Внутренние группировки и противоречия в современном евангельском христианстве-баптизме

 

Прежде всего отметим существенное отличие в характере и мотивах религиозности, которое имеется между контингентами довоенных и послевоенных членов церкви ЕХБ. Так, например, на территории Воронежской области 60% состава общин ЕХБ приходится на лиц, вступивших в общины в 1941 —1963 гг. Это пополнение приходится преимущественно на 1945—1955 гг. и в своем большинстве состоит из людей, выбитых обстоятельствами военного времени из привычных семейных, территориальных н общественных связей, потерявших самих себя в жизненных крушениях и утратах.

 

Не служение религиозной идее привело их в общину. Принимая крещение, они менее всего заботились о том, чтобы внести вклад в дело христианской миссии. Они принесли в церковь собственные печали и искали их утоления. Христианская проповедь обещала им это. Она говорила: «Придите ко мне все труждающиеся и обремененные, и я успокою вас». Этот по своему психологически обоснованный призыв не остался без отклика со стороны «обремененных», многие из которых к тому же были «нетруж-дающнмися». Причины послевоенного пополнения ЕХБ могут быть охарактеризованы как главным образом социально-психологические.

 

Правда, среди послевоенного пополнения церкви были и представители молодого поколения. В Воронеже они составляли в 1955 г. 14,6% численности общины ЕХБ. К 1964 г. доля молодежи в общине снизилась до 6%. Насколько нехарактерным является участие молодежи в сектантстве, свидетельствует тот факт, что его молодые участники и в 1955 г. составляли лишь несколько сотых процента населения Воронежской области в возрасте от 18 до 30 лет.

 

Однако в отличие от подавляющего большинства послевоенного пополнения евангельского христианства-баптизма в среде молодежи были и прямые приверженцы религиозной идеи, будущие ее активные проповедники. Напомним мысль К. Маркса: «...религия есть самосознание и само-чувствование человека, который или еще не обрел себя, или уже снова себя потерял»1. Верующая молодежь состоит именно из тех, кто «еще не обрел себя», кто заблудился в поисках своего жизненного места, своего общественного назначения.

 

Как показали встречи и беседы с молодыми представителями евангельского христианства-баптизма, это чаще всего юноши и девушки, получившие религиозное воспитание в семье. Но это далеко не всегда. Среди них немало лиц, встретивших определенные трудности на своем жизненном пути. Вместо борьбы за действительные интересы они остановились на стадии разочарования и неприязни. Воспринятая ими религиозная концепция стала формой существования, способом интерпретации этих настроений, отразивших разочарование в общественных идеалах. Такова причина попыток отдельных представителей молодежи самоопределиться на ложных путях религиозной активности.

 

Довольно значительную группу в Воронежской общине ЕХБ составляют лица среднего возраста. В 1955 г. около 34% состава общины падало на лиц в возрасте от 30 до 50 лет, а в 1964 г. они составляли 21% всех членов общины. Подавляющее большинство из них участвует в общественно производительном труде. По времени вступления в секту эта группа делится между довоенным и послевоенным контингентами евангельского христианства-баптизма.

 

Мотивы вступления в секту представителей названной возрастной группы разнообразны, но их объединяет признак религиозной активности, выражающейся, в частности, в повседневных встречах друг с другом не только в общине, но и вне нее, в совместных домашних молениях, чтении Библии, а также в миссионерской деятельности. Однако молодежь и люди среднего возраста, а также лица, непосредственно участвующие в общественно-производительном труде, составляют в послевоенное время меньшинство среди баптистов. Для них характерно постепенное ослабление религиозных чувств и убеждений, что нашло выражение и в охлаждении религиозного усердия верующих, и в случаях неповиновения церковной дисциплине, и, что важнее всего, в фактах прямого разрыва с религией. Наблюдение за посещением богослужений в зарегистрированных общинах ЕХБ Воронежской области показало, что даже по праздничным дням они собирали не более 2/3 верующих, а в будничные дни на молитвенных собраниях обычно присутствовало не более 7з общины. В общинах ЕХБ имели место случаи церковных репрессий по отношению к верующим, в том числе и отлучения. С 1950 по 1964 г. в общинах ЕХБ Воронежской области было отлучено 312 человек. За это же время 202 человека из числа евангельских христиан-баптнстов вообще порвали с религией.

 

Обратимся к характеристике группы довоенных последователей евангельского христианства-баптизма. В Воронежской общине ЕХБ она составляет 39% всего состава. (Факт довольно типичный. Например, в составе общин ЕХБ Ростовской области довоенный контингент составил 45%. Из них более половины вступили в секту в 1921 — 1930 гг.) Лица, пребывающие в секте в течение 20—30 лет, составляют приблизительно 15% численности общины, в течение 30—40 лет — 7 и со сроком от 40 лет и более—17%. Большая часть верующих этой группы пришла в церковь в условиях ^коллективизированной деревни, в начальный период нэпа. В то время корни религиозного сектантства были социально-экономическими. Его представители были более преданы своей религиозной идее, нежели религиозному чувству. Однако и на представителей поколений, вступавших в религиозные общины на протяжении 20—30-х годов, не говоря уже о более поздних, советская действительность оказывала атеистическое влияние. Многие из них со временем отошли от религии, другие, не порывая с религией, пытались совместить с ней советский патриотизм. Но вполне естественно, что именно среди этого контингента сохранились носители традиций религиозного сектантства 20-х годов, что десятки лет пребывания в сектантстве, а порой и испытанные в жизни превратности оказали влияние на формирование их сознания.

