Рыболовство будущего

Рыболовство будущего

Схема электролова

(статья из журнала Наука и Техника, от августа 1964 г.)


Способы и орудия современного рыболовства нередко в принципе не отличаются от тех, которые существовали тысячелетия до нас. Освоение богатств океана достигается в основном интенсификацией рыболовства.

 

Рыболовство развивается не столько за счет совершенствования техники орудий лова (хотя в этом направлении сделано много), сколько за счет совершенствования промыслового флота, механизации процессов лова, создания средств поиска косяков рыбы. Удочка — орудие лова любителя, сохранилась в принципе и в промышленном рыболовстве. Но по сравнению с любительскими они огромных размеров, ими ловят, например, тунцов — ценнейших рыб тропических и субтропических районов океана, а также рыб других пород. При этом ловцы выходят на промысел на современных морских судах, обладающих ходом 14—15 узлов (1 узел = = 1,852 км/час), средствами для заморозки и хранения улова. На некоторых «удочках» применяется приспособление для электроубоя пойманных рыб, что облегчает их подъем на палубу судна. Эти же суда ставят громадные, свыше 100 км длиной, снасти с множеством крючков.

Многие видели на берегах рек и озер рыбацкие сети из тонкой нити. Ими ловят кильку и салаку в Балтийском море, сельдь — в Норвежском. Принцип прежний, а средства изменились. В океане работают средние рыболовные траулеры. Протяженность их сетей превышает 3 километра, ставятся они на глубины до 100 метров. На судах имеются гидроакустические

поисковые приборы, позволяющие обнаруживать скопление рыбы в толще воды и ставить сети по показаниям приборов.

 

В морском рыболовстве наибольшее значение имеет трал — сравнительно небольшая сеть, представляющая из себя конический мешок с входной частью площадью от 40 — 60 до 300 — 500 квадратных метров. Трал буксируется по дну или в толще воды одним или двумя судами. Часть рыбы, попадающей на пути трала, остается в нем.

 

На втором месте так называемый кошельковый невод, являющийся полной противоположностью трала. Если трал представляет собой по существу мешок с небольшими боковыми стенками, называемыми крыльями (иногда и их нет), то у кошелькового невода совсем нет мешка, но крылья его, вернее сказать, сетная стена, которой окружается косяк рыбы, достигает свыше полукилометра длины и более 50 метров высоты.

 

Таким неводом ловят рыбу в толще воды. Обнаруженный косяк окружается сетной стеной, которая сверху имеет поплавки, а внизу грузила, затем снизу сеть, как рюкзак, затягивается судовой лебедкой, и рыба оказывается в сетной чаше. После этого специальной машиной сеть подбирают к борту и, когда чаша сокращается, рыбу перегружают на судно.

 

Есть еще один невод — ставной. Но это уже не невод в том смысле, в каком мы привыкли представлять его. Помните, как Оскар Клява, герой романа Вилиса Лациса «Сын рыбака», в чужом рыбацком поселке «...увидел несколько рыбаков, окруживших какой-то странный предмет. Подойдя ближе, Оскар чуть не окаменел от удивления и неожиданности. Он увидел большую морскую мережу — точно такую, какую и сам придумал, только готовую, во всей красе...», и далее: «...он узнал, что такими ловушками местные рыбаки пользуются уже многие годы, что они оказались удобными потому, что дно здесь, возле берегов, каменистое и ловить неводами трудно».

 

Так вот, ставные неводы и есть гигантские «морские мережи». Их прародители — маленькие мережи, вентери, очевидно, применялись человеком еще в доисторические времена. Конструктивно эти ловушки для рыбы претерпели значительные изменения, но принцип остался тот же.

 

Вот, в основном, и весь арсенал рыбацкой техники. Применяется она на современных судах, оснащенных новейшей техникой, которая с каждым годом совершенствуется.

 

Большой морозильный рыболовный траулер — это судно длиной более 70 метров с главным двигателем мощностью 2000 лошадиных сил и энергетической установкой мощностью около 1000 киловатт. На судне установлены два радиолокатора, гидролокатор — прибор для поиска рыбы, два эхолота — приборы для измерения глубины. Радиостанция траулера позволяет иметь надежную связь с Родиной из любого, самого дальнего района промысла.

 

Океанское промысловое судно сейчас невозможно представить без новейших средств радио и электроники, и все это сочетается с весьма несовершенным орудием лова — тралом. В его несовершенстве можно убедиться, сделав следующий расчет:      трал

 

большого траулера имеет ширину входа, захвата, или, как говорят специалисты, — горизонтальное раскрытие, около 20 метров. За обычное двухчасовое траление трал проходит по дну около 10 тысяч метров, следовательно, площадь, с которой облавливается рыба, равна 200 тысячам квадратных метров. Обычный улов 5 — 6 тонн, или около 4 — 5 тысяч рыб, то есть одна рыба с площади 40 — 50 квадратных метров — это очень мало по сравнению с плотностью скоплений рыбы.

