Неравенство доходов и неравенство счастья: история о двух тенденциях

 

Общий социальный опрос (GSS) в США-это опрос, проводимый для национальной репрезентативной выборки из примерно 1500 респондентов ежегодно с 1972 года, и является важным источником информации о долгосрочных тенденциях самооценки удовлетворенности жизнью в стране. Таким образом, это ключевой показатель счастья в США.

 

Используя этот источник, Стивенсон и Вулферс (Stevenson and Wolfers, 2008)2 показывают, что в то время как среднее Счастье в США оставалось в целом постоянным, неравенство в счастье существенно сократилось в последние десятилетия.

 

Авторы далее отмечают, что это справедливо как тогда, когда мы думаем о неравенстве с точки зрения дисперсии ответов, так и тогда, когда мы думаем о неравенстве с точки зрения разрыва между демографическими группами. Они отмечают, что две трети черно-белого разрыва счастья были размыты (хотя сегодня белые американцы остаются счастливее в среднем, даже после контроля различий в образовании и доходах), а гендерный разрыв счастья полностью исчез (женщины раньше были немного счастливее мужчин, но они становятся менее счастливыми, и сегодня нет никакой статистической разницы, если мы контролируем другие характеристики).

 

Любопытно, что эти сокращения "неравенства счастья" происходили наряду с ростом неравенства доходов. Как видно из приведенной ниже диаграммы, неравенство доходов в США является исключительно высоким и постоянно растет в течение последних четырех десятилетий, причем доходы среднего домохозяйства растут гораздо медленнее, чем доходы 10% самых богатых. (Подробнее об этих данных в нашей статье о доходах по всему распределению доходов.)

 

Результаты Стивенсона и Вулферса для США согласуются с другими исследованиями, изучающими изменения неравенства счастья (или неравенства удовлетворенности жизнью) в разных странах. В частности, исследователи отмечают, что существует корреляция между экономическим ростом и сокращением неравенства счастья—даже когда неравенство доходов растет одновременно. Визуализация ниже, из Clark, Fleche and Senik (2015)4 показывает это. Она описывает эволюцию неравенства счастья в ряде богатых стран, которые испытали непрерывный рост ВВП.

 

На этой диаграмме неравенство счастья измеряется дисперсией—в частности, стандартным отклонением-ответов в мировом исследовании ценностей. Как мы видим, существует широкая негативная тенденция: неравенство счастья сокращается в странах, где растет ВВП на душу населения. И обратное тоже верно: в своей работе авторы показывают, что неравенство счастья растет в тех странах и в те времена, когда ВВП падает.

 

Итак: почему же неравенство счастья падает вместе с ростом неравенства доходов?

 

Кларк, Флеш и Сеник утверждают, что отчасти причина заключается в том, что рост национального дохода позволяет обеспечить большее предоставление общественных благ, что, в свою очередь, сужает распределение субъективного благополучия. Это все еще может быть совместимо с растущим неравенством доходов, поскольку общественные блага, такие как улучшение здоровья, по-разному влияют на доходы и благосостояние.

 

Другая возможность заключается в том, что экономический рост и социальные изменения в богатых странах привели к формированию более разнообразного общества с точки зрения культурного самовыражения (например, благодаря появлению альтернативных стилей жизни), что позволило людям объединиться в счастье, даже если они расходятся в доходах, вкусах и потреблении. Стивен кварц и Аннетт АСП объясняют эту гипотезу в статье New York Times, обсуждая данные экспериментальной психологии.

Неравенство доходов (коэффициент Джини) и рост уровня жизни через распределение доходов (по децилям) в США, 1974-2013 гг.

Эволюция неравенства счастья внутри стран в периоды непрерывного экономического роста

ИСТОЧНИК

Категория: Наука и Техника | Добавил: fantast (11.01.2020)
Просмотров: 441 | Рейтинг: 0.0/0