Переговоры о Восточном пакте (1933—1935 гг.)

Осенью 1933 г., после того как Германия ушла с конференции по разоружению, а затем заявила о своем выходе из Лиги Наций, министр иностранных дел Франции Бонкур неоднократно вел беседы с советским полпредом в Париже В. С. Довгалевским о желательности дополнения франко-советского пакта о ненападении пактом о взаимной помощи. 31 октября 1933 г. в беседе с наркомом иностранных дел СССР М. М. Литвиновым Бонкур подчеркивал необходимость для СССР и Франции подумать о контрмерах в связи с вооружением и подготовкой фашистской Германии к войне.

 

23 ноября 1933 г. Бонкур в беседе с Довгалевским заявил, что вопрос о защите от угрозы гитлеровской агрессии считает назревшим и не терпящим отлагательства. Он говорил о наличии в некоторых влиятельных кругах Франции тенденции к соглашению с Германией и убеждал в необходимости поторопиться с заключением договора о взаимопомощи.

 

Искренне обеспокоенное судьбами сохранения мира и предотвращения гитлеровской агрессии в Европе, Советское правительство в принципе отнеслось положительно к этой идее Боикура, но считало, что решение вопроса о безопасности следовало бы искать на более широкой общеевропейской основе.

 

К середине декабря 1933 г. НКИД уже закончил разработку проекта о создании системы коллективной безопасности в Европе, в котором предусматривались следующие предложения:

 

1)            СССР согласен па известных условиях вступить в Лигу Наций;

 

2)            СССР не возражает против того, чтобы в рамках Лиги Наций заключить региональное соглашение о взаимной защите от агрессии со стороны Германии;

 

3)            СССР согласен на участие в этом соглашении Бельгии, Франции, Чехословакии, Польши, Литвы, Латвии, Эстонии и Финляндии или некоторых из этих стран, но с обязательным участием Франции и Польши;

 

4)            переговоры об уточнении обязательств будущей конвенции о взаимной защите могут начаться по представлении Францией, являющейся инициатором всего дела, проекта соглашения;

 

5)            независимо от обязательств но соглашению о взаимной защите, участники соглашения должны обязаться оказывать друг другу дипломатическую, моральную и по возможности материальную помощь также в случае военного нападения, не предусмотренного самим соглашением, а также воздействовать соответствующим образом на свою прессу.

 

Таким образом, Советское правительство, учитывая угрозу развязывания агрессии в Европе, наметило широкую программу организации коллективной безопасности в Европе на основе принципов неделимости мира и коллективной безопасности, т. е. гарантий мира для всех государств и народов.

 

28 декабря 1933 г. Советское правительство передало Бонкуру указанные предложения о заключении многостороннего пакта о взаимной помощи, который явился бы прочной гарантией сохранения мира. Бонкур одобрительно отнесся к этой идее и даже взялся составить проект соответствующего договора.

 

Однако в переговоры внезапно вмешались весьма влиятельные антисоветские и прогерманские силы, и советско-французские переговоры о пакте были приостановлены.

 

Возобновились переговоры только в апреле 1934 г., после образования во Франции (в феврале) нового правительства, министром иностранных дел которого стал Л. Барту.

 

В ходе переговоров французская сторона предложила во избежание упреков со стороны Германии в том, что планируемый пакт якобы имеет целью «окружение Германии», включить последнюю в число участников данного пакта. Барту предложил т&кже дополнить Локарнские соглашения 1925 г. новыми статьями, которые учитывали бы советские предложения. Это и был проект так называемого «Восточного Локарно», или Восточный пакт, предложенный Барту. Он был предметом обсуждения при личных встречах Литвинова и Барту в мао и июне 1934 г.

 

18 июля 1934 г. советское полпредство в Париже по поручению НКИД сообщило министерству иностранных дел Франции, что СССР не возражает против включения Германии в Восточный пакт. Таким образом, участниками пакта должны были стать следующие страны Центральной и Восточной Европы: Польша, Чехословакия, Германия, Советский Союз, Прибалтийские государства и Финляндия. Они должны были взаимно гарантировать нерушимость границ и обязывались оказывать помощь государству — участнику пакта, подвергшемуся нападению, и не оказывать никакой помощи государству-агрессору. Помимо этого договора, планировалось заключение отдельного пакта о взаимной помощи между СССР и Францией. В результате этого Франция стала бы гарантом Восточного пакта, а Советский Союз наравне с Англией и Италией — гарантом Локарнского пакта 1925 г. Следовательно, заключение упомянутых двух пактов (вЬсточного и франкосоветского) позволило бы ликвидировать антисоветскую направленность Локарнских соглашений и организовать в Европе систему коллективной защиты мира.

 

27 июня 1934 г. проект Восточного пакта, составленный французским правительством, был передан англичанам. Однако, руководствуясь своей установкой делать все, чтобы ослабить внешнеполитические позиции СССР, хотя это шло в ущерб делу мира, правящие круги Англии заняли выжидательную позицию в отношении этого пакта, не желая сразу показывать свое отрицательное к нему отношение. Английское правительство заявило, что оно готово поддержать идею заключения такого пакта при условии, чтобы гарантии, которые СССР и Франция взаимно предоставляли друг другу, были распространены и на Германию. А это означало, что Германия должна была стать участником пакта о взаимопомощи между СССР и Францией. Кроме того, Англия добивалась согласия Франции на вооружение Германии.

