Нирогацестат, новый препарат для лечения десмоидной опухоли, улучшает результаты лечения людей с саркомой

 

Когда летом 2018 года Дана Авеллино, которой сейчас 36 лет, впервые заметила шишку в районе паха, она подумала, что это связано с недавним кесаревым сечением. Ее младшей дочери на тот момент было всего 2 месяца. Когда биопсия показала, что шишка - это саркома, тип опухоли, поражающий мягкие ткани организма, врачи порекомендовали ей обратиться в онкологический центр Memorial Sloan Kettering (MSK), известный во всем мире своим опытом лечения саркомы.

После того как другие методы лечения привели к тяжелым побочным эффектам, врач MSK, специалист по саркоме Мринал Гундер, доктор медицины, рассказал Дане о клиническом испытании экспериментального целевого препарата нирогацестат. Дана принимает препарат уже более трех лет. Ее опухоль, редкий, нераковый подтип саркомы, называемый десмоидной опухолью, уменьшилась настолько, что она уже почти не чувствует ее.

"Когда я согласилась участвовать в испытании, я не знала, каким будет конечный результат", - говорит Дана. "Но побочные эффекты от препарата оказались неплохими, и я не испытываю боли от опухоли. Это было удивительно".


Фаза 3 испытания нирогацестата для лечения десмоидных опухолей дала положительные результаты

 

9 марта в The New England Journal of Medicine были опубликованы результаты международного рандомизированного клинического испытания 3-й фазы нирогацестата под руководством доктора Гундера. Нирогацестат, блокирующий белок под названием Notch, представляет собой новый тип целевого препарата, называемого ингибитором гамма-секретазы. В статье сообщается, что опухоли 41% пациентов значительно уменьшились после приема нирогацестата.

Через два года опухоли не росли более чем у 75% пациентов, принимавших целевой препарат, по сравнению с 44% пациентов в группе плацебо. Наиболее распространенными побочными эффектами были усталость (чувство усталости), желудочно-кишечные проблемы и кожные высыпания. У Даны были проблемы с кожей, но в остальном она чувствует себя хорошо.
Диагностика десмоидных опухолей, редкого подтипа саркомы

Первым врачом Даны в MSK был всемирно известный хирург-саркоматолог Самуэль Сингер, доктор медицины. Доктор Сингер провел повторную биопсию, и патологоанатом саркомы MSK Мера Хамид, доктор медицины, определила, что опухоль мягких тканей Даны относится к типу десмоидных опухолей (также известных как агрессивный фиброматоз).

В отличие от большинства сарком мягких тканей, десмоидные опухоли не распространяются в отдаленные части тела. Но эти опухоли могут вырасти довольно большими и привести к обезображиванию, инвалидности и изнурительной боли. В редких случаях они проникают в жизненно важные органы, что приводит к тяжелым осложнениям и даже смерти.

Доктор Сингер сказал Дане, что он может провести операцию по удалению опухоли, но существует большая вероятность того, что она вырастет снова. Он направил ее к доктору Гундеру, который является одним из ведущих мировых экспертов по десмоидным опухолям. Доктор Гундер возглавлял ряд клинических исследований, изучая препараты, направленные на дефектные белки, которые вызывают рост этих опухолей.

"Саркома сама по себе является редким заболеванием, а десмоидные опухоли - это редкий вид саркомы", - объясняет доктор Гаундер, добавляя, что ежегодно в США их диагностируют только у 900 человек. "MSK лечит не только основные виды рака", - говорит он. "У нас есть опыт лечения более 400 различных типов".
Испытывая различные методы лечения десмоидных опухолей до клинического испытания нирогацестата

Сначала доктор Гундер предложил Дане лечение сорафенибом (Nexavar). Ранее он руководил исследованиями, которые показали, что этот препарат эффективен у многих людей с десмоидными опухолями. Но у Даны этот препарат вызвал очень высокое кровяное давление. Другой препарат привел к аллергическим реакциям.

Тем временем опухоль в нижней части ее живота продолжала расти, до такой степени, что она уже не могла нагнуться, чтобы поднять своих маленьких дочерей. В конце концов доктор Гундер предложил Дане рассмотреть возможность клинического испытания нирогацестата. В ноябре 2019 года она начала принимать препарат - три таблетки дважды в день.

