Советская наука в 30-е годы и организация научных сил страны

В 30-е годы советская наука решительно переходит на плановую систему развития. Возникают новые научные очаги — академии и отраслевые институты, которые пополняются научными кадрами по всем отраслям знаний.

 

Научно-технический фронт страны охватил все необходимые для развития науки и техники специальности, в том числе наиболее дефицитные, требующие особой подготовки и квалификации.

 

До 1932 г. научные учреждения были сосредоточены главным образом в Москве и Ленинграде. В годы второй пятилетки они были созданы во множестве и на периферии.

 

27 июля 1933 г. Президиум ЦИК Союза ССР заслушал отчеты Всесоюзной, Украинской и Белорусской академий наук. Отмечая заслуги деятелей науки и техники в выполнении первой пятилетки в четыре года, постановление Президиума ЦИК подчеркивало, что вступление во вторую пятилетку «выдвигает перед научно-исследовательскими учреждениями Союза ССР и союзных республик задачу еще более тесного сближения теоретической мысли с практикой социалистического строительства и полной ликвидации отставания теории от социалистической практики». Были отмечены решительный поворот в работе академий в сторону обслуживания практических задач социалистического строительства, пополнение академий крупными научно-техническими силами, внедрение плановости и большие успехи в исследованиях прикладяого характера, в размахе экспедиционной работы и организации местных научных сил. Специально указывалось, что исследования все больше ведутся на основе марксистско-ленинского метода, а это обогащает теоретические работы и служит основанием для успешного развития всех наук. По целому ряду теоретических дисциплин — физиологии, математике, физике, химии, геохимии и др. советская наука, как подчеркивалось в постановлении, играла крупнейшую роль в мировой науке.

 

Наряду с этим Президиум ЦИК указал на необходимость большей согласованности научных работ всех трех академий, а также между ними и научными институтами наркоматов, максимального внедрения достижений науки в народное хозяйство, устранения перегрузки ученых, отвлекающей их от научно-исследовательской деятельности. Особое внимание обращалось на подготовку научных кадров, укрепление связей с рабочей общественностью, необходимость популяризации достижений науки среди широких народных масс. Свидетельством большой заботы Советской власти о нуждах науки явилось решение Президиума ЦИК увеличить ассигнования на строительство новых зданий для институтов Академии наук, приобретение научного оборудования, улучшение материального положения аспирантов академий и т. д.

 

В декабре 1933 г. ЦИК СССР принял постановление о передаче Академии наук СССР в ведение Совнаркома Союза ССР в целях «достижения более полной связи работы Академии наук Союза ССР с практикой социалистического строительства и для установления планомерного и тесного сотрудничества Академии наук с народными комиссариатами и Государственной плановой комиссией...» 1

 

Новое положение Академии наук нашло отражение в уставе, принятом в 1935 г. «Академия наук Союза ССР является высшим научным учреждением СССР, объединяющим наиболее выдающихся ученых страны»,— говорилось в уставе. «Основной задачей Академии наук является всемерное содействие общему подъему теоретических, а также прикладных наук в СССР, изучение и развитие достижений мировой научной мысли. В основу своей работы Академия наук полагает планомерное использование научных достижений для содействия строительству нового, социалистического бесклассового общества».

 

Комплексными научно-исследовательскими институтами, группирующими вокруг себя местных научных работников и содействующими культурному строительству республик, стали филиалы и базы Академии наук на местах. В 1935 г. по постановлению Президиума Академии наук вместо Закавказского филиала было создано три новых филиала: Азербайджанский (Баку), Армянский (Ереван) и Грузинский (Тифлис). К 1936 г. Академия имела, кроме того, филиалы: Уральский (Свердловск), Дальневосточный (Владивосток), Казахстанский (Алма-Ата) и базы в Таджикистане (Сталинабад), на Кольском полуострове (Кировск) и в Архангельске. При Президиуме Академии наук был создан Комитет по заведованию филиалами и базами, возглавляемый вице-президентом В. Л. Комаровым.

 

В 1936 г. в составе Академии наук впервые было организовано отделение технических наук с группами: энергетики, технической химии, технической физики, горного дела. Его образование укрепило органическую связь науки и техники.