 

Подводя итог, можно сказать, что методы и орудия промышленного рыболовства и современные промысловые суда — в основном представители разных эпох. В этом необычного ничего нет. Ведь в современных атомных энергетических установках сочетаются энергия атома, электричество и пар — представители трех эпох в развитии техники.

Ученые, работающие в области промышленного рыболовства, ищут принципиально новые способы лова. Все более широкое применение находит в промышленности лов рыбы при помощи света (о привлечении рыбы на свет ночью известно с древних времен). Этот метод благодаря применению электросвета судами со значительными энергетическими ресурсами получил широкое распространение на Каспии, Черном море и в Тихом океане. Промысел несложен. Светом привлекается рыба, которая потом вылавливается большим сачком — конусной сетью с диаметром обруча 2,5 — 3 метра или кошельковым неводом. На Дальнем Востоке сейчас успешно применяется ловушка для сайры, не отличающаяся в принципе от конусной сети. Ловушка обладает большими размерами и не вынимается из воды полностью. Пойманную рыбу выбирают из нее механизированными сачками.

 

Более интересен бессетевой промысел рыбы с помощью насоса. Источник подводного света устанавливается на всасывающем шланге специального центробежного насоса. Привлекаемая светом рыба попадает в поток всасываемой воды и увлекается в шланг. На палубе судна рыба отделяется от воды. Но такой способ применим только для мелкой рыбы. Он нашел широкое распространение на промысле каспийской кильки.

 

В нашем, Западном бассейне, промышленный лов рыбы с помощью света не проводился. Но эксперименты велись неоднократно и в начале этого года увенчались успехом. Атлантический научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии в марте этого года в Гвинейском заливе пытался применить дальневосточный метод и технику для промысла сардины. Результаты превзошли ожидания. Судно за ночь вылавливало десятки тонн. А в середине мая рыболовное судно под командованием капитана Героя Социалистического Труда тов. Шуваева доставило в Ригу первые 40 тонн сардины, добытой с помощью света.

 

Научная группа, работавшая на экспериментальном судне «Неринга», также оборудовала систему освещения и начала эксперименты с бессетевым ловом с помощью насоса. Для привлечения рыбы к шлангу, кроме света, использовалось электрическое поле.

Так называют способ лова, основанный на воздействии электрического тока на рыбу. Он не имеет еще практического значения в рыболовстве, но можно с уверенностью сказать, что за ним большое будущее.

 

Действие электрического тока объясняется тем, что рыба и вода обладают разной электрической проводимостью. Эффект тот же, что и при так называемом «шаговом поражении». Многим известны случаи, когда упавший на землю провод высоковольтной линии становится причиной поражения людей и животных, даже не прикоснувшихся к нему.

 

Электрический потенциал убывает в стороны от точки касания провода. Человек, сделавший шаг в направлении к проводу, соединяет две точки с разным потенциалом, что и является причиной возникновения тока. Аналогичное явление происходит с рыбой. Естественно, чем длиннее рыба, тем больше разность потенциалов, а как известно, сила тока пропорциональна разности потенциалов — напряжению.

 

Электрический ток — раздражитель, на который реагирует все живое. Не является исключением и рыба. Исследователи различают три типа реакции рыбы на воздействие электрического поля: минимальная реакция — рыба только чувствует ток и реагирует судорожным подергиванием головы и кожи; с возрастанием тока рыба поворачивается и плывет в сторону анода — возникает так называемая анодная реакция; и, наконец, при дальнейшем возрастании тока — третья реакция — электронаркоз: рыба перестает шевелиться и переворачивается на бок. Дальнейшее увеличение тока приводит к смерти.

 

Характер реакции говорит о том, что электрическое поле может заставить плыть рыбу туда, нуда нужно, а затем подвергать ее наркозу.

 

Не правда ли, неплохие предпосылки для создания орудия лова?

 

Чрезвычайно важно еще и то, что одно и то же поле по-разному воздействует на мелкую рыбу и на крупную. В зоне анодной реакции для крупной рыбы мелкая испытывает минимальное воздействие тока (поскольку длина ее незначительна и ток мал). Это может послужить основой для отбора крупной рыбы и сохранения в водоеме мелочи.

 

Почему же еще нет или почти нет электрических орудий лова?

