Висло-Одерская операция

2 января 1945 г. с плацдарма на Висле у Сандомира перешли в наступление войска 1-го Украинского фронта (командующий фронтом Маршал Советского Союза И. С. Конев, член Военного совета генерал К. В. Крайнюков, начальник штаба генерал В. Д. Соколовский).

 

Попытка противника заблаговременно отвести войска с переднего края, чтобы уберечь их от артиллерийского огня и вынудить наступающего провести артподготовку впустую, не удалась.

 

В 5 часов утра, еще затемно, передовые батальоны дивизий при поддержке части артиллерии и танков атаковали и уничтожили боевое охранение противника, ворвались в его передние траншеи, вскрыли действительное начертание позиций обороны.

 

В 10 часов началась массированная артиллерийская подготовка, почти два часа сокрушавшая укрепления противника, подавившая его огневую систему, уничтожившая живую силу в тактической полосе и нанесшая потери оперативным резервам.

 

Пасмурная погода помешала вылету советской авиации, и все же своевременно проведенная тщательная глубокая разведка дала возможность артиллерии обеспечить пехоте успешное наступление.

 

Общевойсковые армии фронта к исходу первого дня боев прорвали главную полосу обороны противника на глубину 15—20 км. Отчаянные контратаки противника были парализованы: в прорыв были введены 3-я и 4-я танковые армии и отдельные танковые корпуса, которые, довершая разгром тактической полосы обороны, устремились в ее оперативную глубину.

 

Противник ввел в бой свои оперативные резервы, пытался нанести фланговый контрудар в районе г. Кельце силами 24-го танкового корпуса и пехотных частей, но прорвавшиеся в Кельце 4-я танковая армия генерала Д. Д. Лелюшенко и 13-я общевойсковая армия генерала Н. И. Пухова отразили атаки 200 немецких танков и в двухдневных боях нанесли немецкому корпусу поражение.

 

15 января г. Кельце — важный пункт обороны группы армий «А» — был взят. В те же дни 3-я гвардейская танковая армия генерала П. С. Рыбалко прорвалась в глубину вражеской обороны и вместе с подоспевшими дивизиями 5-й гвардейской армии генерала А. С. Жадо-ва овладела г. Ченстоховом.

 

На левом крыле фронта 60-я армия генерала П. А. Курочкина и 59-я армия генерала И. Т. Коровникова, поддержанные двумя танковыми корпусами, выходили на подступы к Кракову.

 

С улучшением погоды стала наносить тяжелые удары по врагу авиация фронта, обеспечивая стремительное продвижение советских войск.

 

За шесть дней наступления войска 1-го Украинского фронта взломали оборону противника протяженностью в 250 км по фронту и на 150 км в глубину, преодолели оборонительные рубежи на реках Висла, Вислока, Нида, Варта и др., разгромили резервы врага и успешно развивали наступление на Бреслау, к Одеру.

 

14 января из района Варшавы, с магнушевского и пулавского плацдармов, перешли в наступление войска 1-го Белорусского фронта (командующий Маршал Советского Союза Г. К. Жуков, член Военного совета генерал К. Ф. Телегин, начальник штаба генерал М. С. Малинин).

 

Здесь действиям передовых батальонов предшествовал мощный 25-минутный артиллерийский налет. Атаки батальонов быстро переросли в общее наступление армий. 8-я гвардейская и 5-я ударная армии в первый же день боев прорвали на своих участках главную полосу обороны. В прорывы были введены 1-я и 2-я гвардейские танковые армии, стремительное наступление которых превратило тактический успех в оперативный.

 

Противник и здесь ввел в бой свой оперативный резерв — 40-й танковый корпус. Но и ему не удалось ни отразить, ни задержать натиск двух танковых армий и отдельных танковых корпусов.

 

Действовавшие вместе с 40-м немецким танковым корпусом 56-й танковый и 8-й армейский корпуса были разбиты, вся 9-я немецкая армия понесла поражение. За три дня боев войска 1-го Белорусского фронта расширили прорыв до 120 км по фронту и 60 км в глубину.

 

Успешно развертывались и бои за Варшаву. Наступавшая северней польской столицы 47-я армия генерала Ф. И. Перхоровича прорвалась через междуречье Западного Буга и Вислы, форсировала последнюю и охватила Варшаву с северо-запада; с юга и юго-запада ее охватила 61-я армия генерала П. А. Белова. Развивая успех советских войск, 1-я польская армия генерала С. Г. Поплав-ского ворвалась на улицы Варшавы.

 

Командование группы армий «А», зная, что советские танки прорвались далеко на запад от Варшавы и могут отрезать находящуюся в ней группировку, отдало ей приказ оставить Варшаву и отступать. Гитлер беспощадно расправился с генералами, командовавшими отступавшими немецкими войсками, но это не помогло. Ему казалось, что положение на берлинском направлении спасут оперативные резервы, и теперь он, поняв пагубность своих стратегических просчетов, спешно стягивал в Польшу танковые и пехотные дивизии.