 

В соответствии с указаниями XVII съезда партии в стране широко развертывалась работа научно-технических институтов. В Харькове, Днепропетровске, Свердловске, Томске были созданы новые физико-технические институты, в организации работы и подготовке кадров для которых большую роль сыграл Ленинградский физико-технический институт, руководимый академиком А. Ф. Иоффе. В Москве под руководством академика С. И. Вавилова вырос крупнейший Научно-исследовательский физический институт нм. П. Н. Лебедева (ФИАН). В 1934 г. был создан Институт органической химии, возглавляемый академиками А. Е. Фаворским и Н. Д. Зелинским; тогда же были организованы Институт биохимии под руководством академика А. Н. Баха и Институт общей и неорганической химии, возглавляемый академиком Н. С. Курнаковым. В 1935 г. открылся Институт физических проблем, который возглавил П. Л. Капица, в 1937 г.— Институт геофизики, руководимый О. Ю. Шмидтом.

 

Отделение общественных наук АН СССР объединило институты: философии, права, экономики, мирового хозяйства и мировой политики. В июне 1937 г. в состав Академии наук вошла Академия истории материальной культуры, преобразованная в Институт истории материальной культуры. Были созданы новые центры марксистской науки (Историческая комиссия в 1933 г., Историко-археографический институт в 1934 г.). В связи с ликвидацией Коммунистической академии и передачей ее учреждений и институтов в Академию наук был образован в 1936 г. Институт истории — важный центр советской исторической науки — и организована группа истории для объединения и координации работы исторических институтов страны.

 

По предначертанию В. И. Ленина, сформулированному в его «Наброске плана научно-технических работ» (1918 г.), одной из главных задач советской науки было развитие производительных сил страны. В составе основных учреждений Академии наук СССР был Совет по изучению производительных сил (СОПС) под руководством академика И. М. Губкина. Была укреплена материальная база экспедиций советских ученых. СОПС начал организацию крупных комплексных экспедиций с большим числом исследоватольских отрядов (например, Южно-Уральская и Карело-Мурманская экспедиции 1935 г. включали но 17 отрядов), в которых, как правило, участвовали институты: геологический, почвенный, петрографии и минералогии, гидрологический, ботанический, а также ряд внеакадемичсских учреждений.

 

В годы второй пятилетки успешно продолжалось исследование Курской магнитной аномалии (КМА), начатое еще при жизни В. И. Ленина по его указанию. Геологи открыли новые богатые месторождения; несмотря на огромные трудности началось освоение руд КМА.

 

Советские геологи открыли новые нефтеносные районы на Урале и в Башкирии, названные «Вторым Баку». Советские ученые выявляли неисчерпаемые природные ресурсы Средней Азии и Казахстана, ликвидируя «белые пятна» на карте Родины и создавая возможности для наиболее полного использования богатства ее недр. Комплексные экспедиции под руководством академиков В. Л. Комарова и Ф. Ю. Левинсона-Лессинга успешно занимались изучением Камчатки. В этих экспедициях, как и во всей деятельности советских ученых, ярко проявилась сущность советской науки, призванной поднять экономику, культуру и благосостояние советского народа.

 

Ценнейший вклад в изучение природных богатств Узбекистана, Киргизии и Туркменистана внесли академики И. М. Губкин, И. Г. Александров, А. Е. Ферсман, В. А. Обручев.

 

Изыскания ведущих ученых страны создавали солидную базу для исследований на местах и способствовали развитию и формированию научных кадров в национальных республиках.

 

Бурное развитие экономики советских республик требовало роста сети научных учреждений и кадров исследователей, а это в свою очередь способствовало развитию производительных сил национальных республик. Сеть научных учреждений во второй пятилетке значительно выросла.

 

В целях укрепления связи передовой науки с практикой социалистического сельского хозяйства в 1935 г. была проведена коренная реорганизация Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им. В. И. Ленина (ВАСХНИЛ). В 1934 г. было создано новое в практике мировой медицины научное учреждение — Всесоюзный институт экспериментальной медицины (ВИЭМ). Была организована Академия архитектуры СССР. Комитет по заведованию учеными и учебными учреждениями ЦИК СССР (Ученый комитет) уже в 1935 г. руководил 145 научными и учебными заведениями и 6 научными обществами. Помимо академических и внеакадеми-ческих институтов, большую роль в развитии науки играли вузы и втузы страны, ибо сочетание научной и учебной работы — одна из характерных черт советской школы. Всего к 1937 г. в стране имелось 867 научно-исследовательских институтов и их филиалов, в которых работали 37 600 научных работников.

Категория: История | Добавил: fantast (03.12.2018)
Просмотров: 9127 | Рейтинг: 4.2/5