Кинематограф СССР в 30-е годы

Выдающихся успехов достигло самое массовое из искусств — кино. С конца первой пятилетки создавалась солидная техническая база кинематографии. В годы второй пятилетки кинематография показала свою творческую зрелость, многообразие жанров, замечательные успехи актеров, режиссеров, операторов, художников, композиторов.

 

Большое развитие получила документальная кинематография. В середине 30-х годов, кроме «Союзкиножурнала», выходили периодические киножурналы «Социалистическая деревня», «Наука и техника», «Пионерия», «На страже СССР», «Советское искусство». Работники кинохроники с помощью выездных редакций создавали летопись современности, кинопортреты людей, событий; строек, боевую советскую кинопублицистику.

 

Зарождается новый жанр художественно-хроникальных фильмов. Одним из первых фильмов этого жанра был экспедиционный киноочерк «Москва — Кара-Кумы — Москва» о первом автопробеге через пустыню, созданный Э. Тиссе, Р. Карменом, И. Варейкисом. Кинооператор М. Шафран, участник челюскинской эпопеи, запечатлел в уникальном фильме подвиг ледового «лагеря Шмидта». Большой удачей была картина Э. Шуб и Б. Агапова «Страна Советов». К десятилетию со дня смерти Ильича, в 1934 г., старейший мастер советского кино Д. Вертов создал «Три песни о Ленине». «Правда» 23 июля 1933 г. отмечала, что «на этой картине можно учиться тому, как делать документальный материал художественным произведением».

 

Лучшие советские фильмы того периода вошли в золотой фонд мирового киноискусства и оказали большое влияние на его последующее развитие. Эти фильмы прежде всего рассказывали о современниках, о тех, кто строит социализм, — это отважные зимовщики в фильме «Семеро смелых» и молодые строители нового города в картине «Комсомольск» С. Герасимова, соколы-летчики в фильме «Летчики» Ю. Райзмана, деревенская молодежь в поэтической картине «Гармонь» И. Савченко и др. Замечательный режиссер А. Дов-женко, вдохновленный поездкой на Дальний Восток, создал интересный фильм «Аэроград». Свое неповторимое лицо, свой творческий почерк показали и национальные киностудии. Вышли на экраны первый звуковой армянский кинофильм «Пэпо», фильмы грузинской студии «Последний маскарад» и «Арсен» режиссера М. Чиаурели.

 

Советское кино достигло больших успехов в экранизации произведений русской классической литературы. Старейший мастер кино В. Гардин создал образ Иудушки Головлева по Салтыкову-Щедри-ну. Ярко раскрыл «темное царство» режиссер В. Петров в фильме «Гроза» по пьесе А. Островского.

 

В 1934 г. режиссер Г. Александров создал первую советскую музыкальную кинокомедию «Веселые ребята». Через два года на экраны страны вышел его замечательный фильм «Цирк». Серьезный вклад внесли советские кинематографисты в жанр исторического фильма. Картина В. Петрова «Петр Первый», поставленная но сценарию А. Н. Толстого, явилась ярким произведением искусства и стала образцом для создания в будущем лучших советских исторических фильмов.

 

Но самым значительным достижением советской кинематографии были в ту пору историко-революционные фильмы, и первым среди них — картина С. и Г. Васильевых «Чапаев», вышедшая к 17-й годовщине Октябрьской революции. «Картина полна неугасимой веры в силу народной правды, в правоту Ленина! Убедительная картина! — писал М. Горький.— Я любовался Василь Ивановичем, Анкой, Петькой, Клрччковым... Отлично боролись, отлично руководили большевики! Ныне отлично показали эту борьбу в искусстве! От гордости за народ дух захватывает!» Известный историк киноискусства Жорж Садуль считал этот фильм «сгустком поисков нового стиля, началом расцвета звукового кино... Фигура этого партизана в меховой папахе около пулемета или скачущего на коне стала образом мировой славы». Сила и убедительность картины в ее правдивости. Великолепны не только образы главных героев фильма во главе с Чапаевым (артист Б. Бабочкин), но и образы врагов п эпизодические роли, раскрытые с большой силой обобщения. Газета «Комсомольская правда» 27 октября 1935 г. отмечала, что картина «Чапаев» из произведения искусства перерастает в явление политическое. «Чапаева» смотрели целыми цехами, заводами, воинскими частями. Только за год фильм просмотрело около 30 млн. советских людей.

 

Два года спустя после «Чапаева» на экраны вышел фильм «Мы из Кронштадта», поставленный Е. Дзиганом по сценарию Вс. Вишневского. Идейностью, верностью партии и Родине, чистотой чувств дышит этот фильм, убедительно раскрывающий силу подвига моряков революции. «Фильм «Мы из Кронштадта» мог родиться только в Советском Союзе, только в советской кинематографии, — писал немецкий писатель Фридрих Вольф,— Голливуд мог бы зафрахтовать несколько эскадр американского флота, затратить несколько миллионов долларов, и тем не менее ему никогда бы не удалось создать фильм, проникнутый тем величественным пафосом, которым дышит «Мы из Кронштадта»». Эти фильмы воспитывали у советских людей глубокие чувства социалистического патриотизма, преданности делу Ленина.

 

Советская кинематография того времени создала и особый тип историко-революционного фильма. Это не был биографический фильм в точном смысле слова, однако в его образах были запечатлены характерные черты многих живых героев эпохи. В картине «Депутат Балтики» режиссеров И. Хейфица и А. Зархи актер Н. Черкасов мастерски показал обобщенный образ представителя старой интеллигенции, ученого, вставшего на сторону революции. Широкие обобщения эпохи дала знаменитая трилогия о Максиме («Юность Максима», «Возвращение Максима», «Выборгскаясторона») режиссеров Г. Козинцева и Л. Трауберга. Образ Максима, с особой теплотой и обаянием созданный артистом Б. Чирковым, стал одним из шедевров советской и мировой кинематографии.

 

И, наконец, великолепным образцом советского киноискусства стали фильмы о В. И. Ленине: «Человек с ружьем» С. Юткевича и особенно «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году» М. Ромма. Ответственную, почетную и трудную задачу воплощения образа великого вождя революции с большим талантом решили замечательные советские артисты Б. Щукин и М. Штраух. Если в первом фильме Е. Щукин удивлял зрителя своим внешним сходством, то во втором фильме он потрясал передачей внутреннего облика Ильича. Работа артистов Н. Охлопкова и В. Ванина, создавших образы беззаветно преданных партии и народу большевиков Василия и Матвеева, весь строй фильма, волнующий зрителя до глубины души, были большой победой постановочного коллектива «Мосфильма».

Категория: История | Добавил: fantast (03.12.2018)
Просмотров: 24 | Рейтинг: 0.0/0