Эстетика быта и убранство квартиры в СССР

Культура быта прежде всего проявляется в обстановке квартиры, в характере ее убранства, в подборе предметов украшения и т. п. Поэтому эстетика интерьера, внутреннее убранство квартиры представляет большой интерес.

 

Конечно, нельзя сразу ответить на все конкретные вопросы, но рассказать об общих принципах и приемах оформления интерьера вполне возможно.

 

Как сделать новую квартиру красивой и удобной для жилья, для отдыха, для работы? Ведь мы стремимся, чтобы человек, придя с работы домой, оказался в обстановке, радующей глаз, чтобы дом доставлял ему не только удобства, но и эстетическое наслаждение.

 

Все хотят, чтобы дома у них было прежде всего уютно. Что же такое уют, к которому все стремятся, но далеко не все умеют создать? Оказывается, это слово по-разному понималось в разное время и в различной обстановке. Не бывает «уюта вообще», не связанного с характером и вкусами живущих в доме людей.

 

Квартира всегда рассказывает о характере и склонностях ее владельцев, об их привычках, образе жизни. Не надо быть особенно проницательным, чтобы, войдя в комнату, по характеру и подбору вещей определить род занятий и вкусы ее обитателей. Книги или картины, лыжи или гантели расскажут наблюдательному человеку многое, так как вещи, их подбор, их внешний вид всегда несут на себе отпечаток характера человека, который ими пользуется.

 

Мы хотим, чтобы жилище было гигиеничным и просторным, давало больше света и свежего воздуха, было обставлено простой, удобной мебелью.

 

Часто приходится наблюдать, сколько усилий и средств затрачивают некоторые женщины, чтобы обставить и украсить свой дом. Они покупают разные ненужные безделушки, с великим усердием моют, трут, стирают всевозможные салфетки, скатерти, дорожки, но результаты не всегда бывают пропорциональны затраченной энергии.

 

Распространено мнение, что обилие статуэток, вазочек, салфеток, этажерок создает уют. Это не гак. Пустая комната неуютна, это верно. Однако в тесной комнате, загроможденной множеством вещей, человеку тоже не будет уютно. У него стеснена свобода движений, он не может шагу сделать, чтобы что-нибудь не задеть (или разбить), и, конечно, чувствует себя принужденно, стесненно. В такой комнате не возникает ощущения уюта, покоя. Наоборот, в светлой, просторной комнате, в которой человеку вольно дышится и движения естественны и свободны, он чувствует себя уверенно и легко. Это уютная, приятная комната.

 

Самое важное в убранстве дома, в украшениях, в мебели — чувство меры. У нас встречается еще много квартир, загроможденных массой всевозможных вещей, красивых и уродливых, нужных и ненужных. Мы часто видим, например, серванты и комоды, сплошь заставленные безделушками: слониками, фарфоровыми собачками, этажерки и полочки с морскими раковинами и с массой коробочек — пластмассовых, картонных, просто коробок от конфет. Когда эти вещи оказываются рядом с действительно красивыми предметами быта — полированным, строгим радиоприемником или гладким, блестящим, обтекаемой формы электрическим чайником, то еще больше бросается в глаза их несоответствие современным вещам и предметам, их устарелость и несуразность.

 

Когда наши друзья хотят сделать нам подарок, они с самыми лучшими намерениями подчас покупают дорогую вазу или сервиз, полагая, что самая дорогая вещь и есть самая красивая. Однако это не так. Самая дорогая ваза вовсе не самая красивая. В простоте рисунка, в соразмерности частей, в гладкой, блестящей поверхности, в насыщенности цветом таится больше красоты, чем в пышных украшениях и золоченых завитках. Точно так же благородная фактура полированного дерева приемника или телевизора выглядит лучше и украшает комнату больше, чем если бы эти предметы отделать замысловатой резьбой или покрыть скатерками.

 

Простая гладкая или клетчатая скатерть, скромные портьеры гораздо лучше подходят к современной мебели, чем плюшевая или вязаная скатерть и портьеры, сплошь затканные букетами, со сложными узорами. Открытая дешевая полка для книг не хуже, а иногда и лучше дорогого застекленного шкафа, так как она лучше смотрится, больше подходит к другой мебели, а книги выглядят приятнее, когда они открыты, доступны, ближе к человеку.

