В разделе материалов: 2740
Показано материалов: 2576-2580
Страницы: « 1 2 ... 514 515 516 517 518 ... 547 548 »

- - Наука - -

Особенности и парадоксы современной цивилизации

Современное понимание цивилизации содержится в работах американского социолога и культуролога Германа Кана «Экономическое развитие мира» и «Грядущий подъем». Считая критерием развития общества экономику, Кан выделяет три основных типа цивилизации: сельскохозяйственную, индустриальную и постиндустриальную. Другой американский социолог, один из крупнейших специалистов по социальному прогнозированию Д. Белл в работе «Социальные рамки информационного общества» анализирует социально-исторические условия и предпосылки перехода от индустриальной к постиндустриальной цивилизации, именуемой «информационным обществом». Настольной книгой многих социологов на длительное время стала работа американского ученого Уильяма Ростоу «Стадии экономического роста», в которой на конкретных примерах исследуются следующие основные стадии исторического процесса:

Культурология (В.Е. Толпыкин, Т.В. Толпыкина) | Просмотров: 909 | Добавил: fantast | Дата: 13.07.2017


- - Наука - -

Сущность языка, его функции и место в культуре

Проблема соотношения языка и культуры — одна из фундаментальных проблем культурологии. Ее значимость определяется целым комплексом факторов, наиболее значительным из которых является универсальность как культуры, так и языка, охватывающих собой все сферы человеческой жизнедеятельности, все формы межличностного и межсоциального общения. Быт, досуг, сфера производства, научное и художественное творчество, бесконечная гамма человеческих чувств и устремлений, все, что любит или ненавидит человек, к чему всей душой устремляется и что отталкивает, что возвеличивает и от чего безоговорочно отрекается, все, в конечном счете, определяется культурой, выливающейся в бесконечно многообразные формы ее языкового выражения. И вместе с тем, универсальность не исключает, а, напротив, предполагает уникальность и самобытность языка и культуры, которые, будучи рожденными из глубин духовной жизни народа, создают неповторимый облик этого народа, нации, этнической группы, равно как и исторической эпохи, в социокультурном пространстве которой складывается их образ жизни и образ мысли. Взаимосвязь и взаимопроникновение языка и культуры настолько глубоки и нерасторжимы, что как невозможно представить культуру вне языка, гак невозможно рассматривать язык без культуры. Их нерасчлененность и содержательно, и функционально, и генетически обусловлена, ибо культура есть смысловой мир человека. А это значит, что каждое явление культуры, любой культурный артефакт содержит конкретный, присущий ему смысл, обретающий свою жизнь через язык и благодаря языку, являющемуся единственно возможным способом и инструментом реализации и актуализации мысли. Смысл и мысль — однокоренные слова, родственные по своим истокам понятия. Мысль рождает смысл, а смысл сообщает импульсы новому потоку и направлению мысли.

Культурология (В.Е. Толпыкин, Т.В. Толпыкина) | Просмотров: 1102 | Добавил: fantast | Дата: 13.07.2017


- - Наука - -

Основные принципы социокультурной дифференциации и классификации языка

Язык, будучи чрезвычайно сложным социокультурным явлением и в содержательно-функциональном, и в структурном плане, не подлежит однозначной дефиниции. Поэтому неслучайно, что к настоящему времени сложилось более 1000 определений языка, раскрывающих многообразные аспекты и грани его функционирования. Одним из наиболее распространенных определений языка, сложившихся в современной науке, является дефиниция его как знаково-информационной системы, служащей для производства, приумножения, хранения и трансляции информации, являющейся важнейшим инструментом познания как объективной, так и субъективной реальности, реальности своего собственного «Я», нуждающегося в самовыражении и самоутверждении. Иначе говоря, функциональную роль языка может выполнять любая информационная система (будь то человек, природа или сконструированная человеком машина). Хотя само слово «язык» может использоваться и в других смысловых значениях: для выражения художественно-эстетических стилей, характеризующих тот или иной исторически сложившийся тип культуры, (например, барокко, рококо, готики, ампира); для выражения художественных особенностей различных видов и жанров искусства (язык музыки, живописи, скульптурной композиции, магический, завораживающий язык танца и т. д.); для выражения творческой индивидуальности художника, поэта, писателя, композитора (язык А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого и др.).