В MSK работает многопрофильная команда, которая специализируется на лечении десмоидных опухолей. Доктор Гаундер, хирург-саркоматолог Эйми Краго, доктор медицины, доктор философии, которая также изучает десмоидные опухоли в своей лаборатории, и интервенционный радиолог Джозеф Эринджери, доктор медицины, доктор философии, работают вместе, чтобы определить лучшее, наиболее индивидуальное лечение для каждого пациента. Лечение может включать такие препараты, как нирогацестат и сорафениб, хирургию, интервенционные процедуры или их комбинацию.

Доктор Эринджери специализируется на менее инвазивных методах лечения, управляемых изображениями. Один из них - криоабляция, при которой специальная охлажденная игла используется для создания кристаллов льда внутри опухоли, разрушая ее. В другом методе лечения используются микроскопические бусинки с химиотерапевтическими препаратами, которые вводятся непосредственно в артерии, питающие опухоль.

"Эти методы лечения могут быть очень эффективными для пациентов, которые не реагируют на лекарства и не являются кандидатами на операцию", - говорит доктор Эринджери. "Мы обнаружили, что у пациентов, которые прошли эти процедуры и относятся к группе низкого риска, вероятность возвращения опухоли низка".

Радиолог Роберт Лефковиц, доктор медицины, специализирующийся на визуализации сарком, - еще один важный член команды. Он просмотрел все снимки пациентов, участвовавших в недавнем исследовании. Он отмечает, что "реакция была очень хорошей". "Многие опухоли были заметно меньше, включая опухоль Даны".
Лучшее качество жизни для молодых пациентов с десмоидными опухолями

Большинство людей с диагнозом десмоидной опухоли находятся в подростковом, двадцатилетнем или тридцатилетнем возрасте. Эти новообразования чаще встречаются у женщин, чем у мужчин, хотя эксперты не знают, почему. Уникальность исследования заключается в том, что оно включало опросы о качестве жизни пациентов во время лечения. "При разработке новых препаратов для лечения саркомы мы хотим определить, действительно ли они улучшают самочувствие пациентов, помимо уменьшения размеров опухоли", - говорит доктор Гундер.

Инструменты для измерения качества жизни пациентов были впервые разработаны в MSK в сотрудничестве с Фондом исследования десмоидных опухолей (DTRF), некоммерческой группой по защите интересов пациентов.

Еще одним побочным эффектом нирогацестата было то, что у многих пациенток он вызывал временную дисфункцию яичников, которая была обратима у большинства пациентов. В связи с этим испытание также включало последующие исследования для изучения репродуктивной функции. "Эта опухоль поражает многих людей, которые, возможно, хотят иметь детей, поэтому это важная часть поиска лучших методов лечения", - добавляет доктор Гундер.

Дана столкнулась с подобными проблемами, но это не вызвало у нее беспокойства, поскольку она не планировала иметь больше детей.
Группа защитников десмоидных опухолей помогла добиться успеха нирогацестата

У нирогацестата интересная история. Первоначально он был разработан для лечения болезни Альцгеймера, но в итоге оказался неэффективным. Позже он был испытан против нескольких видов рака с такими же неутешительными результатами.

Именно тогда, когда компания, производящая препарат, собиралась отказаться от него, руководители группы защиты прав пациентов DTRF увидели результаты, свидетельствующие о том, что он может быть успешным в лечении десмоидных опухолей. Группа работала с фармацевтической компанией и Национальным институтом рака над разработкой клинических испытаний и набором пациентов для участия в них.

"Наше партнерство с DTRF является важной частью этой истории успеха", - говорит доктор Гундер. Доктора Гундер, Краго и Лефковиц входят в состав медицинского и научно-консультативного советов DTRF.

Помимо десмоидных опухолей, нирогацестат в настоящее время проходит клинические испытания для лечения других видов рака, включая множественную миелому.
Дана продолжает жить нормальной жизнью со своей семьей

Дана, которая живет в Пелхэме, штат Нью-Йорк, и чьим дочерям сейчас 4 и 7 лет, смогла продолжать работать на протяжении большей части курса лечения. Она преподает в третьем классе специального образования в государственной школе в Бронксе. Хотя во время первой части испытаний ей приходилось ездить в Манхэттен, теперь она может проходить сканирование и другие исследования в MSK Westchester, ближе к своему дому и работе.

"Это значительно облегчает задачу, потому что мне не нужно брать целый выходной", - говорит Дана. "Участие в клинических испытаниях - это огромное обязательство, но для меня оно того стоило".

Категория: Наука и Техника | Добавил: fantast (10.03.2023)
Просмотров: 165 | Рейтинг: 0.0/0