 

Бумажные или изготовленные из стружек и перьев розы и другие цветы, которые кое-кто покупает для придания комнате красоты и уюта, вовсе не создают ни того, ни другого. Они грубы, пестры и поэтому не украшают, а портят любую, даже самую красивую комнату. Бывают искусственные цветы из шелка или воска, сделанные очень правдоподобно, о них говорят: «совсем как живые». Но даже и они неприятны своей мертвенностью, своим кажущимся правдоподобием: это макет, муляж, а не цветы, в них нет подлинной красоты.

 

Насколько искусственные цветы делают убранство комнаты безвкусным, настолько живые цветы будут лучшим украшением любой комнаты. Они радуют взор, делают ее уютней, приветливей, веселей. Словно от прикосновения волшебной палочки, самая мрачная комната, в которую внесены цветы, преображается, становится радостнее, наряднее, даже как будто светлее. Не обязательно это должны быть пышные букеты роз и георгинов. Скромные полевые цветы в глиняном кувшине, незатейливые ромашки или васильки, поставленные в обливной горшочек, иногда не уступают гладиолусам или изящным лилиям в хрустальной вазе. Куда ни поставь их — на стол, на полочку, на окно,— всюду им место, ко всему они подходят. Иногда один-два цветка в прозрачном стакане или отдельная ветка сирени, цветущей яблони или сливы, просто свежая зеленая ветка не менее красивы, чем целый букет. А ведь украсить комнату зеленой веткой можно в любое время года: зимой — мохнатой веткой сосны или елки с красноватыми шишками, ранней весной — веткой тополя с клейкими листочками или вербы с набухшими почками, осенью — листьями ольхи, клена, рябины, тронутыми багрянцем.

 

Хорошие репродукции с картин замечательных художников— Репина, Сурикова, Серова или других крупных мастеров живописи — больше украсят стену, чем всякого рода открытки или коврики. Выбор этих репродукций должен быть не случайным, а осмысленным, он, конечно, будет различным для людей с разными вкусами, профессиями, чертами характера.

 

Не менее важное условие создания современного интерьера — уместность и целесообразность предметов, соответствие их своему назначению, учет их эмоционально-психологического воздействия на человека.

 

Уют невозможно создавать по одинаковым меркам. Один человек любит посидеть с книжкой, и в его комнате уместно удобное кресло и настольная лампа, а другой больше времени отдает радиоприемнику или телевизору; в одной семье любят книги, и там нужно подумать о книжных полках и шкафах, в другой любят музыку,— значит, надо решить, куда поместить аккордеон или гитару.

 

Обои с тяжелыми, пышными рисунками, с яркими крупными цветами и букетами или «ковровые» обои, которые люди покупают, полагая, что они украсят комнату, на самом деле дают противоположный эффект: они назойливо «лезут» в глаза, «насильно» фиксируют внимание. В результате такие обои утомляют глаза, не дают им отдохнуть, разрушают уют и ансамбль в комнате. Иное дело мелкий геометрический или растительный, но скромный, неброский, ненавязчивый рисунок: он не утомляет, не раздражает глаз, способствует отдыху человека; с другой стороны, он служит прекрасным фоном для всех остальных предметов, так как выгодно оттеняет вещи, выявляя их форму и цвет. Если такие обои хорошо подобраны, они служат своеобразной средой, в которой «живут» вещи.

 

То же самое можно сказать об окраске стен. Окраска спокойных, мягких тонов, так же как и неяркие обои, выгодно оттеняет все предметы, находящиеся в комнате. А стены, сплошь покрытые рисунком, трафаретом, так же некрасивы, как и цветастые пестрые обои.

 

Характер и занятия человека обусловливают и убранство его комнаты. Основное здесь — гармония между человеком и обстановкой, простота и современность предметов, которыми он пользуется. Если это правило будет соблюдаться, то можно без особого труда сделать свою комнату уютной и красивой.

 

Другое важнейшее требование к интерьеру состоит в том, чтобы предметы в комнате составляли единый ансамбль. Бывает так: многие даже красивые вещи проигрывают в соседстве с другими вещами, как говорят, «убивают» друг друга. Оказывается, вещи выглядят по-разному, если их рассматривать в отдельности или в сочетании с другими вещами.

 

Как часто бывает, что, принеся домой какую-нибудь понравившуюся нам в магазине вазочку, статуэтку или скатерть, мы испытываем чувство разочарования. Вещь только что казалась привлекательной, а в комнате, среди других предметов, она вдруг стала некрасивой и неинтересной. И происходит это потому, что вещь эта не гармонирует с остальными предметами, находящимися в комнате.

