Труд и красота. Эстетика производства в СССР

1966 год

В течение веков существовало положение, при котором эстетика не касалась сферы материального производства, а ограничивалась лишь областью искусства. Идеологи эксплуататорских классов считали такое положение вечным и естественным. В этом взгляде выражалась величайшая несправедливость в отношении к производительному труду, который является основой жизни общества. Труд — это вечное условие человеческой жизни. Он не только творец всех материальных и духовных ценностей, но и основа становления и развития человека.

 

Труд, создавший самого человека, как и все на свете, имеет свою историю. Она свидетельствует о том, что в процессе трудовой деятельности, освоения и переделки предметов природы у человека развивалось не только сознание, но и чувство красоты.

 

К. Маркс, анализируя сущность труда, подчеркивал, что человек, изменяя форму природных объектов, сознательно осуществляет свою цель и в то же время изменяет свою собственную природу, «развивает дремлющие в последней способности и подчиняет игру этих сил своей собственной власти». Отмечая особенность сознательной, целенаправленной деятельности человека в отличие от инстинктивного поведения животного, Маркс писал: «Животное, правда, тоже производит. Оно строит себе гнездо или жилище, как это делают пчела, бобр, муравей и г. д. Но животное производит лишь то, в чем непосредственно нуждается оно само или его детеныш; оно производит односторонне, тогда как человек производит универсально; оно производит лишь под властью непосредственной физической потребности, между тем как человек производит, даже будучи свободен от физической потребности, и в истинном смысле слова только тогда и производит, когда он свободен от нее; животное производит только самого себя, тогда как человек воспроизводит всю природу; продукт животного непосредственным образом связан с его физическим организмом, тогда как человек свободно противостоит своему продукту. Животное формирует материю только сообразно мерке и потребности того вида, к которому оно принадлежит, тогда как человек умеет производить по меркам любого вида, и всюду он умеет прилагать к предмету соответствующую мерку; в силу этого человек формирует материю также и по законам красоты»

Чувство красоты, следовательно, есть результат практического освоения природы, ее преобразования в процессе трудовой деятельности.

 

В течение многих столетий труд в материальном производстве оставался рабским, подневольным, а потому лишенным своей привлекательности и красоты. В антагонистическом, эксплуататорском обществе истинная природа труда извращается. Для огромного большинства трудящихся он является безрадостным, тяжелым бременем.

 

Машины и основанная на них крупная промышленность, возникшие в капиталистической общественной форме, еще больше усиливали эксплуатацию работника, нивелировали его индивидуальные трудовые навыки и способности.

 

А. В. Луначарский, рассматривая взаимоотношение капиталистической промышленности и искусства, говорил, что «омерзительная дешевка, вытеснившая добросовестный ремесленный труд, есть, несомненно, понижение культуры. Конечно, фабрикант, стремящийся к тому, чтобы убить на рынке всякую конкуренцию дешевизной, очень часто не останавливался даже перед ухудшением продукта с точки зрения его добротности» ‘.

 

Конечно, с тех пор в капиталистическом производстве многое изменилось. Предприниматель уже не может быть равнодушным к качеству своей продукции, чтобы выстоять в гигантски обострившейся конкурентной борьбе. Теперь его интересует не только дешевизна, но и габариты, рациональность, красивый внешний вид изделия. Рабочий класс своей упорной, длительной борьбой добился сокращения рабочего дня, вынудил капиталистов пойти на улучшение условий труда. Однако осталось прежним главное — частная собственность на средства производства, капиталистическая эксплуатация, благодаря чему труд рабочего, как и раньше, остается подневольным, нетворческим, несмотря на капиталистическую «рационализацию». В. Маяковский, побывавший в середине 20-х годов на заводах Форда в Детройте, считавшихся передовыми, очень точно подметил: «Чистота вылизанная... Лица зеленоватые, с черными губами, как на киносъемках. Это от длинных ламп дневного света. Рабочие говорят: «Техника — это ему техника, а не нам... Очки дает с толстым стеклом, чтобы не выбило глаз — стекло дорогое. Человеколюбивый. Это он потому, что при тонком стекле глаз выбивает и за него надо платить, а на толстом только царапины остаются, глаз от них портится все равно года через два, но платить не приходится...» В четыре часа я смотрел у фордовских ворот выходящую смену, люди валились в трамваи и тут же засыпали, обессилев» *.

 

Отношения между человеком и машиной, между человеком и производственной средой всегда носят общественный характер. Нельзя представить себе, чтобы современное капиталистическое предприятие не отвечало условиям технического прогресса. Нельзя упрощенно представлять дело так, будто машина в условиях капитализма конструируется без учета того, легко или тяжело будет на ней работать. Но не менее ясно и то, что любые нововведения здесь преследуют в конечном счете интересы наживы и невозможны без усиления эксплуатации рабочего.

В нынешних условиях значительного усложнения производства, чрезвычайно высокой интенсификации труда капиталисты вынуждены принимать в расчет и психофизиологические моменты труда, используя знания психологов, физиологов, экономистов в конечном счете для увеличения своих прибылей. Но тем не менее эти мероприятия и в условиях капитализма означают известное улучшение условий производства, их эстетизацию. Однако это не имеет ничего общего с установлением якобы «человеческих отношений» между рабочим и предпринимателем, о чем любят говорить буржуазные пропагандисты.

