Тегеранская конференция глав правительств СССР, США и Англии в 1943 году

Вскоре после Московской конференции в Тегеране состоялась первая встреча руководителей трех стран — СССР, США и Англии, продолжавшаяся с 28 ноября по 1 декабря 1943 г. Это была первая из встреч «большой тройки» военного периода. Не имея заранее согласованной повестки дня, Тегеранская конференция дала возможность откровенно обменяться мнениями по самым различным вопросам, привела к сближению точек зрения трех правительств и сыграла значительную роль в сплочении антигитлеровской коалиции.

 

В Тегеране руководители трех великих держав — И. В. Сталин, Ф. Рузвельт и У. Черчилль вместе с министрами иностранных дел и военными обсуждали проблемы, касавшиеся координации союзной стратегии против Германии, вопросы оккупации и послевоенного устройства и послевоенной системы международной безопасности.

 

Советская делегация снова поставила вопрос о втором фронте. Конечно, в конце 1943 г. его значение было уже несколько иным, чем в 1941 и 1942 гг. После Сталинграда и Курска Советская страна доказала свою способность собственными силами разгромить гитлеровскую Германию. Но, настаивая в Тегеране на выполнении Западом своих союзнических обязательств, Советское правительство стремилось к скорейшему прекращению кровопролития. В Лондоне и Вашингтоне к этому времени стали понимать, что пресловутая «стратегия истощения» СССР провалилась. При всей трудности борьбы Советский Союз не слабел, а наращивал силы. В меморандуме американской военной разведки, представленном президенту в ходе подготовки конференции в Тегеране, указывалось: «Красная Армия, наступающая уже почти шесть месяцев, наносит немецким войскам новые удары, в результате чего Германия испытывает большие трудности, возможен ее выход из войны весной 1944 г.» 1

 

Черчилль пытался укрепить позиции Запада в Восточной Европе с помощью пресловутой «средиземноморской стратегии»,т. е. осуществив вторжение англо-американских войск в Европу через Балканы, «чтобы не пустить Красную Армию в Австрию и Румынию и даже, если возможно, в Венгрию» 2. В Тегеране он упорно отстаивал свой «балканский вариант» второго фронта.

 

Но американские военные деятели считали планы Черчилля нецелесообразными. «Если бы англо-американские армии были сосредоточены в Южной и Юго-Восточной Европе,— писал позднее Р. Шервуд,— то что могло бы помешать русским занять Рур, Саар и даже Нормандию?» 3 На совещании со своими советниками 15 и 19 ноября Рузвельт подчеркивал необходимость при рассмотрении вопросов ведения войны исходить из того, что советские войска находятся уже в 100 км от польской границы и вступят скоро на территорию Румынии. Указав на важность высадки американских и английских войск в Западной Европе в установленный срок — весной 1944 г., он отметил: «Мы должны сделать все возможное, чтобы американские дивизии были в Берлине так быстро, как это только будет возможно» 4.

 

30 ноября на Тегеранской конференции было заявлено, что объединенные англо-америкапские штабы с участием президента и премьер-министра приняли решение о проведении операции «Овер-лорд» (условное наименование операции по форсированию пролива Ла-Манш) в мае 1944 г. при поддержке десанта в южной Франции. Советская сторона обещала одновременно начать наступление на Восточном фронте, что лишало Германию возможности перебрасывать свои войска на Запад. В декларации, опубликованной после конференции, руководители трех держав заявили, что они согласовали планы уничтожения германских вооруженных сил и «пришли к полному соглашению относительно масштаба и сроков операций, которые будут предприняты с востока, запада и юга».

На конференции Советское правительство пошло навстречу настойчивому пожеланию союзников: Советский Союз обязался после разгрома Германии присоединиться к борьбе против ее японского партнера. Принимая это решение, правительство СССР исходило из стремления ускорить окончание второй мировой войны. Учитывалось также, что милитаристская Япония, несмотря на заключенный пакт о нейтралитете, занимала неприкрыто враждебную позицию против Советского Союза.

 

Итак, в Тегеране союзники пришли к соглашению относительно масштаба и сроков операций против гитлеровских захватчиков. Но как следует поступить с Германией после ее капитуляции?

 

На вопрос советской стороны «Какие предложения имеются по этому поводу?» Рузвельт ответил: «Расчленение Германии». США и Англия вновь выступили с планами раскола единого германского государства. Рузвельт предлагал разделить Германию на пять самостоятельных государств (Пруссию, Ганновер, Саксонию, Баварию и Гессен) и две зоны (район Кильского канала и Гамбурга) под управлением Объединенных наций или четырех держав-побе-дительниц. Рурская и Саарская области должны были быть поставлены под международный контроль. Черчилль предлагал отделить и изолировать Пруссию от остальной Германии. Южные германские провинции должны были, по его плану, войти в так называемую Дунайскую федерацию.

 

Советская делегация выступила за проведение решительных мер против возрождения в будущем германского милитаризма и реваншизма. Что касается американских и английских планов расчленения Германии, то представители СССР, по свидетельству советника Рузвельта Г. Гопкинса, отнеслись к ним «без особого энтузиазма». Глава Советского правительства выступил против создания «новых нежизнеспособных объединений» и предложил передать данный вопрос на рассмотрение Европейской консультативной комиссии.

 

В Тегеране был обсужден ряд других важных вопросов, в том числе о границах Польши. Польское государство должно было расширить территорию на западе до Одера, сохраняя на востоке границу по «линии Керзона». Советский Союз, отстаивая создание сильной, независимой и демократической Польши, отклонил предложения англо-американцев восстановить отношения с польской эмиграцией в Лондоне. «Мы — за восстановление, за усиление Польши. Но мы отделяем Польшу от эмигрантского польского правительства в Лондоне» *,— заявила советская сторона.

 

В связи с обсуждением вопроса о границах советская делегация указала, что незамерзающие порты на Балтийском море — Кенигсберг и Клайпеда (Мемель) должны отойти к Советскому Союзу. Ни Рузвельт, ни Черчилль не возражали против этого.

 

Три державы признали желательным вступление Турции в войну на стороне союзников. Они договорились об оказании помощи югославским партизанам, о передаче СССР части итальянского торгового и военно-морского флота. В специальной «Декларации трех держав об Иране» правительства Англии, СССР и США заявляли, что, учитывая содействие, оказанное Ираном в войне, они будут предоставлять ему экономическую помощь. Они провозгласили также свое желание «сохранить полную независимость, суверенитет и территориальную неприкосновенность Ирана».

 

Главы правительств обсудили также вопросы послевоенного сотрудничества и международной безопасности. «...Мы уверены,— указывалось в «Декларации трех держав»,— что существующее между нами согласие обеспечит прочный мир. Мы полностью признаем высокую ответственность, лежащую на нас и на всех Объединенных нациях, за осуществление такого мира, который получит одобрение подавляющей массы народов земного шара и который устранит бедствия и ужасы войны на многие поколения» ’.

 

Историческое значение Тегеранской конференции состоит в том, что она еще более укрепила антигитлеровскую коалицию и явилась убедительной демонстрацией способности союзников договариваться по коренным вопросам в трудных условиях войны.

Категория: История | Добавил: fantast (17.12.2018)
Просмотров: 660 | Рейтинг: 0.0/0