 

Вещи тоже «говорят» о себе, «заявляют» о себе цветом, формой, ласкают глаз или раздражают его крикливостью, грубостью отделки, несоответствием своему назначению или несоответствием друг другу. В таких случаях говорят, что нет ансамбля. А раз нет ансамбля, значит, нет и красоты.

 

Поэтому, покупая что-либо для комнаты, будь то мебель или самый мелкий, незаметный хозяйственный предмет — вазочка для варенья, пепельница, поднос,— нужно обязательно задать себе вопрос: а где его поставить или положить, как он будет выглядеть в соседстве с другими вещами и именно в данной комнате, а не здесь, в витрине магазина.

 

Многие в оправдание своей небрежности, безразличия или дурного вкуса готовы все свои неудачи свалить на магазины: в них, мол, мет красивых вещей. На самом деле это не так. Из того огромного количества товаров, что есть в наших магазинах, всегда можно подобрать ансамбль для своей квартиры. Конечно, это требует известного внимания и терпения.

 

Простой, без излишних украшений предмет всегда легко входит в ансамбль, ко всему подходит и хорошо сочетается со всеми остальными вещами в комнате. Поэтому надо внимательно относиться к выбору предметов быта. Ведь наши фабрики изготовляют огромное количество самых различных вещей — красивых и некрасивых, дорогих и дешевых, изящных и безвкусных. Научиться отбирать из них лучшие, отличать хорошее от плохого, найти среди этой массы самое нужное, красивое и недорогое, то «жемчужное зерно», которое украсит комнату и легко войдет в ансамбль,— задача сама по себе нелегкая, но благодарная. Развив свой глаз настолько, чтобы научиться безошибочно определять эстетическую ценность вещи, ее соответствие данному интерьеру, человек уже сделает важное дело; он сможет создать в доме настоящий уют и застраховаться от мещанской «роскоши» и безвкусицы.

 

Особо нужно остановиться на художественных изделиях, украшающих жилище. Действительно, любая комната нам покажется скучной, если она будет обставлена только необходимой мебелью и в ней будут отсутствовать украшения, дополняющие и оживляющие ее убранство. Керамика, стекло, фарфор — все это может служить дополнением к мебели. Не обязательно покупать уникальные, редкие и дорогие произведения искусства. Можно вполне обойтись изделиями художественной промышленности, народного прикладного искусства. Например, замечательная керамика прибалтийских республик, веселые расписные кувшины украинских мастеров или своеобразные изделия Дагестана носят ярко выраженный национальный характер и воплощают живую народную традицию.

 

Керамика получила широкое распространение в наше время, она незаменима в украшении квартиры. Благодаря простоте форм она легко и органично входит в современный интерьер, хорошо смотрится на фоне гладкой стены, окрашенной масляной или клеевой краской, очень идет к простым формам современной мебели.

 

Хорошие керамические изделия уместны всюду: в общей комнате и в детской, в кухне и в столовой. Они уютно устроятся среди книг и на полке с кухонной посудой, будут отлично смотреться на ковре (напольная ваза) и на журнальном столике, на серванте или на отдельной полочке.

 

Художники-керамисты ввели в современный быт много красивых вещей. Если раньше из керамики делали только скульптуру и декоративные вазы, то в последнее время все больше и больше входит в быт наряду с фарфоровой и стеклянной посуда из «грубой» керамики. И это не увлечение модой, не просто дань времени. Керамическая посуда очень удобна, красива, а иногда и незаменима там, где фарфор и стекло покажутся слишком хрупкими.

 

Большое разнообразие в убранство квартиры вносят различные керамические вазы для цветов. Эти вазы можно вставить в специальные торшеры, как это показано на рисунке. Торшеры состоят из тонких металлических подставок для горшков; они как бы отрывают вазу от плоскости пола, делают ее зрительно почти невесомой. Контраст крупных листьев декоративных растений, помещаемых в нижней части торшера, с легким, почти прозрачным игольчатым «водопадом» аспарагуса создает необычайно яркий и новый декоративный эффект, оживляет весь интерьер.

 

Хорошо сочетаются с современным интерьером простые деревянные миски, ковши, покрытые нарядной хохломской росписью, загорские расписные игрушки, шкатулки из некрашеного дерева. Натуральное дерево— в мебели, шкатулках, рамах для картин — никогда не надоедает. Если дерево не покрыто краской или лаком, оно имеет приятный «теплый» цвет. Оно теплее, чем «холодный» камень (например, мрамор) или металл. Поэтому надо всегда стараться выявлять цвет и природную красоту различных пород дерева и не покрывать его дорожками или салфетками.