 

Разработка методов электрического рыболовства связана с большими проблемами. Создание достаточно протяженного поля требует больших затрат энергии. Если говорить о постоянном токе, то он применим, пожалуй, только в аквариумах или небольших прудах.

 

В настоящее время внимание большинства исследователей сосредоточено на разработке методов применения импульсного тока, который выгоден в энергетическом отношении. Но несмотря на то, что импульсная техника шагнула далеко вперед, трудностей еще много.

Сейчас еще трудно представить себе, как будет выглядеть электрическое орудие лова. Но в сочетании с другими средствами воздействия на рыбу и обычными орудиями лова электроток будет играть все большую роль.

 

В прошлом году в Лондоне состоялся II Международный конгресс по орудиям рыболовства. На нем был сделан обзор перспектив развития техники рыболовства будущего.

 

Приманивать рыбу предлагают с помощью имитации звуков, издаваемых ею. Известно, что рыбы «разговаривают» очень тихо, интенсивность звука практически недоступна человеческому уху. На помощь приходит электронная техника, которая усиливает звук, помогает проанализировать его частотный спектр.

 

Для привлечения рыбы будут применяться ароматические вещества, распыляемые с самолетов или вертолетов. В более широких размерах будут использоваться электрические заграждения. Такие сооружения служат не целям промысла, а для сохранения рыбы от попадания в оросительные каналы, насосы и т. п.

|Ш концу шестидесятых годов флот рыбной промышленности нашего бассейна пополнится новым промысловым судном, вернее рыбопромысловой базой. Длина ее — более 200 метров, ширина около* 30 метров, водоизмещение свыше 40 тысяч тонн, скорость около 30 — 35 км/час. База будет нести на себе 12 — 14 судов-ловцов весом 60 —100 тонн. Самое замечательное то, что эти суда будут в значительной степени автоматизированы, а впоследствии телеуправляемы.

 

Промысел будет выглядеть, очевидно, так: выйдя в район скопления рыбы, база останавливает машины и ложится в дрейф. Мощные подъемные устройства быстро опускают на воду ловцов, двигатели которых автоматически включаются еще в воздухе. И вот один за другим суда отходят от борта базы и занимают исходные позиции.

 

На центральном посту управления базы за ходом лова с помощью многочисленных приборов следит вахтенный руководитель промысла. Человеку не под силу охватить и осмыслить всю поступающую информацию. На помощь ему приходит электронно-вычислительная техника. На электронном планшете, подобном экрану телевизора, руководитель видит движение каждого из ловцов.

 

Представьте себе, что с базы дана команда: «Начать промысел!» На судах включаются приборы поиска. Информация о косяках поступает на электронно-счетную машину ловца. Выбрав наиболее плотное скопление рыбы, она командует:               «Спустить трал!» и одновременно задает авторулевому курс, который приведет ловца к встрече с косяком.

 

Трал уходит за корму, с барабанов разматываются стальные тросы. Наконец лебедка останавливается — трал на заданной глубине, контроль за его ходом осуществляют приборы, установленные на трале. Как это происходит? Пучок звуковых волн от излучателя, находящегося на нижней кромке трала, пронизывает толщу воды до поверхности океана и, отразившись от нее, принимается приемником, установленным рядом.

 

Измерение времени прохождения звука до поверхности воды, а также до верхней кромки трала позволяет определить, на какой глубине он идет и насколько раскрыт. Кроме того, попадающая в трал рыба, пересекая пучок, отражает часть звуковых волн и тем самым «сообщает», что зашла в трал.

 

Вся эта информация поступает на счетно-решающую систему. Если обнаруженный косяк начал опускаться или подниматься, на лебеду подается команда и трал устанавливается на нужную глубину. По мере заполнения трала рыбой отдельные его секции автоматически отделяются и всплывают на поверхность. Они снабжены радиостанцией, сигналы которой принимаются базой. Теперь счетно-решающая система базы указывает, в каком порядке следует подобрать секции с рыбой и как это сделать быстрее.

 

Раз в сутки ловцы по очереди подходят к базе, и тогда к тралам подсоединяются новые секции, пополняются запасы топлива, осматривается аппаратура. После этого суда снова уходят на промысел.

 

Все это близкое будущее. Уже сейчас такая мощная промысловая база находится в стадии проектирования. Одновременно идет отработка комплекса автоматики и телеуправления. Так будет развиваться рыбная индустрия.

Тэги: рыболовство, правила рыболовства, промышленное рыболовство, технология рыболовство



Категория: Наука и Техника | Добавил: fantast (03.04.2013)
Просмотров: 2981 | Теги: 1964, статьи, Наука и техника | Рейтинг: 0.0/0