 

Только социализм возвращает рабочему его человеческое достоинство и создает условия для творческого труда. Освобождая человечество от всякого угнетения, он утверждает новые принципы общественных отношений, основой которых становится свободный труд.

 

В широко известной работе «Как организовать соревнование?» В. И. Ленин, развенчивая буржуазных писателей, воспевавших капиталистическую конкуренцию и частную предприимчивость, показал, что социализм не только не исключает соревнования, а, наоборот, впервые создает возможность для большинства трудящихся «развернуть свои способности, обнаружить таланты, которых в народе — непочатой родник и которые капитализм мял, давил, душил тысячами и миллионами» '.

 

В социалистическом обществе отношение к труду— основное мерило достоинств человека, его способностей, его сознательности и общественной полноценности.

Творческое отношение к труду в новом обществе проявляется прежде всего в любви к нему, в глубоком интересе к своей профессии, в постоянном стремлении совершенствовать свое мастерство, быть новатором, проявлять инициативу.

 

Творческий труд в социалистическом обществе — это не только труд выдающегося ученого, писателя, живописца, актера. Творческий труд и талант —не синонимы. В наше время творчеством является труд миллионов людей, сознательно строящих новую жизнь и отдающих этому все свои силы, способности и таланты.

 

Поскольку человек формируется прежде всего в процессе труда и проводит на производстве не менее четверти всей своей жизни, эстетическое воспитание в процессе производства приобретает первостепенную роль. Эстетически полноценная трудовая обстановка является одним из условий воспитания вкуса к красоте и изяществу, развития эстетических способностей и воспитания высокой культуры поведения.

 

Современный технический прогресс в условиях коммунистического строительства требует все большего проникновения художественного начала в область материального производства как потому, что эстетика производства способствует повышению экономической эффективности производства, так и потому, что она содействует одухотворению труда и облагораживанию человека. Именно поэтому производственная эстетика приобретает у нас все большее значение.

 

Технический прогресс не только открывает широкий простор эстетике производства, но и предъявляет к ней новые большие требования. Дело в том, что технические усовершенствования, ликвидируя тяжелый физический труд, часто расчленяют технологический процесс на множество частичных мелких операций. приводят к однообразию, монотонности совершаемых рабочим движений, отрицательно действующих на его психику, нередко вызывая скуку и быстрое утомление. Становясь легким физически, труд становится более ответственным, напряженным, требующим все большего внимания. В этом нетрудно убедиться на самых простых примерах, наблюдаемых нами в цехе, лаборатории, на транспорте. Взять хотя бы работу шоферов. Несмотря на то что физическое напряжение шофера невелико, он очень устает от нервного напряжения. Естественно, что шоферу нужно обеспечить не только безотказное действие механизмов, но и максимум удобств в управлении машиной, хороший обзор, нормальную температуру, вентиляцию, удобное сиденье. Понятно, что автомобилестроители должны смотреть на руль не только как на удобное и надежное средство управления, но и как на предмет, украшающий интерьер автомобиля. Продуманная система расположения рычагов, педалей, приборов сигнализации должна сочетаться с красивыми, радующими глаз материалами, с тем чтобы давать водителю некоторую психологическую разгрузку. А как ответственна, напряжения работа летчиков, ведущих огромные воздушные лайнеры на звуковых скоростях, часто в весьма сложных метеорологических условиях. В кабине летчика нас поражает огромное количество приборов-измерителей, указателей, выключателей, разноцветных сигнальных лампочек, рукояток управления. В кабине удобные кресла, светло, обеспечен широкий обзор пространства. Все помогает летчикам управлять сложной техникой пилотирования. Над всем этим много поработали инженеры-конструкторы и художники.

 

Освобождая человека от непосредственного участия в таких производственных процессах, которые вредно отражаются на его здоровье, автоматизация по-новому ставит многие вопросы: о рационализации системы управления на пультах и рабочих движений, об установлении правильного режима труда и отдыха операторов. Эти вопросы могут быть решены лишь общими усилиями инженеров, художников, физиологов, психологов, экономистов.

 

Коммунизм предстает перед нами как такой общественный строй, где полностью раскрываются способности и таланты, лучшие нравственные качества человека, где труд из средства к жизни превращается в первую жизненную потребность. Для этого нужно, чтобы для всех труд перестал быть изнурительным, стал совершенно безвредным для здоровья, привлекательным и приятным. От условий труда во многом зависит физическое и психическое состояние человека, и в улучшении этих условий немалую роль призвана сыграть производственная эстетика.

 

Она включает широкий круг вопросов. Это архитектура производственных зданий и устройство внутризаводских площадей, интерьер цеха и рациональное использование света и цвета, рабочее место и производственная одежда и т. п. Промышленная эстетика—это художественное конструирование машин, станков, приборов, удобного и красивого инструмента и рациональное их расположение. Она способствует тому, чтобы производство было максимально удобным и красивым, а промышленные изделия — только высокого качества, удовлетворяющими эстетические запросы советских людей. Как и наука вообще, промышленная эстетика становится непосредственной производительной силой, содействуя решению экономических и социальных проблем.

Категория: История | Добавил: fantast (28.12.2018)
Просмотров: 837 | Рейтинг: 0.0/0