 

Очень важным элементом интерьера, часто определяющим весь характер убранства комнаты, является мебель.

 

Мебель, как и всякий продукт человеческого груда, всегда связана с характером жизни людей, с их бытом, поэтому она меняется в той мере, в какой меняются эта жизнь и этот быт.

 

В нашу эпоху — эпоху больших социальных преобразований и научно-технической революции изменился не только жизненный уклад людей, но и сам ритм жизни. Изменилось и восприятие предметов быта. Сложились иные понятия о красоте, об обстановке жилища. Новая архитектура жилых помещений требует создания новых, современных типов мебели. Если в основу конструктивного решения старой мебели было положено стремление к импозантности, пышности, величавости, неподвижности, то в основе конструирования мебели наших дней лежит требование удобства, целесообразности и простоты. Современная мебель не похожа на мебель прошлых эпох. Она отличается рациональностью, четкостью пропорций, строгостью и ограниченностью в применении декора, широким использованием машинной техники. Мебель нового типа проста, легка, удобна, конструктивна. Форма ее ясно выражает назначение вещи и не скрыта никаким декором, никакими излишними украшениями.

 

Красота новой мебели создается за счет продуманности пропорций, гладких полированных поверхностей, чистоты линий, гармоничного соотношения отдельных частей, благородства формы, умелого использования материала и цвета.

 

Эстетические качества предметов обихода всегда связаны с техникой их изготовления, способом производства. Автомобиль современного выпуска не только технически превосходит автомобиль выпуска 1913 года, но и лучше его по своей внешней форме, способу изготовления, по возможности практического применения. То же относится и к мебели. Ручное изготовление мебели уже устарело. Промышленность же имеет большие возможности для выпуска мебели самых различных типов, форм и видов, отвечающих разным вкусам. Во многих квартирах теперь имеется встроенная мебель: стенные шкафы, полки, стеллажи, которые органически входят; в планировку квартиры и создают большую экономию места. Завоевала признание и стеллажная мебель. Она позволяет использовать всю высоту стены (до потолка) и является, пожалуй, наиболее экономичной с точки зрения потерь площади пола.

 

Новый подход художников интерьера к конструкции, расстановке мебели в квартире дает весьма значительную экономию жилой площади. Если мебель старого типа занимает в двухкомнатной квартире 40— 45 процентов жилой площади, то новая мебель — 28—33 процента. Это означает высвобождение приблизительно 5—6 квадратных метров площади.

 

Появление комбинированных шкафов, совмещающих в себе функции двух-трех отдельных предметов, можно считать одним из характерных признаков новой мебели. Они сильно изменяют вид комнаты, ее эстетическое решение. Удачно сочетает удобство, экономичность и красоту секционная мебель. Ее конструкция основана на применении отдельных объемных элементов — секций различного назначения, соединяемых как по высоте, так и по ширине в цельную вещь.

 

Секционная мебель открызает большой простор для воображения людей, пользующихся ею. Варианты сборки ее настолько многообразны, что почти совершенно исключается возможный стандарт. Например, вдоль длинной стены можно поставить рядом два или три шкафчика одинакового размера, но с различным внутренним оборудованием (ящики, полки, застекленные или открытые и т. д.). А в небольшом простенке легко уместится один такой же шкафчик. С другой стороны, каждую секцию можно использовать и как самостоятельный предмет. Один и тот же шкафчик может быть подвесным и стоячим. Его можно использовать для посуды или для детского белья. Другой шкафчик, застекленный вверху, заменит сервант, а в случае надобности — книжный шкаф. Секретер может служить письменным или туалетным столиком.

 

Часть секций одних и тех же габаритов имеет различное внутреннее оборудование: обычные или откидные дверцы, раздвижные стекла, полки, ящики и т. д. Причем комплектование секций может производиться в горизонтальном и в вертикальном направлениях.

 

Секционная мебель привлекает нас еще и тем, что ее можно приобретать отдельными частями, постепенно. Она не требует сразу крупных затрат. Наборы секционной мебели уже разработаны многими мебельными фабриками и имеются в продаже. Они сочетают изящество и простоту, современную форму и удобства. Наборы представляют собой чаще всего комплект мебели и включают все необходимые предметы: двухместный диван-кровать с ящиком для белья, шкафы — платяной и книжный, который может служить также сервантом, небольшой раскладной обеденный стол и стулья. Такие наборы универсальны и могут удовлетворить требованиям самого строгого вкуса.