 

Советское правительство хотя и не питало иллюзий в отношении участия Германии в Восточном пакте, но, стремись добиться поддержки Англии в этом вопросе, 16 июля 1934 г. поручило своему полпреду в Лондоне сообщить английскому правительству, что СССР не возражает против включения в гарантийное франкосоветское соглашение Германии, а также что он согласен и с тем, чтобы на последнюю распространялись гарантии как Франции, так и Советского Союза.

 

В Берлине сразу же поняли сложную игру Лондона в вопросе о Восточном пакте: там не сомневались, что английское правительство нарочито осложняло заключение этого пакта различными дополнительными условиями, чтобы таким образом дать возможность гитлеровскому правительству самому решить вопрос: быть или не быть Восточному пакту. Гитлеровская дипломатия не замедлила воспользоваться возможностью, созданной английской дипломатией, для нанесения удара по этому пакту.

 

В сентябре 1934 г. Берлин заявил, что он решительно возражает против Восточного пакта. Активным сообщником гитлеровской Германии в срыве Восточного пакта было польское правительство, вставшее к тому времени на путь сговора с германским фашизмом. Оно также отклонило предложение о Восточном пакте.

 

9 октября 1934 г. в Марселе был убит Барту. Не стало деятеля, который понимал огромную опасность агрессивных устремлений германского фашизма для Франции. Приход к власти во Франции правительства П. Фландена, в котором портфель министра иностранных дел получил Г1. Лаваль, ослабил позиции сторонников коллективной безопасности и франко-советского сближения. Лаваль был убежденным сторонником сговора с фашистской Германией. Что касается франко-советских переговоров о Восточном пакте, то он считал, что Франция должна использовать их лишь для оказания давления на Гитлера, чтобы вынудить его пойти на соглашение с Францией.

 

Чтобы воспрепятствовать маневрам Лаваля вокруг вопроса о сближении с гитлеровской Германией под прикрытием переговоров о коллективной безопасности, Наркоминдел СССР предложил, чтобы Франция и Советский Союз подписали протокол, в котором говорилось, что «каждое из этих двух государств обязуется не заключать никаких политических соглашений с Германией без предварительного совещания с другим правительством». После недолгих переговоров 5 декабря 1934 г. такое соглашение было подписано. Вскоре к нему присоединилась и Чехословакия.

 

Дальнейшие события показали, что инициатива СССР в вопросе о подписании соглашения с Францией, которое обязывало обе стороны продолжать борьбу за организацию мира в Европе, основанную на принципе неделимости мира, оказалась нужной и своевременной мерой. Лаваль саботировал переговоры о Восточном пакте. В Лондоне воспользовались позицией Лаваля для того, чтобы скорое похоронить проект Восточного пакта и начать двусторонние переговоры с гитлеровской Германией. На англо-французских переговорах в Лондоне (февраль 1935 г.) английское правительство предложило вместо Восточного пакта заключить договор, который не содержал бы никаких обязательств, кроме обязательства консультаций. Такой договор устраивал гитлеровскую дипломатию.

 

Коммюнике об итогах лондонских переговоров свидетельствовало, что под давлением английской дипломатии Париж встал на путь поисков соглашения с гитлеровским правительством и в угоду последнему Англия и Франция стремились вопрос о заключении Восточного пакта отложить на неопределенное время.

 

Это так называемое лондонское соглашение Бонкур охарактеризовал как «сдачу первоначальных позиций французского пра вительства в данном вопросе в угоду Англии и в расчете на соглашение с Германией».

 

17 февраля 1935 г. Советское правительство дало указание своему полпреду в Лондоне заявить английскому правительству, что «советская общественность склонна считать Англию ответственной за упорное сопротивление Германии установлению системы безопасности на Востоке Европы» К

 

Советское правительство, однако, продолжало борьбу за коллективный пакт о взаимопомощи, о чем оно еще раз решительно заявило, когда английский министр иностранных дел А. Иден в конце марта 1935 г. прибыл с визитом в Москву. Однако английское правительство, ослепленное враждой к Советскому государству, не вняло серьезным предупреждениям. Оно не содействовало созданию системы коллективной безопасности на европейском континенте. Более того, оно помогло Гитлеру похоронить проект Восточного пакта, чтобы такой ценой склонить фашистского диктатора к соглашению с Англией. Таким образом, на Англии лежит ответственность за провал Восточного пакта, решающее значение которого хорошо понимали и в Лондоне. Это, в частности, подтверждает Иден, который пишет в своих мемуарах, что, «если бы Восточный пакт был организован, это оказало бы большое воздействие на политику Германии в отношении Чехословакии (не в отношении ее намерений, а в отношении осуществления этой политики). Это могло бы даже дать возможность избежать Мюнхена».

Категория: История | Добавил: fantast (29.11.2018)
Просмотров: 2042 | Рейтинг: 0.0/0