 

Таким образом, и довоенный контингент сектантов не был однородным по мотивам и направлению своей религиозной деятельности. Неоднороден он и по религиозно-церковным традициям.

 

Следует учитывать значение того факта, что евангельское хрнстиапство-баптнзм объединяет представителей разных религиозных направлений, а именно евангельских христиан, баптистов, христиан евангельской веры, или пятидесятников (последние, впрочем, принимают ограниченное участие в евангельском христианстве-баптизме). В нашей литературе различие между евангельским христианством и баптизмом обычно сводится к формально-обрядовым особенностям десятнстепенного значения. Разумеется, это весьма поверхностное суждение. Действительные различия между данными церквами носили не только обрядовый, но и догматический характер, и, самое главное, эти религиозно-церковные различия поддерживались различием социально-политической ориентации самих течений и особенностями общественно-исторических условий их формирования. И в послеоктябрьский период между евангельским христианством и баптизмом сохранялись не одни только теологические расхождения, но и различия в общественно-политических концепциях и соответствовавшей нм тактике.

 

Таково фактическое размежевание сил в евангельском христианстве-баптизме. По мере того как послевоенное развитие евангельского христианства-баптизма (несмотря на имевший место в 1945—1955 гг. рост его рядов) все больше выявлялось как ущербное и все более узкой становилась социальная сфера распространения его пдей, приходили в движение и вступали в борьбу составляющие его группы верующих. Это были наиболее фанатичные элементы евангельского христианства-баптизма в лицо его довоенных кадров, в прошлом принадлежавшие к секте баптистов и наладившие контакты с темн «разочарованными» представителями младшего и среднего поколении, которые пополнили ЕХБ в послевоенный период. Далекие от признания пережиточного характера евангельского христианства-баптизма, они усмотрели причину его ущербного состояния в религиозной политике Всесоюзного совета евангельских хрпстпан-баптнстов.

 

Один из идеологов этих кругов в Воронеже писал: «Отступничество на кафедре повело к тому, что церкви чахнут, христиане сомневаются, церковная ладья без кормчего носится куда попало по воле ветра, церковь так далеко отошла от своей линии, что граница между ней и миром едва заметна». Итак, предлагается новая линия, претендующая сделать церковь процветающей, христиан — уверенными и обеспечить «церковную ладыо» «кормчими», которые поведут ее «против ветра». В чем суть новой линии? В сочинении цитированного выше проповедника говорится: «Современное течение Союза евангельских хрпстнан-бантнстов... это течение Валлаама и Иезавели. Вначале было немного, а теперь все течение Союза такое, исходя из центра... Сам мир свидетельствует, что верующие занимают лояльное отношение к нему, а кто друг миру, тот враг богу. Все это течение во всем своем русле и направлении — враги богу и его святому делу...»

 

Таким образом, в провозглашении линии отказа от лояльности к «миру», от соблюдения советского законодательства о религиозных культах эти элементы сознательно противопоставляют себя основной массе рядовых евангельских христиан-баптистов (и их религиозным руководителям). Эти фанатики довели свою борьбу в воронежской общине ЕХБ до раскола и, уведя за собой !/з ее состава, основали в 1957 г. собственную организацию, которую назвали «свободная церковь».

 

Из каких категорий верующих состоит так называемая свободная церковь? В 1958 г. состав ее был таков: 19,6Голица до 40 лет, 15% — лица от 40 до 50 лет, 28% — лица от 50 до 60 лет, 37,4% — лица от 60 лет и выше. Следует добавить не выявленные нами группы женщин до 55 лет и мужчин до 60 лет, т. е. лиц допенсионного возраста. Итак, почти половину этой религиозной организации составляют способные к труду люди. 34% последователей «свободной церкви» приняли крещение в довоенный период, причем половина из них вступила в секту в 1920-1930 гг.

 

Таково направление, в котором произошла организационная и идеологическая перегруппировка сил в среде евангельских христнан-баптистов города Воронежа. В большей или меньшей степени оно характеризует как структуру, так и идеологическую установку других групп, отколовшихся от евангельского христианства-баптизма и находящихся под влиянием «инициативной группы».

 

Итак, современный раскол в церкви ЕХБ представляет собой попытку его наиболее фанатичных приверженцев решить спор с современностью на внерелигиозных путях, поскольку они отчаялись в религиозных путях спасения своей веры.

Категория: Религия | Добавил: fantast (18.02.2019)
Просмотров: 607 | Рейтинг: 0.0/0