 

При ограниченности жилой площади целесообразно пользоваться трансформирующейся мебелью, т. е. такими изделиями, которые рассчитаны на выполнение нескольких функций. Например, передняя стенка шкафа откидывается и превращается в стол, рабочий стол — в туалетный, кресло или диван — в кровать и т. п.

 

Ассортимент трансформирующейся мебели довольно широк. Промышленность выпускает секретеры, комоды с выдвижным туалетным столом и зеркалом, раздвижные и раскладные диваны-кровати, раскладные кресла-кровати, шкафы с откидными или раздвижными кроватями, табуреты-лесенки для кухонь, книжные полки для школьников с откидными или выдвижными столиками.

 

Трансформирующаяся мебель позволяет быстро изменять меблировку комнат в зависимости от потребности: превращать комнату в спальню, а затем — в столовую или гостиную и т. п.

 

Конечно, нелегко сразу отказаться от привычных форм мебели, от «проверенных» дедовских столов и кроватей. Тем не менее красивая, компактная, удобная в обращении комбинированная мебель все больше и больше завоевывает симпатии даже самых консервативно настроенных людей.

 

В последнее время ассортимент мебели значительно расширился благодаря применению пластмасс. Их прекрасные конструктивные и художественные качества позволили создать новые архитектурные и декоративные формы, придать мебели плавные и изящные очертания.

 

Встроенная и свободно стоящая мебель, выполненная с применением различных синтетических материалов, получает с каждым годом все большее распространение. Нередко именно эта красочная, яркая и нарядная мебель становится основным декоративным элементом, определяющим художественное решение всего помещения. Пластмассы используются в качестве облицовочных и конструктивных материалов, а также для изготовления мягкой мебели. Для облицовки мебели применяют гладкие слоистые пластики самых разнообразных цветов, данных чаще всего в ярких контрастных сочетаниях. Поверхность шкафов или столов, облицованных пластиком, может быть блестящей или матовой, различных расцветок и фактур. Такая мебель, облицованная пластиком ярких и чистых тонов, вносит особую нарядность и богатство цвета в убранство помещений;

 

Однако пластмассы используются не только для облицовки мебели. Не так давно начали изготовлять мягкую мебель (например, кресла) из синтетических материалов. Еще более широкое распространение получили стулья с сиденьями и спинками из оргстекла и слоистых синтетических материалов. Такие сиденья и спинки имеют очень выразительные формы и благодаря впечатлению легкости, которое они производят, прекрасно сочетаются с тонкими металлическими ножками. Более того, вместо пружин, ваты, конского волоса и стружек в настоящее время используются новые эластичные материалы — пенорезина, пенопласты, резиновые ленты и т. д. Текстильная промышленность, получив новые типы волокон, новые приемы обработки тканей, начинает выпускать новые материалы для обивки. В результате в корне меняется характер изделия, его вид. Раньше толстый массивный матрац, грузные подушки и валики создавали определенный характер архитектуры мягкой мебели, в котором преобладали крупные объемы, большие поверхности ткани. Применение новых эластичных материалов, например поролона, свело толщину матраца, сиденья и спинки до минимума. Общий вид дивана или тахты стал более изящным. Поролон отличается необычайной легкостью, эластичностью, упругостью и прекрасно режется, образуя правильные, красивые грани, которые придают формам современной мягкой мебели особую четкость и законченность. Необходимо сказать и об оформлении сельского дома. Он имеет ряд преимуществ перед городским, и эти преимущества можно смело использовать, ни в коем случае не подражая убранству городской квартиры: что годится для одного, может совершенно не подойти для другого, и наоборот.

 

У сельского дома есть свои особенности. В большинстве случаев это небольшой одноэтажный дом, в котором живет одна семья; она, следовательно, может устроить его целиком по своему вкусу. В больших городских домах, чаще всего густо населенных, с множеством квартир на каждом этаже, это, конечно, невозможно. Кроме того, большинство городских квартир расположены на втором, третьем, четвертом этаже и выше и поэтому гораздо более отдалены от земли, кустов, деревьев, от окружающей природы.

 

Сельский дом неотделим от окружающего — от палисадника, сада,огорода:

 

И палисадник под окном,

И сад, и лук на грядках,

Все это вместе было дом,

Жилье, уют, порядок.

(А. Твардовский.