Культурология (В.Е. Толпыкин, Т.В. Толпыкина) | Просмотров: 1278 | Добавил: fantast | Дата: 13.07.2017


- - Наука - -

Язык, речь и проблема смыслообразования в культуре

Язык выражает свою сущность посредством речи, эволюция которой начиналась с жестов, мимики, телодвижений, отдельных звуков. Информация передавалась и при помощи отдельных предметов с нарисованным или выгравированным на них изображением. Затем звуки объединяются в слова, постепенно на основе устной возникает и письменная речь. Во второй половине II тысячелетня до н. э. в Финикии на восточном побережье Средиземного моря была изобретена письменность. Звуки речи начали изображать при помощи букв. Финикийский алфавит лег в основу почти всех современных форм письма. Русский алфавит был создан на основе кириллицы, названной так по имени его основателей Кирилла и Мефодия. В ходе эволюции письменной речи сложились следующие типы письма: пиктографическое, или рисуночное письмо, идеографическое письмо (от греч. idea — идея, образ и grapho — пишу — принцип письма, использующий идеограммы, то есть письменные знаки, представляющие собой условные изображения или рисунки, соответствующие не звукам речи, а целому слову или морфеме). Разновидностью идеографического письма было иероглифическое письмо (древнеегипетское, древнекитайское, шумерское), затем возникло слоговое, а еще позднее — алфавитное письмо.

Культурология (В.Е. Толпыкин, Т.В. Толпыкина) | Просмотров: 1098 | Добавил: fantast | Дата: 13.07.2017


- - Наука - -

Язык и текстовая картина мира. Проблема языка как проблема понимания

Значения, смыслы и ценности культуры, как уже отмечалось ранее, актуализируются в языке и посредством языка, прочитываемого как текст, образующий особую, чрезвычайно своеобразную текстовую реальность. Текстовая реальность, в отличие от физической (природной и социальной реальности), представляет собой синтез реальности и вымысла, действительно существующего и воображаемого. При этом следует иметь в виду, что границы между реальностью и вымыслом чрезвычайно условны, изменчивы, подвижны. Понятия «социализм», «общество всеобщего благоденствия и равенства», «идеальное государство», возникшие в сфере действительно существующих социальных практик, тем не менее, являются в своей сущностной основе химерой, то есть не только неосуществимой, вымышленной, но и странной мечтой. И наоборот, многое из того, что существовало лишь в воображении, обрело не только физическую, но и текстовую реальность, развертывающуюся в семантическом пространстве языка и языковых структур. Текстовая реальность формирует соответственно и текстовую модель мира, его языково-символический образ, представленный многообразием вербально-графических форм, посредством которых передается физическое, материальное или ментальное содержание природных и социальных предметов, явлений, процессов. Текстовая картина мира может рассматриваться и как отражение средствами языка, языковых структур и систем уже существующих научной, художественной, религиозной картин мира. Но и одна, и другая разновидности текстовой модели мира не могли сложиться вне их языкового оформления. Научная картина мира выражает свое содержание в форме научных текстов: статей, монографий. Художественная картина мира репрезентируется многообразием художественных текстов, наполненных образами, аллегориями, метафорами, различного рода иносказаниями. Религиозная картина мира представлена сакральнос-тью и эзотеричностью священных писаний. «Человек, — отмечал Эйнштейн, — стремится каким-то адекватным способом создать в себе простую и ясную картину мира...Этим занимается художник, поэт, теоретизирующий философ и естествоиспытатель, каждый по-своему». На эту картину и ее оформление человек переносит центр тяжести своей духовной жизни, чтобы в ней обрести покой и уверенность.

Культурология (В.Е. Толпыкин, Т.В. Толпыкина) | Просмотров: 1732 | Добавил: fantast | Дата: 13.07.2017