Самая тяжелая летающая птица в мире, возможно, занимается самолечением на растениях, используемых в традиционной медицине

 

Если вы увидите большую дрофу (Otis tarda) в дикой природе, вы вряд ли забудете ее. Массивные, красочные, их невозможно перепутать, это самые тяжелые птицы из живущих сегодня, способные летать, с наибольшей разницей в размерах между полами. Они также являются "заводчиками лек", где самцы собираются в выбранных местах, чтобы устроить аудиовизуальное шоу для посещающих самок, которые выбирают партнера, основываясь на его внешности и качестве его шоу-птицы.

 

Но теперь исследование, опубликованное в журнале Frontiers in Ecology and Evolution, предполагает, что у больших дроф есть еще одна претензия на наш интерес: они активно ищут два растения с соединениями, которые могут убивать патогены. Таким образом, они могут быть редким примером птицы, которая использует растения против болезней, то есть занимается самолечением.

"Здесь мы показываем, что большие дрофы предпочитают есть растения с химическими соединениями, обладающими противопаразитарным действием in vitro", - сказал доктор Луис М. Баутиста-Сопелана, штатный научный сотрудник Национального музея естественных наук в Мадриде и первый автор исследования.

Соавтор исследования доктор Азусена Гонсалес-Колома, научный сотрудник Института сельскохозяйственных наук в Мадриде, сказала: "Большие дрофы ищут два вида сорняков, которые также используются людьми в традиционной медицине. Мы показываем, что оба содержат антипротозойные и нематоцидные (то есть убивающие червей) соединения, в то время как второй также содержит противогрибковые агенты".

Люди - не единственный вид, который занимается самолечением

Предполагается, что самолечение у животных встречается, с меньшей или большей степенью уверенности, у таких разнообразных животных, как приматы, медведи, олени, лоси, ара, медоносные пчелы и плодовые мушки. Но это сложно доказать на диких животных, предупреждает Баутиста-Сопелана: "Мы не можем сравнивать контрольные и экспериментальные методы лечения. А двойные слепые испытания или исследования дозозависимого эффекта, обязательные этапы в медицине на людях или в ветеринарии, очевидно, невозможны у диких животных".

Большие дрофы, классифицированные как уязвимые в Красном списке видов, находящихся под угрозой исчезновения Международного союза охраны природы, размножаются на лугах от Западной Европы и северо-западной Африки до центральной и Восточной Азии. Примерно 70% населения земного шара проживает на Пиренейском полуострове. Самки обычно остаются верными домашнему ареалу, где они вылупились, на всю жизнь — от 10 до 15 лет, — в то время как после расселения самцы из года в год возвращаются на одно и то же место лек. Оставаясь (и, что важно, какаяя) в одном и том же районе в течение длительного времени, они рискуют повторно заразить себя. А самцы нуждаются в исключительной выносливости во время брачного сезона, что, как ожидается, приведет к снижению их иммунной защиты.

"Теоретически, оба пола больших дроф могли бы извлечь выгоду из поиска лекарственных растений в брачный сезон, когда распространены заболевания, передающиеся половым путем, в то время как самцы, которые используют растения с активными против болезней соединениями, могут казаться более здоровыми, энергичными и привлекательными для самок", - сказал Гонсалес-Колома.

Некоторые члены нынешней исследовательской группы изучали больших дроф с начала 1980-х годов, главным образом в регионах Мадрид и Кастилия-Леон, Испания. Они собрали в общей сложности 623 помета самок и самцов большой дрофы, в том числе 178 во время брачного сезона в апреле. Под микроскопом они подсчитали количество узнаваемых остатков (ткани от стеблей, листьев и цветов) 90 видов растений, которые произрастают на месте и, как известно, входят в меню дроф.

Растения содержат соединения, которые убивают паразитов

Результаты показали, что два вида дроф употребляются в пищу чаще, чем ожидалось из-за их обилия: кукурузные маки, Papaver rhoeas и багульник пурпурной гадюки, Echium plantagineum.

"Большие дрофы выбирают кукурузный мак и багульник пурпурной гадюки главным образом в брачный сезон, в апреле, когда их энергетические затраты наибольшие. И мужчины, которые в течение этих месяцев тратят большую часть своего времени и энергетических бюджетов на сексуальное проявление, предпочитают их больше, чем женщин", - заключила Баутиста-Сопелана.

Из этих двух видов первый избегается скотом и используется в традиционной медицине как обезболивающее, седативное средство и усилитель иммунитета. Второй токсичен для людей и крупного рогатого скота, если употреблять его в больших количествах. Они также обладают питательной ценностью: в семенах кукурузного мака много жирных кислот, а семена багульника пурпурного богаты пищевыми маслами.

Авторы выделили водорастворимые и жирорастворимые соединения из обоих видов и определили их химическую идентичность с помощью газовой хроматографии-масс-спектрометрии (ГХ-МС) и жидкостной хроматографии-масс-спектрометрии (ВЭЖХ-МС). Они сосредоточились на липидах, летучих эфирных маслах и алкалоидах, вырабатываемых многими растениями в качестве защиты от травоядных. Например, они обнаружили, что кукурузный мак богат биологически активными алкалоидами, такими как роадин, роэагенин, эпиберберин и канадин.

Затем авторы протестировали активность выделенных молекулярных фракций против трех распространенных паразитов птиц: простейшего Trichomonas gallinae, нематоды (паразитического червя) Meloidogyne javanica и гриба Aspergillus niger.

Результаты показывают, что экстракты обоих растений высокоэффективны в подавлении или уничтожении простейших и нематод in vitro, в то время как багульник пурпурный также умеренно активен в отношении грибов.

Авторы по-прежнему призывают к осторожности

Авторы приходят к выводу, что большие дрофы являются главными кандидатами на роль птиц, которые ищут определенные растения для самолечения. Но необходимы дополнительные исследования, предупреждают они.

"Окончательное доказательство самолечения требует экспериментальных протоколов, разработанных в биомедицинских, ветеринарных и фармакологических науках", - сказал Баутиста-Сопелана.

"До тех пор мы продолжаем нашу полевую работу. Например, количественная оценка распространенности остатков кукурузного мака и багульника пурпурной гадюки, а также патогенных микроорганизмов в фекалиях разных популяций дроф может опровергнуть нашу гипотезу о самолечении у этого вида".

Категория: Наука и Техника | Добавил: fantast (23.11.2022)
Просмотров: 123 | Рейтинг: 0.0/0