«Дом у дороги»)

В светлые окна всегда заглядывают кусты и деревья, видно голубое небо, не заслоненное крышами многоэтажных, тесно поставленных домов; поэтому окна не надо задвигать плотными занавесками от любопытных взоров прохожих или от городского шума и пыли. В сельском доме обычно комнаты уютнее, в них много воздуха и света. Вовсе не обязательно оклеивать их стены обоями или штукатурить,— желтое, чистое дерево бревенчатой стены очень приятно по виду и придает комнате особую теплоту и уют, недоступный городскому дому. Не надо стремиться обставить деревенскую комнату дорогой полированной или мягкой мебелью, обитой тяжелыми гобеленовыми тканями. В деревенском доме мебель может быть более легкой, светлой. Простая деревянная некрашеная мебель, покрытая лаком или фанерованная светлым дубом, больше подходит сюда. Домотканые яркие полосатые дорожки на полу будут казаться в деревенском доме красивыми и уместными. Не надо темных, тяжелых занавесок и «ковровых» скатертей. Легкие белые или яркие ситцевые занавески, клетчатая или сурового полотна скатерть лучше «смотрятся» в сельском доме, так как в нем больше воздуха и света. Именно это обилие воздуха и света, отсутствие городской копоти и дыма, близость к природе, тишина и ощущение простора вокруг придают особую прелесть сельскому дому. Надо только уметь ее подчеркнуть и использовать, не навязывая те приемы украшения, и убранства комнаты, которые приняты в городе.

 

Отдельно нужно сказать об эстетике интерьера общественных зданий. Оформлению клубов, дворцов культуры, библиотек, кафе, кинотеатров и т. п. в настоящее время уделяется большое внимание.

 

Фойе кинотеатров, помещения столовых, читален, залы клубов оформляются по заранее разработанному плану. Естественно, что клуб или театр стараются сделать красивым. Это соответствует их общественному назначению, хорошо гармонирует с ярким светом и нарядными людьми, пришедшими сюда отдохнуть, их приподнятым, праздничным настроением. Но требования, предъявляемые к убранству общественного помещения и жилого дома, совершенно различны. Если оформление первого не должно отражать ничьи личные вкусы или склонности, то убранство жилого дома много скромнее, проще и соответствует вкусам живущих в нем людей. Эти различия сказываются и в масштабах помещения, и в характере отделки, и в различии материалов, используемых для оформления.

 

К сожалению, многие клубы и другие здания общественного назначения до сих пор еще оформлены безвкусно, старомодно. А ведь именно они должны формировать эстетический вкус человека, воспитывать в нем чувство прекрасного.

 

Часто мы еще видим, как клубы, рестораны, театры оформляются с ненужной «купеческой» роскошью. В таких помещениях можно встретить тяжелые плюшевые портьеры, чаще всего красного, оранжевого или синего цветов, которые грубы, тяжеловесны, не придают помещению ни уюта, ни красоты. В простенках между окнами висят плохие копии картин в пышных позолоченных рамах. Стены расписаны по трафарету и покрыты замысловатым узором. В фойе клуба на стене высится громоздкая, украшенная гирляндами и кистями, отделанная под мрамор доска почета. Под нею или по бокам стоят искусственные пальмы в кадках. С потолка свешивается аляповатая люстра с множеством завитков и украшений.

 

А ведь можно оформить помещение совсем по-другому! Занавески могут быть из легкой ткани с простым и изящным рисунком. Стены окрасить в мягкие, спокойные тона, например в светлый кремовый, серебристо-серый, серо-голубой. Правильно используя сочетания цветов, можно сделать красивым любое помещение. А случайно подобранные тона создают пестроту и крикливость. Сейчас стараются избегать ярких цветов во внутренней отделке помещений, таких, как красный, малиновый с золотом, оранжевый, синий (их вводят в небольшом количестве), предпочитают более спокойные, нейтральные тона.

 

Люстру можно заменить плафонами простой современной формы из матового или молочно-белого стекла. Вместо безвкусных и грубых пальм гораздо приятнее выглядят декоративные растения и цветы в горшках на специальных металлических подставках или деревянных полочках и лесенках.

 

В кафе и столовых громоздкие и неудобные столы и стулья с высокими спинками можно заменить легкой, малогабаритной мебелью современной конструкции. Очень красиво получается, если большое помещение, скажем кафе, разделено на отдельные уютные уголки легкими деревянными решетками, обвитыми вьющимися декоративными растениями — плющом, вьюнком или диким виноградом.

 

Таким образом, и при оформлении общественных зданий можно сочетать утилитарные и эстетические функции, пользу и красоту.

Категория: История | Добавил: fantast (28.12.2018)
Просмотров: 1463 | Рейтинг: 0.0/0