой деятельности большое внимание, которое вызвано прежде всего интересами конкурентной борьбы с миссионерами из Европы, главным образом католическими. Последние, начиная с XVIII—XIX вв., довольно прочно утвердились в колониальных странах. Многолетнее хозяйничанье католических миссионеров в этих странах породило враждебное отношение местного населения ко всякому миссионерству вообще. В таких условиях особое значение придается тактике «приобретать души для Христа» с помощью местных проповедников, которые, используя недовольство беднейших и мелкобуржуазных слоев населения католической церковью, успешно ведут пропаганду адвентизма. В странах Африки адвентистские руководители создают специальные учебные заведения по подготовке учителей-африканцев народных школ. В этих заведениях наряду с педагогической будущие учителя проходят усиленную религиозную и миссионерскую подготовку в течение 11 лет.

 

Адвентистские наставники призывают своих учеников «искать справедливость в вере», «следовать только указаниям спасителя». Они угрожают небесными карами тем, кто обращается к человеческой мудрости и справедливости, «не согласующимся с божьими установлениями».

 

Колониальные власти не препятствуют организации адвентистскими миссионерами учебных заведений. Их процветание в Мозамбике, Анголе свидетельствует о заинтересованности колонизаторов в подобной «воспитательной» деятельности.

 

Правда, в настоящее время, когда под напором национально-освободительного движения рушится колониальная система, хитроумная тактика адвентистских миссионеров не всегда приносит желаемые результаты. Так, в заметке, опубликованной в журнале «Der Adventbote», говорится, что «волнения в Восточной Африке привели к тому, что пострадали также христианские миссионеры. В Мбуле и Ньюфаундленде два американских миссионера м-р и м-с Идд, которые в течение 25 лет были там постоянными миссионерами, терпят угрозы африканского Национального конгресса... Два африканских духовника хотели продолжить миссионерскую работу почтенной пары, но, когда против них выступили мятежные массы, они вынуждены были оставить учреждение»1.

 

Адвентистские миссионеры проникают в самые отдаленные и глухие уголки различных стран, используя всевозможные методы, чтобы расположить к себе местных жителей. Особенно охотно они используют в своей деятельности так называемую медицинскую миссию, рассматривая ее как одно из наиболее эффективных средств вовлечения в секту измученных голодом и болезнями людей. С этой целью сооружаются госпитали, опорные медицинские пункты, санатории и т. д. В Бразилии, например, имеются даже так называемые плывущие врачи, которые в своих лодках обслуживают «горемычных, нуждающихся людей, живущих в хпжинах с травяными крышами»2. Оказывая «бескорыстную» помощь всем нуждающимся независимо от их религиозных убеждений, адвентистским миссионерам удается в конечном счете «создавать группы адвентистов». Медицинские учреждения передко превращаются в штабы адвентистского миссионерства. Примером может служить больница в Багдаде: «...современная больница, сооруженная в сердце Среднего Востока, необходима здесь для того, чтобы распространять евангельскую весть»3.

 

Распространение миссионерской деятельности под видом медицинской помощи, по мнению адвентистских руководителей, состоит в том, что она создает возможность общения с населением в «магометанской стране», где бывает адвентистам довольно трудно органпзовать открытые выступления. «Через больницу многие жители Багдада впервые приходят в соприкосновение с нашей работой, потом мы приглашаем их в капеллу, которая расположена на другой стороне улицы. Это происходит путем персональных приглашений и с помощью плакатов, вывешенных в вестибюле больницы. Многие из тех, кто получает амбулаторное обслуживание, посещают наши богослужения в капелле в свободные вечера, в послеобеденное и вечернее время в субботу»1.

 

Адвентистские миссионеры используют то обстоятельство, что в развивающихся странах еще плохо поставлено медицинское обслуживание. Через больницы популяризуются идеи адвентизма, распространяется литература. Причем литература имеется здесь не только на европейских, но и на местных языках.

 

О            том, какой смысл вкладывают адвентисты в «медицинскую миссию», как они представляют себе задачи врача, можно судить по статье под характерным названием «Забота о душе у постели больного», помещенной в журнале «Der Adventbote» за 1964 г. Центральной проблемой современной медицины автор считает проблему пациента. По его мнению, эту проблему может решить только врач-адвентпет, гармонически сочетающий современные научные знания с религиозной верой. Рассматривая свою профессию как «выполнение поручения бога», врач-адвентист должен «выполнять не только то, чего требует научно-техническая медицина... но в первую очередь то, чего требует медицина, связанная со служением богу».

 

Автор статьи считает, что такие вопросы, как что такое смерть, здоровье, болезнь, раскрывает только Библия, но не наука. «Библия,— пишет автор,— есть книга о великой человеческой трагедии, и для нас, врачей, находящихся днем и ночью в центре этой трагедии, она представляет живой интерес, она показывает человека таким, какой он есть... Можно сказать, что Библия есть зеркало человеческой души»2. По мнению врачей-адвентпетов, больной нуждается прежде всего в утешении, так как у него, «как правило, имеет место потребность вступить в сношение с мистическим, потусторонним»3. Именно в таких случаях неоценимую помощь якобы может оказать только врач-адвентист.

 

Попытки адвентистов соединить медицину с религией, дополнить современные научные методы лечения религиозным утешением несовместимы с подлинно научной медициной, ее гуманистическим духом. Связывая медицинскую деятельность с задачами миссионерства, врачи-адвентисты, с одной стороны, должны уметь врачевать в соответствии с достижениями современной медицины, ибо только таким путем они смогут добиться успеха в борьбе с болезнями и завоевать доверие и авторитет у больных и окружающих. С другой же стороны, их религиозное мировоззрение требует в лечении больного на первое место ставить заботу о его душе, об удовлетворении потребности «в мистическом, потустороннем», дезориентирует пх в решении общих вопросов о сущности жизни и смерти, о природе человека.

Категория: Религия | Добавил: fantast (23.02.2019)
Просмотров: 854 | Рейтинг: 0.0/0