Изобразительное искусство СССР в 30-е годы

Революционный пафос, утверждение новой, социалистической действительности, воспевание нового человека — строителя и творца — характерные черты изобразительного искусства 30-х годов. В 1933 г. Б. Иогансон создал одно из значительных произведений советской живописи — картину «Допрос коммунистов». Вдумчивое использование художественных традиций русского реалистического искусства XIX в. сочетается здесь с подлинным новаторством, с пафосом революции. Просто, скупо выражена схватка двух миров. Зритель знает, что допрошенных ожидает казнь, но он твердо убежден, что моральная победа — за коммунистами.

 

Прекрасные образцы портретного искусства показал художник М. Нестеров в серии портретов деятелей советской культуры, из которых особым мастерством отличается портрет великого физиолога И. П. Павлова.

1933—1934 гг. были годами наивысшего творческого подъема художника-баталиста М. Грекова, написавшего ряд полотен о Первой Конной армии. После смерти художника была учреждена студия им. М. Б. Грекова, сыгравшая большую роль в развитии советской батальной живописи. Старейший художник И. Грабарь создал картину «В. И. Ленин у прямого провода». По-новому всматривается в хорошо знакомые образы крестьян С. Герасимов, запечатлевший черты эпохи в характере людей современной деревни. Ярко развивалось творчество А. Пластова; вспоенное живыми образами русской природы, оно самобытно отразило и русский пейзаж, и быт советского крестьянства. В эти годы раскрылся своеобразный талант А. Дейнеки, воспевающего здорового, сильного, красивого человека, стремительность и пластику его движений. Поиски новых форм синтетического искусства воплощены в мозаичных панно А. Дейнеки и Е. Лансере. Плодотворно работает в области исторической живописи П. Соколов-Скаля. Красочное богатство мира передают полотна П. Кончаловского, особенно его пейзажи и натюрморты. Проникновенное видение, свой художественный почерк проявился в портретах П. Корина. Многие его этюды к картине «Уходящая Русь» поражают своей психологической глубиной и совершенством исполнения. О новом тонком понимании пейзажа говорят полотна молодых художников Г. Нисского и Ю. Пименова.

 

Советское изобразительное искусство проявило себя в тот период в различных жанрах. В декорационном искусстве театра больших успехов достигли художники разнообразных направлений: Н. Акимов, В. Дмитриев, В. Рындин, Ф. Федоровский. В графике, книжной и газетной иллюстрации наибольших успехов достигли Д. Шмаринов, Н. Жуков, Е. Кибрик, В. Пахомов, Г. Верейский, Б. Пророков и др. Прекрасные произведения книжной графики создал В. Фаворский.

 

Много и плодотворно работали художники национальных республик. М. Сарьян своими полотнами вдохновенно воспевал цветущую Армению, создал интересное и самобытное оформление к спектаклям ереванских театров. Большой известностью пользовалось творчество азербайджанского художника Р. Мустафаева. Грузинские художники С. Кобуладзе и И. Тоидзе создали иллюстраций к поэме Руставели «Витязь в тигровой шкуре».

 

На Украине и в Белоруссии в живописи и скульптуре работали А. Шовкуненко, М. Дерегус, К. Трохименко, В. Касиян, П. Гавриленко и др. Над двумя большими циклами картин «Колониальное прошлое Киргизии» и «Социалистическая Киргизия» работал С. Чуйков. Тесно связанный с народом, среди которого он вырос, художник проникся его думами и чувствами; он воспитал много талантливой молодежи в Киргизской республике.

 

С помощью русских мастеров формировалась художественная интеллигенция, воспитывались самобытные таланты и в других национальных республиках. Так, П. Романов, в прошлом батрак, боец частей особого назначения, ученик Д. Моора, в 1934 г. закончил Московский институт изобразительных искусств и стал первым ху-дожником-графиком Якутии. Работая землекопом на строительстве Турксиба, казах А. Кастеев на гладкой поверхности скалы нарисовал портрет В. И. Ленина. На первом казахском слете деятелей народного искусства А. Кастеев был премирован и по решению Президиума Казахского ЦИК в 1934 г. направлен па учебу.

 

Социалистическая реконструкция Москвы и других городов, проектирование новых домов, клубов, дворцов культуры, строительство и оформление Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, канала Москва — Волга, создание наружных и подземных интерьеров Московского метрополитена и строительство советского павильона на Международной выставке в Париже — все эти почетные и ответственные задачи были с честью решены советскими скульпторами и архитекторами. Замечательную Лениниану создал скульптор В. А. Андреев. Монументы В. И. Ленина на канале Москва — Волга, для Дворца Советов, для Еревана, Ульяновска, Петрозаводска стали темой творчества крупнейших скульпторов С. Д. Меркурова, М. А. Манизера.

 

Оформление станций Московского метрополитена первой и второй очереди отразило плодотворные поиски и крупные успехи советской архитектуры. Наиболее удачными были признаны станции «Дворец Советов» (ныне «Кропоткинская») (архитекторы А. Н. Душкин и Я. Г. Лихтенберг); «Киевская» и «Комсомольская» (архитектор Д. Н. Чечулин).

 

По проекту Б. М. Иофана был построен советский павильон на Парижской выставке 1937 г., символом которого стала скульптурная группа В. И. Мухиной «Рабочий и колхозница». Лаконизм, динамика, предельная выразительность этой работы сделали ее по праву ярким достижением социалистического реализма в изобразительном искусстве. С. Д. Лебедева в скульптурных портретах П. П. Постышева, В. П. Чкалова воплотила черты людей новой эпохи. Облик Г. К. Орджоникидзе прекрасно запечатлели в скульптуре Б. Я. Боголюбов и В. И. Ингал.

 

После постановления ЦК ВКП (б) 1931 г. «О плакатной литературе» стало больше содержательных, ярких, художественно выполненных плакатов. Это продемонстрировала Всесоюзная выставка плакатов 1934 г. на тему: «Десять лет без Ленина — по ленинскому пути». Как и прежде, успешно развивали это искусство художники Д. С. Моор, В. Н. Дени, В. Долгоруков, В. Б. Корецкий, Кукрыник-сы, Б. Е. Ефимов. В качестве специальных корреспондентов «Правды» художники Кукрыпиксы (М. В. Куприянов, П. Н. Крылов и Н. А. Соколов) в поездках по стране находили материал для своих разящих сатирических произведений. «Кукрыниксы, обрушивающиеся на негодное со всей силой своего талантливого карандаша, делают дело партии»,— говорилось в предисловии к их альбому, подписанному редакцией «Правды».

Категория: История | Добавил: fantast (03.12.2018)
Просмотров: 15 | Рейтинг: 0.0/0