 

Из Восточной Пруссии в район Лодзи был переброшен танковый корпус СС «Великая Германия», с Карпат — пять пехотных дивизий, десятки эшелонов с войсками и боевой техникой мчались на познанское и бреслауское направления из Германии, Италии, Франции. Они должны были занять оборону между Одером и Вислой и, опираясь на подготовленные доты, на противотанковые рвы, минные поля и бетонные надолбы («зубы дракона»), остановить и обескровить советские войска на мезерицком и померанском, особенно мощном одерском рубежах. Подоспей эти резервы, и Красной Армии снова пришлось бы с тяжелыми потерями людей, боевой техники, времени прорывать долговременную оборону, на что рассчитывали и что планировали Гитлер и его штаб.

 

В этот момент вновь проявились высокое боевое искусство советского командования, наступательный порыв, героизм советских воинов. Решающую роль сыграли советские танковые соединения, придавшие небывалый темп, предопределившие гибельный для врага характер действий.

 

Наступая стремительно и дерзко, днем и ночью, советские танковые армии преодолевали по 50—70 км в сутки, а передовые их отряды — до 100 км. Они упреждали отходившего врага; захватывали не занятые им укрепленные рубежи; врывались на железнодорожные станции и громили там воинские эшелоны, прибывавшие с Запада и отводимые с Востока; с ходу захватывали села и города, в которых располагались, не ожидая ударов, гитлеровские войска и их штабы; парализовали управление войсками противника; нарушали взаимодействие его соединений, отрезали их и, оставляя на полный разгром подоспевшим общевойсковым армиям, устремлялись дальше. Были обойдены Познань с 62-тысячным гарнизоном, Шнайдемюль и другие города и крепости.

 

Взаимодействие армий внутри фронтов, твердо поддерживаемое их командующими и штабами, и взаимодействие фронтов, организуемое Ставкой, обеспечивали успех наступления 1-го Украинского и 1-го Белорусского фронтов.

 

За шесть дней они взломали оборону противника на фронте протяженностью 500 км, разгромили его основные силы в Польше, освободили Варшаву, города Лодзь, Кельце, Радом, Ченстохов и тысячи сел.

 

Оценив успешные действия фронтов, Ставка поставила маршалам Г. К. Жукову и И. С. Коневу задачу выйти на Одер и захватить плацдармы на его западном берегу.

 

Выполняя эти директивы, 1-й Украинский и 1-й Белорусский фронты с нарастающими темпами продолжали сокрушительное для врага наступление. 19 января войска 1-го Украинского фронта освободили Краков. Стремительными, маневренными действиями они лишили врага возможности вести длительные уличные бои и спасли от разрушения древнюю столицу Польши.

 

Искусными маневрами командующий фронтом маршал И. С. Конев вынудил командование противника оставить без долгой борьбы Силезский промышленный район, и этот край угля, химии, металлургии был в целости передан польскому государству, а изгнанные оттуда гитлеровские войска разгромлены па открытых полях сражений.

 

21 января передовые соединения 1-го Украинского фронта стали выходить на Одер, с ходу его форсировали и завязали ожесточенные бои за плацдармы на западном берегу.

 

1-й Белорусский фронт, ведя частью сил бои с противником, упорно сопротивлявшимся в Познани, Шнайдемюле, основными силами продолжал его преследование. 29 января войска фронта пересекли германо-польскую границу и 31 января передовыми частями форсировали Одер у Кюстрина и Франкфурта.

 

От кюстринского плацдарма до Берлина оставалось 60 км. Гитлер и его окружение увидели близко возникшую перед ними смертельную опасность. Все наличные вблизи силы были брошены на ликвидацию плацдармов, захваченных передовыми подразделениями советских войск.

 

У защитников плацдармов, наспех перешедших к обороне, первое время было мало сил, не хватало тяжелого оружия, боеприпасов. В болотистой пойме реки было трудно возводить укрепления: после первых ударов лопатой появлялась вода, ею заполнялись окопы.

 

Позади широко разливался Одер, спереди накатывались атакующие фашистские войска. На плацдармы обрушивались снаряды и мины, авиабомбы. За огневыми налетами следовали атаки танков, пехота сходилась врукопашную.

 

Весь опыт тяжелых кровопролитных боев за плацдармы на Дону и Волге, на Днепре и Висле, на Днестре и Дунае, на бесчисленных больших и малых реках, все мужество советских воинов, закаленное в этих боях, снова сказались на Одере. Атаки врага были отбиты, а тем временем к берегам Одера стремительно подошли главные силы фронтов. Плацдармы были удержаны и расширены.

 

В начале февраля одна из крупнейших операций Великой Отечественной войны — Висло-Одерская — была завершена. Она длилась 23 дня. За это время советские войска заняли территорию площадью 500 X 500 км, очистили Польшу от немецко-фашистских оккупантов, спасли ее население от гибели, освободили из концлагерей сотни тысяч человек, согнанных сюда со всех стран Европы и обреченных на истребление.

 

В ходе операции советские войска уничтожили 35 и разгромили 25 вражеских дивизий. Была взята в плен 141 тыс. солдат и офицеров, захвачено 1377 танков и самоходных орудий, 8280 орудий разных калибров, 5707 минометов, 19 400 пулеметов, 1300 самолетов н множество другой боевой техники и снаряжения противника.               

 

Войска 1-го Украинского и 1-го Белорусского фронтов вступили в пределы Германии на главном стратегическом направлении, вышли на подступы к Берлину.

Категория: История | Добавил: fantast (20.12.2018)
Просмотров: 567 | Рейтинг: 0.0/0